Путешествие в мир насекомых
план-конспект занятия по краеведению по теме

Занятие по Кубановедению. Знакомство с насекомыми края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_mir_nasekomykh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА СТАНИЦЫ ПЛАТНИРОВСКОЙ   КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

             Внеклассное  занятие

«Путешествие  в  мир  насекомых»

                                    Провела:

                                                                   Кононенко Е. П.

Цели занятия:

- расширить знания учащихся о жизни насекомых;

- развивать внимание, память, любознательность;

- воспитывать любовь к природе, животному и растительному миру родного края.

Оборудование:

- картинки с изображением насекомых;

- кроссворд;

- мультимедийная установка;

- компьютер;

- презентация  PowerPoint;

- Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящается насекомым.

Мы узнаем о жизни некоторых из них. Скоро наступит лето, и насекомые в великом изобилии наполнят леса, поля, сады и даже пустыни. А много ли мы знаем о них? Сколько насекомых на планете? Известно более 1 миллиона видов насекомых. Наука, которая изучает насекомых называется – энтомология .

- Ребята, каких насекомых вы знаете? Какие из них проживают в наших лесах, полях, лугах?

Загадка: Кто летает над водой, страшно выпучив глаза ,длиннокрыла и быстра? (стрекоза)

- Ребята, видели ли вы стрекоз? Где?

Стрекоз можно встретить повсюду, они живут вблизи рек, озёр и других водоёмов. Как выглядят эти насекомые?

А знаете ли вы, что стрекозы появились в каменноугольный период. Тогда над землёй ещё не порхали  птицы, в лесах бродили динозавры. Стрекозы были очень большими: размах крыльев достигал почти метра (это доказывают ископаемые находки). Сейчас самые большие стрекозы в размахе крыльев достигают 13 – 19 см., самые маленькие 2 см. Давайте вспомним басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

- Как называл автор стрекозу? (попрыгунья – стрекоза)

- А почему он её так называет?

- Ребята, не всегда стрекозу можно назвать «попрыгуньей». Стрекозы -  отчаянные летуны. Они могут летать на длинные расстояния. Считалось, что нашествие стрекоз – недоброе предзнаменование. Говорят, что пролетят стрекозы, - жди мора на птицу. Куры, индюки перестают нестись и гибнут, будто от злой ворожбы. Оказывается, куры отравляясь личинками насекомых, гибли.

Включается фонограмма песни «В траве сидел кузнечик».

- Ребята, а что вы знаете о кузнечиках? Опишите их.

Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?

А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании правых над крыльев насекомых, есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой, как рамкой, напоминающая зеркало. У основания левых над крыльев находится тоже похожее зеркальце, только обтянуто оно жилкой с зубчиками. И вот когда кузнечик поднимает надкрылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся трескучий звук. Пение кузнечиков – не что иное, как извещение других насекомых, что куст или поляна уже заняты.

А знаете ли вы, где у кузнечика уши?  На ножках, и представляют собой узкие щели.

- Ребята, а как вы думаете, почему кузнечики стрекочут только в яркий, солнечный, погожий день?

Какую кузнечики приносят пользу в природе? (это звено в цепи питания)

- Ребята, послушайте ещё одну загадку: не солнце, не огонь, а светит? (светлячок)

- Ребята, как называется это насекомое?

Днём этот жучок ничем не примечателен, зато ночью он превращается в настоящий живой зелёный фонарик.

Фонарик этот летает. Кто из вас видел светлячка? Где? А видели вы его ночью?

В Америке живёт знаменитый кукуко, или огненный щелкун.

Свет от этих светлячков настолько силён, что если несколько таких насекомых посадить в банку, они даже могут служить фонарём.

Этим пользовались первые люди, поселившиеся в Южной Америке, когда у них не было свечей.

А индийцы, если ночью надо идти через джунгли, укрепляли на ногах, поближе к земле, несколько таких жучков и таким образом освещали себе дорогу.

Долгое время люди не могли понять, почему светятся насекомые, считали их волшебными существами, со светлячками было связано много суеверий, затем люди решили, что свет дают какие – то микроорганизмы. В настоящее время известно, что «производителем света» является особое вещество, которое и помогает жучку светиться, причём этот свет виден только ночью.

Если дотронуться до «горящего» жука, он окажется против ожидания холодным. Мы- то ведь привыкли, что всё горящее даёт тепло. Если в тропических лесах живёт очень много светящихся насекомых, то в наших лесах – лишь один вид – большой светляк, или ивановский червяк, так как самка его больше похожа на червячка, чем на жука.

Итак, ребята, о каких насекомых мы с вами сегодня узнали?

Как называется наука, изучающая насекомых?

Какие сейчас самые большие стрекозы?

Как кузнечик издаёт свой звук?

Как называется насекомое, которое светится?

Попробуйте рассказать о тех насекомых, о которых мы говорили.

Давайте попробуем разгадать кроссворд и узнаем, о каких насекомых мы с вами поговорим на следующем занятии.

Кроссворд:

По горизонтали: слово «Насекомые».

По вертикали:

  1. Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик)
  2. Самое трудолюбивое насекомое? (муравей)
  3. Насекомое, питающееся листьями капусты? (гусеница)
  4. Кто, жужжа, влетел к нам в дверь? Ну конечно, это… (шмель)
  5. Кто летает над водой, страшно выпучив глаза, длиннокрыла и быстра? (стрекоза)
  6. Не птичка, а с крыльями? (бабочка)
  7. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (комар)
  8. Летят – говорят, а сядут – молчат? (осы)
  9. Не солнце, не огонь ,а светит? (светлячок)

Наше занятие окончено. Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Насекомые. Отряды насекомых"

В настоящее время ученики на уроках получают огромное количество информации. Иногда им нужна небольшая разрядка. Проведение урока в игровой форме способствует их эмоциональной разгрузке, сплачивает уч...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в мир насекомых"

Конспект занятия по развитию речи для групп раннего эстетического развития (дети 5-6 лет) "Путешествие в мир насекомых"...

Конспект урока для 7 класса "Путешествие в мир насекомых"

Данный урок направлен на изучение класса Насекомых из типа Членистоногих животных, что является обязательной составной частью общеобразовательной программы по биологии для обучающихся 7-х классов....

Занимательное путешествие в мир насекомых

Представленный интерактивный плакат позволяет повысить наглядность представляемого материала и может быть использован в качестве: наглядного пособия на внеклассном мероприятии или уроке; сопровождающе...

Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в мир насекомых"

Занятие по коррекции познавательной деятельности в 5 классе....

Технологическая карта онлайн-урока "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых."

Технологическая карта онлаййн-урока позволит самостоятельно  справится с изучением учебного материала по теме "Общественные насекомые — пчёлы и муравьи.  Полезные насекомые. Охран...