Петергоф - моя "малая родина"
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме
Исследовательская работа, проводимая на базе школьного музея, по изучению родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_izucheniyu_rodnogo_kraya_v_muzee_shkol1.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по изучению родного края в музее школы
Несколько слов о нашей школе. В этом году школе №411 «Гармония»
исполняется 28 лет. Ее хорошо знают не только в
Петродворцовом районе, но и в городе и в других регионах России. Она известна своей инновационной деятельностью. Долгое время была федеральной экспериментальной площадкой, потом городским ресурсным центром. Сейчас у нее другой статус-школа-лаборатория. Сегодня продолжается работа по реализации модели культуротворческой школы. Мы обладатели двух грантов,9 учителей стали победителями различных конкурсов приоритетного национального проекта «Образование».
Уже 22-й год наши учащиеся изучают предмет «История и культура СПб».
Уроки-события, экскурсии, краеведческие игры, краеведческие чтения, олимпиады, марафоны-везде наши школьники принимают участие.
В нашей школе создается музей, посвященный истории школы «Гармония».
В настоящее время он аттестован как музейный зал. При нем работает краеведческий кружок для учащихся 7-10-х классов.
В музее помимо основной экспозиции, посвященной истории школы «Гармония» есть и экспозиция, рассказывающая о местности, где мы живем, работаем ,учимся-23 кварталу ,микрорайону Старого Петергофа, бывшей Егерской слободе.
Передо мной ,как учителем-краеведом и руководителем школьного музея, была поставлена цель:
создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.
Отсюда и определены основные задачи:
-активизировать познавательный интерес у школьников
-инициировать учащихся для серьезной поисковой работы в области краеведения
-формировать умения работать с разнообразными краеведческими и литературными источниками
-формировать навыки исследовательской работы
-развивать коммуникативную культуру учащихся
Участники кружка активно включились в работу школьного музея: собирают материалы, фотографии, разрабатывают темы экскурсий, пробуют себя в качестве экскурсоводов, пишут доклады, готовят сообщения и рефераты, создают мультимедийные презентации.
В начале учебного года членами кружка обсуждается и утверждается план работы на текущий год. Обсуждаются темы будущих исследований: рефератов, докладов, сообщений. Я всегда стараюсь помочь ребятам выбрать и сформулировать тему будущего исследования, объясняю, что исследование всегда начинается с вопроса, на который автор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический материал, выстроенный строго логически, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересный работы.
Выбор темы, я считаю должен быть осознанным и отвечать личностным познавательным интересам автора.
Наши ребята любят выбирать темы будущих исследований, связанных с топонимикой родного края-Старого Петергофа, тем более, что топонимика является составной частью программы курса «История и культура СПб».
Если в начале делались робкие попытки в освоении конкретных топонимов, то вскоре рамки исследований расширились и стали охватывать историю как значительных территорий(например, Егерской слободы),так и отдельных зданий(например, дом врача Авенариуса).
Итак, тема выбрана. Затем определяются цели и задачи исследования, составляется план в традиционной форме, логически выстраивается материал, в заключении делаются выводы, указывается список использованных источников, в том числе и интернет-ресурсов, затем работу пишут сначала на черновике, редактирует и набирают на компьютере. Большое внимание уделяется оформлению работы-оформлению цитат, ссылок, иллюстративного ряда в приложении.
Следующий этап работы связан с определением состава участников. Каждая группа получает свое задание и определяет форму отчета и его сроки(3-4 месяца).
Так как наша школа, как я уже говорила, находится на территории бывшей Егерской слободы, ребятам захотелось больше узнать о ней, о том, что сохранилось от нее до наших дней, а также историю улиц: старых, исчезнувших и современных, об архитекторах и людях, живших когда-то здесь.
Была организована работа по темам:
-23-й квартал-бывшая Егерская слобода
- «Их именами названы» ( история улиц родного города)
- Утраченные постройки Старого Петергофа и Егерской слободы
- История здания(дома,дачи)
Одна группа ребят занялась разработкой маршрута по бывшей Егерской слободе с указанием утраченных и сохранившихся построек.
Другая группа- занималась фотографированием уцелевших,но частично перестроенных зданий. Например, таких как комплекс Присутственных мест, военного госпиталя ,бывшей дачи знаменитого петергофского врача Авенариуса ,Дома призрения и увечных, даче полицмейстера Калмыкова и других.
Третья группа-собирала информацию, используя различные краеведческие материалы, в частности, труды петергофского краеведа В.Гущина.
Были представлены следующие формы отчета:
-видеофильм о Старом Петергофе и Егерской слободе
-разработка «Экскурсии по Старому Петергофу»
- разработка «Экскурсии по Егерской слободе»
-разработка « Прогулки по Петергофской улице в Старом Петергофе»
-фотоколлаж
- доклады, сообщения, рефераты
-картотека улиц Старого Петергофа (старые и новые названия)
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и закрепить полученные знания, я предложила им выпонить мини-задания.
Свои знания, приобретенный исследовательский опыт работы с краеведческими материалами и авторский видеофильм о Старом Петергофе ребята продемонстрировали гостям районного семинара.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ:
«СТАРЫЙ ПЕТЕРГОФ» И« ЕГЕРСКАЯ СЛОБОДА»
1.Что такое «слобода»?
2.Кто такой егерь и чем он занимался?
3.Как называлась местность в 19 веке, расположенная к югу от Английского парка?
4. Кто охотился из царствующих особ в этой местности?
5.Назовите породы охотничьих собак?
6.Что было построено в Егерской слободе при Николае I?
7. Какая из улиц слободы сохранила свое историческое название?
8.Архитектор, по проекту которого был возведен комплекс Присутственных мест
9.Какое отношение имеет Санкт-Петербургский университет к названиям улиц в 23-м квартале?
10.Этот доктор лечил не только членов царской семьи, но и простых жителей Старого Петергофа.
11.Кто автор картины «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» и где она находится?
12.Куда из Старого Петергофа была переведена Егерская слобода?
13.Как называется проспект, на котором сохранился в перестроенном виде дом, где проживала семья известного аптекаря Е.К.Кильшета?
14.Кому принадлежала дача на бульваре Юркевича ,имевшая сходство с замком?
15.Современникам он запомнился как всесторонне образованный человек, свободно владевший немецким и французским языками, музыкант, а главное-хороший организатор работ, помогавший воплощать в жизнь проекты замечательных зодчих при перестройке Петергофа НиколаемI.Назовите его имя и где находилась его дача?
16.Это здание(дача) сохранилось и принадлежало известному петергофскому меценату, который дал большую часть денег на строительство приходского училища у Черного пруда. Назовите имя хозяина и местоположение здания.
17.Дача этого великого русского музыканта и композитора (перестроена позже архитектором Э.Л.Ганом) ,располагалась на террасе, откуда открывался чудесный вид на взморье. Назовите имя этого человека.
18.Кто еще из русских композиторов летом снимал дачу в Старом Петергофе?
19.Это медицинское учреждение дореволюционного Старого Петергофа не поменяло свой профиль с момента основания
20.Как называется парк, расположенный к востоку от старо-петергофской железнодорожной станции?
ЗАДАНИЯ
-Составьте кроссворд «Их именами названы» (улицы 23-го квартала)
-Сделайте рисунок одного из сохранившихся зданий Егерской слободы
-Напишите эссе на тему: « Прошлое моего края »
-Составьте маршрут экскурсии «По улицам бывшей Егерской слободы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Дворец князей Лейхтенбергских в имении "Сергиевка" вблизи Петергофа".
Фильм знакомит школьников с образцом эклектики - дворцом князей Лейхтенбергских. Здесь же рассказ о владельцах, архитекторе - А...
Фильм "Рыцарский праздник "Ринальдо и Армида в парке "Александрия" Петергофа под Санкт-Петербургом".
Рыцарская карусель (конное состязание в форме аллегорического театрализованного представления, в котором участники демонстрируют умение владеть холодным оружием и выездку) состоялась 30 июня 201...
презентация по английскому языку "Петергоф"
презентация по английскому языку "Петергоф" к УМК Биболетовой Enjoy English 5 класс новое издание...
Учебный фильм "Вольеры Нижнего парка Петергофа".
Одна из последних по времени реставраций в Нижнем парке Петергофа - два Вольера и Лебяжий пруд. Архитектор Никола (Никколо) Микетти, роспись Луи Каравака. Это постройки 1721-22 годов, называвшиеся в д...
план конспект урока "Петергоф" для 10 класса
план конспект открытого урока "Петергоф" для 10 класса...
Квест «Петергоф в блокаде» с использованием материалов страниц календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».
В данной статье рассматривается методика организации работы с календарем «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».Статья призвана оказать помощь педагогам дополнительного образовани...
Методическая разработка по использованию страницы календаря «Памятные даты военной истории Петергофа и окрестностей» при проведении занятия на тему: «Ученики 416-й школы на защите Петергофа в 1941 году»
Данная методическая разработка разработана на основе страницы календаря, которая подготовлена в рамках открытого районного конкурса по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и...