Рабочая программа по Истории Тувы 9 класс.
методическая разработка по краеведению (9 класс) по теме
Изучение истории Тувы является основной составной частью регионального компонента обществознания. Для этой цели учителям истории рекомендуются программы М.Х. Манай-оола, И.А. Достая и М.С. Байыр-оола.
Изучение курса по истории Тувы позволит учащимся лучше понять и осознать, что тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, и самобытную культуру. Они, как и другие народы мира, были творцами собственной истории и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры. При изучении истории, у учащихся формируется историческое сознание, чувство причастности к истории, прежде всего истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории Тувы | 27.84 КБ |
Календарно-тематическое планирование по Истории Тувы 9кл. | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» введено обязательное основное образование. В связи с этим школа переходит на новую структуру исторического и обществоведческого образования.
На первой ступени исторического образования предусматривается изучение отечественной и всеобщей истории, с древности до наших дней на основе цивилизованного прохода к изучению России в контексте всемирной истории и создание в будущем единого курса «Россия и мир». При этом не менее половины учебного времени отводится на изучение отечественной истории.
На второй ступени рекомендуется обязательное изучение различных интегрированных и модульных курсов: «Истории России с древнейших времен до наших дней», «Основные вехи истории человечества», «История мировых цивилизаций» и других. Данные курсы предполагают повторение и углубление на более высоком проблемно-теоритическом уровне ранее изученного материала.
Школа имеет право выбирать образовательные программы по истории и обществознанию, содержащие федеральный и региональный компоненты образования, отвечающие требованиям временных государственных стандартов. Что касается регионального компонента по историческим дисциплинам, то кафедра истории и культуры ИУУ Республики Тыва, после совета с учителями истории школ Тувы, выработала свои рекомендации по этому вопросу.
Изучение истории Тувы является основной составной частью регионального компонента обществознания. Для этой цели учителям истории рекомендуются программы М.Х. Манай-оола, И.А. Достая и М.С. Байыр-оола. Эти авторы сейчас пишут учебники по истории Тувы на альтернативной основе. Учителям истории школ Тувы предоставляется возможность выбора программы и будущего учебника.
Основная цель курса истории – дать учащимся знания об основах исторической науки, достоверное и целостное представление об истории Тувы с древнейших времен до наших дней на основе правдивых и достоверных документальных источников и данных археологических исследований.
Изучение курса по истории Тувы позволит учащимся лучше понять и осознать, что тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, и самобытную культуру. Они, как и другие народы мира, были творцами собственной истории и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры. При изучении истории, у учащихся формируется историческое сознание, чувство причастности к истории, прежде всего истории родного края.
В настоящем курсе истории также становится цель знакомить учащихся с богатейшими и разнообразными памятниками археологии, хозяйством, бытом, материальной и духовной культурой тувинского народа. Учащиеся получат также практические знания о традиционных верованиях, обычаях, обрядах и этикете, истоки которых таятся в глубинах истории и в корнях самобытной культуры. Учащиеся знакомятся с вопросами о происхождении тувинского народа и сложении его в единый народ.
Необходимым элементом изучения курса истории Тувы является наглядность: карты, схемы, фотографии, слайды, кинофильмы о Туве. На каждом уроке умело использовать музейные материалы и организовать экскурсии в школьные музеи, а также Тувинский республиканский краеведческий музей и его филиалы.
Программа
Курса истории Тувы
Глава I. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы.
Начало заселения территории Тувы. Древний и средний палеолит. Памятники, которые свидетельствуют о заселении первобытными людьми территории Тувы.
Поздний палеолит. Позднепалеолитические стоянки и местонахождения. Каменные орудия. Основное занятие, орудие труда. Общая собственность на средства производства, коллективный труд, уравнительное распределение продуктов, одежды и жилища.
Неолит – последний важнейший историко-культурный этап каменного века. Неолитические памятники на территории Тувы. Достижения неолитических племен. Изготовление и применение глиняных сосудов. Изготовление лука со стрелами. Начало приручения домашних животных. Освоение ранее нетронутых территорий.
Бронзовый век. Начало освоения первого металла. Древние рудники и медеплавильные печи. Развитие скотоводства и ремесла. Резьба по дереву, кости, литье металла, выделка кожи и шкуры. Охота рыболовство и собирательство.
Глава II. Тува в период разложения первобытного строя и возникновения племенных союзов.
Скифское время, или ранний железный век, который охватывает период с VIII по III в.в. до н.э. Уровень развития хозяйственной деятельности в жизни племен Тувы. Переход к кочевому скотоводству. Дальнейшее развитие горного дела, металлургии, ремесла, земледелия. Антропологический тип племен Тувы. Разложение первобытнообщинных отношений и вызревание предпосылок классового общества. Своеобразное и самобытное искусство племен Тувы. Роль племен Тувы в создании оригинального скифо-сибирского искусства.
Звериный стиль. Торговые и этнические связи.
I. Урок обобщения: первобытнообщинный строй – общая ступень в развитии человечества.
Экскурсия в музей.
Племена Тувы во II в. До н.э. – V в н.э. Образование государства Хунну в Центральной Азии. Завоевание территории Тувы Хунну. Хозяйство. Скотоводство. Земледелие. Охота и собирательство.
Дальнейшее развитие металлургии, появление изделий из железа. Изменение облика материальной культуры и антропологического типа населения Тувы. Разложение родовых отношений и складывание институтов государственности.
Глава III. Наш край в эпоху раннего средневековья.
Тува в составе древнетюркского каганата.
Образование древнетюркского каганата. Археологические памятники. Курганы, каменные изваяния, памятники письменности. Развитие скотоводства, земледелия, ремесла. Горное дело и обработка металла. Жилище. Одежда. Быт. Формирование раннефеодальных отношений. Изобразительно-прикладное искусство. Орхоно-енисейская руническая письменность тюрков – высшее достижение их культуры. Религиозное верование. Обмен и торговля. Роль древних тюрков в сложении и формировании тувинского народа.
Тува в составе уйгурского каганата.
Разгром тюрков уйгурами. Создание уйгурского каганата. Городища и крепости уйгуров, как центр оседлости, земледелия, ремесла и торговли. Хозяйство. Культура и быт. Религия. Обмен и торговля. Роль уйгуров в формировании тувинского народа.
Тува в составе государства древних кыргызов.
Падение государства уйгуров. Древнекыргызское государство и его территория. Развитие скотоводства и земледелия. Ирригационные сооружения. Социональные отношения. Кузнечное, гончарное, литейное, ювелирно-декоративные ремесла. Религия. Культура и быт. Древнетюркская руническая письменность местных племен Тувы. Обмен и торговля. Население. Роль древних кыргызов в сложении тувинского народа.
Глава IV. Тува под игом монгольских феодалов.
Образование раннемонгольского государства. Тува в составе монгольской империи. Иго монгольских феодалов местного населения. Города и военные поселения – центры земледелия, горного дела, металлургии и ремесла. Хозяйства и культура населения Тувы. Горное дело и металлургия. Ремесла. Декоративно-прикладное искусство. Религиозное верование. Распад монгольской империи.
Глава V. Наш край в XVII – первой половине XVIII в.
Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. Население Тувы и его расселение. Родоплеменной состав. Хозяйство. Промыслы и ремесла. Жилище и одежда. Общественный строй. Дани, поборы и повинности в пользу монгольских феодалов. Культура и быт. Декоративно-прикладное искусство. Устное поэтическое и музыкальное творчество. Религия. Обычаи, традиции и обряды.
Глава VI. Тува под игом маньчжурской династии.
Захват Тувы маньчжурской династией Китая. Административно-территориальное деление. Создание в Туве военно-феодального и административного аппарата. Амбын-ноян и правители кожуунов. Тувинские племена и их расселение. Положение аратов. Налоги, поборы и повинности скотом, пушниной и др. в пользу маньчжурских захватчиков. Скотоводство, земледелие, охота, собирательство. Кузнечное, литейное, столярное, шорное, портняжное, катание войлока и другие виды ремесла.
Классовая борьба и национально-освободительное движение. Восстание Алдан-Дургун и его историческое значение.
Этнический состав, происхождение и формирование тувинского народа как единый этнос.
Быт и культура.
Жилище, одежда, пища. Декоративно-прикладное искусство. Художественная обработка металлов, аппликация и теснение кожи, орнаментация войлака и тканей. Резьба по камню, кости, дереву. Устное поэтическое творчество: героический эпос, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, частушки, мифы, легенды и предания. Сыгыт и хоомей. Музыкальные инструменты: игил, бызанчы, чадаган, дошпулуур, лимби, хомус и другие.
Праздники: шагаа, оваа дагыыры, суг бажы дагыыры, от дагыыры, уруг бажы кыргыыры и др. Различные обряды. Национальные виды игр: хуреш, стрельба из лука и стрелы, конская скачка, домино, шахматы, кажык, баг кагары, тевек, и др.
Шаманство – древняя форма религии тувинцев. Проникновение и распространение буддизма в Туве. Построение ламаистских монастырей.
Русско-тувинские связи. Роль русских ученных и путешественников в изучении Тувы. Торговый обмен между тувинцами и населением русской пограничной полосы. Открытие русских факторий в Туве и их хищнический характер. Появление в Туве русской золотопромышленности. Значение русской крестьянской колонизации.
Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Борьба тувинского народа против ига маньчжурской династии за свободу и независимость. Изгнание китайских купцов с территории Тувы.
Участие тувинских аратов в освобождении монгольского города-крепости Кобдо. Историческое значение национально-освободительного движения тувинского народа.
Глава VII. Присоединение Тувы к России в 1914 г.
Социальная экономическая и политическая обстановка в Туве. Вопрос о дальнейшей судьбе Тувы и его решение. Объявление протектората России над Тувой. Прогрессивное значение присоединения Тувы к России.
Повторительно-обобщающий урок – 1
Экскурсия или игры – 1
Глава VIII. Особенность развития Тувы в начале ХХ в.
Состояние хозяйства, культуры и быта. Создание Урянхайского краевого Совета и местных Советов и их деятельность. Созыв тувинского съезда, принятие на совместном заседании тувинского и русского съездов Договора о самоопределении Тувы в июне 1918 г.
Военная интервенция и гражданская война в Туве. Оккупация Тувы белогвардейцами и отрядами китайских милитаристов и монгольских феодалов. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев.
Глава IX. Создание и становление Тувинской Народной Республики.
Подготовка и созыв Всетувинского учредительного хурала. Провозглашение независимой народной Республики Танну-Тыва – первого суверенного государства тувинского народа. Принятие первой конституции Танну-Тыва. Герб и флаг республики. Создание органов народной власти.
Ликвидация феодалов, как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств.
Начало культурного строительства. Создание тувинской национальной письменности – новый этап в развитии культурного строительства. Развитие народного образования. Тувинская национальная литература и театр. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Вытеснение старых верований, обрядов, обычаев и праздников. Разрушение и уничтожение монастырей и других объектов религиозного культа. Репрессии 30-40-х гг. и их тяжкие последствия.
Глава Х. Тува в годы Великой Отечественной войны.
Реорганизация народного хозяйства на военный лад. Культурное строительство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне. Героизм и отвага тувинских добровольцев на фронтах Отечественной войны.
Глава ХI. Вхождение ТНР в состав СССР 11 октября 1944 г.
Вхождение Тувы в состав СССР – важный этап в социально-экономическом и культурном развитии Тувы. Декларация малого Хурала ТНР о вхождении ТНР в состав СССР на правах автономной области. Политическая оценка ее с современных позиций.
Реконструкция народного хозяйства и реорганизация органов власти. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов-колхозников на оседлость. Административно-командный метод проведения коллективизации.
Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Развитие народного образования, здравоохранения, литературы и искусства, научных и культурно-просветительных учреждений.
Глава ХII. Преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую АССР.
Преобразование органов государственной власти и органов управления. Герб, флаг республики. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР в условиях командно-административной системы советского общества.
Дальнейшее развитие промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства. Развитие культуры и искусства тувинского народа. Подготовка высококвалифицированных кадров.
Глава ХIII. Тува на этапе перехода к рыночной экономике.
Распад СССР. Образование суверенной Республики Тыва в составе Российской Федерации. Общественная и политическая жизнь. Переход экономики на рыночные отношения. Принятие новой Конституции Республики Тыва. Новый герб и флаг. Усилие эконмических торговых и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Возрождение традиционного хозяйства, самобытной культуры, традиций, обычаев и праздников, религиозных верований народа.
Основные умения учащихся:
- применять летосчисление в истории;
- устанавливать длительность и синхронность событий;
- правильно употреблять и объяснять исторические термины, крылатые выражения;
- давать устный отзыв на ответы других учащихся, формулировать свое мнение;
- на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, традиций, обычаев, обрядов тувинцев;
- изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе факты, материалы и информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивать явления и события, определяя их основополагающие и второстепенные характеристики;
- работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащие в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;
- давать на основе исторических трудов характеристику отдельных исторических деятелей и социальных групп, объективную оценку;
- составлять конспекты, тезисы, реферат, доклад, самостоятельно подбирая литературу;
- участвовать в дискуссии, уметь аргументированно высказывать свое мнение.
Предварительный просмотр:
Номер урока | Название темы | Кол-во часов | Сроки | примеч |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Тема 1.Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы. | ||||
2 | Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век. | 1 | ||
Тема 2. Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов. | ||||
3 | Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. | 1 | ||
4 | Искусство скифского времени. | 1 | ||
5 | Племена Тувы во IIв.до н.э. – Vв.н.э. Хозяйство. Общественные отношения | 1 | ||
6 | Итогово-обобщающий урок. (контрольная работа) | 1 | ||
Тема 3. Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-VIIIвв.) | ||||
7 | Тува в составе тюркского каганата (VI-VIIIвв.) Хозяйство. Быт и культура. Общественные отношения. Обмен и торговля. | 1 | ||
8 | Религия. Письменность. | 1 | ||
9 | Роль древних тюрков в формировании тувинского народа. Контрольная работа | 1 | ||
10 | Тува в составе уйгурского каганата. Города уйгуров. Хозяйство и общественные отношения. Культура. | 1 | ||
11 | Тува в составе государства древних кыргызов (IX-XIIвв.) Хозяйство. Общественный строй. Население и его культура. | 1 | ||
12 | Итогово-обобщающий урок. Контрольная работа | 1 | ||
Тема 4. Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIVвв.) | ||||
13 | Хозяйство и культура населения Тувы. Население Тувы. | 1 | ||
Тема 5. Наш край в XVII-первой половине XVIIIв. | ||||
14 | Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. Население Тувы. Хозяйство и общественный строй. Культура и быт. | 1 | ||
Тема 6. Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911гг.) | ||||
15 | Захват Тувы маньчжурской династией Китая. Население. Хозяйство. Общественный строй. Культура и быт | 1 | ||
16 | Религиозное верование. Происхождение тувинцев. Контрольная работа | 1 | ||
17 | Национально-освободительная борьба. Восстание «Алдан-Маадыр» (60-ти богатырей) | 1 | ||
18 | Экономические связи с русским населением. Значение русской крестьянской колонизации Тувы. | 1 | ||
Тема 7. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917гг.) | ||||
19 | Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. (1914г.) | 1 | ||
Тема 8. Особенности развития Тувы в начале XXв. | ||||
20 | Социально-экономическое развитие Тувы в начале XXвека. Создание Урянхайского краевого совета. Созыв Всетувинского Хурала. Контрольная работа | 1 | ||
Тема 9. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве. | ||||
21 | Борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда.Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. | 1 | ||
22 | Итогово-обобщающий урок | 1 | ||
Тема 10. Создание и развитие Тувинской Народной Республики (1924-1944гг.) | ||||
23 | Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Русская самоуправляющаяся трудовая колония (РСТК) Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций. | 1 | ||
24 | Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств. Зарождение рабочего класса в ТНР. | 1 | ||
25 | Начало культурного строительства. Национальная литература и театр. Живопись, музыка. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Разрушение и уничтожение монастырей . Репрессии 30-40-х и их последствия. | 1 | ||
26 | Итогово-обобщающий урок. | 1 | ||
Тема 11. Тува в годы Великой Отечественной войны. | ||||
27-28 | Перевод народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Культурное строительство в годы войны. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне. | 2 | ||
Тема 12. Тува в составе СССР. | ||||
29 | Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской автономной области. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов –колхозников на оседлость. | 1 | ||
30 | Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Театр, музыка, искусство. Улучшение условий жизни и быта населения. Контрольная работа | 1 | ||
Тема 13. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991-й год. | ||||
31 | Образование тувинской АССР Социально-экономическое развитие Тувинской АССР. Достижения сельского хозяйства . Развитие промышленности, транспорта и связи. | 1 | ||
32 | Развитие культуры и искусства . | 1 | ||
33 | Распад СССР как унитарного государства. Образование Республики Тыва . Политическая жизнь республики в 90-е годы. | 1 | ||
34 | Проблемы современности | 1 | ||
35 | Итогово-обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочая программа по истории Тувы
Календарно-тематический план для 9 классов по истории Тувы ориентирован на ис¬пользование учебника:М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай История Тувы 9 класс / М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай. -Кызыл: Тувинск...
Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.
Предлагаемый план по истории Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей: ...
Рабочая программа по истории Тувы.
Рабочая программа по истории Тувы для 9 классов....
Рабочая программа по Истории Тувы
Рабочая программа по Истории Тувы...
Рабочая программа по Истории Тувы
Рабочая программа составлена на основе ФГОС для 9 клсса...
Рабочая программа по Истории Тувы 9 кл
Настоящая рабочая программа по истории Тувы разработана на основе Федерального: компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы М. С. Байыр-оола в журнале «Башкы&ra...