Программа курса " Историческое краеведение"
учебно-методический материал по краеведению (6 класс) на тему
Данная программа поможет учащимся расширить и углубить знания по истории, культурному наследию своего родного города, края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskoe_kraevedenie.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
г. ТОМСКА
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО
КРУЖКА
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Составитель: Киселева Ирина Владимировна
учитель истории.
Вид программы: модифицированная
(скорректированная)
Утверждена:
Класс: 5- 9
Количество учащихся: 14-16 человек
Т О М С К - 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: гражданское и патриотическое воспитание ребят.
- Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь к своему Отечеству, «малой Родине», достижениям и подвигам своих предков, наиболее значительным событиям истории Томска («Люби и знай свой город и край»);
- Привлечение молодёжи к участию в реализации государственной программы в области военно-патриотического и гражданского воспитания («Память»);
- Развитие интереса к литературно-художественному, публицистическому, музыкальному творчеству времён Великой Отечественной войны («Память»);
- Интеллектуальное и творческое развитие учащихся.
Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Большое внимание уделяется знакомству с жизнью и деятельностью знаменитых томичей, изучению их вклада в наследие родного города.
Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.
Данная программа—модифицированная (скорректированная), развивающая. В соответствии с возрастными и психологическими способностями ребят изучение тем проводится с постепенным их усложнением и углублением. При практическом применении программы также учитывается знание учащихся истории и географии г.Томска. кроме того, на каждом занятии планируется изучать не только времена минувшие, а чередовать изучение этих тем с темами современной истории и географии нашего города.
Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.
Программа рассчитана для детей от 11 до 16 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу.
Данная программа - программа 1 года обучения с последующим углублением предложенных тем. Группа детей насчитывает 14-16 человек, дети делятся на две подгруппы.
ОБЪЕМ ЗУН
По окончании курса дети должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
- называть даты важнейших событий, происходивших в нашем городе.
- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий.
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории г.Томска.
- определять местонахождение исторических и культурных памятников
в нашем городе, знать их историю, авторов, название.
Результаты качественного усвоения программы оцениваются путём организации викторин, конкурсно-познавательных программ, участием в городских конкурсах: «Люби и знай свой город и край», военно-патриотическая программа «Память», программа «Юные дарования – Томску»;
конкурсах рефератов «Томск православный», «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра» и др.
ОПИСАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии, а также участие в городских программах. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, применение объяснительно – иллюстрированных и эвристических методов.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЗУН
Обеспечивается следующими мероприятиями:
1) викторины, конкурсы, познавательные игры
2) рефераты, доклады, сообщения учащихся.
3) участие в городских программах «Люби и знай свой город и край», «Память».
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСОВ:
1) Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты, атласы, наглядный материал).
2) Видеофильмы, компьютерные программы.
3) Организация экскурсий, выходов в музеи, посещение выставок, поездки за город.
4) Встреча с интересными людьми.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа поможет учащимся расширить и углубить знания по истории своего родного города, края; познакомиться с жизнью и деятельностью легендарных томичей, узнать проблемы Томска сегодняшнего дня, пути решения общероссийских проблем в нашем городе.
ЛИТЕРАТУРА
Адрианов А.В. Томск в прошлом и настоящем. - Томск, 1890г.
Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII - XIX веков; Из истории формирования сибирской буржуазии. - Томск, 1996г.
Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в XVII веке. - Томск, 1950г.
Головачев П.М. – Томск в XVII веке.
Гордость Томска. – Новосибирск, 1982г.
Дюсекин В. Томичи в боях за Родину. - Томск, 1959г.
Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. - Томск, 2000г.
Егоров И.В. Ученые Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Новосибирск, 1947г.
Емельянов Н.Ф. Город Томск в феодальную эпоху. Томск, 1984г.
Зайченко П.А. Томский государственный университет им.В.В.Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет. - Томск, 1960г.
Заплавный С. Рассказы о Томске.1980г.
История названий томских улиц.2004г.
Кузнецов И.И. Золотые звёзды: Томичи – Герои Советского союза. Томск, 1987г.
Майданюк Э.К. Прогулки по Томску. 1992г.
Любимов Л. Тайна старца Федора Кузьмича.//Вопросы истории, 1966г. №1
Привалихина С. Мой Томск. - Томск, 2000г.
Путеводитель Томская область.2001г
Русские писатели в Томске. - Томск, 1996г.
Сборник Наш город родной. 1982г.
ж. Сибирская старина.
Томск: История города от основания до наших дней. – Томск, 1999г.
Томские рекорды. 1,2 выпуск. 2002-2003гг.
Черная М.П. Томский кремль середины XVII – XVIIIв.: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации. Томск, 2002г.
Шепелев Ю.И., Зайцева З.А. Деревянная архитектура Томска. – М., 1987г.
.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
Названия тем | Количество часов | Теория (часы) | Практика (часы) |
129,6 | 61 | 68,6 | |
География, экология Томской области | 15 | 5 | 10 |
Из истории земли томской | 6 | 3 | 3 |
Томск в легендах и сказаниях | 6 | 3 | 3 |
Первые обитатели. Сибиряки средневековья | 6 | 3 | 3 |
Томск исторический | 6 | 3 | 3 |
История улиц Томска | 12 | 6 | 6 |
«Стоит над Томью град старинный» | 6 | 3 | 3 |
Предпринимательство в Томске | 6 | 3 | 3 |
Из истории образования | 8 | 4 | 4 |
«Сибирские Афины» | 6 | 3 | 3 |
Прогулка по старому Томску | 16 | 8 | 8 |
Героические страницы Томска | 6 | 3 | 3 |
Ратная слава томичей | 8 | 4 | 4 |
Исторический ринг | 8 | 4 | 4 |
Историко-культурное наследие Томска | 8 | 4 | 4 |
Томск на карте мира | 6,6 | 2 | 4,6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
№ | Тема, раздел | Основные вопросы | Кол-во часов | Сроки |
1 | География, экология Томской области | Географическое расположение Томской области, топография, флора и фауна, экологические проблемы | 15 | Сентябрь Октябрь |
2 | Из истории земли томской | Как была построена Томская крепость, современные данные томских археологов. | 6 | Октябрь |
3 | Томск в легендах и сказаниях | Отражение реальных событий прошлого в легендах и сказаниях местных народов. | 6 | Октябрь |
4 | Первые обитатели. Сибиряки средневековья | Первые землепроходцы Томского города, составители первых карт края. | 6 | Октябрь Ноябрь |
5 | Томск исторический | Основные события истории нашего города. | 6 | Ноябрь |
6 | История улиц Томска | Истории названий томских улиц. | 12 | Ноябрь Декабрь |
7 | «Стоит над Томью град старинный» | Гербы Томска, история их создания; | 6 | Декабрь |
8 | Предпринимательство в Томске | Купцы, их вклад в историю Томска. | 6 | Январь
|
9 | Из истории образования | Первые образовательные учреждения Томска, их основатели. | 8 | Январь Февраль |
10 | . «Сибирские Афины» | Основание и строительство первого в Сибири университета. | 6 | Февраль |
11 | Прогулка по старому Томску | История зданий, площадей, скверов, улиц нашего города. | 16 | Март |
12 | Героические страницы Томска | Томск в суровые периоды российской истории | 6 | Март |
13 | Ратная слава томичей | Томичи в боях за Родину, образование томских гвардейских дивизий. | 8 | Март Апрель |
14 | Исторический ринг | Закрепление материала | 8 | Апрель |
15 | Историко-культурное наследие Томска | Развитие культурных традиций. Томские зодчие, художники, писатели, артисты. | 8 | Май |
16 | Томск на карте мира | Вклад томских учёных в мировую культуру. | 6,6 | Май Июнь |
«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по Историческому краеведению
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский
Курс «Историческое краеведение» построен на материале истории России, поскольку эти курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...
Проверочная работа по курсу "Историческое краеведение" - раздел 1.
Проверочная работа позволяет оценить знания учащихся по темам:1. Нижегородский край в древности2. Великое Нижегородско - Суздальское княжество3. Нижегородский край в 14 веке....
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...
Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....
Программа курса "Историческое краеведение" 8 класс
Программа курса " Историческое краеведение" 8 класс...