Классный час «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»
классный час (краеведение, 7 класс) на тему
Классный час на основе исследовательской работы наших учеников
Цель: познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в конце 19 века, внесшими большой вклад в экономическое развитие России; развивать чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_vserossiyskaya_promyshlenno-khudozhestvennaya_vystavka.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 28
Ленинского района
Классный час
«Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»
Автор: Разуваева Наталья Евгеньевна,
учитель английского языка, педагог-библиотекарь
Нижний Новгород
2014
Классный час
«Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности»
Участники: учащиеся 7-8х классов, учитель английского языка, педагог-библиотекарь, классные руководители 7-8х классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Цель:
- познакомить учащихся с организацией всероссийской промышленно-художественной выставки, достижениями науки и промышленности России в конце 19 века, внесшими большой вклад в экономическое развитие России;
- развивать чувство патриотизма.
Задачи:
- развивать интерес к истории своей страны;
- развивать навыки самостоятельной работы с большими объемами информации, с литературой;
- развивать информационные и коммуникативные компетентности;
- совершенствовать навыки самообразования;
- способствовать формированию чувства патриотизма учащихся, обеспечивая усвоение исторических фактов, прививая любовь и уважение к родному краю.
Подготовительная работа:
1.Составление учителем и учащимися презентации по теме классного часа.
2.Подготовка выступлений учащихся по подтемам
3.Написание учащимися очерка по теме «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде: успехи и достижения отечественной науки и промышленности».
Оформление, оборудование:
а) мультимедийное оборудование;
б) диск с презентацией;
в) музыкальное оформление.
Ход классного часа:
Учитель (на фоне презентации):
Столетие – песчинка, миг в истории человечества, но в истории страны, народа это целая эпоха, дающая возможность обьективно оценить верность взглядов, направлений развития мыслей, достижений. Время – главное мерило и оценка жизни общества и выдвинутых им идей. Все прогрессивное, имеющее будущее, рано или поздно пробивает себе путь и продолжает жить, двигаться вперед, совершенствуясь в своем качестве.
Этот объективный процесс не миновал и идей, заложенных на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Главной идеей этой выставки было воплощение в жизнь мысли Петра I о вступлении России в число передовых стран мира. Она стала самой грандиозной в истории России и одной из самых значительных в мире. Выставка подвела итоги 15-летнего царствования Александра III и стала грандиозным смотром достижений страны в области сельского хозяйства, горного дела, фабричной и кустарной промышленности, строительства и инженерного дела, торговли, военной техники, народного образования, культуры,здравоохранения и благотворительности.
Нижний Новгород был четвертым в России городом, которому выпала честь представлять всероссийские выставки после столиц - Москвы, Санкт-Петербурга и Варшавы. Выставка в Нижнем Новгороде была шестнадцатой по счету и единственной за всю историю выставок в России, получившей официальный титул «Великая».
1 ученик (презентация):
Инициатива проведения выставки в Нижнем Новгороде исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству Высочайшей воли императора Александра III об открытии летом 1896 г. выставки 13 августа 1893 г. в город прибыл министр финансов С.Ю. Витте. Для непосредственного руководства организацией устройства выставки был учрежден Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н.М.Баранова.
На выставку ассигновалось казной 3 млн. руб. и 1 млн. руб. - на благоустройство города. Местом проведения выбран был пустырь за Кунавинской слободой близ полотна железной дороги (ныне сад им. Первого Мая).
Закладка фундаментов первых павильонов состоялась 16 июня 1894 года. К маю 1896 г. выставочный городок был полностью отстроен, были проведены большие работы по благоустройству Н.Новгорода, пущен первый в истории России городской пассажирский электрический трамвай с постоянным режимом работы, устроены фуникулеры (Кремлевский и Похвалинский) - подъемники,
доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю и наоборот.
Эти инженерные сооружения были уникальны тем, что совместно с трамваями образовали замкнутую транспортную систему, связавшую важнейшие точки города. Кремлевский элеватор впервые в России был частично проложен по наклонному тоннелю.
2 ученик (презентация):
17 июля 1896 года, в разгар работы выставки, в Нижний Новгород прибыл император Николай II c императрицей, и им было чему поразиться.
Выставка представляла собой огромный парк площадью свыше 80 гектаров, с деревьями разной породы, с цветниками, газонами, фонтанами, увеселительными заведениями… По территории она превосходила Всемирную выставку 1889 года в Париже и более чем втрое – московскую Всероссийскую выставку 1882 года. Она впервые демонстрировала отечественные изделия и товары, новые технологии, новые машины и была призвана показать мощь и достижения Российской империи. Всего на выставке было 172 павильона, из них 55 зданий были выстроены за счет казны и 117 зданий – за счет частных фирм.
Почти все крупные павильоны выставки были спроектированы и построены инженером-новатором В.Г. Шуховым. Посетителей ошеломлял вид легких, казавшихся невесомыми шатров из металла и стекла, раскинувшихся над просторами залов, и ажурных цилиндрических сводов с живописной системой затяжек. В изданном в 1896 году на четырех языках путеводителе говорилось: «Оригинальность этих конструкций состоит в том, что их покрытия образованы без прогонов сильно натянутой, висячей, образованной из листовой стали сети».
«Гвоздем» выставки стала водонапорная башня в форме гиперболоида высотой 32 м – первенец в ряду уникальных металлических конструкций В.Г. Шухова. Башня не только украшала выставку, но и служила по назначению: держала резервуар на десять тысяч ведер питьевой воды (123000 л). Над резервуаром была смотровая площадка, куда вела винтовая лестница. По ней поднимались желающие полюбоваться панорамой выставки. «Эта картина одна из немногих по красоте и грандиозности в мире», - писал очевидец.
Идея шуховского гиперболоида была высоко оценена специалистами во всем мире, ее стали широко тиражировать, выполняя опоры линий электропередач, водонапорные и пожарные вышки, башни военных кораблей, антенны радиостанций…
3 ученик (презентация):
На выставке был представлен первый в России автомобиль конструкции петербургской экипажной фабрики «П.А. Фрезе и К» с бензиновым двигателем машиностроительного завода Е.А. Яковлева.
История первого российского автомобиля началась в 1893 году в Чикаго, на всемирной выставке, где демонстрировался автомобиль «Бенц» модели «Вело». Он и привлек внимание двух петербуржцев, представляющих здесь свою продукцию. Это были владелец завода керосиновых и газовых двигателей Евгений Александрович Яковлев и управляющий фабрики конных экипажей Петр Александрович Фрезе. Уже через три года, в 1896 году, они представляют широкой публике первый российский серийный автомобиль.
Естественно, эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. Однако это не был повтор немецкой конструкции, а своя оригинальная разработка.
Ходовая часть автомобиля, выполненная фабрикой Фрезе, имела очень много общего с конными экипажами. Кузов был двухместный, открытый, с откидным матерчатым верхом. Вообще, вся конструкция очень напоминала пролетку без облучка (места, где сидел ямщик) и по внешнему виду, и по устройству.
Первый русский автомобиль не только демонстрировался на Нижегородской выставке в 1896 году, но и совершал демонстрационные поездки. К сожалению, он не вызвал интереса у официальных лиц Российской империи. Император Николай II после осмотра экипажного отдела, где ему демонстрировали автомобиль в действии, написал в своем дневнике: «Смотреть не на что, за границей лучше». Но и Яковлев, и Фрезе были не фанатиками-изобретателями, а промышленниками. И уже в 1897 году в газете «Новое время» появилось рекламное объявление следующего содержания: «Завод Е.А. Яковлева предлагает самодвижущиеся экипажи с быстрым выполнением заказов и по умеренным ценам». Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Одно можно сказать точно: конструкция Яковлева - Фрезе была создана именно как серийный, коммерческий автомобиль.
4 ученик (презентация):
На выставке также был представлен первый в мире самоходный трактор с паровым двигателем. Для России это было знаменательным событием. Машина согласно выставочному каталогу называлась «Паровозом с бесконечными рельсами для проселочных дорог». Изобретатель показывал её в действии, передвигаясь по заранее утвержденному маршруту, причем к своему «паровозу» он прицеплял то сельскохозяйственные орудия, то грузовую платформу, на которой катались все желающие.
Демонстрация самохода по пересеченной местности показала, что он уверенно преодолевает бездорожье и уверенно тянет за собой различные машины. Хозяин экспоната охотно объяснял устройство самоходной машины, подчеркивая при этом, что именно такой ход, а не колесный необходим для сельского хозяйства взамен лошадей и быков.
Так кто же был автор такой необычной машины. Это был 65 летний крестьянин из саратовской губернии Федор Абрамович Блинов.
Создатель гусеничного трактора надеялся на помощь российских капиталистов в производстве гусеничных тракторов, но чуда не произошло, так как в дореволюционной России отсутствовала такая отрасль. Он был удостоен лишь грамоты «За трудолюбие». Зато идею Блинова быстро подхватили капиталистически развитые страны: Англия, Германия и Америка, конструкцию усовершенствовали всем миром. Америка уже в 1914 году выпустила 55 тысяч тракторов всех типов, а в 1920 году — 340 тысяч.
5 ученик (презентация):
Посетители выставки также познакомились с первым в мире радиоприемником А.С. Попова, за создание которого он был награжден дипломом II разряда. Данному изобретению предшествовало опубликование (1888 г.) работ Г.Герца по электродинамике. А.С.Попов стал изучать электромагнитные явления и занялся созданием совершенного индикатора электромагнитных волн. В качестве такого индикатора А.С. Попов выбрал устройство, предложенное французским физиком Э Бранли и названный когерером. Когерер представлял собой заполненную металлическими опилками небольшую стеклянную трубку с двумя электродами на концах. Под действием электромагнитных волн электрическое сопротивление опилок редко уменьшалось и когерер терял чувствительность, но при легком встряхивании она снова восстанавливалась.
25 апреля (7 мая) 1895 года А.С. Попов впервые показал на научном заседании в Петербурге свой замечательный прибор, который отмечал на значительном расстоянии электромагнитные волны, создаваемые в воздухе электрическими грозовыми разрядами - молнией.
«Мой прибор, - говорил А.С. Попов, - при дальнейшем усовершенствовании его, может быть применен к передаче сигналов на расстоянии при помощи быстрых электрических колебаний». И уже меньше чем через год, 24 марта 1896 года, А.С. Попов вместе со своим помощником П.Н. Рыбкиным передал первую в мире радиограмму с текстом «Генрих Герц» на расстояние 250 м.
Учитель (презентация):
Выставка выполнила свои основные задачи. Она наглядно проиллюстрировала состояние различных отраслей народного труда и отечественной производительности и, несомненно, придала импульс дальнейшему развитию науки и промышленности России.
Учитель подводит итоги выступлениям учащихся: мы должны знать историю своей малой Родины, гордиться открытиями и достижениями своих соотечественников.
Список используемых источников и литературы
1. Источники:
1. Первый нижегородский трамвай //Нижегородский край в документах, цифрах, рассказах, мнениях /Хрестоматия. – М.: ГИУС, 1992
2. Исследования:
2. Взгляд через столетие: К столетию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. – Нижний Новгород: Этнос, Нижполиграф. 1996
3. И.В. Сидорова, О.И. Наумова. Наш Нижний Новгород. Рассказы из истории города: Книга для семейного чтения. – Нижний Новгород: Кварц, 2008, с. 123 – 128
3. Статьи:
4. Товар лицом // Наш край. – Н.Новгород: Нижегородская ярмарка, 1997, с.208-216
5. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде // Н.Ф. Филатов. Нижегородский край: Факты, события, люди – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994, с. 217-219
4. Справочные издания:
6. На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П. Дмитриева: Фотоальбом / Сост. В.В. Колябин, А.И. Оношко, Н.Ф. Филатов, В.А. Харламов. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988, с.51-58
7. Нижегородская книга рекордов и достижений / Автор-сост. О.И. Наумова, Т.В. Кучерова. – Нижний Новгород: Кварц, 2010, с. 40-49
8. Нижегородская фотография. Город. Люди. События. 1843-1917. Альбом. – Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2007, с. 120-133
5. Ресурсы интернета:
9. http://www.shukhov.ru/tower.html
12. http://www.museum.nnov.ru/kremlin/forms/list.phtml?id=211&part=3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ экспериментальной работы по английскому языку в МБОУ СОШ № 172 Московского района г. Нижнего Новгорода (2007-2012 год)
Современные родители не могут не понимать необходимости знания иностранного языка в наши дни, так как «происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, в средствах коммуникации (использование...
Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя
Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода"(на анг.)
Презентация "Знаменитые люди Нижнего Новгорода" на английском языке. Может быть использована как на уроке, так и как тематический классный час....
«Французский след» на улицах Нижнего» Методическая разработка экскурсии по Нижнему Новгороду
Цель нашей экскурсии –повысить интерес к истории Нижнего Новгорода и к истории нашей страны не только учеников гимназии но и французских гимназистов и туристов .Актуальность этой тематики в том.что на...
Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+.
Классный час: Путешествие по "старому" Нижнему: Нижний Новгород 800+....
«Наука и жизнь»: материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Ноябрь 2021 г./ Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А. К. Лысенко.- Лиски, 2021 г.
Мельников М.П., Завьялова А.А. Наука и жизнь Михаила Васильевича Ломоносова. С. 85Гусак А.В., Завьялова А.А. Гений российской медицины. С. 122...
Презентация по теме "Нижний Новгород в годы Великой Отечественной войны"
Презентация по теме "Нижний Новгород в годы Великой Отечественной войны"...