урок Закономерности размещения почв Амурской области
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Неробелова Марина Владимировна

Цель урока: познакомить учащихся с природными ресурсами района; продолжить развитие навыков составлять характеристику ЭГП, давать оценку рельефа, климата, природных ресурсов; анализировать диаграммы, справочные и статистические материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:         Закономерности распространения почв Амурской области.

Цель урока: выяснить главные особенности формирования почв в Амурской области; изучить закономерности размещения почвенных зон на территории Амурской области; продолжить развитие навыков работы с почвенной картой; сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Ход урока

  1. Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие»

Индивидуальный опрос по карточкам:

- определить по диаграммам тип почв по механическому составу и описать свойства данной почвы;

- определить тип почвы по механическому составу по процентному соотношению составных частей почвы.

Установите соответствие

На доске: 1. Материнская порода

  1. Живые организмы
  2. Микроорганизмы
  3. Климат
  4. Рельеф
  5. Человек
  6. Время

  1. Определяет мощность почвенного слоя
  2. Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу
  3. Определяет распределение климатических почвообразующих элементов
  4. Способствуют накоплению органических веществ, улучшают физические свойства, тепловой и водный режимы почвы
  5. Обеспечивают образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие
  6. Является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав
  7. Активно улучшает или ухудшает качество почвы

Ответ: 1-6; 2-4; 3-5; 4-2; 5-3; 6-7; 7-1

  1. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний

Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания.

  • «Что есть почва?» - кто и где поставил этот вопрос? (М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил этот вопрос и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
  • Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности?  (температура, увлажнение, растительный и животный мир, микроорганизмы)
  • Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не подчиняющиеся широтной зональности?  (материнская порода, рельеф; материнская порода является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав; рельеф определяет распределение климатических почвообразующих элементов)
  • Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории Амурской области, зная особенности размещения факторов почвообразования?

Физминутка

Гимнастика для глаз

  1. Получение новых знаний

Работа с почвенной картой:

  • Рассмотрите почвенную карту (стр.21 атласа или стр.7 )
  • Что означают условные знаки?
  • Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории Амурской области.
  • Где нарушается широтная зональность почв?
  • Определите основные зональные типы почв с севера на юг

Условия формирования почв Амурской области характеризуются рядом особенностей:

  • Холодная малоснежная зима способствует глубокому промерзанию почвы
  • Холодная засушливая затяжная весна замедляет оттаивание почвы и развитие растений
  • Теплое и дождливое лето приводит к переувлажнению.

Определение по картам и справочным материалам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

В результате должна получиться таблица «Характеристика главных типов почв Амурской области и условия их образования».

Источники информации:

  • Используемые карты:
  • Почвенная карта – стр. 21
  • Климатическая карта – стр.11

  • Текст учебника «География амурской области. 8-9 класс» стр.67
  • Справочные материалы
  • Схемы строения различных почвенных профилей

Горные буро-таежные почвы, занимающие половину всей территории, формируются под пологом лесов. Они мало изучены и почти не используются в сельском хозяйстве. Эти почвы маломощны. Материнской породой здесь является дресва – рыхлая масса угловатых минеральных зерен.

  1. Закрепление материала
  • Где в Амурской области находятся плодородные почвы?
  • Каковы особенности формирования почв Амурской области?
  • Назовите типы почв, встречающиеся в Амурской области.


Предварительный просмотр:

Особенности и районы распространения главных типов почв Амурской области

Название

Количество гумуса

Особенности

Районы распространения

Лугово-черноземовидные

Снизилось с 5,5-6% до 2,5-3,5%

Реакция почв – слабокислая, реже кислая. Имеет тяжелый механический состав, у них низкая влагоемкость и плохая водопроницаемость, что приводит к заплыванию верхних горизонтов.

Тамбовский, Константиновский, Ивановский, юг Белогорского и

юго-восток Благовещенского района

Луговые подбелы

3-8%

Наличие белесовато-серого глеевого горизонта. Отличаются глинистым механическим составом, высокая кислотность. Мало  фосфора и азота.

Белогорский, Серышевский, Ромненский, Завитинский, Мазановский, Михайловский.

Бурые лесные и лесные подбелы

От 2,1-6%

Супесчаные, легкосуглинистые, обладают хорошей водопроницаемостью, но запасы питательных веществ в 2 раза меньше, чем у лугово-черноземовидных почв

Свободненский, Шимановский, Благовещенский, Ромненский, Бурейский, Мазановский, Архаринский

Пойменные

2,5-5,5%

Реакция в пахотном слое кислая,  сильно выраженная слоистость, легкий механический состав. Часто затапливаются речными водами во вторую половину лета, а весной подвержены ветровой эрозии

В поймах Амура, Зеи, Буреи, Архары, Томи

Буро-таежные

4 -12%

Развиваются на многомерзлотных грунтах. Обеспеченность азотом, калием и фосфором низкая, реакция слабокислая

Равнинные части таежной зоны на Амурско-Зейской и Верхне-Зейской равнинах.



Предварительный просмотр:

 Карточка №5

Тип почвы

Содержание, %

щебень, камни

песок

пылеватые частицы

глинистые частицы

1.

1

3

43

53

2.

2

4

55

27

3.

5

26

56

13

4.

6

73

19

2

5.

68

16

12

4

Определите тип почвы по механическому составу.

Карточка №6

     

Щебень, камни – 1%
Песок – 3%
Пыль – 43%
Глинистые частицы – 53%

  1. Определите тип почвы по механическому составу.
  2. Опишите свойства данного типа почв.

Карточка №7

Щебень, камни – 6%
Песок – 73%
Пыль – 19%
Глинистые частицы – 2%

  1. Определите тип почвы по механическому составу.
  2. Опишите свойства данного типа почв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"

Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."

Класс.  11  (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема.  Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 7 класс

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему?2. Что такое определенная изменчивость?3. Что такое неопределе...

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Презентация к уроку для 7 класс. К  учебнику Пасесечник....

Закономерности размещения городов Приморского края

Главным моментом в объяснении нового, ранее не встречающемся ни в одном курсе географии, материала было показать тесную связь, между географическими объектами данной тер...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...