Исследовательская работа по теме: «Война глазами детей»
материал по краеведению (6 класс) по теме

Бондарева София Ивановна

 

 Особое место в истории  занимает победа над фашизмом. И решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ.

 Мы никогда не должны забывать о великом патриотизме наших  дедов, отцов и матерей.

    Сегодня мы   вспомним о наших ровесниках, детях 40-х годов.   Мы спросили у себя «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»

Эти дети оказались в водовороте тех суровых событий. На их плечах тяжёлый груз страданий. Они видели детскими глазами, ту трагедию, которая лишила многих матерей и отцов. Нужно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_glazami_detey.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме:

«Война глазами детей»

                       

Оглавление  

1.Введение ……………………………………………………………………3

3.Юный герой – Миша Осипов. …………………………………………….4

4. Детство, прерванное войной;  воспоминания жителей

Подгородненского с/о:                                                                

 «Детство опалённое войной» из воспоминаний  

Гаписовской  Евгении Фёдоровны………………………………………..5                                                                                  

 «Детство, украденное войной» из воспоминаний семьи  

Лысенковых: ……………………………………………………………….. 6

 «Военное детство» из воспоминаний  семьи  Беловых.

 « Детство в войну» из воспоминаний

Ниловой Валентины Феодосьевны: ……………………………………….7

 «Дети военного времени» из воспоминаний

Кирилловой  Анны Васильевны. ………………………………………….8

4. Заключение. Выводы исследования. …………………………………..10

5. Информационные  источники ………………………………………….11                                                                                      

6. Приложения  ……………………………………………………………..11                                                                                        

.

Введение

 Особое место в истории  занимает победа над фашизмом. И решающий вклад в дело победы внес именно наш, русский народ.

 Мы никогда не должны забывать о великом патриотизме наших  дедов, отцов и матерей.

    Сегодня мы   вспомним о наших ровесниках, детях 40-х годов.   Мы спросили у себя «А смог бы я делать то, что делали эти дети, вынести то, что вынесли они?»

Эти дети оказались в водовороте тех суровых событий. На их плечах тяжёлый груз страданий. Они видели детскими глазами, ту трагедию, которая лишила многих матерей и отцов. Нужно сказать, что у детей этих не было детства. Стать взрослыми им пришлось очень рано. И дело даже не в том, что им приходилось работать наравне со взрослыми. Эти дети пережили смерть близких, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.

 В огне войны сгорело детство,

Но не прошло бесследно, нет,

И носим мы в себе наследство –

И боль, и радость прошлых лет…

В данном исследовании подробно отображены судьбы   людей, проживающих в Подгородненском с/о, которые были маленькими детьми или подростками в годы войны.

 Цель  работы:

Изучить воспоминания  жителей, чьё детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

Задачи  исследования:

 

1) установить  жителей Подгородненского с/о,  чьё детство пришлось на Великую Отечественную войну.

2) записать воспоминания тех событий.

3) проанализировать по источникам жизнь  детей в годы Великой Отечественной войны.

4) создать по материалам исследования презентацию  и использовать  её во внеурочной деятельности  для воспитания патриотизма, любви и гордости  к малой родине, чувства благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.

Место исследования   –  деревни  Подгородненского с/о.

Объект исследования  – судьбы отдельных людей.

 Предмет исследования  –  дети войны Подгородненского с/о.

Методы  работы:

- социологическое исследование (интервью, беседы);

-  изучение семейных и личных архивов;

2. Юный герой - Миша Осипов.

                                                                     Они уходили, твои одногодки,

                                                                  Зубов не сжимая, судьбу не кляня

                                                           А путь предстояло пройти не короткий:

                                                                  От первого боя до вечного огня.

Война и дети…Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом. Воевали не только взрослые, но и дети.    На их хрупкие плечи легла вся тяжесть невзгод, горе военных лет. Но война не смогла сломить ребят, наоборот, они стали сильнее, выносливее, мужественнее. Война не знает возраста... В тяжкое для страны время дети  уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, рискуя своей жизнью! Помогали партизанам и совершали подвиги.

Наш  рассказ называется «Орлёнок».

Он о юном герое Мише Осипове. Ветеран Великой Отечественной войны, Хихол Анна Павловна,  подарила его фотографию  и  поделилась воспоминаниями.

        « Миша Осипов родился в деревне Городок, учился в городе Торопце.   Голубоглазый  парень с открытым взглядом и отзывчивый к людям. Но учёбу прервала война. С 1941 года начался период оккупации. Миша решил занять своё место в строю борцов, сражавшихся с фашизмом. Уходя в партизаны, он сказал матери:

 « Я буду сражаться по-настоящему. Тебе не будет стыдно за своего сына».

В партизанском отряде его любя называли орлёнком. Миша не раз участвовал в рискованных операциях, собирал разведданные и вносил  свой вклад в победу над оккупантами. В одном из последних боёв в Новосокольническом районе у деревни Ямосово он погиб смертью героя.

Миша Осипов был посмертно награждён орденом Красной Звезды».

2. Детство, прерванное войной;  воспоминания жителей Подгородненского с/о:

                                          В огне войны сгорело детство,

                                           Но не прошло бесследно, нет,

                                           И носим мы в себе наследство –

                                           И боль, и радость прошлых лет…
«Детство опалённое войной»
из воспоминаний  Гаписовской  Евгении Фёдоровны.

Родилась 22 мая 1927 года в д.Ковры Куньинского района Псковской области. Жили дружно, но мирную жизнь прервала война. Отец - Баранов Фёдор Алексеевич  участник освобождения Ленинграда.  Брат - Баранов Василий Фёдорович погиб в 1943 году. Евгении Фёдоровне тогда  исполнилась 14 лет. Как и все подростки тех лет она работала в колхозе наравне со взрослыми. Осенью убирала урожай, весной копала землю лопатой для пашни. «Когда пришли немцы, вспоминает Евгения Фёдоровна,  мы спрятались в лесу, забрали с собой скот. Потом вернулись в деревню, немцы искали еду, отнимали».

В 1942 году деревню освободили советские  войска, а  в 10 километрах от  неё расположился госпиталь, Евгения Фёдоровна вместе с сестрой работала в нём санитаркой.  «Много было раненых, вспоминает она,  я  раздавала еду, а тяжелораненых кормила с ложечки». Госпиталь уехал, и снова работала Евгения Фёдоровна в совхозе  от зари до зари. В 1948 году вышла замуж, родила трёх детей, и переехали в совхоз «Подгороднее». Здесь продолжилась её трудовая биография. Работала на полях, фермах совхоза. Долгое время работала дояркой. За свой добросовестный труд Евгения Фёдоровна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». и  медалью за труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. В 1970 году было присвоено почётное звание «лучшая доярка района». В 1982 году она  награждена медалью « Ветеран труда». Выйдя на пенсию  Евгения Фёдоровна почти 20 лет проработала нянечкой в Детском саду д.Подгороднее. Эта хрупкая женщина  смогла воспитать семерых детей, дала им образование. Государство присвоило ей почётное звание «Мать-героиня» и наградило медалью «Материнской Славы».

  «Детство, украденное войной» из воспоминаний семьи  Лысенковых.

Лысенков Александр Михайлович родился в Торопецком районе в деревне Щелаки 10 марта 1938 года. В семье было трое детей. Его отец, Лысенков Михаил Осипович – участник русско-финской войны и Великой Отечественной войны. Он пропал без вести в 1942 году, информацию нашли в «Книге  Памяти».

Когда началась война, Александру Михайловичу было 3 года, но он хорошо помнит как немцы приехали на мотоциклах. В деревне Щелаки остались дети и старики. Все, кто мог держать оружие шли на фронт. Тогда мать, Анастасия Алексеевна и другие деревенские женщины спрятали своих детей под берегом реки. Остальных жителей выгнали из домов и сожгли деревню. Дом Лысенковых тоже был сожжён. Жить было очень трудно. Хлеба не было, ели липовые листья, варили щавель, а самым вкусным  блюдом стала мытая гнилая картошка. В школу пошли только в1946 году, когда закончилась война. Александр Михайлович окончил 7 классов школы №41 г.Торопца и поступил на курсы трактористов в городе Себеже.

Закончил учёбу и приехал в деревню Подгороднее, куда переехали после войны. Сам построил дом. Почти 45 лет он работал в совхозе трактористом. Лысенков Александр Михайлович награждён медалями за доблестный труд, получил звание «Ударник труда»

Его жена, Александра Васильевна,  родилась в деревне Зайково 14 ноября 1939 года. Отец её, Васильев Василий Васильевич пропал без вести под Ленинградом в 1943 году. Александра Васильевна поделилась воспоминаниями о партизанах, которые жили в их доме. До сих пор помнит лётчика, который приносил ей свой паёк - горсточку сырого риса и она сгрызала его сырым и была счастлива.

Александра Васильевна в 8 лет пошла в школу. Окончив школу, приехала в деревню Подгороднее и здесь вышла замуж. Работала на птицефабрике  в совхозе « Подгороднее» и на хлебозаводе города Торопца. В семье Лысенковых 3 сына.

 «Военное детство» из воспоминаний  семьи  Беловых.

Белов Василий Петрович  родился 7марта 1936 года в деревне Онтохово Торопецкого района. Когда началась, Великая Отечественная война ему было 5 лет, а младшему брату исполнилось 11 месяцев. Его отец, Белов Пётр Николаевич, добровольцем ушёл на фронт и погиб в 1944 году. Со слезами на глазах он вспоминает, как в  1941 году деревню пришли фашисты, они отбирали хлеб, одежду. В семье не хватала еды, начался голод, от истощения умер младший брат. Дом  был сожжён, и Беловы переезжают в деревню Подгороднее.  В годы войны дети трудились в совхозе наравне со взрослыми. В Любовецкую школу Подгородненского с/c  Василий Петрович пошёл в 9 лет. Послевоенные годы этой семьи были очень тяжелыми. Обуви не было, и зимой он не мог ходить в школу. Семь классов окончил в городе Себеже. С 1955 года работал в совхозе «Подгороднее» трактористом. За добросовестный труд был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».

Белова Надежда Петровна родилась 17 марта 1936 года в деревне Блиновка Торопецкого района. В семье было восемь детей. Отец, Николаев Пётр Николаевич, в 1941 году ушёл на фронт. Большая семья в годы войны держалась на хрупкой женщине Марии Фёдоровне. Надежда Петровна вспоминает; как  немцы ворвались в избу. Направили автоматы на нас и кричат: «Яйко, млеко!»

Во двор вывели корову Зорьку и зарезали на наших глазах. Мы кричали и плакали. Один направил автомат: «Матко,  пиф,пиф…».

Мама просила нас не плакать и мы стояли и дрожали от страха. Деревня Блиновка была разрушена фашистами. Семья Надежды Петровны переехала в деревню Подгороднее.  Жили бедно, питались, чем придётся. Помнит, как пекли блины из мёрзлой картошки вперемешку с опилками. Некоторое время  Надежда Петровна была рабочей в совхозе «Подгороднее»,  34 года отработала на швейной фабрике города Торопца. Получила звание «Ветеран труда».

« Детство в войну » из воспоминаний Ниловой Валентины Феодосьевны. 

Моя прабабушка  Нилова Валентина Феодосьевна  родилась 10 августа 1928 года.  Когда началась война, ей было 13 лет. Она со своей мамой Ниловой Евдокией  Михайловной проживала в деревне Бедёнки  Подгородненского с/о.

Отец Нилов Феодосий Нилович ушёл на войну, а старший брат прабабушки Василий  окончил курсы ФЗО. В 1944 году пришла похоронка от отца, а брат пропал без вести. Мать прабабушки в годы войны очень болела и была прикована к постели.

 С 1942 году  в деревне  Бедёнки был госпиталь, его  начальником  был  врач Евгений Данелевский. В этом госпитале работала и моя прабабушка, она ухаживала за ранеными, носила воду, дрова, готовила перевязочный материал. В 1944 году госпиталь переехал в Ригу, прабабушка Валя не поехала, осталась ухаживать за больной матерью. Радостную весть о победе в д.Беденки привезли солдаты на проезжавших мимо поездах.

 После войны прабабушка работала торфоразработках в д.Подгороднее.В 1954 году она вышла замуж, фамилия её стала Иванова. У них родилось двое детей. С 1963 года работала почтальоном в п/отд «Дашково».

 Моя прабабушка Валя – ветеран труда. К каждому юбилейному году её награждали медалью.

 «Дети военного времени» из воспоминаний Кирилловой  Анны Васильевны.

Родилась 16.02.1932 года в д.Петраки  Торопекого района .Отец Кириллов Василий Федосеевич участник Великой Отечественной войны погиб в 1941 году. Анна Васильевна вспоминает, как провожала отца вместе с матерью Марией Самсоновной на фронт.

 И как через деревню проходили советские войска, отступая. Ночью пришли конные немцы. Женщины спрятали детей в баню, а скот угнали в лес. Фашисты сжигали дома.

В соседней деревне находились раненные советские бойцы, по словам односельчан   их расстреляли немцы.

 После освобождения деревни советскими войсками в 1942 году Анна Васильевна пошла в школу, окончила 4 класса. Вспоминает, как  писали на старых газетах между строк, а уроки готовили при свете лучины.

 С 1945 года Анна Васильевна  работала в колхозе «имени Тельмана».

 Поила телят, готовила дрова.

 За свой долгий труд имеет звание «Ветерана труда».

4. Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования сделана попытка обратить внимание на малолетних детей военного времени, которые были лишены нормального детства.

Нами записаны воспоминания некоторых из них, сделаны фотографии.

Можно сделать следующие выводы. Дети и война… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей. Тема войны, тема детей сирот всегда останется актуальной, и  мы молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! До сих пор не отдана дань всем категориям людей, переживших событии Великой Отечественной войны. А люди достигают преклонного возраста, уходят из жизни.

Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа!

Даже сейчас спустя десятки лет не удалось залечить всех ран, причинённой войной.   Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами  мирное небо. Во имя этого  отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те,  кому было столько же лет, сколько и нам.

Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину. На радостной безоблачной планете!

   

Давайте, ребята, назло непогодам

 Обнимем планету своим хороводом!

 Развеем над нею и тучи и дым,

 В обиду её никому не дадим!

    (В. Орлов)

         

 Информационные источники        

                       

  1. Воспоминания жителей Подгородненского с/о чьё детство пришлось на войну. 
  2. Семейные архивы и фотоматериалы.
  3. Материалы  Торопецкого музея.
  4. Материалы Торопецкой Центральной библиотеки

Приложение 1

Вопросы интервью:

1-  Ваши личные данные, семья

2- воспоминания о  войне

3- встреча Победы

4- трудовые  достижения

 Приложение 2

Воспоминания  жителей Подгородненского сельского округа о событиях Великой Отечественной войны в записях учащихся МОУ Подгородненская ООШ.

Материалы краеведческого музея г.Торопца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...

презентация к исследовательской работе по теме: "Война глазами детей"

Данную работу можно использовать во внеклассной работе и на уроках краеведения....

Исследовательская работа на тему "Физическая реабилитация детей с нарушением осанки"

Данная работа проведена для прослеживания динамики изменений у детей с нарушением осанки при занятиях физической культурой...

Исследовательская работа на тему "Война коснулась каждого из нас"

Эта тема как никогда актуальна и важна, так как молодое поколение должно знать о войне и помнить погибших на ней. Не получаются патриоты из «Иванов, не помнящих родства», не знающих истори...

Исследовательская работа - презентация «Война глазами детей»

Войнаглазами Детей«Вы молодые, вы с нами живетеДушу и сердце вы нам отдаете…раны и боль оставляя себе…»Исследовательская работа        &laq...

Исследовательская работа на тему "Война глазами очевидцев"

Проект - исследовательская работа "Война глазами очевидцев"участвовал в районном конкурсе исследовательских работ "Страницы истории Великой Отечественной войны моей малой родины" и...

Исследовательская работа на тему "ВОЙНА В СИРИИ: ГРАЖДАНСКАЯ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНАЯ?"

Исследовательская работа на тему "ВОЙНА В СИРИИ: ГРАЖДАНСКАЯ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНАЯ?" содержит в себе всю теоретическую часть о сведениях поставленной темы....