урок Закономерности размещения почв Амурской области
план-конспект урока по краеведению (8 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с природными ресурсами района; продолжить развитие навыков составлять характеристику ЭГП, давать оценку рельефа, климата, природных ресурсов; анализировать диаграммы, справочные и статистические материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Закономерности распространения почв Амурской области.
Цель урока: выяснить главные особенности формирования почв в Амурской области; изучить закономерности размещения почвенных зон на территории Амурской области; продолжить развитие навыков работы с почвенной картой; сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.
Ход урока
- Проверка знаний и умений по теме «Образование почв и их разнообразие»
Индивидуальный опрос по карточкам:
- определить по диаграммам тип почв по механическому составу и описать свойства данной почвы;
- определить тип почвы по механическому составу по процентному соотношению составных частей почвы.
Установите соответствие
На доске: 1. Материнская порода
- Живые организмы
- Микроорганизмы
- Климат
- Рельеф
- Человек
- Время
- Определяет мощность почвенного слоя
- Влияет на тип и качество почвы, воздействуя на растения, животных, микроорганизмы, влагу
- Определяет распределение климатических почвообразующих элементов
- Способствуют накоплению органических веществ, улучшают физические свойства, тепловой и водный режимы почвы
- Обеспечивают образование перегноя – вещества, придающего почве плодородие
- Является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав
- Активно улучшает или ухудшает качество почвы
Ответ: 1-6; 2-4; 3-5; 4-2; 5-3; 6-7; 7-1
- Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний
Краткая вводная беседа поможет учащимся сформулировать цель и задачи урока, актуализировать имеющиеся знания.
- «Что есть почва?» - кто и где поставил этот вопрос? (М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил этот вопрос и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
- Какие из факторов, влияющих на формирование почв, подчиняются широтной зональности? (температура, увлажнение, растительный и животный мир, микроорганизмы)
- Как влияют на свойства и размещение почв факторы, не подчиняющиеся широтной зональности? (материнская порода, рельеф; материнская порода является источником образования минеральной части почвы, влияющим на ее состав; рельеф определяет распределение климатических почвообразующих элементов)
- Можно ли охарактеризовать размещение различных типов почв на территории Амурской области, зная особенности размещения факторов почвообразования?
Физминутка
Гимнастика для глаз
- Получение новых знаний
Работа с почвенной картой:
- Рассмотрите почвенную карту (стр.21 атласа или стр.7 )
- Что означают условные знаки?
- Определите, какова общая закономерность распространения типов почв по территории Амурской области.
- Где нарушается широтная зональность почв?
- Определите основные зональные типы почв с севера на юг
Условия формирования почв Амурской области характеризуются рядом особенностей:
- Холодная малоснежная зима способствует глубокому промерзанию почвы
- Холодная засушливая затяжная весна замедляет оттаивание почвы и развитие растений
- Теплое и дождливое лето приводит к переувлажнению.
Определение по картам и справочным материалам условий почвообразования для основных зональных типов почв.
В результате должна получиться таблица «Характеристика главных типов почв Амурской области и условия их образования».
Источники информации:
- Используемые карты:
- Почвенная карта – стр. 21
- Климатическая карта – стр.11
- Текст учебника «География амурской области. 8-9 класс» стр.67
- Справочные материалы
- Схемы строения различных почвенных профилей
Горные буро-таежные почвы, занимающие половину всей территории, формируются под пологом лесов. Они мало изучены и почти не используются в сельском хозяйстве. Эти почвы маломощны. Материнской породой здесь является дресва – рыхлая масса угловатых минеральных зерен.
- Закрепление материала
- Где в Амурской области находятся плодородные почвы?
- Каковы особенности формирования почв Амурской области?
- Назовите типы почв, встречающиеся в Амурской области.
Предварительный просмотр:
Особенности и районы распространения главных типов почв Амурской области
Название | Количество гумуса | Особенности | Районы распространения |
Лугово-черноземовидные | Снизилось с 5,5-6% до 2,5-3,5% | Реакция почв – слабокислая, реже кислая. Имеет тяжелый механический состав, у них низкая влагоемкость и плохая водопроницаемость, что приводит к заплыванию верхних горизонтов. | Тамбовский, Константиновский, Ивановский, юг Белогорского и юго-восток Благовещенского района |
Луговые подбелы | 3-8% | Наличие белесовато-серого глеевого горизонта. Отличаются глинистым механическим составом, высокая кислотность. Мало фосфора и азота. | Белогорский, Серышевский, Ромненский, Завитинский, Мазановский, Михайловский. |
Бурые лесные и лесные подбелы | От 2,1-6% | Супесчаные, легкосуглинистые, обладают хорошей водопроницаемостью, но запасы питательных веществ в 2 раза меньше, чем у лугово-черноземовидных почв | Свободненский, Шимановский, Благовещенский, Ромненский, Бурейский, Мазановский, Архаринский |
Пойменные | 2,5-5,5% | Реакция в пахотном слое кислая, сильно выраженная слоистость, легкий механический состав. Часто затапливаются речными водами во вторую половину лета, а весной подвержены ветровой эрозии | В поймах Амура, Зеи, Буреи, Архары, Томи |
Буро-таежные | 4 -12% | Развиваются на многомерзлотных грунтах. Обеспеченность азотом, калием и фосфором низкая, реакция слабокислая | Равнинные части таежной зоны на Амурско-Зейской и Верхне-Зейской равнинах. |
Предварительный просмотр:
Карточка №5
Тип почвы | Содержание, % | |||
щебень, камни | песок | пылеватые частицы | глинистые частицы | |
1. | 1 | 3 | 43 | 53 |
2. | 2 | 4 | 55 | 27 |
3. | 5 | 26 | 56 | 13 |
4. | 6 | 73 | 19 | 2 |
5. | 68 | 16 | 12 | 4 |
Определите тип почвы по механическому составу.
Карточка №6
Щебень, камни – 1%
Песок – 3%
Пыль – 43%
Глинистые частицы – 53%
- Определите тип почвы по механическому составу.
- Опишите свойства данного типа почв.
Карточка №7
Щебень, камни – 6%
Песок – 73%
Пыль – 19%
Глинистые частицы – 2%
- Определите тип почвы по механическому составу.
- Опишите свойства данного типа почв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Почвы Вологодской области"
Конспект урока используется при изучении почтв своего региона....
Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....
Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."
Класс. 11 (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема. Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 7 класс
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему?2. Что такое определенная изменчивость?3. Что такое неопределе...
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Презентация к уроку для 7 класс. К учебнику Пасесечник....
Закономерности размещения городов Приморского края
Главным моментом в объяснении нового, ранее не встречающемся ни в одном курсе географии, материала было показать тесную связь, между географическими объектами данной тер...
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...