Статья проекта "Амвросий Оптинский -светоч филосовской мысли"
статья по краеведению (9 класс) по теме

Лыгина Ольга Владимировна

Статья проекта "Амвросий Оптинский -светоч филосовской мысли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lokteva_tezisy.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Автор Локтева Юлия Михайловна

Амвросий Оптинский – «светоч философской мысли»

МАОУ СОШ № 24  г. Тамбова ,  9 «Д» класс

Руководитель  Лыгина О. В., учитель математики

        Оптина Пустынь… В конце 19 века к этому небольшому монастырю близ Козельска были прикованы взоры всей России. Но не богатством, не архитектурой славилась она, а своими праведными старцами.

      Из русских подвижников старчества  большим почитанием был окружён старец Амвросий Оптинский.

    Цель моей работы познакомиться с жизнью, нравственными ценностями Амвросия Оптинского и  рассмотреть философскую сущность старчества.

  В работе поставлены  следующие задачи:

  1. познакомиться с историей Оптиной Пустыни,

      2.  рассмотреть учение Амвросия Оптинского,

     3.  определить ценность и значение философско – богословских воззрений старца Амвросия Оптинского,

     4. актуализировать образ Амвросия Оптинского для современного общества.

    При написании данной работы  используется поисковый метод исследования, а так же анализ и синтез научной и публицистической литературы.

    Для чего нынешнему, чрезвычайно занятому человеку вглядываться в былое? Для чего напоминать о том, что были некогда великие старцы, к которым приезжали великие русские люди? Для того чтобы в начале 21 века представить себе сияние Оптиной Пустыни и накопленное в её стенах огромное духовное и культурное богатство.  

      Исходя из вышеизложенного, я считаю, что тема, рассматриваемая мной, является актуальной для возрождения духовно – нравственных ценностей современного общества.

     Самый знаменитый оптинский старец – это Амвросий (Александр Михайлович Гренков). Он родился в Тамбовской губернии в 1812 году в многодетной семье сельского дьячка. Смышлёный, бойкий, весёлого нрава, он выделялся своими способностями в Тамбовском духовном училище, в семинарии, легко прошёл весь курс богословских наук.

       Незадолго до окончания семинарии Александр опасно заболел и дал обет: если останется жив, постричься в монахи. Осенью 1839 года Александр уехал в пустынь. В 1860 году Амвросий принимает на себя полный труд оптинского старчества.

       Общественную деятельность Амвросия лучше всего определяет одно очень хорошее русское слово, какого не сыскать в другой земле. Отец Амвросий жалел. Он приобрёл поражавший всех дар угадывать состояние души и даже помыслы пришедшего к нему ещё до того, как тот начнёт свою исповедь.

     «Нравственная философия» Амвросия Оптинского способствовала обогащению духовной жизни людей. Старец не только звал к свету и духовному обновлению, но и сам был светильником, который привлекал всех желавших духовного просвещения. «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх: а мы как заляжем, так и встать неможем». Этими словами старец учил не отдаваться обстоятельствам внешней жизни, а иметь возвышенный строй мыслей.

     Корень зла, начало всех страстей Амвросий оптинский видел в гордыне и самолюбии. «Грехи, - говорил он, - как грецкие орехи, - скорлупу расколешь, а зерно выковорять трудно».

      О зависти и памятозлобии преподобный Амвросий говорил: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое – нибудь дело врагам своим. А главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как – нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

    Я считаю, что старец Амвросий Оптинский «тихими и кроткими словесами» зовёт к «поновлению» через покаяние души, внутреннее умиротворение, познание и просветление. «Я зажёг фитиль, - говорил старец Амвросий Оптинский, - теперь ваше дело –поддерживать огонь».

     Отрадно сознавать, что монастырь Оптина Пустынь, с которым неразрывно связано имя преподобного Амвросия, сейчас восстанавливается и действует. Однако вопрос о так называемых памятниках истории и культуры куда глубже вопросов только реставрационных; по нашему мнению, это вопрос, обращённый к сердцевине общественного сознания. И звучит он, скорее всего, так: кто мы? И осознаём ли мы, что, вернув памятнику органичную для него жизнь, мы ещё крепче, ещё долговечней укореняемся в исторической и национальной почве?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «МИТ: Мыслить. Искать. Творить» (организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательного учреждения)

Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не прояви...

«Письмо...» Амвросия Оптинского . Оптина Пустынь и русская литература.

Конспект урока литературы . 8 класс.  По программе А.Г.Кутузова. Блок: "Духовная литература и её традиции"...

Презентация по теме "Оптинские старцы" (православная культура)

Презентация содержит сведения о преподобных  Оптинских старцах. О монашестве и подвижничестве в Оптиной пустыни...

Обобщение опыта работы по литературе УМК под редакцией Р.Н. Бунеева " Школа 2100" статья "Читать значит мыслить"

Статья из опыта работы  опубликована  в сборнике материалов региональной научно-практической  конференции ВИПКРО  по теме:  "Профилизация школьного языкового и литератур...

статья " Мои мысли после прочтения православной книги"

В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося при...

Внеклассное мероприятие. Житие преподобного Амвросия Оптинского. 6 класс

Внеклассное мероприятие по православному краеведению о жизни святого Амвросия Оптинского....

статья по теме "Воспитать привычку мыслить"

Основная задача, которая ставится перед учениками, - научиться мыслить и овладевать фундаментальными знаниями. Это не набор правил и умений по решению стандартных задач, а глубокое понимание сути изуч...