Рукотворные игрушки обереги (куклы)
учебно-методический материал по краеведению (5 класс) на тему

Мастер-класс для учащихся. Изготовление обереговых кукол, история о куклах оберегах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рукотворные игрушки обереги79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:    РУКОТВОРНЫЕ  ИГРУШКИ - ОБЕРЕГИ.

Учитель истории, руководитель клуба «Возрождение»:

Жунусова Уркия Сембаевна

МОУ Измайловская СОШ

Педагогическая цель:

  • Коллективное творческое дело направить на воспитание индивидуальности каждого  учащегося, на воспитание уважения к традициям и обычаям наших предков.

Задачи:

  • Учить четко, распределять свои обязанности в изготовлении кукол
  • Учись учиться! Разбудить творческое стремление к самосовершенствованию
  •  Развивать творческое воображение и способность самостоятельно анализировать и оценивать свой результат на фоне общей коллективной работы, работы в группах
  • Развивать наблюдательность и интерес, осмысление символики обрядов,  способствовать расширению кругозора, выявить народное отношение к большим и важным событиям семейной жизни.

Форма обучения:  урок-практикум

Методы обучения:  

  • беседа
  • практическая работа
  • игра с использованием сцен

Место проведения:  кабинет №18

Оборудование:

  • мультимедийная аппаратура
  • лоскуты цветного текстиля
  • нитки х/б
  • нитки мулине
  • сентипон
  • деревянные палочки
  • мини выставка «Рукотворные игрушки-обереги»
  • презентация «Рукотворные игрушки-обереги» (Power Point)

Планирование работы:

  1. Вступление.
  2. Введение в тему.
  3. Разбивка на группы.
  4. Выполнение задания в группах.
  5. Показ кукол и тайна их изготовления
  6. Выбор ведущих из числа участников мастер-класса
  7. Рефлексия. Мини выставка «Рукотворные игрушки-обереги»

Литература:

  • Андреева И.В. Традиционная и авторская игрушка. Ч:Аркаим, 2002.
  • Атлас народов России. М. 2002.
  • Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь.- М: Азбука-классика 2001.
  • Дайн М. Русская тряпичная кукла. М: 2007.
  • Народное искусство: сквозь века /Министерство культуры Челяб. обл./ сост. Артюшкина Е.И. Ч: Аркаим, 2007.

Структура мастер-класса:

Этап занятия.

задачи, содержание

Необходимые ресурсы

Ожидаемые результаты

время

Приветствие.

Вводная речь руководителя

Приветствие. Сообщение темы занятия.

Объяснение  руководителя;

постановка проблемы

Слайд №1-2

Учащиеся должны понимать цели и задачи занятия

3 мин.

Изготовление куклы -кувадки

Развитие способностей к деловому взаимодействию.

.

Инструктаж по изготовлению куклы.

Технология

Работа в группах

Рассказ о предназначении куклы- кувадки

Приобщение и вовлечение детей в творческий процесс

Слайд № 3-10

-Учащиеся смогут показать умения и навыки работы с тканью

-развивать умения безигольной технологии

- Разбудить творческое стремление к самосовершенствованию

-Умения делать выбор в творческой деятельности

10мин.

Изготовление кукол-неразлучников

Инструктаж по изготовлению куклы.

Инсценировка передачи оберега

Приобщение и вовлечение детей в творческий процесс

Слайд № 11

-Закрепить умения по изготовлению безигольной технологии

-Умения и навыки работы с тканью

-Развивать наблюдательность и интерес, способствовать расширению кругозора

12 мин.

Беседа учителя о куклах-лихоманках, куклах-веснянках

Рассказ о предназначении кукол- лихоманок.

Рассказ о предназначении кукол-веснянок. Совместное исполнение «заклички» о встречи весны.

Слайд № 12-13

-Развивать наблюдательность и интерес, способствовать расширению кругозора

3мин.

Работа в группах.

Развивать способности к деловому взаимодействию.

Воспитывать способность оставаться независимым в группе, учитывать интересы и уважать мнения других членов коллектива.

Воспитание уважения к традициям и обычаям наших предков.

В течение классного часа

Рефлексия

Участие в организации мини выставки «Рукотворные игрушки-обереги».

Раздать красные, голубые, цветные лоскуты.

Красный цвет – очень понравился урок практикум много нового узнал(а), синий – понравился урок, цветной лоскут – не понравился

Слайд №14

Приглашение на мастер класс

2 мин


Ход мастер-класса:

Используется презентация «Рукотворные игрушки- обереги»

Вступительное слово руководителя:

- Здравствуйте, дорогие друзья!  Тема мастер-класса: «Рукотворные обереги». Мне бы хотелось вовлечь вас в процесс изготовления рукотворных оберегов и игрушек. Коллективное творческое дело я думаю, позволит нам увидеть  индивидуальность каждого из вас, и привлечёт ваше внимание к традициям и обычаям наших предков.

- Искусство рукотворной игрушки было распространенно в нашей стране повсеместно. Игрушка рождалась в детской игре из всего, что оказывалось под рукой.  Игрушка рождалась в добрых заботливых материнских руках, неустанно хлопочущих по хозяйству и быстро и сноровисто скручивающих кукольную потешку из платка и клубка, из палочки или чурочки, чтобы «дитя не плакало».

Так появились на свет «пеленашки», «кувадки», «бессонницы».

- Давайте сделаем с вами куклу-кувадочку. Разделитесь по парам: одна будет готовить ручки, другая туловище, а также будете помогать друг другу.

- показ слайдов и практическая работа

 Грудь куклы перевязывается обязательно косым крестом – чтобы неподвижными были, косой крест и на спине фигурки, косой крест означает – символ плодородия.

Слайды №3 - №10

Историческая справка:

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребёнка. По верованиям наших предков, зарождение ребёнка воспринималась как милость и расположение богов. Женщина рожала в бане. После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения, а  отец ребёнка обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Он разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны куклы-кувадки. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Затем эти куклы сжигались. К концу 19 века истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. И направленность их магического действия изменилась: теперь  над люлькой новорожденного малыша мать подвешивала яркие «Кувадки»,после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Ну, а двух-трёхлетние ребятишки уже и сами начинали мастерить своих первых куклят – их дарили родителям в благодарность за сладости, как тогда говорили «Отдарок за подарок».

- Уже отгуляны главные зимние праздники – Рождество и Святки. Быстро летит зимнее время. На пороге Масленица, за ней строгий Великий пост. А значит, строгий запрет играть свадьбу. Надо сказать на Руси женились, не когда вздумается, а осенью от Покрова до Рождественского поста и зимой – От Крещения до Масленицы. До Масленицы! Ну, замечательно, значит, мы успеем с вами изготовить куклы-обереги на жениха и невесту, и инсценировать обряд вручения оберегов.  Куклы-обереги называются  «Неразлучники»  - это свадебная кукла-оберег, она включает в себя всех членов семьи и призвана оберегать семейный союз, поддерживать в доме Любовь и Тепло.

Слайд № 11

- Ткань берётся только красного цвета. 2 лоскута размером 20х20, 1 лоскут 20х8, деревянная палочка длиной 20 см и белые нитки для скрепления кукол. Давайте разделимся на группы по 5 человек: двое делают ручки, двое – туловище, одна кисточку для украшения. Два человека подготовятся сыграть матерей жениха и невесты.

    - Муж и жена крепятся на одной « руке» - это знак того, что они идут в жизни рука об руку. Если у них рождаются дети, то изготавливаются маленькие куколки и закрепляются между мамой и папой. При изготовлении такой куклы вам необходимо вкладывать свою Любовь и Благопожелания в каждый узелок.

    - Итак, куклы неразлучники готовы, давайте проведём обряд вручения оберегов.

    - Оберег на жениха:  перед тем как  молодой пойдёт в дом невесты, чтобы её забрать на венчание, мать жениха должна перекрестить его  

Читать на воду со словами:

Мать жениха: Небесной воды не достать,

                         Небесной красоты не забрать.

                         Так и у моего сына никто не убавит

                          И ничего ему не прибавит.

                         Во имя Отца и Сына и Святого Духа

                         Ныне и присно и во веке веков. Аминь.

  - Оберег на невесту:

Мать невесты также читает на воду со словами:

                          Едет моя дочь со двора во двор

                          На её подоле Божий затвор.

                          Никто того затвора не повредит,

                          Никто моего оберега не победит.

                          Моя нога левая, её нога правая.

                          Ключ, замок, язык.

                          Аминь, Аминь, Аминь.

Перед тем, как молодые выйдут из дому к венчанию их умывают этой водой и вручают «неразлучников».

-Есть такая традиция на Масленицу обязательно сжигают кукол – лихоманок.  Со словами: «Заря-зарница … избави нас от летучки, от гнетучки и от всех двенадцати лихоманок» - так говорили в Саратовской губернии. 12 кукол-лихоманок висели за печкой до Масленицы. Лихоманки – это таинственные существа в облике женщин, поселяющиеся в кого-нибудь и вызывающие заболевания. Их изготавливали все члены семьи. Столбушки-закрутки. У каждой куклы было имя: Гнетея, давящая по ночам спящих и вызывающих кошмары; Кликуша – бесноватая, припадочная; Невея – старшая из лихоманок, навеет смерть; Огнея- горячка; Желтея- желтуха; Ахоха – страдания, физическая боль; Студеница – простуда, Трясея- озноб, судорога; а также Храпуша, Пухнея, Слепея, Аввареуша. Олицетворение разных болезней, когда их сжигали, тем самым выманивали хвори из дома. До сих пор  кукол – лихоманок делают в Ярославской области, Мартыновском районе посёлка Мышкинское.

- А в заключении мне бы хотелось вам показать куклы- веснянки, которые мы научимся мастерить на следующем мастер-классе, с веснянками  встречали весну и говорили такую закличку:

Выйди, выйди Иванку!

Спой Иванку веснянку

Всю-то зиму лишь метели

За окошком пели!

Рефлексия:

Участие в организации мини-выставки «Рукотворные игрушки-обереги»

Раздать красные, голубые, цветные лоскуты:

  • Красный цвет – очень понравился урок практикум много нового узнал(а),
  • синий – понравился урок,
  •  цветной лоскут – не понравился


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Народная обрядовая игрушка-оберег Зайчик на пальчик»

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не...

Презентация "Практическая работа по изготовлению оберега "Кукла-закрутка"

В данной презентации представлена поэтапная практическая работа по изготовлению оберега "Кукла-закрутка". Данная презентация может использоваться в рамках прохождения темы «Приобщение к русской к...

Открытый урок "Народная кукла - игрушка, оберег".

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству. Для детей младшего школьного возраста. На изучение данной темы отводится 2 занятия.  Представленный материал будет интересен педагогам декорат...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «АБВГДейка» «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир русской народной игрушки. Изготовление куклы – оберега «Кувадка»

Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями игрушечного ремесла, с возникновением кукол, с их видами. Научить обучающих, изготавливать куклу – оберег «Кувадку»....

Методическая разработка занятия игрушка-оберег "Аист - птица счастья"

Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка ...

Методическая разработка по изготовлению русской народной игрушки-оберега «Кубышка-травница»

Данная методическая разработка предназначена для детей и взрослых кто любит рукодельничать. Обучая детей в кружковом объединении, я применяю различные техники пошива мягких игрушек в процессе изготовл...

МК.Оберег-кукла: "На здоровье"

Изготовление куклы с пошаговым фото...