НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
методическая разработка по литературе (6 класс)
Для урока желательно мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию игр есть на сайте. Особенностью этого сайта является то, что ученики используют смартфоны в качестве кнопки в "Своей игре", для этого им нужно просто зайти на сайт learnis.ru и ввести номер, выданный учителем. Игра также представлена в виде таблицы с вопросами и ответами и в виде обычной презентации. Используются все основные современные педагогические технологии: проектные, игровые, инофрмационные, исследовательские, прроблемного обучения и обучения в сотрудничестве. Основным достоинством этого урока является более глубокое понимание текста и соотнесение его проблематики со своим жизненным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока, таблица для игры | 23.61 КБ |
Слайды с вопросами | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, игровые, информационные, проектного обучения, исследовательские, проблемного обучения.
Для урока понадобится мультимедийное оборудование, наличие смартфонов с интернетом у учеников. Урок разработан с использованием образовательного сервиса learnis.ru (№ 654968), инструкция по созданию игр есть на сайте.
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКЗА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
1. Формулировка проблемы
– Зачем мы обсуждаем литературные произведения на уроках? (чтобы иметь представление о добре и зле, использовать чужой опыт, получать удовольствие от чтения…)
– Что для этого нужно? (понять текст, авторские идеи; подумать о вопросах, волновавших автора - проблемах). В первую очередь, нужно погрузиться в атмосферу рассказа, попытаться понять особенности послевоенного детства героя.
2. Исследование. Дома учащиеся спросили у родителей, в какие игры (в первую очередь, дворовые) они играли в детстве, и приготовили слайды об играх – современных и из детства родителей. Из слайдов, созданных учениками, сделан коллективный проект «Игры нашего детства». Краткий рассказ по слайдам.
3. «Своя игра». Учащимся предлагается разделиться на группы, в каждой группе должен быть смартфон с доступом на сайт learnis.ru, который становится кнопкой для участия в «Своей игре». В процессе игры учащиеся отвечают на вопросы по теории литературы и проблематике рассказа, некоторые из которых требуют глубокого понимания текста и соотнесения его со своим жизненным опытом.
4. Над какими вопросами можно подумать, прочитав этот рассказ? (Что такое чувство собственного достоинства? Что такое доброта? Каким должен быть учитель? Зачем нужен французский язык? Всегда ли нужно говорить правду? Какой должна быть хорошая мать? Гордость – это хорошо или плохо? Как изменилась роль учителя в современной школе? Что такое предательство? За что может быть стыдно перед учителем?...)
4. Домашнее задание. Выбрать любой вопрос и ответить на него письменно (сочинение-миниатюра).
Конспект игры № 654968 с ответами:
Сюжет | Что было в посылках Лидии Михайловны? 1. Макароны, несколько кусков сахара и 2 плитки гематогена 2. Макароны, 3 яблока. | «Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район…» Почему мать решила отпустить мальчика? Назовите две причины. Жили плохо (хуже не будет), мальчик «башковитый») | Почему Лидия Михайловна уехала? Директор обвинил ее в преступлении («Это преступление. Растление. Совращение». – азартные игры на деньги) | «Но, получив пятерку в третий раз, я не пошёл за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился на свалку». Почему мальчик пошел на свалку? Ему не хватало еды, присылаемой из дома, соседи воровали, рыба не ловилась. | Какую цель поставила себе Лидия Михайловна и как она её добивалась? Как помочь гордому человеку, когда он в беде? Уроки – ужины – посылка - решила попросить о помощи– игра – не верит, она мухлюет – посылка. |
Сюжет с цитатой | В каком возрасте герой стал жить самостоятельно. «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь». | Докажите, что герой разумен. «Конечно, я не позволял себе чересчур увлекаться игрой, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на поселковом рынке литровую баночку молока, неторопливо обедал и садился за уроки». (96) «Я решил играть осторожно и не зариться на кассу». (105- после первой драки) | Как герой рассказа чувствовал себя в «районе»? Почему не уехал в деревню? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни.» 89 «… тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый». (101 – когда ЛМ узнала, что он играет на деньги, перед 1-м разговором) | Почему герой «в деревне признавался за грамотея»? Дайте 4 ответа. 1. Учился хорошо, 2. Писал и читал письма старух, 3. Пересказывал истории из книг ребятам, 4. Проверял номера облигаций. | «Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть». Назовите 2-3 причины, позволившие мальчику сделать такой вывод. Почему другие мальчики проигрывали, но все равно приходили? 1. «В деревне мы возились с бабками…» 2. «…любил придумывать для себя забавы на меткость… сноровка у меня была». 3. «Разобраться в игре ничего не стоило». 92-93 Азарт, стадный инстинкт… |
Осторожно: термин! | Как называется такое описание в литературе? Какова его роль в рассказе? " В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. …всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами…» Подчеркивает доброту учительницы, живущей комфортно, но все же решившей рискнуть ради того, чтобы помочь голодному ребенку | Как называется такое описание в литературе? Эти описания автор неслучайно поставил рядом. Как называется такой приём? А) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» Б) "Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки." Портрет, антитеза | Назовите элементы композиции и соотнесите их с сюжетом. Экспозиция – голод Завязка – приходит смотреть игру Развитие действия 1. История мальчика – прокормиться, скрыть игру. 2. История ЛМ – придумать, как помочь ребёнку. Кульминация – 1. История мальчика - побили 1, ЛМ узнала, побили 2, 2. История помощи - ЛМ удалось дать деньги, 3. История вся - директор узнал об игре | Какие необычные элементы композиции есть в этом рассказе? Какую роль они играют? Вернуться и переосмыслить вопрос в начале текста. Если взрослые жертвуют чем-то ради нашего благополучия, мы стараемся быть достойными людьми (Гарри Поттер) | Как называется такое описание в литературе? Какова роль этих описаний в рассказе? Как нам может пригодиться умение видеть красоту природы? А) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано...»; Б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». 94 – наконец выиграл, радостное настроение 99 –побили, эпитеты подчеркивают трагизм Помогает пережить радость и беду, успокаивает… |
Кот в мешке | ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Определите стилистическую окраску слов и замените их нейтральными синонимами. Какую роль играют эти слова в тексте? - Только вякни кому – убьем! - Ты что это – загрёб кассу и драть? Разгов. - скажи, взял, убегать. Добавляют достоверности, помогают создать образы дворовых мальчишек. | СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Назовите средство выразительности, определите его роль в отрывке: "Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой" Эпитеты служат для создания портрета Вадика, (91) опасного соперника в игре на деньги | ЛИНГВИСТИКА Чьи это слова? В чем между ними разница? «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками». «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперёд?» «Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно я их сейчас все заберу» Взрослый-ребенок, КАК? – лексика и синтаксис! | СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Назовите и объясните значение. «Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» «В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» фразеологизмы | ТОЛСТЫЙ ВОПРОС Объясните смысл названия рассказа. Подумайте, как идея автора может пригодиться нам в жизни. Уроки доброты. В школе мы получаем не только знания по предметам, но и более важные знания – нравственные: о добре, зле, дружбе, любви, предательстве и пр. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
CЮЖЕТ «Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район…» Почему мать решила отпустить мальчика? Назовите две причины.
CЮЖЕТ Почему Лидия Михайловна уехала?
CЮЖЕТ «Но, получив пятерку в третий раз, я не пошёл за молоком, а разменял ее на мелочь и отправился на свалку». Почему мальчик пошел на свалку?
CЮЖЕТ Какую цель поставила себе Лидия Михайловна и как она её добивалась? Как помочь гордому человеку, когда он в беде?
СЮЖЕТ С ЦИТАТОЙ В каком возрасте герой стал жить самостоятельно.
СЮЖЕТ С ЦИТАТОЙ Докажите, что герой участвует в игре на деньги с холодной головой.
СЮЖЕТ С ЦИТАТОЙ Как герой рассказа чувствовал себя в «районе»? Почему не уехал в деревню?
СЮЖЕТ С ЦИТАТОЙ Почему герой «в деревне признавался за грамотея»? Дайте 4 ответа.
СЮЖЕТ С ЦИТАТОЙ «Мне казалось, что, будь у меня деньги, я бы смог играть». Назовите 2-3 причины, позволившие мальчику сделать такой вывод. Почему другие мальчики проигрывали, но все равно приходили?
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Как называется такое описание? Какова его роль в рассказе? " В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. …»
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Как называется такое описание? Эти описания автор неслучайно поставил рядом. Как называется такой приём? А) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» Б) "Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах..."
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Назовите элементы композиции и соотнесите их с сюжетом.
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Какой необычный элемент композиции есть в этом рассказе? Какую роль он играет?
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Как называются такие описания? Какова их роль в рассказе? Как нам может пригодиться умение видеть красоту природы? А) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными… Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано...» Б) «…затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».
ОСТОРОЖНО: ТЕРМИН! Назовите средство выразительности, определите его роль в отрывке : "Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого , заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой"
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Определите стилистическую окраску слов и замените их нейтральными синонимами. Какую роль играют эти слова в тексте? - Только вякни кому – убьем! - Ты что это – загрёб кассу и драть ?
ЛИНГВИСТИКА Чьи это слова? В чем между ними разница? «Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками». «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперёд?» « Хлюзда на правду наведет, — решил я. — Все равно я их сейчас все заберу»
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Назовите средство выразительности и объясните значение. «Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» «В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову , свалился на наш класс» «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами »
ТОЛСТЫЙ ВОПРОС Объясните смысл названия рассказа. Подумайте, как идея автора может пригодиться нам в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Нравственные уроки в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Урок предназначен для 6 класса....
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс
Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс. Урок построен с учетом элементов р...
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....
Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
Урок в 6 классе по учебнику В.Я. Коровиной...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...