Всекубанский классный час " Судьба и Родина едины" Проект " Радетели земли кубанской"
классный час по краеведению (9 класс) на тему

Трофименко Людмила Анатольевна

Классный час о радетелях кубанской земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25_maya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

станицы новоплатнировской муниципального образования Ленинградский район

Разработка Всекубанского классного часа

«Судьба и Родина едины»

Проект

« Радетели Земли Кубанской»

Подготовлено  

классным руководителем

 9 б  класса

МАОУ СОШ № 11

Трофименко Л.А.

2012 год

Всекубанский классный час

«СУДЬБА И РОДИНА – ЕДИНЫ»

Проект « Радетели Земли Кубанской»

                         

    Цель: осознание своей сопричастности с историей большой и малой Родины.

  Задачи: осмыслить  неразрывную связь героических страниц истории России и Кубани с сегодняшним днем, преемственности поколений;

развивать интерес и уважение к жизни замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения ими патриотического долга;

воспитывать  уважение к знаменитым землякам, понимать единство судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме внеклассного мероприятия, презентации рабочих групп, фонограммы, название мероприятия на ватмане, портреты выдающихся людей Кубани ( в формате А4), 39 сердец.

 Форма проведения: проектная деятельность.

Участники: учащиеся 9а,9б классов.

Подготовка к мероприятию:

Понедельник (21 мая)

1. Оформление классного уголка «Проектная неделя», содержащего следующую информацию:

- полный перечень проектов с указанием состава проектных групп

 ( 6 проектных групп по 5 человек, группа художественного сопровождения проекта, группа музыкального сопровождения проекта по 5 человек) ;

- ежедневный сменный лист «Вести проектных групп», где будет отражаться информация от  участников каждой проектной группы;

- график работы групп в компьютерном классе и т.п.

2. Организация работы проектных групп.

Итог дня: подробный план работы над проектом.

Вторник (22 мая)

  1. Работа проектных групп.
  2. Уточнение «продукта» проекта. Завершение этапа сбора информации; начало оформления проекта.

Итог дня: собранная информация по теме проекта.

Среда (23 мая)

1. Работа проектных групп.

2. Уточнение формы презентации проекта. Оформление проекта; начало подготовки презентации.

Итог дня: сценарий презентации проекта.

Четверг (24 мая)

1. Работа проектных групп.

2. Окончательное оформление проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция.

Итог дня: подготовленные продукты и презентация проекта.

Пятница (25 мая)

1. Участие школьников в линейке, посвященной празднику Последнего звонка.

2. Презентация проектов на Едином Всекубанском классном часе «Судьба и родина едины!»

3. Подведение итогов работы в группах.

4. Общее подведение итогов проектной недели.

Итог дня: размещение информации на сайте школы.

Ход мероприятия:

Организационный момент

Учитель сообщает тему  и информирует учащихся о задачах данного мероприятия.

                  Звучит мелодия песни « Вижу чудное приволье…»

1-й ведущий: Я снова пою о России,

О моей ненаглядной красе,

О березках, чьи ноги босые

Утонули в холодной росе.

2-й ведущий: Россия… Родина… Отечество…- эти слова мы впервые слышим в детстве, и на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились. Где прошло детство.

             Древнейшие наши легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость – завет: «С родной земли умри – не сходи».

3-й ведущий: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет.

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни – все то -  же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

4-й ведущий:  И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет,

А Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

5-й ведущий:

Роса состоит из росинок,

 Из капелек пара – туман,

 Песок - из мельчайших песчинок,

 Россия – из россиян.

   1-й ведущий: А наша малая Родина Кубань, состоит из нас- кубанцев. Для каждого из нас Кубань- это большой дом, который мы любим и храним. Это дом, который вы будете беречь и обустраивать уже совсем скоро.

Учитель. Есть в русском языке хорошее старинное слово – «радетель».Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чем-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. Они спешат делать добро не ради славы, а ради блага других людей, процветания родной земли.

Так и называется наш проект - «Радетели Земли Кубанской». Это все те, кто помогал и помогает краю стать жемчужиной России и стремится сделать Кубань еще краше и богаче. Каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю, что ярко показали результаты проектной деятельности, над этим проектом мы с вами работали с начала недели.

 Каждой группе учащихся было дано задание- представить выдающегося человека Кубани, подтверждая факт радетеля Земли Кубанской.

2-й ведущий:  Все в жизни дается трудом нам:

                         и хлеб наш насущный, и кров,

                         и каждая новая домна,                                                                                

                         и каждая строчка стихов.

                         За скромной героикой будней,

                         за всем, чем заполнена жизнь,

                         встают созидатели – люди –

                         попробуй о них расскажи…

   3-й ведущий: Я знаю: мне надо годами                                                                          

                        любить самому и страдать,

                        чтоб мог я простыми словами                                                                  

                         об этом другим рассказать…( В. Подкопаев)      

Защита 1-й проектной группы:

Михаила Павловича Бабыча по праву казаки называли « ридный батько», так как вся его жизнь была направлена на служение Отечеству.

Родился он в семье доблестного офицера– Павла Денисовича Бабыча, о подвигах и славе которого, народ слагал песни. Все отцовские качества дарованы Михаилу, которого с самого раннего возраста готовили к военной службе. Он быстро стал продвигаться по военной лестнице. В 1908 году он был назначен  наказным атаманом Кубанского казачьего войска. Под постоянной угрозой смерти Бабыч исполнял свой ответственный долг и укреплял на Кубани экономику и нравственность. За короткий срок им много было сделано общекультурных, добрых дел. Каждый казак лично на себе ощущал его заботу, его радение. Общекультурную деятельность М. Бабыча ценило не только русское население. Его глубоко уважали и другие народности, жившие на Кубани. Только благодаря его заботам и стараниям было начато строительство Черноморско-Кубанской железной дороги, начато наступление на кубанские плавни. С целью увековечения памяти павших воинов в станичных и хуторских церквях он приказал собрать сведения  о героях родной Кубани и установить памятные доски с именами воинов-станичников, для увековечения их памяти. Благодаря этому человеку   сохранилась часть истории кубанского казачества. Его по праву можно назвать радетелем кубанской земли.    

На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет М.П.Бабыча.                                                                      

Защита 2-й проектной группы:

В истории есть немало примеров, когда человек отважно и смело идет навстречу опасности – и она отступает, твердо и упрямо смотрит в лицо смерти – и она отворачивается. Будто само Провидение хранит этих храбрецов специально для того, чтобы они могли совершить удивительные деяния в назидание потомкам. К числу таких людей принадлежал и черноморский казак Алексей Данилович Бескровный. Недаром ходило среди казаков предание, что после очередного кровопролитного боя русский император воскликнул: «Да у черноморцев атаман не Бескровный, а Бессмертный!».

А.Д. Бескровный – одна из самых ярких звезд на небосклоне военной истории кубанского казачества. Почти вся его в общем-то недолгая жизнь прошла в непрерывных боях и походах. За 30 лет военной службы он участвовал в 13 кампаниях и 100 сражениях. Судьба хранила его, но отнюдь не щадила – трудно даже сосчитать его бесчисленные раны, полученные на поле брани.

В 1811 году при формировании Черноморской гвардейской сотни А. Безкровный, выдающийся боевой офицер, обладавший необыкновенной физической силой, имевший проницательный ум и благородную душу, был зачислен в ее первоначальный состав и с честью пронес звание гвардейца через всю Отечественную войну 1812 – 1814 годов. За отвагу и храбрость на Бородинском сражении Алексей Безкровный получил чин сотника. При отступлении армии Кутузова от Можайска к Москве бесстрашный казак в течение 4 часов отбивал все попытки неприятеля прорваться вперед. За этот подвиг и другие авангардные боевые дела Безкровный был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». Отступающий противник пытался сжечь суда с хлебом, но гвардейцы не позволили французам уничтожить зерно. За проявленную доблесть Безкровного наградили орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. По просьбе Платова, Безкровный с черноморской сотней был зачислен в его корпус. С легкой руки самого М. И. Кутузова казаки величали его «командиром без ошибки». Это настоящий радетель Земли Кубанской.

На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет А.Д.Безкровного.                                                                      

Защита 3-й проектной группы:

 Кубань. Кубань – души моей отрада.

 Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо.

Твоя бы песня в вышине плыла.( С. Хохлов)

                                                                   

      Песня – драгоценное богатство каждого народа. Жители Кубани любят петь. Они поют русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то веселая, удалая казачья пляска. На Кубани много прекрасных песен, получивших всенародное признание. Они так прочно вошли в жизнь кубанцев, так часто исполняются, что уже как бы растворились в мелодиях родного края.

Виктор Гаврилович Захарченко один из радетелей кубанской земли, так как с 1974 года он является художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора. Именно тогда началась его  счастливая и вдохновенная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара, создание научно-методической и концертно-организационной базы. Сейчас хор- это визитная карточка Кубани.

 Лишь запоет кубанский хор

 В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор.

 За ними даль в пшеничных всплесках.

 Лишь запоет кубанский хор.( В. Неподоба)

 Посмотрите видеозапись выступления казачьего хора и послушайте песню «Здравствуй, наша Кубань», в которой говорится о главном: о родине, о любви, о степных зорях и бескрайних полях красавицы Кубани.

На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет В.Г.Захарченко

Защита 4-й проектной группы:

Константин Николаевич Образцов

Что в ней, в этой песне,

что поет, и рыдает,

и хватает за сердце?( Н.В.Гоголь)        

Все мы знаем  слова гимна Краснодарского края. Автор этого шедевра – походный священник 1-го Кавказского полка Константин Оборазцов. Песня написана вдохновенно, залпом, видимо, в час затишья, перед боем, и посвящена казакам «в память боевой их славы».  Константину Образцову принадлежат еще несколько казачьих песен, посвященных казакам его полка.

Константин Образцов родился 28 июня 1877 года на Волге, в городе Ржеве Тверской губернии. В 11 лет мальчик остался без матери. Отец женился вторично на грузинке Ефросинии Мерабовне Цкитишвили. Эта женщина оказала на маленького Константина огромное влияние, способствуя пробуждению и воспитанию в ребенке религиозного чувства.

После окончания городского училища К. Образцов поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка. Помогли ему усовершенствовать литературный стиль. В 1902 году К. Образцов женился. И женитьба как бы дала ему «второе зрение», укрепила нравственную основу, освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же в нем созрела давняя мечта посвятить себя служению церкви. Жена поддержала этот его порыв. Константин расстался с университетом и 13 июня  1904 года принял духовный сан.

В 1909 году К. Образцов занял место приходского настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий, 1910 год оказался для него годом тяжкого горя: отец К. Образцов одновременно потерял двух своих детей.

В 1912 году священник К. Образцов перешел в военное ведомство и получил новое назначение в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой и бивуачной жизни, ютясь то в палатке, то в землянке, наскоро вырытой. Отец Константин напутствовал смертельно раненных,  дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина.

Константин Образцов с нами, в нашей памяти, душа его – в удивительной песне «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Она стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. По сообщению старожилов, музыку написал композитор и дирижер Войскового симфонического оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но, возможно, – музыку сочинил народ. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.

На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет К.Н.Образцова.

Звучит куплет гимна Кубани « Ты Кубань, ты наша Родина»

Защита 5-й проектной группы:

Станислав Владимирович Очаповский - уроженец Белоруссии, в декабре 1909 года он приглашается Кубанским казачьим войском в войсковую больницу заведовать глазным отделением. Но когда он глубже вник в организацию окулистической помощи на Кубани, он пришел к выводу, что распространение глазных болезней носят угрожающий характер. 14-17 апреля 1911 года Очаповский призвал участковых врачей знакомиться с лечением глазных болезней, особенно трахомы, распространенной в Кубанской области в такой степени, что оставляет, как он говорил, «далеко позади себя все другие местности России». Свое блестящее выступление он заключил призывом: «Необходимо открыть глазные пункты   в области и стараться приучить к ним население».

Чтобы наладить профилактику и лечение, предлагалось организовать летучие отряды, которые были созданы только в 20-е годы. С группой врачей и студентов С. В. Очаповский выезжает на лето в отдаленные места края и лечит население. С 1921 по 1930 год было принято 145 тысяч больных и до 5 тысяч произведено операций. Люди, прежде обреченные на вечную слепоту, прозревали. Имя Очаповского передается из уст в уста и становится самым известным на Северном Кавказе.

Станислав Владимирович был очень добрым, душевным, скромным и отзывчивым человеком. Его коллегам всегда было очень легко работать с ним.

Прошли десятилетия, но доктор Станислав Владимирович Очаповский живет в благодарной памяти народа. Его именем названа краевая больница, во дворе которой установлен памятник замечательному офтальмологу.

Вот он радетель Земли Кубанской.

На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет С.В.Очаповского.

Защита 6-й проектной группы:

 Поле цветущих подсолнухов! Кто не любовался им? Глядя на такое поле, невольно вспомнишь имя замечательного человека, который безраздельно посвятил ему свою неуемную энергию и долгую жизнь, – это академик Василий Степанович Пустовойт.

Именно он, известный русский селекционер вывел устойчивые к болезням, урожайные и чрезвычайно масленичные сорта подсолнечника.

Василий Степанович Пустовойт родился Харьковской губернии. В 1908 году Василий Степанович переезжает на Кубань для работы в Войсковой сельскохозяйственной школе, а с 1990-го становится помощником управляющего школой.

Василий Степанович Пустовойт как преподаватель приобрел заслуженный авторитет и уважение среди своих учеников – будущих сельских специалистов.

Василий Степанович читает лекции. Пишет популярные брошюры, учит молодежь рациональным приемам возделывания земли. И буквально штурмует Кубанское областное правление научными рекомендациями, предложениями, просьбами.

Но всемирная известность к ученому пришла благодаря его работам в области селекции и семеноводства подсолнечника, когда Василий Степанович поставил перед собой дерзкую по тому времени задачу – создать высокомасличные сорта. Выдающийся кубанский селекционер творил чудеса, он вывел озимые сорта пшеницы для засушливых районов края и для районов с повышенным годовым количеством осадков.

Известно 160 научных трудов, опубликованных кубанским ученым в разные годы, и среди них большинство посвящено его любимому растению – подсолнечнику. Главное, к чему стремился в своей работе выдающийся селекционер – это повысить содержание масла в сухом семени подсолнечника.

Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника, из которых 85 процентов районированы. Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют – он явился как бы «лебединой песней» неутомимого труженика – замечательного человека родной земли.

         Одиннадцатого октября 1972 года сердце его остановилось. Но и по сей день мировыми шедеврами культурного подсолнечника считаются сорта, полученные советским селекционером Василием Степановичем Пустовойтом. Радетель Земли Кубанской

 На доске, где написано общее название проекта  один из участников группы прикрепляет портрет В.С.Пустовойта.

1-й ведущий: Каждый из нас – наследник нашей прекрасной кубанской земли: ее истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений.

    2-й ведущий:  Кубань недаром называется жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев.

      3-й ведущий: Нам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках Кубани.

     4-й ведущий:  Нам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, совершенствовать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

   Учитель: Пройдет совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани».

    Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

    Все это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь. Вы имеете сопричастность к нашей родной Кубани, будите приумножать её богатства и конечно безгранично любить. Выразите эту любовь на полученных сердцах.

Каждый участник проектной деятельности получает листок с незаконченным предложением ( сердце), которое ему требуется завершить:

  1. На проекте я был(а):
  2. Благодаря участию в социальном проекте я научился(ась), узнал(а), ознакомился(ась), почувствовал(а), выяснил(а), понял(а);
  3. На проекте я впервые в жизни…
  1. В результате участия в проекте я хочу (я могу, я планирую, я мечтаю);
  2. Пожелания краю.

На доске, где написано общее название проекта , висят фотографии радетелей Земли Кубанской каждый участник проектной недели приклеивает сердце.

Учитель: Желаю, чтобы вас в жизни всегда сопровождала удача. И прошу вас помнить, какой ценой достигается наше сегодняшнее спокойствие и сама возможность нам вместе с вами строить планы на будущее.

Все только начинается…

Все у нас получится.

 Судьба и Родина едины! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час "Судьба и Родина-едины!"

Классный час в 10 классе - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, своего отно...

Всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

В рамках всекубанского классного часа учащимися 8"В" класса был подготовлен проект "Суджьба и Родина едины!", посвященный жизни и деятельности учителя математики СОШ №3 Зимовец Валентины Евгеньевны....

Из опыта работыпроект радетели земли кубанской

Из опыта работы материал для использования во внеклассной работе по кубановедению и на классном часе...

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи"

Конспект Всекубанского классного часа "Судьба страны в судьбе моей семьи". УРОК- ПРОЕКТ. Презентацию к уроку учащиеся выполнили самостоятельно...