Квест «Петергоф в блокаде» с использованием материалов страниц календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Меньшакова Анастасия Владимировна

В данной статье рассматривается методика организации работы с календарем «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».

Статья призвана оказать помощь педагогам дополнительного образования Дома детского творчества, учителям школ, вожатым летних лагарей. Материал разработан на основе материалов, хранящихся в фондах музея истории ДДТ, найденных в открытых источниках (книги, СМИ, интернет) и на основе практического опыта проведения экскурсий по музею ДДТ и Петергофу.

Данные статьи могут быть использованы педагогами дополнительного образования Дома детского творчества, учителями школ, вожатыми для проведения воспитательных мероприятий патриотической и краеведческой направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_menshakova.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д.4А

тел./факс (812) 4509130

Квест «Петергоф в блокаде» с использованием материалов страниц календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».

статья для педагогов

        

Автор:

педагог-организатор Меньшакова Анастасия Владимировна.

Санкт-Петербург    

2020

Аннотация

В данной статье рассматривается методика организации работы с календарем «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности».

Статья призвана оказать помощь педагогам дополнительного образования Дома детского творчества, учителям школ, вожатым летних лагарей.  Статья разработана на основе материалов, хранящихся в фондах музея истории ДДТ, найденных в открытых источниках (книги, СМИ, интернет) и на основе практического опыта проведения экскурсий по музею ДДТ и Петергофу.

Настоящие материалы могут быть использованы педагогами дополнительного образования Дома детского творчества, учителями школ, вожатыми для проведения воспитательных мероприятий патриотической и краеведческой направленности.

Автор: Меньшакова Анастасия Владимировна, педагог-организатор ГБУ ДО ДДТ, 89214025580

Пояснительная записка

Для нынешнего поколения детей и подростков живое общение с людьми, которые были на войне, — уже редкость. Единицы среди них имеют возможность поговорить с прадедушками, которые могли бы рассказать о пережитых событиях из первых уст. Очень часто все, что они видят — это парад, Георгиевская ленточка и далекие от реальности блокбастеры, которые снимают к праздникам. При этом, это то поколение, от которого зависит, будет ли память о Великой Отечественной передаваться дальше, или о ней забудут.

Говоря с детьми о войне, мы стремимся делать это на их языке, заменяя сухие факты яркими примерами и демонстрацией иллюстративного материала. Исходя из особенностей восприятия и мышления современных школьников, мы считаем, что интерактивный способ подачи информации является предпочтительным. А поисковый метод обучения (квест) обеспечивает вовлечение детей в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

Актуальность: педагог, загруженный работой по собственной образовательной программе, не всегда имеет возможность полноценно погрузиться в исторические исследования и самостоятельно собрать информацию для проведения воспитательной беседы (экскурсии, лекции) на тему Великой Отечественной войны и роли Петергофа в разгроме немецких оккупантов. Данные методические рекомендации помогут с минимальными временными затратами, но ярко и интересно для ребят, познакомить их с историей Петергофа в период блокады.  

Цель: оказать методическую помощь педагогам, вожатым в реализации воспитательной части программы обучения (патриотический и краеведческий блок, посвященный периоду блокады).

Задачи, которые решаются с помощью использования данных рекомендаций:

  • знакомство ребят с событиями, которые происходили в Петергофе и его окрестностях в период блокады;
  • развитие интереса к изучению истории родного города, семейной истории;
  • подведение к мысли о том, что без героического подвига защитников города мы бы не увидели Петергоф таким, какой он есть сейчас;
  • обучение самостоятельному сбору и анализу информации.

Ожидаемые результаты от использования данных методических рекомендаций:

  • повышение уровня осведомленности детей о событиях, которые происходили в Петергофе и его окрестностях в годы блокады;
  • могут способствовать повышению мотивации детей к сохранению памяти о военных страницах истории города;
  • воспитание гражданской идентичности и чувства ответственности за будущее своего края/страны;
  • развитие самостоятельности в процессе сбора и анализа информации.

Данная разработка охватывает все страницы календаря, что позволяет ознакомить детей с хроникой всего периода блокады в Петергофе и его окрестностях.

Материально-техническое обеспечение.

Есть два варианта проведения квеста: в ДДТ непосредственно около выставки плакатов или в любом другом месте с помощью буклетов, где есть как сами задания, так и миниатюры плакатов. Понадобиться телефон или планшет с установленным приложением по чтению QR-кодов. На каждом плакате есть QR-код, считав который, можно посмотреть видеоролик, посвященный теме плаката.

Квест «Петергоф в блокаде»

Идея: 75-летие Великой Победы отмечаем мы в этом году. Пусть Петергоф не носит звание «Города-героя», и он внес свой вклад в разгром врага. И очень сильно пострадал: из 1200 домов после войны уцелели менее 200. В сентябре 1941 года Петергоф был занят немцами. До января 1944 года продолжалась оккупация. Петергофцы не сдали город без боя.

Проблемный вопрос: большинство школьников не знают, что Петергоф не был в блокаде, поскольку в сентябре 1941 года был занят немцами. Важно донести до ребят тот факт, что и оккупированный город оказал сопротивление врагу.

Цель: познакомить ребят с событиями, которые происходили в Петергофе и его окрестностях в период блокады.

Задачи:

Предметные: построить хронологию событий, которые происходили в Петергофе и его окрестностях в период блокады; рассмотреть на примерах исторических личностей качества, которые помогли петергофцам выстоять.

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации (тексты, фотографии, QR-коды), анализировать предложенную информацию, использовать коммуникационные навыки при поиске верного ответа.

Личностные: способствовать развитию у обучающихся гражданской идентичности и чувства ответственности за будущее своего края/страны.

Оборудование: телефон или планшет с установленным приложением по чтению QR-кодов, буклет с заданиями, плакаты (если квест проводится в ДДТ).

Ход экскурсии:

Есть два варианта проведения квеста: в ДДТ непосредственно около выставки плакатов или в любом другом месте с помощью буклетов, где есть как сами задания, так и миниатюры плакатов. На каждом плакате указана дата, о которой идет речь.

Педагог собирает группу и анонсирует квест.

Педагог: 75-летие Великой Победы отмечаем мы в этом году. Пусть Петергоф не носит звание «Города-героя», и он внес свой вклад в разгром врага. И очень сильно пострадал: из 1200 домов после войны уцелели менее 200. В сентябре 1941 года Петергоф был занят немцами. До января 1944 года продолжалась оккупация. Петергофцы не сдали город без боя.

Перед вами страница календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и окрестности», созданного учащимися и педагогами школ Петродворцового района и Домом детского творчества. Предлагаю вам с их помощью узнать больше о времени блокады.

Если квест проводится около стендов с плакатами, педагог зачитывает вопросы и дает детям время на поиск ответов (2-3 минуты на каждый). При проведении квеста вне стен ДДТ, детям выдаются буклеты с вопросами. Возможно как индивидуальное, так и командное прохождение квеста.

При проведении квеста около плакатов, дети должны найти плакат, о котором идет речь и по нему ответить на вопрос (на это можно дать еще 1 минуту). В буклете плакат дан сразу.

Вопросы:

  1. Как только стало понятно, что немцы активно продвигаются вглубь страны, пограничные города, в том числе, Ленинград, начали готовиться к приходу захватчиков. Согласно указу Управления культуры, наиболее ценные предметы из музеев Петербурга и пригородов должны были быть эвакуированы. Из Петергофа предполагалось вывезти 667 предметов, удалось спасти более 12 тысяч.

Укажите СОВРЕМЕННОЕ название города, в который эвакуировали 1695 предметов из Петергофа (Правильный ответ: Нижний Новгород)

  1. Прифронтовым городом Петергоф стал в конце июля 1941 года. Не прекращавшаяся канонада сотрясала воздух. Тучи фашистских бомбардировщиков, рвавшихся к Ленинграду, денно и нощно застилали небо. На защиту города были призваны все военно способные части, в том числе курсанты Ново-Петергофского военно-политического училища

Посмотрев ролик по QR-коду на плакате от 18 августа 1941 года, ответьте где в Новом Петергофе находилось училище войск НКВД. (Правильный ответ: В Суворовском городке)

  1. Петергоф готовился к обороне. Предприятия и часть гражданского населения эвакуировали на восток. Взрослые и подростки рыли окопы на юго-западной окраине города, сооружали земляные укрепления и противотанковые рвы, возводили ряды железобетонных надолбов. Многие жители ушли добровольцами на фронт.

Полистав презентацию по QR-коду на плакате от 22 сентября 1941 года, ответьте кто служил во второй роте 2-го взвода 79-го истребительного батальона  (Правильный ответ: ученики и выпускники петергофских школ)

  1. Утром 22 сентября 1941 года 2-й взвод 79-го истребительного батальона принял бой с фашистами на неубранном капустном поле у перекрестка Ропшинского шоссе с железной дорогой на Ломоносов. В составе батальона сражались Глеб и Владимир Горкушенко. Силы были неравны. За один бой погибли 400 подростков 16-17 лет, среди них и братья Горкушенко.

По фотографии на плакате определите, в какой школе учились братья Горкушенко (Правильный ответ: гимназия 415).

  1. В конце сентября 1941 года Новый Петергоф был оккупирован немцами. В начале октября Жуков решает сделать попытку отбить город. 42-я и 8-я армия должны были наступать на Лигово и Новый Петергоф. Поддержать их с моря, отвлечь внимание противника призван был морской десант. Несколько отрядов моряков-кронштадтцев должны были высадиться на южный берег Финского залива.

По фотографиям памятников на плакате, определите места, где был высажен десант (больше информации - в видео по QR-коду). (Правильный ответ: В нижнем парке Петергофа, Стрельне)

  1. Четкого плана действий на берегу у петергофского десанта не было, артподготовку отменили из-за соображений скрытности. Основной бой завязался в 500 метрах от берега в районе дворцов Эрмитажа и Марли. Сражение, начавшееся 5 октября, продолжалось несколько дней. Части, отправленные на помощь морякам, не смогли прорваться через немецкие заграждения. Десант погиб.

Назовите фамилию командира петергофского десанта (Правильный ответ: Ворожилов)

  1. 17 ноября 1941 года Ставка Верховного Главного Командования отдала приказ № 428: "Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края". Тактика объяснялась необходимостью выкурить немцев из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом. В число тыловых немецких территорий вошёл и Петергоф.

Каким номером обозначался Петергоф как цель уничтожения для советской авиации и диверсантов? (Правильный ответ: № 6)

  1. С завоеванных территорий немцы вывозили ценности. Грабительскую работу производили кунст-командо, в которых «служили» искусствоведы. Именно они смотрели, какие ценности первым делом паковать и вывозить. Из Петергофа были украдены Нептун – главный фонтан Верхнего парка, Тритоны, Нева, Волхов, Самсон – статуи Большого каскада. Часть похищенного удалось вернуть, часть была переправлена немцами и навсегда утеряна для Петергофа.

Сколько тонн металла было вывезено из Петергофа на переплавку? (Правильный ответ: 10,15 т)

  1. Зимой 1941 года балтийские моряки нашли на льду Финского залива парнишку. Им оказался 13-летний юнга с эсминца “Страшный” Юрий Грязев. Вместе с разведчиком Расторгуевым, Юра был заброшен в Петергоф, чтобы выяснить судьбу пропавшего петергофского десанта. Записка, доставленная мальчиком, была последней вестью о моряках.

Посмотрев ролик по QR-коду на плакате, назовите улицу, по которой шли разведчики (Правильный ответ: улица Аврова)

  1. 14 января 1944 года началась операция «Январский гром» по полному снятию блокады Ленинграда. Целью ее было освободить Петергоф и Стрельну, уничтожить противника на этих территориях. Участие в операции в районе деревни Гостилицы принял старший сержант Тимофей Морозов, командир противотанкового орудия.

Находилась ли деревня Гостилицы на территории Ораниенбаумского плацдарма? (Правильный ответ: нет, это была территория, занятая немцами)

  1. В ноябре, декабре и январе 1944 года в Ораниенбаум было перевезено огромное количество людей, танки, минометы, артиллерийские орудия, что позволило начать мощное наступление советской армии и прорвать блокаду Ленинграда. 19 января 1944 года войска 2-й Ударной армии Ленинградского фронта освободили Новый Петергоф.

Назовите медаль, которой награждались военные, участвовавшие в прорыве блокады и лица из гражданского населения, защищавшие город. (Правильный ответ: За оборону Ленинграда)

  1. Сразу же после освобождения пригородных дворцов, началось их восстановление. 31 января 1944 года в Петергоф приехала хранитель музеев Марина Тихомирова. Она пишет матери “в Петергофе – ужасающие руины. Большой дворец производит впечатление древних развалин. Средняя часть дворца совершенно разрушена, боковые части здания есть, но внутри нет ни потолков, ни перекрытий. Куполов церкви и Корпуса под гербом нет. Парки повреждены”.

Посмотрите, на снимки Петергофа той поры. Чего не хватает на фотографии Большого каскада? (Правильный ответ: скульптуры Самсона)

После окончания квеста, педагог подсчитывает количество правильных ответов участников/ команд и подводит итоги квеста.

Педагог: Мы с вами прошлись по основным событиям жизни Петергофа в период блокады. Чем она отличалась от жизни Ленинграда? (Петергоф был оккупирован, а не осажден).  Как вы считаете, благодаря чему город удалось освободить? Чем отличается город 1944 года от современного Петергофа?

Организуется обсуждение. Педагог помогает учащимся сделать вывод о том, что без героического подвига защитников города, мирных жителей, реставраторов мы бы не увидели Петергоф таким, какой он есть сейчас.

Список литературы по теме:

  1. Корабелы в боях за город Ленина. Л., 1971. 
  2. М. Тихомирова. Памятники. Люди. События. Л. 1984. 
  3. В. Азаров, А. Зиначев. «Живые пойте о нас». Документальная повесть. Л.,1972.
  4. Х.И. Топаж. Петергоф, возрожденный из пепла. СПб, 2009.
  5. «Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941–1945». Сборник документов. СПб, 2020.

Содержание

Аннотация_______________________________________________________________2

Пояснительная записка_____________________________________________________3

Квест____________________________________________________________________5

Список литературы по теме_________________________________________________9

Приложение______________________________________________________________11

Приложение 1.

Теоретическая информация по темам плакатов.

Плакат 1. 29 июня 1941 года.

Как только стало понятно, что немцы активно продвигаются вглубь страны, пограничные города, в том числе, Ленинград, начали готовиться к приходу захватчиков. Согласно указу Управления культуры, наиболее ценные предметы из музеев Петербурга и пригородов должны были быть эвакуированы. Из Петергофа предполагалось вывезти 667 предметов, удалось спасти более 12 тысяч.

Все силы музейных сотрудников были брошены на упаковку предметов и составление эвакуационных актов. Использовались доски разобранных летних эстрад и платформ перед вагонами Николая II. В воспоминаниях хранителей мелькают строчки о том, как не хватало материалов, как извлекали гвозди из заборов, сушили в парках траву, писали записки с просьбами найти как можно больше ящиков, ваты, бумаги, клеенки, чтобы попытаться спасти больше вещей. Эвакуировали ценности в Горький (Нижний Новгород сейчас) и Сарапул.

Экспонаты, которые не было возможности вывезти – мебель, люстры, скульптура – укрывались в подвалах Большого Дворца и в Корпусе под Гербом. Мраморные статуи, ввиду их хрупкости, было решено закопать в парке и обозначить места захоронения на специальных планах. Для захоронения каждой статуи были вырыты ямы, дно и стены которых были «облицованы» утрамбованной глиной и засыпаны слоем песка. Ящик со скульптурой засыпался песком, утрамбовывался слоем глины, покрывался дерном. В это же время демонтировались фонтаны. Проводились работы по консервации дворца. Никто не мог и подумать, что совсем скоро здесь будут стоять немецкие солдаты.

Плакат 2. 18 августа 1941 года.

Прифронтовым городом Петергоф стал в конце июля 1941 года. Не прекращавшаяся канонада сотрясала воздух. Тучи фашистских бомбардировщиков, рвавшихся к Ленинграду, денно и нощно застилали небо. По Красному проспекту — сейчас это Санкт-Петербургский проспект - тянулись обозы с ранеными и толпы беженцев из занятых врагом районов. Петергофцам было приказано покинуть город.

На защиту города были призваны все военноспособные части. Курсанты располагавшегося в Петергофе Ново-Петергофского военно-политического училища войск НКВД им. К.Е. Ворошилова были переброшены под Гатчину.

Училище держало оборону на важнейшем стратегическом направлении, прикрывая непосредственные подступы к Ленинграду. Вооружение курсантов состояло из винтовок, нескольких ручных пулеметов и гранат да двух учебных орудий. Шесть суток батальон держал оборону, из 600 курсантов в живых осталось меньше 200. Немцы продвигались все ближе к городу.

Плакат 3. 22 сентября 1941 года. Бои на Приморском плацдарме.

13 сентября фашисты заняли станцию Лигово. Железная дорога на Ленинград была перерезана. Враг наступал на Стрельну, стремясь закрепиться на берегу Финского залива почти у самого Ленинграда.

Гитлеровцы подошли совсем близко к Петергофу.

Жителей отправили рыть траншеи на западной границе города. Были возведены 104 огневые точки, в том числе в Английском парке. Сражался на этом рубеже Красногвардейского укрепрайона 264-й отдельный пулемётно-артиллерийский батальон. Их было 1100 добровольцев: судостроители Адмиралтейских верфей и студенты Ленинградского кораблестроительного института.
В 264-й батальон (командир – старший лейтенант Михаил Бондаренко) входило четыре роты. Они защищали участок от часового завода до Низино, дальше в линии обороны была брешь. Через неё с юга, а не с запада, как их ожидали, прорвались немцы.

Самые тревожные дни наступили с 18 сентября. Немцы подошли к Петергофу. На столбах по линии фронта развесили громкоговорители, через которые по-русски предлагали сдаться. С Троицкой горы фашисты день и ночь обстреливали город святящимися снарядами.

На рассвете 22 сентября начались бои за Петергоф. Оборону вдоль Ропшинского шоссе занял комсомольский взвод 79 истребительного батальона. Он был сформирован из учеников 9 и 10 классов петергофских школ. Силы были неравны. На необстрелянных мальчишек немцы пустили танковую психическую атаку: танки с сиренами, а за ними во весь рост автоматчики. За один бой погибли 400 подростков 16-17 лет, среди них Глеб и Владимир Горкушенко.

Плакат 4. 22 сентября. Братья Горкушенко.

Владимир (1923-1941) и Глеб (1925-1941) Горкушенко — ученики 415 гимназии, бойцы комсомольско-молодежного взвода 79-го Истребительного батальона. Отец, Григорий Степанович, был военным летчиком, мать, Анна Петровна, работала в авиамастерских. С первых дней войны ребята ходили рыть траншеи и противотанковые рвы, а потом подали заявления с просьбой зачислить их в истребительный батальон. Так как Глебу Горкушенко было всего 16 лет, зачисление состоялось после разрешения родителей, которых юноша упросил подписать документы.

Утром 22 сентября 1941 года взвод в составе 79-го Истребительного батальона принял неравный бой с фашистами, уже подходившими к Петродворцу. Сражение состоялось на неубранном капустном поле у перекрестка Ропшинского шоссе с железной дорогой на Ломоносов.

В полдень после сильного артиллерийского огня фашисты начали психологическую атаку: шли в полный рост, с засученными рукавами, кричали и поливали все огнем. Владимир принял на себя командование взводом и приказал всем отходить. Сам с братом остался за пулеметной точкой и, подпустив фашистов поближе, открыл шквальный огонь. Немцы стали стрелять из миномета. Одной из мин Володю смертельно ранило, и Глеб перехватил пулемет. Известно, что лицом к лицу Глеба не победили. Он был застрелен в затылок обошедшим его и подкравшимся сзади немцем.

Плакат 5. Живые, пойте о нас.

Итак, Новый Петергоф в конце сентября был оккупирован немцами, а территория Старого вошла в контролируемый нашими Ораниенбаумский плацдарм. Плацдарм поддерживали орудия Кронштадта.

В конце сентября Жуков решает сделать попытку отбить Петергоф. 42-я и 8-я армия должны были наступать на Лигово и Новый Петергоф. Поддержать их с моря, отвлечь внимание противника призван был морской десант.

К 3 октября 1941 года был разработан план действий. Несколько отрядов должны были высадиться на территории Нижнего парка, Александрии, в Михайловке и в районе Константиновского дворца в Стрельне.

Собирали десант в короткие сроки. В него вошли корабельные матросы-артиллеристы, электрики, минёры с кораблей «Марат» и «Октябрьская революция», курсанты военно-морского училища. Возглавил Петергофский десант полковник Андрей Ворожилов 50 лет, бойцы же в основном были молоды, некоторые только выпустились из училищ. Состав десанта – около 500 человек. Почти все они погибнут.

Плакат 6. 5 октября 1941 года

Ночь 5 октября выдалась холодной и ветреной. Время от времени над Стрельной и Петергофом немцы пускали ракеты. Грузились кронштадцы на катера в темноте и тишине. Все десантники были одеты в своё, флотское: бушлаты, чёрные брюки, заправленные в кирзовые сапоги и тельняшки. В 2:30 катера двинулись в путь, некоторые из них буксировали шлюпки с боеприпасами.

Параллельно с петергофским десантом в район Стрельны на паромах выдвинулся второй десант. Около 3:30 артиллерия 8-й армии начала артподготовку. Подключился к этому и линкор «Октябрьская революция». Били так, чтобы отвлечь противника от участков высадки десантов.

Напротив дворца Монплезир была мель, так что подойти в берегу было невозможно. Бойцам пришлось выпрыгивать прямо в воду (а на дворе октябрь), держа винтовки над головами, а также тащить за собой по воде пулемёты и миномёты. И всё это люди делали под прицелом немецких батарей, стоявших у берега на возвышенности. Десант сразу попал под шквальный немецкий огонь и потерял большую часть состава.

Четкого плана действий на берегу не было. Командование считало, что десант быстро подавит сопротивление немцев у моря и продвинется вглубь для соединения с сухопутными частями. Основной бой завязался в 500 метрах от берега, а местами десант продвинулся на 1200 метров вглубь парка. Первыми, кто встретил десант, были немецкие береговые артиллеристы, позже к ним на подмогу подтянулись пехотные части из глубины Нового Петергофа. В первые минуты боя погиб командир отряда — полковник Андрей Ворожилов. Это сказалось на координации. Погибли радисты, связь с десантом была потеряна.

Бои продолжались несколько дней. Части 8-й армии и танковой бригады, отправленные на помощь десанту, не смогли прорваться через немецкие заграждения. Десант погиб. Всего немцы насчитали на берегу 1068 убитых советских бойцов, не считая тел в воде. Около 170 человек были захвачены в плен.

Плакат 7. 17 ноября 1941 года.

17 ноября 1941 года Ставка Верховного Главного Командования отдала приказ № 428: "Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края. Для уничтожения бросить авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами".

Тактика объяснялась необходимостью выкурить немцев из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом.

В число тыловых немецких территорий вошел и Петергоф. Начало выполнения операции назначили на 12 часов 19 ноября 1941 года.

Цель № 6 – Новый Петергоф. Шесть истребителей днем и шесть бомбардировщиков ночью бомбили город, совершая по три вылета в день и столько же ночью. По Петергофу стреляли корабли, стоящие в Кронштадте.

Пунктами, намеченными к первостепенному уничтожению в Петергофе, были: минометная батарея у Большого дворца (а значит и сам дворец), командный пункт в блиндаже, справа от лестницы в Нижнем парке (отсюда уничтоженные фонтаны и посадки парка), штаб 291 пехотной дивизии в готических конюшнях, наблюдательный пункт около дворца Моплезир, корректировочный наблюдательный пункт на петергофской пристани, землянки и блиндажи для солдат в Нижнем парке и в Александрии. 23 ноября задание было выполнено.

В конце ноября 1941 года были созданы команды охотников (добровольцев) для взрыва и сжигания уцелевших зданий. Команды охотников обеспечивались «лыжами, валенками, полушубками, светосигнальными принадлежностями, горючим материалом, взрывчатыми веществами, спиртом и продовольствием». Они уничтожили то, что не смогла достать артиллерия.

Плакат 8. 18 ноября 1941 года.

С завоеванных территорий немцы вывозили ценности. Первой грабительскую работу на оккупированной части Северо-Запада России производила группа армий «Север». В ее составе были так называемые кунст-командо, в которых «служили» искусствоведы. Именно они смотрели, какие ценности первым делом паковать и вывозить.

Отношение к ценностям было двусмысленным. С одной стороны, согласно нацистской доктрине, право на существование имели только «арийцы» и созданное ими. Поэтому ценности на Восточном фронте разрешалось уничтожать, воровать. К тому же у нацистов была четкая установка лишить «неарийцев» так называемого культурного кода, исторической памяти и тем самым уничтожить. И в этом было принципиальное отличие от того, что происходило на Западе. Например, в Париже солдаты и офицеры вермахта ходили на экскурсии в Лувр, откуда не пропал ни один экспонат…

Что же в оккупированном Петергофе? Большой дворец уже сожжен, большинство статуй эвакуировано в тылы или закопано в парке. Но самые тяжелые спрятать не успели. Нептун – главный фонтан Верхнего парка, Тритоны, Нева, Волхов – статуи Большого каскада, Тритон из Оранжерейного садика, а также венец фонтанной группы — самого "Самсона, раздирающего пасть льва" немцы вывезли в Германию. После войны часть ценностей вернулась почти не пострадавшей (тот же Нептун), но многие так и не были обнаружены. Например, Самсон.

Согласно самой современной точке зрения, Самсона разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Скорее всего, Самсона переплавили. Подтверждение тому – немецкие документы, согласно которым из Петергофа было вывезено именно столько кг меди, сколько весил Самсон.

Та скульптура, которую мы видим сейчас на Каскаде – восстановленная копия.

Плакат 9. Подвиг Юрия Грязева

Зимой 1941-42 гг. года на Финском заливе балтийские моряки создали ледовую оборону. Участок, расположенный напротив Петергофа, охраняли бойцы стоявшей в Кронштадте 260-й отдельной бригады морской пехоты. Саперы поставили минное поле. Шесть километров проволоки отмечали его границу. Из льда были сооружены огневые позиции для пулеметов, 45-миллиметровых орудий, минометов.

Декабрьской ночью отряд моряков наткнулся на льду Финского залива на мальчика, который после расспросов назвался Юрием Грязевым. Как он оказался здесь?

Читаем в книге о петергофском десанте «Живые, пойте о нас».

«За неделю до этого наши передовые посты пропустили со стороны Ораниенбаума на «ничейную» полосу двух человек. Один из них был разведчик-балтиец Расторгуев. Другой — тринадцатилетний юнга, воспитанник экипажа эсминца «Страшный» Юра Грязев.

Расторгуев, сам родом из Петергофа, и его юный спутник были в гражданской зимней одежде. Они должны были пройти за линию фашистской обороны, чтобы узнать о судьбе пропавшего петергофского десанта.

Расторгуев торопился: он хотел побывать на улице Аврова, где жила его мать. Сын еще не знал, что к тому времени все население было угнано из Петергофа. Разведчики не дошли до намеченного дома, на них вышел немецкий патруль. Морякам не поверили, что они беженцы…

Избитых во время допроса, но не открывших, кто они такие, Расторгуева и Юрия Грязева втолкнули в подвал гестапо. И там они увидели лежавших на соломе израненных балтийских моряков – пленных десантников, которые рассказали о провале операции».

Расторгуев и пленные моряки помогли мальчику бежать. По льду Финского залива он добрался до Кронштадта. Записка, доставленная Юрием Грязевым, была последней вестью о десантниках.

Плакат 10. 14 января 1944 года.

14 января 1944 года началась операция «Январский гром» по полному снятию блокады Ленинграда. Целью операции было освободить Петергоф и Стрельну, уничтожить противника на этих территориях.

Участие в операции в районе деревни Гостилицы принял старший сержант Тимофей Морозов, командир противотанкового орудия.

… В условленный час сотни орудий открыли ураганный огонь по укреплениям врага. Заработало и орудие Морозова. Снаряды точно накрывали цель. Немцы зло отстреливались. Несколько снарядов разорвалось вокруг орудия. Осколком был ранен наводчик Дунаев. Его быстро заменил Морозов… и прямой наводкой начал бить по огневым точкам противника. Вскоре ранило Морозова, но он отказался идти в санитарную часть… 4 суток Морозов уничтожал огневые точки врага.

Из своей пушки Морозов подбил два танка «тигр», сжег самоходное орудие «Фердинанд», уничтожил шесть вражеских минометов, подавил 25 пулеметных точек и истребил свыше 150 немецких солдат и офицеров. За мужество и героизм, проявленные на поле боя, Морозов получил звание Героя Советского Союза. После войны работал электриком, умер в 1992 году.

Плакат 11. 19 января 1944 года.

В ноябре, декабре и январе 1944 года в Ораниенбаум было перевезено огромное количество людей, танки, минометы, артиллерийские орудия, что позволило начать мощное наступление советской армии и прорвать блокаду Ленинграда. 19 января 1944 года войска 2-й Ударной армии Ленинградского фронта освободили Новый Петергоф.

В районе Знаменки были найдены письма немецких солдат. Вот что 16 января 1944 года один из немцев писал своей жене: «…Сейчас 14 часов, но уже горит маленькая свечечка. На улице беспрерывно рвутся снаряды и гранаты. Снег не белый, а стал черным от этих разрывов, беспрерывно появляются вспышки наших и вражеских тяжелых батарей, всюду трещат пулеметы, в окопах стоят люди; они стоят сутками, защищая свое оружие, они не пропустят «Ванек». Каждый день удивляюсь, откуда у русских эти люди и эта неисчерпаемая техника…».

Когда в Петергоф вошли наши части, немцы его уже оставили. Таким увидел город писатель Павел Лукницкий, побывавший здесь 22 января 1944 года. «Так вот он каков сейчас – город, о котором мы тосковали два с половиной года!

Ни одного целого дома. Красная улица – только окаймленные заминированным снегом да изломанным хламом развалины домов. Взорванный мост. Разбитая гостиница. Ограда Верхнего парка – лишь каменные столбы. Большой дворец – руины, у руин разбитая бронемашина… Прудов нет – одни котлованы. В Верхнем парке нет ни Нептуна, ни других скульптур».

Повсюду мины. «Очень много хлопот доставил нам «страшный», как мы его называли тогда, овраг, который был расположен в нейтральной полосе» - вспоминал сапер А. Кузьмин: «Его разминировали девушки. Стоя на коленях, они проверяли каждый сантиметр западного склона, на котором говорят, было больше взрывчатки, чем земли».

После освобождения Петергофа 78% жилищной площади оказалась разрушенной. Взорваны водонапорная станция и водокачка, разрушена канализация и электросеть. От Петергофа осталось только небо, - написала Ольга Берггольц.

Плакат 12. 31 января 1944 года.

Сразу же после освобождения пригородных дворцов, началось их восстановление. 31 января 1944 года в Петергоф приехала хранитель музеев Марина Тихомирова. Она пишет матери “в Петергофе – ужасающие руины. Большой дворец производит впечатление древних развалин. Средняя часть дворца совершенно разрушена, боковые части здания есть, но внутри нет ни потолков, ни перекрытий. Куполов церкви и Корпуса под гербом нет. Парки повреждены. Нептун и Самсон украдены. В Александрии цел Коттедж, но сорвана вся отделка стен и украдена обстановка”. 

Восстановление дворца началось с расчистки и элементарного благоустройства территории Верхнего и Нижнего парков. Надлежало также организовать охрану дворцов, павильонов, парков, а кроме того, провести научно-исследовательскую работу и сбор научного материала для реставрации дворцов.

Разминировались и расчищались парки, консервировались здания, выкапывались зарытые в землю скульптуры, начался поиск вывезенных ценностей. Для проведения работ по расчистке петергофских парков привлекались горожане. К осени 1944 года работы по расчистке территории парков Петродворца были полностью завершены.

«Какими бы средствами мы не обладали, для того, чтобы восстановить парк требуется не менее 75, а то и все 100 лет»50 - говорил на заседании 18 февраля 1944 года Н.Н. Белехов. Однако, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для посещений. 25 августа 1946 года. включили первые восстановленные фонтаны. В 1947 году свое место занял фонтан Самсон – копия скульптуры, отлитая В.А. Симоновым взамен украденной. Петергоф возрождался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "По страницам календаря"

Урок развития речи в 5 классе...

Урок развития речи "По страницам календаря" в 5 клаасе

Интегрированный урок в 5 классе( русский язык, литература, изобразительное искусство)...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного празднованию годовщины снятия блокады города Ленинграда «По страницам памяти…»

Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти. Задачи:1) приобщить обучающихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению под...

Методическая разработка по использованию страницы календаря «Памятные даты военной истории Петергофа и окрестностей» при проведении занятия на тему: «Ученики 416-й школы на защите Петергофа в 1941 году»

Данная методическая  разработка разработана на основе страницы календаря, которая подготовлена в рамках открытого районного конкурса по созданию календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и...

Методические рекомендации к странице календаря «По ту сторону блокады: Петергоф и его окрестности» 19 августа 1943 года.

   В данных рекомендациях рассматривается методика работы со страницей календаря 19 августа 1943 года в воспитательном процессе образовательных учреждений Петергофа и Санкт-Петербурга...

Использование логопедического адвент – календаря в разновозрастной группе для детей с НОДА.

Использование адвент-календаря учителем-логопедом  в разновозрастной группе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  помогает выполнять несколько важных задач логокоррекционной раб...