Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина») Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов
консультация по краеведению (5 класс) на тему

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»). Материал подготовки воркшопа  для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedotka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»)

Материал подготовки воркшопа* для учащихся 5-х классов

Кутняхова Н.А.

      Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина», состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событийной нитью.

      События можно представить в виде трех частей кадроплана, например:

- Первая встреча героев: весной Давыдов, встретив ватагу школьников, замечает «парнишку лет семи, босого, белоголового»  и заводит с ним беседу.

- Вторая встреча героев: в конце лета он встречает Федотку  в школе, где мальчик, пытаясь привлечь внимание Давыдова, достает из кармана ручную гранату – лимонку. К счастью, граната оказывается без капсюля, а мальчик показывает Давыдову место, где была найдена страшная находка.

- Третья часть, самая короткая, посвящена поиску  опасного «клада».

       Возможен и такой вариант (отрывки, представленные разными издательствами,  несколько  отличаются  друг от друга):

- Давыдов приходит в школу, чтобы решить «сколько и каких строительных материалов потребуется на ремонт школы и когда приступать к нему, чтобы без особой спешки и возможно добротнее отремонтировать здание к началу учебного года». Однако серьезное дело прерывается ребячьей проказой: Давыдов получает в лоб бумажным жеваным шариком и сам скатывает бумажный мякиш, стреляя им в своего «обидчика» - давнего знакомого Федотку Ушакова. Давыдов «отдыхал душой, глядя на детские лица, на склоненные над партами  разномастные головки».

- Продолжение знакомства с Федоткой, событие, о котором «Давыдов и долгое время спустя не мог вспоминать без внутреннего содрогания». Граната. Внутренние переживания Давыдова и страх за детей.

- Перочинный нож — «давнишний  подарок одного старого друга», для любого мальчишки такой ножик - «чистое сокровище». Сомнения Федотки в справедливости обмена с председателем.  (деталь «он (Федотка) сжал в руке указательный палец Давыдова», при прощании «как взрослому пожимая на прощание маленькую ручонку»).

- Поиск «клада», пулемет и боеприпасы.

     Построим ход беседы так, чтобы центральное место заняла характеристика персонажей и оценка их поступков.  

- Каким вам представляется Давыдов – председатель колхоза?

- Как ведет себя Федотка в разговоре с председателем? (Он независим, откровенен).

- Как ведет себя Давыдов? (Ему нравится беседа, он любуется непосредственностью Федотки. Его забавлял эпизод знакомства, поэтому он «улыбался, ощущал редкостную теплоту на сердце и влагу на глазах»).

- Как строится беседа ребенка и взрослого? (Беседа строится на равных, Давыдов обращается к мальчику с шуточной, но подчеркнутой солидностью: Федот Демидыч, Федотка Демидыч. С напускной серьезностью Давыдов подчеркивает их равенство: «ну, теперь, Федотка, давай я твой палец укушу».   В речи Давыдова можно заметить дружескую заботу о новом знакомом: «так сопли надо выбивать, факт»).

- Почему Давыдов идет на сбижение с мальчиком?

       Первая часть рассказа позволяет нам представить героев, особенно это важно в смысле характеристики Давыдова.

       Вторая часть (первая при работе по второму варианту кадроплана), самая объемная, самая важная и психологически яркая. Давыдов идет в школу, чтобы оценить, какой ремонт необходим зданию к началу учебного года.

- Оцените круг забот Давыдова.

- Как ведет себя Давыдов в классе?

- Шарик из трубки — шалость Федотки.

       Давыдов не обижается на детскую проказу, он прекрасно сознает, что перед ним ребятишки, которым свойственно проказить. Этим и объясняется его хозяйская предусмотрительность: «Купить ящик стекла. Наверное, нет в запасе ни одного листа, а чтобы ребята не колотили стекла – это же невозможное дело, факт!»

       Однако Давыдов увлекся детской шалостью, ему интересна обстановка в классе: «улыбаясь… бегло осмотрел», «ждал, не сводя смеющихся глаз…», «глянул на плутовскую рожицу и сам чуть не рассмеялся вслух».

       Мальчишество Давыдова. По авторской оценке – «непростительное ребячество».

       Федотка не только узнал старого знакомого, но и настойчиво требовал продолжения знакомства, напоминая о прежней встрече: «знаками настойчиво прося показать, как у того обстоит дело с зубом».

       Ручная «граната- лимонка».

- Что ощущает Давыдов, увидев в руках Федотки гранату?

- Какой выход находит председатель (нож – переключение внимания)?

- Обмен, переживания Федотки по поводу справедливости обмена.

      Мука для учительницы. Давыдов доверяет своим ощущениям. Он сначала выписывает распоряжение выдать продукты, а затем только интересуется подробностями ее существования в правлении.

       Федотка показывает Давыдову место (сарай Фрола Рваного), где нашел «штуковину».

      Третья часть. Финальная. Самая короткая. Давыдов и старый кузнец находят спрятанный  пулемет.

-  Почему Давыдов решил, что в сарае обязательно должно быть что-то еще, помимо найденной Федоткой гранаты без капсюля?

- Почему так важно было обнаружить «клад» в старом сарае?

- Почему Давыдов не рассказывает маленькому Федотке о том, чем  на самом деле является найденный им «кругляш»?

       Оценивая композицию, можно заметить, что вторая часть имеет и свою завязку, и развитие действия, кульминацию и развязку. Создается ощущение, что первая часть – своеобразная композиция, представление героев, а последняя – практически эпилог.

Для чтения:

1. «Антошка». Отрывок из повести «Путь-дороженька». Шолохов М.А. - Роство н/Д: Ростовской кн. изд-во, 1989 г.

2.  «Пахота». Отрывок из романа «Поднятая целина» Шолохов. М.А.

3. «Федотка». Отрывок из романа «Поднятая целина». Шолохов М.А. - Москва, Издательство «Малыш», 1982 г.

* Воркшоп — краткий интенсивный обучающий курс ,состоящий из одного или нескольких занятий, в процессе которых акцент делается на создание и поддержание процессов деловой коммуникации и обмена информацией между участниками. Отличительной чертой такого мероприятия является активное взаимодействие всех участников на фоне сохранения творческой атмосферы. Воркшоп — творческая мастерская, в которой художественное произведение оценивается не с точки зрения содержания, а с точки зрения его художественной и нравственно-эстетической ценности. Самый известный воркшоп — книги поэтапного рисунка - «Учимся рисовать», где сложное целое   поэтапно прорисовывается из понятных и простых деталей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отрывок из романа "Bitterschokolade" M. Pressler

Задания к отрывку из романа М. Пресслера "Горькиц шоколад"....

Подготовка к ГИА учащихся 9-х классов по информатике

Для выработки стратегии подготовки к ГИА составляется план работы с учащимися, сдающими информатику...

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")

Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....

Ранняя физика Программа элективного курса для предпрофильной подготовки по физике учащихся 6-х классов.

     Программа курса предназначена для развития познавательного интереса школьников к физике. Программа адресована обучающимся 6 класса общеобразовательной школы....

Конспект открытого занятия по русскому языку (подготовка к ЕГЭ учащихся 10-11 классов) по теме "Сложноподчиненные предложения"

На уроке проверяется умение учащихся пользоваться теоретическими знаниями для практической работы, правильно расставлять знаки препинания....

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...