Петергоф - моя "малая родина"
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме

Максина Ирина Васильевна

Исследовательская работа, проводимая на базе школьного музея, по изучению родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по изучению родного края в музее школы

   

     Несколько слов о  нашей школе. В этом году школе №411 «Гармония»

исполняется 28 лет. Ее хорошо знают не только в

Петродворцовом районе, но и в городе и в других регионах России. Она известна своей инновационной деятельностью. Долгое время была федеральной экспериментальной площадкой, потом городским ресурсным центром. Сейчас у нее другой статус-школа-лаборатория. Сегодня продолжается работа по  реализации модели культуротворческой школы. Мы обладатели двух грантов,9 учителей стали победителями различных конкурсов приоритетного национального проекта «Образование».

     Уже 22-й год наши учащиеся изучают предмет «История и культура СПб».

Уроки-события, экскурсии, краеведческие игры, краеведческие чтения, олимпиады, марафоны-везде наши школьники принимают участие.

   В нашей школе создается музей, посвященный истории школы «Гармония».

В настоящее время  он аттестован как музейный зал. При нем работает краеведческий кружок для учащихся 7-10-х классов.

    В музее помимо основной экспозиции, посвященной истории школы «Гармония» есть и экспозиция, рассказывающая о местности, где мы живем, работаем ,учимся-23 кварталу ,микрорайону Старого Петергофа, бывшей Егерской слободе.  

    Передо мной ,как  учителем-краеведом и руководителем школьного музея, была поставлена цель:

создать условия для реализации творческого потенциала учащихся.

Отсюда и определены основные задачи:

-активизировать познавательный интерес у  школьников

-инициировать учащихся для серьезной поисковой работы в области краеведения

-формировать умения работать с разнообразными краеведческими и литературными источниками

-формировать навыки исследовательской работы

-развивать коммуникативную культуру учащихся

      Участники кружка активно включились в работу школьного музея: собирают материалы, фотографии,  разрабатывают темы экскурсий, пробуют себя в качестве экскурсоводов, пишут доклады, готовят сообщения  и рефераты, создают мультимедийные презентации.

     В начале учебного года членами кружка обсуждается и утверждается план работы на текущий год. Обсуждаются темы будущих исследований: рефератов, докладов, сообщений. Я  всегда стараюсь помочь ребятам выбрать и сформулировать тему будущего исследования, объясняю, что исследование всегда начинается с вопроса, на который автор хотел бы получить ответ, опирающийся на фактический материал, выстроенный  строго логически, являющийся итогом кропотливой, трудоемкой, но исключительно интересный работы.

    Выбор темы, я считаю должен быть осознанным и отвечать личностным познавательным интересам автора.

  Наши ребята любят выбирать темы будущих исследований, связанных с топонимикой родного края-Старого Петергофа, тем более, что топонимика является составной частью программы курса «История и культура СПб».

   Если в начале делались робкие попытки в освоении конкретных топонимов, то вскоре рамки исследований расширились и стали охватывать историю как значительных территорий(например, Егерской слободы),так и отдельных зданий(например, дом врача Авенариуса).

   Итак, тема выбрана. Затем определяются цели и задачи исследования, составляется план в традиционной форме, логически выстраивается материал, в заключении делаются выводы, указывается список использованных источников, в том числе и интернет-ресурсов, затем  работу пишут сначала на черновике, редактирует и набирают на компьютере. Большое внимание уделяется оформлению работы-оформлению цитат, ссылок, иллюстративного ряда в приложении.

  Следующий этап работы связан с определением состава участников. Каждая группа получает свое задание и определяет форму отчета и его сроки(3-4 месяца).

      Так как наша школа, как я уже говорила, находится на территории бывшей Егерской слободы, ребятам захотелось больше узнать о ней, о том, что сохранилось от нее до наших дней, а также историю улиц: старых, исчезнувших и современных, об архитекторах и  людях, живших  когда-то здесь.

      Была организована работа по темам:

  -23-й квартал-бывшая Егерская слобода

- «Их именами названы» ( история улиц родного города)

- Утраченные постройки Старого Петергофа и Егерской слободы

- История здания(дома,дачи)

     Одна группа ребят занялась разработкой маршрута по бывшей Егерской слободе с указанием утраченных и сохранившихся построек.

     Другая группа- занималась фотографированием  уцелевших,но частично перестроенных зданий. Например, таких как комплекс Присутственных мест, военного госпиталя ,бывшей дачи знаменитого петергофского врача Авенариуса ,Дома призрения и увечных, даче полицмейстера Калмыкова и других.

    Третья группа-собирала информацию, используя различные краеведческие материалы, в частности, труды петергофского краеведа В.Гущина.

    Были представлены следующие формы отчета:

-видеофильм о Старом Петергофе и Егерской слободе

-разработка «Экскурсии по Старому Петергофу»

- разработка «Экскурсии по Егерской слободе»

-разработка « Прогулки по Петергофской улице в Старом Петергофе»

-фотоколлаж

- доклады, сообщения, рефераты

-картотека улиц Старого Петергофа (старые и новые  названия)

   

     Для того чтобы активизировать познавательную деятельность  учащихся и закрепить полученные знания, я предложила им выпонить мини-задания.

    Свои знания, приобретенный исследовательский опыт работы с краеведческими материалами и авторский видеофильм о Старом Петергофе ребята продемонстрировали гостям районного семинара.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМАМ:

«СТАРЫЙ ПЕТЕРГОФ» И« ЕГЕРСКАЯ СЛОБОДА»

1.Что такое «слобода»?

2.Кто такой егерь и чем он занимался?

3.Как называлась местность в 19 веке, расположенная к югу от Английского парка?

4. Кто охотился из царствующих особ в этой местности?

5.Назовите породы охотничьих собак?

6.Что было построено в Егерской слободе при Николае I?

7. Какая из улиц слободы сохранила свое историческое название?

8.Архитектор, по проекту которого был возведен комплекс Присутственных мест

9.Какое отношение имеет Санкт-Петербургский университет к названиям улиц в 23-м квартале?

10.Этот доктор лечил не только членов царской семьи, но и простых жителей Старого Петергофа.

11.Кто автор картины «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту» и где она находится?

12.Куда из Старого Петергофа была переведена Егерская слобода?

13.Как называется проспект, на котором сохранился в перестроенном виде дом, где проживала семья известного аптекаря Е.К.Кильшета?

14.Кому принадлежала дача на бульваре Юркевича ,имевшая сходство с замком?

15.Современникам он запомнился как всесторонне образованный человек, свободно владевший немецким и французским языками, музыкант, а главное-хороший организатор работ, помогавший воплощать в жизнь проекты замечательных зодчих при перестройке Петергофа НиколаемI.Назовите его имя и  где находилась его дача?

16.Это здание(дача) сохранилось и принадлежало известному петергофскому меценату, который дал большую часть денег на строительство приходского училища у Черного пруда. Назовите имя хозяина и  местоположение здания.

17.Дача этого великого  русского музыканта и композитора (перестроена позже архитектором Э.Л.Ганом) ,располагалась на террасе, откуда открывался чудесный вид на взморье. Назовите имя этого человека.

18.Кто еще из  русских композиторов летом снимал дачу в Старом Петергофе?

 19.Это медицинское учреждение дореволюционного  Старого Петергофа не поменяло свой профиль с момента основания

20.Как называется парк, расположенный  к востоку от старо-петергофской железнодорожной станции?

ЗАДАНИЯ

-Составьте кроссворд «Их именами названы» (улицы 23-го квартала)

-Сделайте рисунок одного из сохранившихся зданий Егерской слободы

-Напишите эссе на тему: « Прошлое моего края »

-Составьте маршрут экскурсии «По улицам бывшей Егерской слободы»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Дворец князей Лейхтенбергских в имении "Сергиевка" вблизи Петергофа".

Фильм знакомит школьников с образцом эклектики - дворцом князей Лейхтенбергских. Здесь же рассказ о владельцах, архитекторе - А...

Фильм "Рыцарский праздник "Ринальдо и Армида в парке "Александрия" Петергофа под Санкт-Петербургом".

Рыцарская карусель (конное состязание в форме аллегорического театрализованного представления, в котором участники демонстрируют умение владеть холодным оружием и выездку) состоялась 30 июня 201...

презентация по английскому языку "Петергоф"

презентация по английскому языку "Петергоф" к УМК Биболетовой Enjoy English 5 класс новое издание...

Учебный фильм "Вольеры Нижнего парка Петергофа".

Одна из последних по времени реставраций в Нижнем парке Петергофа - два Вольера и Лебяжий пруд. Архитектор Никола (Никколо) Микетти, роспись Луи Каравака. Это постройки 1721-22 годов, называвшиеся в д...

план конспект урока "Петергоф" для 10 класса

план конспект открытого урока "Петергоф" для 10 класса...

Квест «Петергоф в блокаде» с использованием материалов страниц календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».

В данной статье рассматривается методика организации работы с календарем «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».Статья призвана оказать помощь педагогам дополнительного образовани...

Методическая разработка по использованию страницы календаря «Памятные даты военной истории Петергофа и окрестностей» при проведении занятия на тему: «Ученики 416-й школы на защите Петергофа в 1941 году»

Данная методическая  разработка разработана на основе страницы календаря, которая подготовлена в рамках открытого районного конкурса по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и...