Читаем В.А.Солоухина. "Смех за левым плечом"
статья (краеведение) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitaem_v.a.soloukhina._smekh_za_levym_plechom.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Смех за левым плечом»

       В.А.Солоухин уверяет, что всё человечество развивается по трём линиям:

1.Человек как таковой становится быстрее, сильнее, ловчее.

2.Идёт развитие интеллекта: от каменного топора к водородной бомбе, от пироги, выдолбленной из ствола деревьев, к современному авианосцу и т.д.

3.Духовная жизнь: нравственность, моральные принципы, нормы поведения и пр.

       Первая линия развития – путь человека к животному. Леопард, пума, лев, слон – всё равно эти звери сильнее людей.

       Вторая линия ведёт к сатане. Блага, которые несёт цивилизация, условны. Каждое благо цивилизации и прогресса существует лишь для того, чтобы «погасить» какую-нибудь неприятность, цивилизацией же порождённую. Идя по второй линии, человек запутался и сбился с пути. Владимир Солоухин пишет: «Только тот прогресс я считал бы истинным, который увеличивает на земле общее количество счастья». Но, увы, зло растёт.

       Третья линия развития – путь к Богу как воплощению добра и зла, но человечество не продвигается по ней вперёд, а даже отступает.

       Но это пути развития всего человечества. Каков путь отдельного человека? «…что изменилось, изменится в мире только потому, что я родился на свет?! Для чего рождается человек, для добра или зла? А может быть, для того, чтобы всю жизнь делать выбор между добром и злом, светом и тенью.

       Существует легенда, что за правым плечом у человека стоит Ангел, а за левым плечом – Сатана. Сделаешь доброе дело – Ангел радуется и улыбается, а Лукавый морщится и корчится. Если же сделаешь дурное – то Ангел будет горько плакать, а Лукавый злорадствовать и смеяться. Так они и тянут человека в разные стороны, один будет губить, а другой спасать.

       Как победить Лукавого? Где же истоки добра?

       Прежде всего в единении с природой. «Как птица создана летать, так человек создан жить среди природы», - уверяет В. Солоухин.

       Самыми яркими красками рисуются воспоминания детства, природа: « в конце августа солнечная позолота, лежащая на полях, лугах, перелесках, не слепит глаза, не дышит зноем, но мягка и приятна». Облака особенно выпуклы, округлы и так белы, словно дополнительно освещены изнутри». Как меняется строй речи, краткие прилагательные придают ей особую торжественность. Суета - у людей, а в природе – красота, свет и гармония.

       Там, в детстве, - «летнее золото», «чисто-огненное солнечное сияние», «зелёное сочное свечение травы», «белоцветное душистое чудо», белые лилии», «голубоватая кадка», «золотые шары в палисадниках». Тёплые яркие краски. И как символ душевной чистоты, грусти по тому, что ушло – белый цвет: «девушки в белых платьях», «две красивые белые церкви и колокольня». А ещё ветряная мельница, чьи лопасти соединяют в вечном движении небо и землю.

       Но… Это воспоминания. Всё растворилось. Какое точное слово, передающее зыбкость, недолговечность.

       В настоящем основной цвет – чёрный. В Караваево – чёрная железная труба, разрушенные церкви, черная ядовитая трава.

       Убивает человек природу: и гибнет  от этого его душа. «И хотя уже давно полное, холодное, мёртвое равнодушие владеет сердцами и душами алепинцев и что бы  ни делали с их землёй, как бы ни портили и не терзали её ещё больше… всё же некоторые алепинцы сокрушались…»

       Смеётся Лукавый за нашим левым плечом, радуется, что губит человек природу и душу свою.

       Духовность человек почерпнёт в общении с природой, детская душа впитает от неё гармонию вечности. В детстве закладываются основы добра, здесь источник духовной силы, данный ему на всю жизнь. «Плыви, плыви, родное приволье, плыви через глаза четырёхлетнего белоголового мальчика, наполняй и насыщай душу так, чтобы хватило потом на всю остальную жизнь».

Вечная борьба между светом и тьмой, добром и злом. Что поможет тебе в этой борьбе, человек?

       Память предков. Так случилось, что соединились семьи Солоухиных и Чебуровых, «две Руси слилось», чёрная и белая. И в этом слиянии ОН. И он теперь за всё в ответе.

  • Кто такие?
  • Какие-то Солоухины.
  • Я слышал. Надёжные люди.

       И нельзя нарушить этой оценки.

«…твой дом и ты сам в середине листа, а от тебя уж и от твоего дома пусть разбегаются во все стороны схематические лучи…»

Отчий дом – центр вселенной.

       Разрушение родовых гнёзд, разрыв связи поколений неминуемо ведёт к духовному опустошению. В повести звучит боль за отчий дом, за всю обескровленную и истерзанную Россию.
      Больно, ой как больно видеть запустение там, где было гнездо предков. «От чебуровского дома осталось пустое место. Что мне до этой крапивы, до
бывшего дома? До бывшей мельницы?» Но не может быть человек равнодушным, потому что есть память детства:

зрительная – золотые шары, синие сумерки, зелёные волосы водорослей;

память ног: «слышу памятью тот пронизывающий до лодыжек устойчивый холод камней и то моментально прогревающее до сердца внезапное радостное тепло. Трава, задевающая за колени, тоже была прохладна…»;

память сердца;

память запахов: запах воска, свежей глины, соломы, запах труда

       Навсегда сохранилась гордость за предков, умеющих трудиться для своего блага и на пользу Родины. Воспоминание о воскобойне сочетается с сиянием летнего солнца, синевой небес и прохладной травой.  Этот труд человеку уготован природой, потому он радостен.

       А вокруг холодное и мёртвое равнодушие и царящая повсюду бесхозяйственность. Под смех Лукавого совершаются надругательства над могилами предков, и играют мальчишки в футбол черепом фельдмаршала. А люди делают вид, что не слышат смеха за левым плечом. И пора бить в набат за спасение души, но переплавлены давно колокола « и решено было ещё раз унизить народ и сломать его ещё раз – по всей России сбросить колокола».

       Уроки сострадания и добра, уроки красоты и мудрости получает человек от матери, от культуры своего народа. «…по-настоящему умели петь, потому что церковь привносила настоящую музыкальную культуру, и мать моя, Степанида Ивановна, пела особенно хорошо. «Плещут холодные волны», «Вот вспыхнуло утро, румянятся воды», «Что затуманилась, зоренька ясная…».

       Лёжа на печке рядом с матерью, слушал ребёнок про дядю Власа, бродящего по Руси, про несжатую полоску ржи, «Люблю грозу в начале мая…», «Вот моя деревня…» и др. Стихи разные, а народ их породивший один. «На тёплой-то печке… в самый раз было воспринять младенческой душе первые уроки состраданья, добра».

       В вечной борьбе Ангел и Сатана. Через сколько испытаний приходится пройти за жизнь человеку. Какой запас душевных сил надо иметь, чтобы противостоять Лукавому. Неужели и дальше будет раздаваться его смех?

Но… Но всё-таки через 25 лет возвратились в родные места журавли. Значит, не всё потеряно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Совершенствование броска правой, левой рукой от плеча в упражнениях и игровой деятельности.

Занятие с детьми 10-12 лет, направленное на  изучение и совершенствование броска сверху в баскетболе....

Сценарий военно-патриотической игры "Плечом к плечу"

Военно-патриотическую игру можно провести во время летних каникул на базе оздоровительного лагеря. Игра посвященна Дню памяти и скорби....

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классеТема урока: «Передача  мяча от плеча правой и левой рукой»...

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

Читаем,читаем,читаем

Литература для чтения на летних каникулах...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Плечом к плечу»

Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения....