Урок Венок земли кубанской
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему
Урок по кубановедению
подготовила: учитель кубановедения МБОУ СОШ № 2 Заречная Е.А.
ТЕМА: «ВЕНОК ЗЕМЛИ КУБАНСКОЙ».
Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством кубанских поэтов прошлых лет и наших современников.
Задачи:
1. Развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.
2. Воспитывать чувство сопереживания, любви к своей Родине, к прекрасному через знакомство с произведениями кубанских поэтов, композиторов, художников.
В основе урока лежит гармония триединства средств: поэтическое слово, одухотворенное музыкой и живописью.
Оборудование: Мультимедийный проектор, сборники стихов кубанских поэтов, учебник «Литература Кубани» 7-8 класс (Ю. Г. Любимцев), рисунки учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель называет тему урока и объясняет, что учащиеся получили опережающее задание: подготовить по выбору стихи кубанских поэтов.
II. Основная часть.
Слайд № 1 Эпиграф к уроку дается на экране:
«Стихи роняют стрелки – лепестки
Плетут венок тебе во славу, Родина!»
Диана Хайрулина
Звучит музыка.
Учитель начинает читать стихотворение В. Гончарова «Кубань».
- Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба – парнишек и девушек стая.
/Слайды№2-7/
Продолжают учащиеся класса / по две строки/
Там примут тебя
Как хорошего друга
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Веселые окна.
Открытые ставни,
Дымок над трубою
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски,
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих -
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
ВСЕ:
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Учитель:
- Ребята, сейчас мы вместе вспомнили стихотворение Виктора Гончарова «Кубань».
Слайд № 8 / Фотография В. Гончарова /
Учитель: Виктор Михайлович Гончаров родился в городе Краснодаре в 1920 году. Поэт-фронтовик, человек нелегкой судьбы и редкого таланта, известен так же как художник и скульптор. В 1951 году вышли три первые его книги: «Стихи», «Юные патриоты», «Три слова». Всего издано 35 книг, многие из них оформлены автором, иллюстрированы репродукциями его работ.
- Ребята, подумайте, чем это стихотворение интересно для всех?
/Ответы учащихся/
Учитель помогает обобщить:
- Мне думается, вы правы. Действительно, каждый человек, приехавший на Кубань, встречает радушный прием, знакомится с трудолюбивыми и добрыми людьми, которые живут и трудятся в нашем крае.
Звучит музыка.
/Слайд № 9/
Учитель:
-Ребята, мы с вами живем в удивительном, прекрасном уголке России, который зовется Кубанью. Кубань – это плодородная земля, которая дает обильные урожаи. Кубань – край спелых гроздьев винограда и сочных яблок, край душистых хлебов и сладкоголосых песен. И само имя нашей малой Родины Кубань – солнечное, доброе, певучее – просто просится в песни и стихи. И сейчас мы услышим песню Григория Федоровича Пономаренко «Кубань- Кубань».
Песня «Кубань – Кубань» /СЛАЙД № 10/
Учитель: Щедры недра кубанской земли. Но главное богатство нашей малой родины – славные труженики, умеющие работать. Стоит ли удивляться, что столько добрых слов, ярких образов посвящают им наши поэты. Один из поэтов – Виктор Стефанович Подкопаев. / СЛАЙД №11/
Сообщение о Викторе Стефановиче Подкопаеве подготовили Анастасия Черевань и Екатерина Смирнова.
Настя: Родился Виктор Стефанович Подкопаев 3 октября 1922 года в Курской губернии в селе Ключи.
Шестнадцатилетним подростком он связал свою жизнь с Кубанью, названной им «краем тополиным». Первые стихи были опубликованы, когда ему исполнилось двадцать лет. Виктор Стефанович – автор тринадцати поэтических сборников.
Читаешь его стихи и кажется, что поэт как – будто разговаривает с тобой, с читателем, словно с другом. И ты сразу начинаешь ему доверять, верить.
Мне нравится, что Виктор Стефанович простыми, задушевными словами рассказывает о нашей Родине – Кубани, благодатной земле, ее трудолюбивых людях с чистыми и добрыми сердцами. Именно такому народу под силу все дела. Об этом расскажет стихотворение Виктора Подкопаева «На Кубани живет богатырский народ…», которое приготовила Катя.
Звучит музыка. Ученица читает стихотворение «На Кубани живет богатырский народ…»:
Вскинет сокол крыло –
Станет жарко в груди:
Ох, былинная ширь необъятная!
Сколько бурь
у родимой земли позади,
но все та же она, благодатная!
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
Вспыхнет зорька в горах –
Брызнет радость из глаз,
Словно к счастью душа прикасается.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата-красавицы!
Здесь и в песнях
Казачий размах и полет,
и в свершеньях
масштабы российские.
На Кубани живет
богатырский народ,
и дела у него богатырские.
Учитель дает классу задание:
- Ребята, вы внимательно слушали стихотворение. Передайте его содержание стихотворения тремя простыми предложениями. В этом вам помогут рисунки учащихся нашей школы. /Слайды №12/
Ответы учащихся / зачитывают по тетради/.
-Ребята, найдите в стихотворении метафоры, сравнения, эпитеты, подумайте, в каком смысле они употребляются?
Ответы учащихся:
Эпитеты: благодатная - щедрая, изобильная, былинная (сказочная, героическая).
Метафоры: зачарует, золотятся хлеба.
Сравнения: словно к счастью душа прикасается.
Учитель: Наверное, поэтам нетрудно придумывать яркие эпитеты, выразительные метафоры, красивые сравнения, чтобы описать свое восхищение родным краем. Потому что такая она, наша красавица Кубань. И поэты много раз признавались ей в любви.
На фоне музыки звучит стихотворение «Кубань – земля такая»
Учитель: Ребята, вспомните, кто является автором этих поэтических строк?
Ответ учащихся.
Учитель: Действительно, это стихотворение написал Кронид Обойщиков. С его творчеством нас познакомит Оля Скиба. /Слайд №13 - портрет К. А. Обойщикова/
Учащаяся: Кронид Александрович Обойщиков родился в 1920 году. Школьные годы прошли в станице Брюховецкой, в городе Кропоткине, Армавире и Новороссийске.
В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище. С первых дней Великой Отечественной войны участвовал в жестоких боях, защищая Одессу и Киев.
Кронид Александрович – один из ведущих поэтов Кубани, автор более двадцати поэтических книг.
Чем тронуло меня творчество Кронида Александровича? Своей добротой, умением точно выразить свои мысли и чувства. В своих стихах он рассказывает о верной дружбе, о героях – кубанцах, сражавшихся в Великую Отечественную войну, о любви к Родине и людям, которые живут в нашем крае. Саша подготовил стихотворение «Они Россию кормят хлебом».
Учащийся Логвиненко Александр рассказывает стихотворение «Они Россию кормят хлебом». /Слайд № 14/
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит – и меня.
И, житель города законный,
Не первый, не последний раз
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.
А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы…
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.
Оля: В поэме «Моя Кубань» Кронид Александрович описывает наш край – свою Родину, как родной дом – простыми и теплыми словами от которых становится уютно и спокойно.
С детских лет твои дороги
Целовали мои ноги,
Как перины, облака
Мне ложились под бока.
Ты поила и кормила,
Ты в огне меня хранила.
Корень ты в моей судьбе.
Эти песни о тебе.
Но особенно мне запомнилось стихотворение «Сквер в Тимашевске», посвященное памяти Епистиньи Федоровны Степановой. Меня поразило, как смог поэт простыми словами передать переживания матери, потерявшей своих сыновей и всю жизнь ожидавшей их с войны.
Стихотворение «Сквер в Тимашевске» рассказывает Дмитрий Моруженко. /Слайд №15/
Я нашей давней дружбе верен,
Сюда все чаще прихожу.
И в трудный час
В священном сквере
Успокоенье нахожу.
Иду вечернею порою,
И душу трогают мою
Военной памяти Герои,
В гвардейском вставшие строю.
Я знаю их, живых и мертвых,
Застывших в камне на века.
Делился с ними я махоркой
У фронтового костерка.
И вот иду я к ним, великим.
Ребята смотрят на меня.
По темным лицам ходят блики
Святого Вечного огня.
Вблизи, на бронзовой скамейке,
Мать девяти сынов сидит.
Она, воскресшая навеки
На вас задумчиво глядит.
Нет. Не моя она – чужая.
Но так тревожит говорок:
- Я бачу, часто приезжаешь…
Да уж не мой ли ты сынок?
- Не твой, - шепчу,
А сам поспешно
Стираю след невольных слез.
А мать как будто гладит нежно
Седой ковыль моих волос.
Сидеть ей холодно и жестко
Всю жизнь одной, без сыновей.
И звездный дождь над Тимашевском
С ночных небес слетает к ней.
Учитель: Как тонко поэт передал образ скорбящей женщины – матери, образ всех женщин России, не дождавшихся с войны своих сыновей и мужей.
Звучит песня «Вдовы России».
Учитель:
-Ребята, с творчеством каких кубанских поэтов вы еще знакомы?
/Ответы учащихся/
Учитель:
-Один из названных вами поэтов - Анатолий Андреевич Шипулин. В своем творчестве он раскрывает состояние духовности человека.
/Слайд №16. Портрет А.А. Шипулина/.
О творчестве Анатолия Шипулина нам расскажут Настя Бондарь, Лиза Безкровных: Поэт родился в 1939 году в Краснодарском крае. Тема малой родины – одна из ведущих в творчестве А. Шипулина. Кубань для него – «центр души».
Учащийся читает стихотворение «Что несу с собой»./ СЛАЙД № 17/
Что несу с собой,
рожденный в поле,
Оплетненный стеблями
травы?
В пригоршнях –
привычные мозоли,
В сердце – нежность
южной синевы.
Вынес я из камышовой хаты
Карие горячие глаза,
И горя в стихах моих
закаты,
И степная катится гроза.
В каждой строчке –
травы росяные,
Тополя шумят в ночной
тиши…
Южный край – окраина
России,
Для меня ты центр моей
души.
Учащаяся Лиза Бескровных: Да, действительно, Кубань – это центр души каждого человека – жителя нашего края. И самой дорогой его частичкой является тот уголок, где мы живем. Для меня таким центром души всегда будет моя станица Медведовская, наш Тимашевский район. И когда я читала стихи Анатолия Шипулина, я мысленно представляла пейзажи, написанные кубанским художником Вячеславом Тохтамышевым, Владимиром Яковлевым, Владимиром Солодовником (с их картинами мы знакомились в шестом классе). И мне кажется, что творчество этих замечательных мастеров созвучно! Ведь каждый из них своими средствами выразительности передает одно самое главное чувство – чувство любви к Родине. И это чувство объединяет всех нас. /Презентация «Художники – пейзажисты» подготовила уч-ся 7 «А» класса Безкровных Елизавета. Слайды № 18-28/
Лиза: Для презентации я выбрала следующие картины Вячеслава Тохтамышева:
1. «Любин луг». Глядя на картины Вячеслава Тохтамышева , невольно вспоминаешь строки Анатолия Шипулина: «В каждой строчке травы росяные…» или строки Виктора Гончарова : «Увитый густой виноградной лозою, мой бойкий домишко с антенной косою…». А сейчас мы еще раз посмотрим на картины. На каждой из них родные – родные просторы, наша Кубань!
2. «Славянск – на – Кубани»
3. «Рассвет на хуторе первомайском»
4. А это «Рассвет в Тимашевске»
5. «Дворик с голубятней»
6. «Дворик дяди Вани»
7. «Дорога на Тимашевск»
А вот картины Владимира Яковлева: «Кубань – река» и «Брод».
А вот картины Владимира Солодовника: «Обрывистый берег», «Теплый вечер».
Учитель:
Ребята, вспомните все услышанные стихотворения. Какое из них вам запомнилось, почему? Аргументируйте ответ. Сначала письменно в тетради, затем устно.
/Ответы учащихся/
Учитель:
- Сколько замечательных слов мы услышали о Кубани! И все эти слова мы можем отнести и к нашей родной станице Медведовской. Станице, где вы родились, где живут ваши родные и близкие люди.
О нашей станице сложено немало стихов и песен. Одну из них, побывав в гостях в Медведовской, написал великий Кубанский композитор и поэт Григорий Федорович Пономаренко./Слайд № 29. Портрет Г.Ф. Пономаренко/. Называется она «Медведовский вальс». Ребята, у вас на столе лежит текст песни, подпевайте припев. /Слайд № 30/
1 куплет
Все прошло, все изменилось.
Вновь светла Кубани рань.
Солнце светит, мир ликует
И поет Кубань.
Припев: Медведовская станица –
Краснодару родная сестрица-
Край любимый мой,
Сердцу дорогой.
2 куплет.
Много лет уж пролетело
С тех далеких, давних пор.
Курени соединились
У Кавказских гор.
Припев.
3 куплет.
Были смуты, были войны –
Все ты вытерпеть смогла
И ничуть не растеряла
Своего тепла.
Припев.
После исполнения песни учитель задает вопрос:
-Ребята, подумайте, какой предстала станица Медведовская перед Григорием Федоровичем?
/Ответы детей/
Учитель:
-Наша станица славится садами, урожайными полями, замечательными тружениками. А еще в нашей Медведовской живут талантливые, увлеченные поэзией люди: Жанна Евгеньевна Цикало, Марина Ивановна Гореная-Пономаренко, Нина Сергеевна Агошкова, Елена Владимировна Ярковая, Людмила Георгиевна Мацола, Адам Онищук.
В своем творчестве наши поэты воспевают родную Медведовскую, кубанский казачий край, прославленный трудовыми успехами хлеборобов и героической семьей Степановых, наш Тимашевский район.
Медведовские поэты объединились в литературную творческую мастерскую «Золотой ключ». Их поэтические строки волнуют душу читателя, учат нас нравственности, доброте, любви и уважению к историческому прошлому своей малой родины – Кубани.
Сегодня у нас в гостях медведовская поэтесса – Лауреат литературной премии администрации Краснодарского края имени Е.Ф.Степановой – Жанна Евгеньевна Цикало. /Слайд №31/
Слово предоставляется Жанне Евгеньевне Цикало.
Учащиеся задают вопросы Жанне Евгеньевне о начале ее творческой деятельности и планах на будущее. Учитель благодарит медведовскую поэтессу Ж. Е. Цикало за содержательную, очень живую и непосредственную беседу.
Учитель: Ребята, давайте вспомним строки эпиграфа к нашему уроку: «Стихи роняют строки – лепестки
Плетут венок тебе во славу, Родина!»
Действительно, прекрасный поэтический венок сплели наши поэты во славу Кубани. Ребята, давайте еще раз вспомним их имена и «сплетем» из них «венок кубанской поэзии». /Слайд №32/
Учащиеся записывают фамилии поэтов на заранее заготовленные цветы из самоклеящейся бумаги и создают из них венок.
III. Итог урока.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, сегодня мы услышали замечательные стихи кубанских поэтов. Может быть, и в нашей школе создадим творческое объединение юных поэтов. Подумайте над названием для этого объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
venok_zemli_kubanskoy_chast_1.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока – познакомиться с творчеством кубанских поэтов
Виктор Гончаров
Григорий Пономаренко
Виктор Стефанович Подкопаев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всекубанский классный час " Судьба и Родина едины" Проект " Радетели земли кубанской"
Классный час о радетелях кубанской земли...
Всекубанский классный час " Судьба и Родина едины" Проект " Радетели земли кубанской"
Классный час о радетелях кубанской земли...
Всекубанский классный час " Судьба и Родина едины" Проект " Радетели земли кубанской"
Классный час о радетелях кубанской земли...
Из опыта работыпроект радетели земли кубанской
Из опыта работы материал для использования во внеклассной работе по кубановедению и на классном часе...
Красота земли кубанской
Внеклассное занятие по развитию речи и слуха для учащихся 8-12 классов на тему "Красота земли кубанской"...
Пионерский сбор "Патриоты Земли Кубанской"
Классный час в форме пионерского сбора о патриотах Кубани....
Кружок "Земля Кубанская"
Программа кружка краеведческой направленности о Красноармейском районе Краснодарского края....