Урок по историческому краеведению «Заглядывая в прошлое. История села Путь Ильича»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

Степаненко Марина Викторовна

Данный урок разработан на основе исследовательской работы учащихся для уроков краеведения с применением ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

     

                             

   ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

  Тема урока:  «Заглядывая в прошлое. История возникновения села Путь Ильича».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Применяемая технология: Технология проблемного диалога.

Образовательная цель: на основании  известных фактов истории создать картину появления  поселения «Путь Ильича»;  закрепить  исторические  понятия, изученные в курсе истории России:   археология, сарматы, Великое переселение народов, соледобыча, чумаки-солевозы, уезд, государство, хутор, колхоз.

Деятельностная цель: научить учащихся   производить   анализ исторических документов,  исторических карт; научить объяснять разнообразие современного мира.

Сформировать хронологические умения.

Сформировать умение отмечать вклад населения нашей территории  в общечеловеческую культуру.

Учитель готовит раздаточный материал: тексты исторических документов и дополнительной информации

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

I Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Звучит 1 куплет песни «С чего начинается  Родина»

Вопросы:

-А с чего начинается Родина для каждого из вас?

- Мы с вами изучаем вопросы истории нашей страны, истории Царицына- Сталинграда- Волгограда, истории слободы Николаевской.  

В истории нашего края  есть вопросы, на которые до сих пор не найдены точные ответы. Одним из таких считается вопрос о появлении нашего села.

Давайте вспомним- где и как появлялись поселения людей и в древности и в средневековье?

Перед вами   источники, посвящённые нашему селу.

(карты высвечиваются на экране).

 Какие выводы вы можете сделать, ознакомившись с документами?

Фиксирует на доске

Проблема : Почему и как  наш посёлок Путь Ильича  появился именно здесь-  в степной глубинке?

Предполагаемые ответы: страна, область, район, село.

Ученики знакомятся с источниками и выдвигают свои проблемы.

Предполагаемые ответы: на перекрестках дорог; на берегах рек, морей; у леса; у монастырей …

У учащихся карты для сравнения.

Высказывают предположения.

II. Версии.

Какие у вас версии решения данной проблемы?

Версии фиксируются на доске, учащиеся записывают в тетрадь.

Село было образовано в глубокой древности в период движения различных племён.

Село было образовано в 18 веке в период добычи соли на озере Эльтон.

Село было образовано в начале 20 века в период столыпинской аграрной  реформы и процесса коллективизации.

III. Актуализация знаний.

Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этому вопросу.

Сегодня мы говорим о появлении нашего села, а оно находится на территории современной Волгоградской области, значит, мы должны знать карту.

-Перед вами карта России. Определите месторасположение Волгоградской области, Николаевского района, села Путь Ильича.

-Какие народы в древности расселялись по территории области?

-Какие  события происходят на  нашей  территории   в середине  XVIII века, а именно с 1747 года?

- Определите по карте волости - к каким изменениям в жизни слободчан  привела Столыпинская аграрная реформа?

-Какие крупные сельскохозяйственные единицы появились в нашей стране в период сталинской модернизации?

Показывают  на карте область, район, село.

Называют  народы, проживающие на данной территории в различное время: сарматы; в IX веке степные просторы Заволжья заняли пришедшие с востока печенеги; в XI веке в поволжские степи вторгаются новые племена половцев-кипчаков и т.д

     

 Называют дату  и событие - 1747 год. Начинается добыча соли на озере Эльтон. С этими событиями связан  процесс появления солевозов- чумаков и основание слободы Николаевской.

-  показывают на карте Николаевской волости Николаевского уезда  хутора.

- делают вывод о появлении колхозов.

Планирование деятельности.

  Мы решили с вами нашу проблему?

Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Проблема : Почему и как  наш посёлок Путь Ильича  появился именно здесь-  в степной глубинке?

Конечно, нет.

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть –предполагают, что надо изучить определённые источники.

Записывают план действий в тетрадь:

1. О чём молчат курганы

 2. На чумацком шляхте

 3.От заволжских хуторов к колхозам

IV  Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Класс разбивается на 3 группы по 3 человека. Каждая группа получает подборку документов и задания  к ним.

1 группа. Список исторических и  археологических памятников Николаевского района, карта расселения сарматов по территории Саратовского  края; карта расселения монголо-татар.

Воспоминания  односельчан и  В. И. Мамантова.

Историческое описание жизни сарматов.

– с помощью исторических карт определить, какие племена и народы в разное время проживали на территории нашего поселения -оформить кластер;

– на основании «Списка памятников» и воспоминаний выделить, о чём свидетельствуют археологические памятники ( из воспоминаний односельчан и  В.И. Мамонтова)-составить рассказ

–составить план рассказа «Сарматы на нашей территории».

2 группа -книга Е. Малюты «История земли Николаевской» -статья 1747-1749 год;

 книга «Николаевск –на- Волге. На рубеже веков»  статья  А. Токарева «Николаевску-250 лет»

И.И. Шульга  « Как чумаки с Эльтона соль возили».    Монеты 1749 и 1813 годов.

Рассказ В. Гура «Хлеб да соль».

  1.-  на основании статьи  Токарева составить рассказ о работе чумаков-солевозов;

  2.-  Прочитав рассказ Шульги, определить назначение умётов и их расположение по чумуцкому шляхту;

  3- рассмотрев монеты и прочитав рассказы В. Гура и статья «1747-1749 год»  из книги Е. Малюты «История земли Николаевской» -сделать вывод о возможности расселения чумаков на нашей территории.

3 группа- карта Николаевской волости Николаевского  уезда; справка из Волгоградского областного архива; справка из архива совхоза

« Мелиоратор»; рассказ В. Гура «Хлеб да соль»  

1.По карте Николаевской волости Николаевского  уезда и рассказ В. Гура «Хлеб да соль»  определить, чьи хутора располагались на территории современного поселения; выписать крупные хутора.

2.Из справок  из Волгоградского областного архива и из архива совхоза  «Мелиоратор» выделить, какие колхозы были здесь образованы, составить план  «Первые поселения»

3.Используя справку из архива совхоза « Мелиоратор» составить кластер -колхоз «Путь Ильича»

V. Применение нового знания.

Возвращаемся к нашим версиям.

Какая версия более всего, по-вашему, повлияла на формирование села.

Поработаем с диалектом нашего местного населения.

Называет слова местного диалекта ( из сборника «По родному краю» стр. 35)

В нашем музее есть предметы быта наших односельчан, которые относятся к началу 20 века. Определите назначение и по возможности –название:

демонстрирует рубель, глечик, макитру, ночву, ступку.

Озвучивают результаты работы.

Учащиеся поясняют эти слова.

Поясняют  назначение этих предметов.

VI.  Рефлексия

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока

Чему научились?

Где пригодится то, чему научились?

Какие трудности возникли?

А что бы вы ещё хотели узнать о нашем селе?

Примерный вывод по проблеме:

Мы  узнали, что наше  село хоть и  не такое старое, начало ему  было положено в XX веке, но освоение и заселение этой территории началось намного раньше. Еще с  7 века до нашей

эры наша, хоть и не богатая, но просторная  земля привлекала племена скотоводов- кочевников.  Работая с картой, мы узнали о том, что здесь со своими стадами передвигались сарматы, вслед за ними прошли другие племена. Из анализа документов и исторических источников мы выяснили, что  сложен и опасен  был и труд чумаков-солевозов,  которые в последующем осели  в нашей местности и основали здесь  хутора, которые в последующем были преобразованы в колхозы.  

Предлагают  свои вопросы.

VII. Домашнее задание.

Конечно, к  вопросам истории нашего  села мы с вами ещё вернёмся. А для этого предлагаю-

подобрать фотографии

 «Село в 30-60 годы».

Взять интервью у старожилов:

          « Жизнь в селе в 30-60 годы»

Собрав данный материал, вы на следующем уроке сможете  выполнить проектную работу.

Записывают д/з.

        

                               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма на уроках истории

Главной  целью по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии. Краеве...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

урок по историческому краеведению в 9кл "Не стоит село без праведника" ("Новомученики и исповедники российские")

Тема  «Россия в XXвеке –испытание веры» - актуальна в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. История России прошлого столетия неразрывно связана с огромными испытаниями правосла...

Программа курса по внеурочной деятельности по историческому краеведению «Тульские предприниматели в истории России» 9 класс

Главным объектом изучения курса является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстет...