"Подходы к организации краеведческой работы в условиях современной школы"
статья по истории
В статье рассматривается опыт работы учителя истории и истории и культуры Санкт - Петербурга по организации краеведческой работы среди подрастающего поколения. К сожалению, в современных условиях мы постепенно отказываемся от как такового предмета "История и культура Санкт - Петербурга", поэтому нгам остается городская среда, образовательные путешествия, внеурочная деятельность, исследовательские работы.Как в нашей школе решается этот вопрос я и рассматриваю в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mosenkova_e.s._opyt_raboty_1.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мосенкова Е.С., ГБОУ школа № 123 Выборгского района Санкт - Петербурга
"Подходы к организации краеведческой работы в условиях современной школы"
Одна из главных целей как вообще образования, так и краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации. Исходя из этого, изучение истории Санкт – Петербурга необходимо для того, чтобы учащиеся: понимали свою связь с окружающим миром и эффективно с ним взаимодействовали; осознавали значимость наследия Санкт – Петербурга в своей жизни, в жизни близких людей; осознавали проблемы нашего города и края; интересовались его жизнью, умели самостоятельно находить нужную информацию – о заинтересовавшем их объекте, культурных объектах и памятниках.
При преподавании курса Истории и культуры Санкт – Петербурга необходимо учитывать уровень познавательной деятельности учащихся. Условно можно выделить три уровня такой деятельности:
1) получение учащимися «готовых» знаний о городе и крае (работа с информацией из учебника, рассказ учителя). Как правило, это уровень начальной школы и частично основной. В нашей школе учителя начальной школы разработали программу "История и достопримечательности Санкт - Петербурга", которая включает в себя: Виртуальную экскурсию «Памятники Петербурга», где дается начальная, ознакомительная информация о памятнике; работу с картой (когда на контурной карте необходимо найти и отметить данный объект); итоговый урок: игра "Что? Где? Когда?"
2) Самостоятельное приобретение знаний, умение извлекать информацию из объекта и оценивать ее - предполагает активную познавательную работу учащихся с учебными пособиями, научно-популярной литературой, материалами музеев и библиотек, Интернетом, газетами, городскими объектами. Учащиеся открывают и переосмысливают для себя уже известные факты и события. Это уровень основной школы. На этом уровне познания детей можно использовать метод проектов, квесты, учебные прогулки, образовательные путешествия.
3) Самостоятельное изучение истории города, края в ходе исследовательского поиска и анализа. Однако, исследовательская деятельность - достаточно трудоемкая и кропотливая работа, и ей, как правило, занимаются в старших классах. К сожалению, детей, которые могут самостоятельно исследовать, анализировать и делать выводы, катастрофически мало.
Перед любым педагогом, преподающим курс «Истории и культуры Санкт - Петербурга», в настоящее время (либо в рамках урочной, либо внеурочной деятельности, в нашей школе изучение истории города включено в курс истории России) стоят три главных вопроса: для чего необходимо изучать этот курс; что необходимо, чтобы достичь поставленной цели, и главный - каким образом организовать процесс обучения, в современных условиях, чтобы сделать его интересным, запоминающимся и результативным?
Во – первых, тщательно отбирать материал, личностно значимый для учащихся. Объекты изучения, находящиеся в непосредственной близости от детей, позволяют раскрыть многогранность наследия города на понятном для них уровне. Например, мы живем в Выборгском районе Санкт – Петербурга и достопримечательностей у нас достаточно много. В пешеходной доступности от школы находится бывшее бомбоубежище, дом с памятной доской, посвященной 5 дивизии народного ополчения, улицы носят имена героев Великой Отечественной войны, "Дом специалистов", парк Лесотехнической академии. В 2-х трамвайных остановках – Сампсониевский собор. Дети их видят, знают многие достопримечательности, для них они могут ассоциироваться с малой родиной. Поэтому в ходе изучения материала мы часто обращаемся к нашему микрорайону.
Во-вторых, следует использовать разные формы и типы урока: групповая и индивидуальная работа, игровые ситуации, заочные экскурсии и пр. Здесь хочу оcтановиться на игровых ситуациях и немного рассказать про использование Интернет- Реcурса LearningApps.org. Это ресурс для создания различных заданий с использованием тестов, текстов, наглядности, есть возможность работы с картой Санкт – Петербурга и фотографиями. Большой плюс, что создание заданий не занимает много времени, а на уроках позволяет заинтересовать практически весь класс.
В-третьих, применять освоенный материал, как в рамках учебного курса, так и на других учебных предметах, во внеурочной деятельности. Возможно проведение интегрированных занятий внеурочной деятельности , например технологии и Истории и культуры Санкт – Петербурга, урок литературы и истории, литературы и краеведения, где ребята вместе с героями литературных произведений путешествуют по улицам нашего города. Например, девятиклассники отправляются на виртуальную прогулку по Петербургу, вместе с Евгением Онегиным; десятиклассники – участвуют в фотоквесте "Петербург Достоевского"; учащиеся 11 класса - путешествуют по местам, связанным с А.А. Ахматовой ("Кресты", памятник А.А.Ахматовой, Фонтанный дом).
Школа тесно сотрудничает с методическим объединением краеведов Выборгского района, который ежегодно проводит мероприятия, направленные на активизацию деятельности детей. Среди них: День исторического наследия, неотъемлемой частью которого является акция, привлекающая внимание к проблеме сохранения памятников и обязательно образовательная прогулка; районный конкурс городского и музейного ориентирования "Мое открытие Петербурга" ; акции памяти в формате дистанционной краеведческой конференции «Война. Блокада. Судьбы.»; районный конкурс фотоматериалов «Выборгская Сторона в объективе фотоаппарата», районная дистанционная олимпиада «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Адреса…»
Какие проблемы могут ожидать нас при организации краеведческой работы в школе? Это - нехватка времени , невозможность привлечь всех детей к участию в квестах и образовательных путешествиях, трудности в оценке работы детей, подготовка и сопровождение исследовательских работ, несоответствие курса Истории и культуры Санкт – Петербурга и курса "Истории России", в связи с переходом преподавания истории на линейную систему преподавания.
В заключении хочу сказать, что любая деятельность учащихся на уроках истории и культуры Санкт – Петербурга, на занятиях внеурочной деятельности, связанной с историей города, историей района создает благоприятные условия для развития всесторонней личности, решает вопросы нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы НОУ в условиях современной школы
В статье "Организация работы НОУ в условиях современной школы" представлен обобщённый опыт работы с одарёнными детьми...
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Системно-деятельностный подход"...
Организация воспитательной работы в условиях спортивной школы
В наше время перед любым педагогом, том числе и перед тренером встаёт ряд проблем, касающийся процесса воспитания своих подопечных. Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью любого об...
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы, определяемый ФГОС
Новый подход к организации логопедической работы в условиях коррекционной школы...