Мастер-класс «Народная обрядовая игрушка-оберег Зайчик на пальчик»
учебно-методический материал по теме

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др. Их все чаще привлекают игры агрессивного характера: «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире. 

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

  • она является близким другом для ребенка;
  • в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
  • главное в этих играх – эмоциональный контакт;
  • дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Все вышеизложенное позволило определить цель работы:

Цель: приобщать родителей и детей к народной культуре через совместное творчество.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

Задачи: привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.

 

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Еще существует игра-драматизация, это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Объединить эти два вида игры помогают пальчиковые куклы.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс "Зайчик на пальчик"384.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Народная тряпичная кукла «Зайчик на пальчик» Лисина Елена Анатольевна воспитательМБДОУ компенсирующего вида №32 «Айболит»

Слайд 2

Обрядовая куколка «Зайчик на пальчик» У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.

Слайд 3

Зайчик на пальчик – это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту ).

Слайд 4

Этапы изготовления куклы « Зайчик на пальчик» Для выполнения куклы берем ткань 4Х14 см, нитки, синтепон .

Слайд 5

2.Складываем ткань вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края закладываем угол ткани внутрь.

Слайд 6

3.Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нить на протяжении всей работы не обрезаем.

Слайд 7

4. Формируем голову зайца, наполнив её синтепоном .

Слайд 8

5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлёй.

Слайд 9

6. Укладываем ткань в три слоя.

Слайд 10

7.Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.

Слайд 11

8. Прикладываем лапки к шее зайчика сзади.

Слайд 12

9. Закрепляем ткань к туловищу под лапками.

Слайд 13

10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест, закрепляем нитку на шее и обрезаем её.

Слайд 14

11. Оформляем зайчика.

Слайд 15

Зайка - серенькие ушки Держит в лапках по хлопушке. Он ушами шевелит, Плакать детям не велит! Розовый зайчик, длинные ушки Будешь моей любимой игрушкой, Вместе с прогулки вернемся домой, Спать ты сегодня будешь со мной. Т. Рожденственская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"

С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....

Мастер-класс "Русская народная одежда" 5 класс

Мастер-класс по программе Б.Неменского "Русская праздничная одежда"...

мастер-класс "Изготовление народной куклы"

Мастер-класс разработан как для взрослых, так и для детей. Этой разработкой могут пользоваться педагоги дополнительного образования, учителя технологии, учителя начальных классов, воспитатели и вожаты...

мастер-класс Русская народная кукла

знакомить детей с русской культурой и традициями; Учить изготавливать народную куклу -колокольчик...

Мастер-класс по изготовлению обрядовой поделки у народов ханты.

В презентации описано пошаговое изготовление поделку- сувенира " Ворона"  и может быть использовано для проведения творческой практической части на проведении национальногг праздника народов хант...

Открытый урок "Народная кукла - игрушка, оберег".

Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству. Для детей младшего школьного возраста. На изучение данной темы отводится 2 занятия.  Представленный материал будет интересен педагогам декорат...

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы (среди девочек 7-9 классов)

Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии...


 

Комментарии

Черемисина Людмила Павловна

замечательный мастер-класс! спасибо большое за материал!