Учебная экскусия и презентация по теме " Дольменная культура" в 5 классе "Эти загадочные сооружения".
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему
Материалы учебной экскурсии к уроку кубановедения по теме: «Дольменная культура» в 5 классе «Эти загадочные сооружения». В теоретической части экскурсии учащиеся знакомятся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани в районе посёлков Каменномостский и Гузерипль. Практическая часть представлена игрой «Я – археолог». Рекомендую совершить настоящую экскурсию к дольменам. Ребята, побывавшие на экскурсии, успешнее справляются с заданиями. Приложением к уроку является презентация, основанная на авторском материале.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебная экскурсия по кубановедению для учащихся 5-х классов Автор: Иванкова Татьяна Васильевна, учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7 Староминского района
ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани / п. Каменномостский, п. Гузерипль/.
Задачи.
I.Дать знания:
2) о дольменах, как особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
1) об эпохе мегалита и её характерных особенностях.
II. Сформировать:
- активный познавательный интерес к ценностному потенциалу изучаемого объекта /в частности, дольмена/;
- бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры;
- внутреннюю духовную потребность к посещению мест расположения памятников дольменной археологической культуры.
III. Привить навыки и умения:
- прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе;
- работать с историческими источниками разных типов, картой, терминами;
- проводить поиск информации в Интернет.
ПЛАН
- Организационная часть (цель, задачи, рекомендации).
- Основная часть (презентация).
- Практическая деятельность (игра «Я – археолог»).
- Решение проблемы.
- Заключение.
ХОД ЭКСКУРСИИ
- Вступительное слово.
«Ребята, сегодня мы совершим экскурсию к самым удивительным и загадочным археологическим памятникам на территории Кубани (обращает внимание на карту, где обозначены места нахождения дольменов)». Слайд №4.
- Известный ученый В.И.Марковин занимался изучением истории дольменов и выяснил, что они появились на Западном Кавказе и в Прикубанье во времена переселения отдельных групп народов с территории Пиренейского полуострова и Бретани, потому что там были обнаружены довольно близкие к дольменам мегалитические сооружения V-IV тыс. до н.э. Ученый установил, что дольменная археологическая культура просуществовала довольно долго: с 2700 до 1400 г. до н.э.
Ученым В.И.Марковиным были написаны знаменитые труды о дольменах «Испун – дома карликов», «Дольмены Западного Кавказа». Кажется материала о дольменах очень много, но проблема полностью не изучена, много нераскрытых вопросов и мнения ученых на сегодняшний день о том, для чего же строились дольмены, различны (обратить внимание на вопросительный знак на слайде и предложить учащимся подумать над своей версией загадки дольменов). Слайд №5.
- Ученые-археологи установили, что у народов Западного Кавказа погребальные сооружения представляли собой наземные склепы, в которых хоронили по нескольку человек, они, вероятно, принадлежали членам одной кровнородственной группы. В переводе с английского слово «дольмен» означает «каменный стол» или гробница в виде большого каменного ящика, а сверху накрыт плоской плитой. Слайд №6, 7.
- Известны четыре типа дольменов:
а) плиточные – обычный, самый распространенный тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты;
б) составные – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;
в) корытообразные, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;
г) дольмены-монолиты, которые полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Слайд 6,7.
5. Как происходило строительство дольмена. Необходимо было найти мягкие породы строительного материала – песчаника. Затем строители выламывали камень и доставляли на место сооружения дольмена. Для доставки применялись катки-бревна, которые должны быть одинаковыми по размеру. Бревна скреплялись веревками. Применялась сила животных. Ученые предполагают, что для доставки таких внушительных размеров каменных плит и строительства дольменов привлекалось большое число людей и, наверное, древние строители были искусными мастерами своего дела, потому что сооружения (дольмены) имеют самую различную архитектуру, а о прочности построек говорит тот факт, что они сохранились до наших дней. Слайды № 8, 9.
6. Отверстие в плите дольмена, то есть вход, всегда был обращен к солнцу, возможно, этот факт свидетельствует о поклонении представителей этой культуры небесному светилу. Вход закрывали каменным шаром. Слайд № 10.
7. Среди составных дольменов выделяется своими размерами Гузерипльский дольмен-великан. Он находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Огромная передняя плита дольмена трапециевидной формы имеет длину у основания 245 см, высота её – 210, а толщина – 57 см. Почти у земли расположено округлое отверстие неправильной формы размером 40 Х 38 см. Уже по этим цифрам можно судить о том, какую гигантскую постройку сумели создать древние люди! Слайд №11.
8. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится в районе поселка Каменномостский.
Ответ: составной. Слайд №12.
9. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника.
Ответ: составной, Гузерипльский дольмен. Слайд №13.
10. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится в районе поселка Каменномостский.
Ответ: составной. Слайд №14.
11. А теперь вспомним, какие нам известны легенды о происхождении дольменов (учащимся знаком материал о казачьей и адыгской легендах из курса Кубановедения, 5 класс).
Вопросы:
- как называли казаки громадные строения из каменных глыб?
Ответ: богатырские хатки.
- какое название дали дольменам адыгейцы?
Ответ: дома карликов – испов.
А какую версию предложите вы? (учащиеся называют свои варианты). Слайд №15.
12. Юные краеведы 5 Б класса МБОУ СОШ №7 Староминского района на территории археологических раскопок в апреле 2014 года. Рядом на фото находка из дольмена «Хаджох-3» - останки костей древнего человека, подтверждающие, что дольмены являются наземными склепами древних жителей данной местности (поселок Каменномостский, республика Адыгея).
Присоединяйтесь к юным краеведам, и вы узнаете много интересного и удивительного. Слайд №16.
13. Подведение итогов. Саморефлексия учащихся (сегодня я узнал, было интересно, я многое понял, меня удивило, мне захотелось…).
Вопрос учащимся: а о чем напоминает нам табличка возле дольмена?
Экскурсия окончена. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани. Задачи : Дать знания о дольменах, как особом источнике культурно-исторического опыта человечества. Сформировать бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры. 2
ПЛАН Организационная часть (цель, задачи, рекомендации). Основная часть (презентация). Практическая деятельность (игра «Я – археолог»). Решение проблемы. Заключение. 3
4
В.И.Марковин ? 5
Дольмены – это мегалитические погребальные сооружения (наземные склепы) Четыре типа дольменов Дольмен-монолит Составной дольмен 6
К орытообразный Плиточный 7
Строительство дольмена 8
Залегание мягких пород песчаника или известняка в горах . Предполагаемое место заготовки строительного материала для дольменов 9
Отверстие в плите дольмена Каменная пробка 10
Гузерипльский дольмен-великан. Тип – составной. Высота 2,10 м, длина 2,45 м, толщина плиты 57 см. 11
Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится в районе поселка Каменномостского). 12
Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника). 13
Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится в районе поселка Каменномостского). 14
Подводим итог Наземные склепы Богатырские хатки Дома карликов ( испов ) А вы как считаете? ? 15
Присоединяйтесь к юным краеведам 5 Б класса МБОУ СОШ №7 Находка из дольмена «Хаджох-3» 16
17
Источники Марковин В.А. Дольмены Западного Кавказа. Марковин В.А. Испун – дома карликов. www.caravan.tver.ru www.megalith.ru Фотоматериалы из собственного архива. 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Год культуры"
Презентация по теме "Год культуры"...
презентация по теме "Российская культура 18 века "
Литература. Живопись. Архитектура. Быт и нравы населения....
Презентация на тему "Духовная культура"
Презентация на тему "Духовная культура"...
Презентация по теме "Диалог культур".
В представленной презентации разбираются теоретические аспекты применения технологии "Диалога культур" в общеобразовательной школе и особенности построения на этой основе урока иностранного языка....
Презентация на тему "Формирование культуры здорового питания школьников на уроках биологии."
Презентация...
Презентация на тему: Формирование культуры питания через организацию школьной среды.
Презентация проекта по формированию культуры питания школьников....
Презентация на тему: Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках физической культуры.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития ребенка....