программа по предмету историческое краеведение (Зауралье)
рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

Программа регионального компонента для преподавания учащимся в 5 классе. В программу включены проверочные тесты по каждой теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Матасинская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНА                               СОГЛАСОВАНО                     УТВЕРЖДАЮ          

на пед. совете                                     на РМО  учителей  ……          директор школы

Протокол №1 от                                от ……………                           _______                    

                                                                                                                И.В. Гранкина

                                                                                                                 

Рабочая программа

учебного предмета

«историческое краеведение» 5 класс

(региональный компонент)

Составитель Н.А. Архипова

учитель истории, обществознания

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа курса «Историческое краеведение» разработана с учетом содержания регионального компонента государственного образовательного стандарста для образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования (2007г.). Программа учебного курса предлагает обучение учащихся в течение 17,5 часов. Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Познавательный компонент включает в себя ознакомление учащихся с теорией археологической науки; выработку у учащихся представлений об основных этапах древнейшей истории Зауралья на основании изучения археологических культур. Развивающий компонент заключается в усовершенствовании навыков письменной и устной речи; в развитии логики мышления; в развитии умений самостоятельного получения знаний. Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям.

        Основная цель программы – формирование исторического мышления.

        Задачи программы:

- осветить  взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, сложившихся на территории Зауралья;

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности, заселявших территорию Зауралья, оставил свой позитивный след в истории региона. Данное положение дает возможность:

- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;

- формировать исследовательские и поисковые навыки;

- способствовать развитию творческих способностей детей;

- воспитывать чувства патриотизма к своей малой родине.

Программа дает возможность формировать у учащихся следующие знания об истории родного края в древности:

- хронологические рамки и основные этапы развития первобытного общества применительно к истории нашего края;

- об основных археологических источниках по данному периоду истории края;

- об основных путях расселения первобытных людей на территории края, их стоянках, об историко – географической карте края в данный период;

- о жизни и деятельности человека в древности, изменениях условий жизни, занятиях, орудиях труда, взаимодействии с природой;

В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

- пересказ текста, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

- сравнение исторических явлений в различных регионах, выделяя сходства и различия;

- давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, высказывая при этом собственные суждения;

-анализировать исторические источники;

- читать историческую карту, определять местоположение историко–географических объектов.

Контроль проводится в следующих формах: тестирование по окончанию изучения каждой тема и  выполнения итогового творческого задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока п/п

Тема

Всего часов

В том числе

уроков

ПР или ЛР

КР

1

Введение

1

1

2

Археология как наука. Источники по древней истории края

1

1

3

Археологическое изучение Южного Зауралья

1

1

4

Каменный век. Палеолит

1

0,5

0,5

5

Мезолит

2

1

1

6

Неолит

1,5

1

0,5

7

Энеолит

2

1

1

8

Бронзовый век. Памятники эпохи бронзы.

3

1,5

1,5

9

Железный век

3

1,5

1,5

10

Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итого:

17,5

10

7,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч.)

Знакомство с целями и задачами изучения края. Географическое положение Курганской области. Связи с соседними регионами России и Казахстана.

Археология как наука (2ч.)

Источники по древней истории края.

Археология как наука. Объект и предмет археологии, ее задачи. Этапы археологических исследований: полевой, лабораторный, кабинетный. Уровни изучения источников: источниковедческий и реконструктивный. Знания и умения профессионального археолога. Музеи области как «зеркало жизни местного края в ее прошлом и настоящем». Архивы Курганской области как основные центры исторической документации. Краеведческий потенциал библиотек области.

Археологическое изучение Южного Зауралья

Накопление первоначальных знаний по археологии. Основные археологические открытия XVII – XIX в.в. экспедиции Российской Академии наук на территории Сибири и Урала. Деятельность В.Н. Татищева и П.С. Палласа. «Сибирская  коллекция» как источник сведений о древностях Зауралья. Первые научные исследования археологических памятников Зауралья (А.Н. Зырянов, Р.Г. Игнатьев). Развитие археологии в XX в. Деятельность археолога К.В. Сальникова. Исследования древних памятников Зауралья в 60-80 г.г  XX в. Уральская археологическая экспедиция (В.Ф. Генинг). Археологические открытия курганских ученых: Т.М. Потемкиной, В.М. Вохменцева, С.Н. Шилова. Достижения, проблемы и перспективы краеведческого движения в области.

Практическое занятие

Сообщения по теме «Ученые – археологи Южного Зауралья»

Каменный век (4ч.)

Палеолит

Периодизация каменного века. Начало заселения Урала и Зауралья древними людьми. Палеолитические памятники края.

Верхний палеолит. Природные условия. Мамонтовая фауна. Техника обработки камня и изготовление орудий труда. Понятия «каменная индустрия» и «костяная индустрия». Жилища. Стоянка у деревни Шикаевка.

Практическое занятие

Составление палеонтологической карты своего района.

Мезолит

Изменение природных и климатических условий в эпоху мезолита. Новые условия хозяйствования. Роль собирателей. Рыболовство. Охота. Дробление общин. Освоение новых территорий. Особенности обработки и использования каменных орудий. Микролиты. Вкладышевые орудия. Минерально-сырьевая база мезолитических каменных индустрий. Совершенствование костяных орудий. Погребальный обряд.

Практическое занятие

Зарисовка каменных орудий труда, изготовление макетов из глины, пластилина.

Неолит

Неолитическая революция. Производство керамической посуды.

Совершенствование способов обработки камня и других материалов. Микролитические каменные индустрии. Новые приемы вторичной обработки орудий. Особенности сооружения жилищ и организации поселков. Переход к производящим формам хозяйства. Неолитические памятники Курганской области.

Практическое занятие

Учащиеся в группах готовят выступления по теме «От хозяйства присваивающего к хозяйству производящему» по плану:

  1. Изменения в жизни людей мезолита в сравнении с палеолитом.
  2. Появление первых земледельцев на территории Зауралья.
  3. Влияние географических условий на занятия людей.
  4. Отличия в жизни земледельцев и скотоводов в сравнении с жизнью охотников и собирателей.

Энеолит (2 ч.)

Критерии выделения энеолита как исторической эпохи и проблемы ее изучения. Основные виды занятий. Камнеобрабатывающие индустрии в энеолите. Производящая форма хозяйства. Появление металла и технология изготовления новых орудий. Медеплавильное производство. Хозяйственная специализация в разных природных зонах (север и юг). Оформление патриархально-родового строя.  Особенности искусства энеолита. Святилище Савин -1.

Практическое занятие

Учащиеся индивидуально готовят сообщения по выбору. Тематика сообщений:

  1. Древнейшие святилища и их назначения.
  2. Святилища Европы  и славянские капища: сходство и различия.
  3. Савин -1 – уникальный археологический памятник.

Бронзовый век. Памятники эпохи бронзы. (3 ч.)

Изобретение бронзы и значение этого открытия для человечества. Эпоха ранней бронзы в нашем крае. Природно–климатические условия разных ландшафтных зон. Металлургия бронзы.

 Начало бронзового века в нашем крае. Природно-географические условия и особенности хозяйства степных племен. Новый этап в развитии земледелия и скотоводства. Расширенные зоны производящей экономики, комплексные формы хозяйствования. Развитие обмена. Переход к пашенному земледелию. Гончарный круг. Абашевская культура. Понятие культурно-исторической общности. Андроновская общность и алакульцы, их занятия. Основные черты погребального обряда. Архитектура и инвентарь поселений. Индоиранские племена в Зауралье.

Практическое занятие

Репортажи глазами «очевидцев». Форма представления работы: очерк или «фото» на тему «Я - житель бронзового века» в журнал «Вокруг света». При презентации работы должны быть использованы следующие понятия (не менее 5): Бронзовый век, эпоха ранней бронзы, металлургия бронзы, патриархальный  родовой строй, земледелие, кочевое скотоводство, Абашевская культура, Алакульская культура, Андроновская общность,  погребальный обряд, гончарный круг.

Железный век (3ч.)

Начало эпохи железа. Изменения природно-климатических условий. Значение железы в земледелии и в военном деле. Специализация ремесел. Разделение труда. Развитие скотоводства и земледелия. Товарное производство. Социальная и имущественная дифференциация общества. Появление устойчивых имущественных связей.

Археологические памятники железного века нашего края. Баитовские,  гороховские, саргатские племена. Их происхождение и территория распространения. Погребальные и поселенческие комплексы племен. Вооружение и военное дело. Состояние хозяйства. Социальное устройство. Влияние Великого переселения народов.

Практическое занятие

На контурной карте Курганской области отметить археологические памятники эпохи железного века.

Итоговое занятие (2ч.)

На выбор учителя, в зависимости от подготовки учащихся:

- выпуск стенгазеты (разделение класса, группы освещают жизнь племен в разные века), с использование наработанного материала на практических занятиях, по следующим темам: «Машина времени», «Наше племя в разные эпохи: новое и старое», «Один день нашего племени» и т.д.

- составление кроссвордов (по векам)

- проведение итогового тестирования.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 

  1. Археологическая карта Курганской области. – Курган, 1993.
  2. Виноградов Н.И. Страницы древней истории Южного Урала. -  Челябинск, 1997.
  3. Всемирная история: Энциклопедия для детей. – М., 1994.
  4. Глухов А.А. Археология. Учебно-методическое пособие для студентов специальности «история». – Волжск, 1999.
  5. Гульткер П. Первобытные люди: мини энциклопедия. – М., 2002.
  6. Открытия и изобретения. Детская энциклопедия «Росмэн». – М., 2012.
  7. История Курганской области (с древнейших времен до 1961 года). Т. 1. -  Курган, 1995.
  8. История земли Курганской с древнейших времен до начала 60-х годов XIX века – Курган, 1997.
  9. Краеведение: пособия для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
  10. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М., 1996.
  11. Миллер Г.Ф. История Сибири.  - М., 1937.
  12. Низовский А. Сто великих археологических открытий – М., 2002.
  13. Новая иллюстрированная энциклопедия. – М., 2001.
  14. Очерки истории Курганской области. - Челябинск, 1968.
  15. Поделимся опытом (сборник материалов педагогического опыта по краеведению). – Курган, 2001.
  16. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. – М., 1996.
  17. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в история. Книга для учителя. – М., 2000.
  18. Смирнова Г.М., Смирнов В.П. Рабочая тетрадь: наш край. 5 кл. - Курган, 2008.
  19. Хочу все знать. Энциклопедия для самых маленьких. – М., 2008.
  20. http://www.protown.ru/russia/obl/history/history_406.html
  21. http://www.referat.ru/referats/view/27991
  22. http://delta-grup.ru
  23. http://ru.wikipedia

Тестирование по темам «Введение» и «Археология как наука»

  1. Где расположена Курганская область:

А) Западно-Сибирская равнина

Б) Восточно-Сибирская равнина

В) Южно-Сибирская равнина

  1. Перечислите, с какими областями и республикой граничит Курганская область.
  2. К Курганской области применяется условное название «Южное Зауралье», так как:

А) до 1943г. так называлась область

Б) до 1943г. не имела административного единства

В) до 1943г. так называлось руководство области

  1. Археология – это наука, которая изучает:

А) историю общества по вещественным памятникам

Б) надписи на камнях, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях

В) монеты

  1. Артефакты – это:

А) предметы, изготовленные на фабриках и заводах

Б) современные вещи

В) предметы, изготовленные человеком

  1. Каким образом археологи узнают, где проводить раскоп.
  2. Какова цель раскопа:

А) как можно больше найти ценных вещей

Б) детально исследовать археологический памятник

В) выкопать поглубже яму

  1. Перечислите два вида погребений.
  2. Укажите, что относится к поселениям:

А) городище

Б) курган

В) селище

Г) стоянка

  1. Кто такие «черные копатели».
  2. Дать определения следующим терминам: музей, архив, библиотека
  3. Кто составил русский географический атлас «Чертежная книга Сибири»:

А) Василий Никитич Татищев

Б) Федор Иванович Миллер
В) Семен Ремезов

  1. Какой ученый, не попав на Камчатку, объездил главнейшие пункты Западной и Восточной Сибири:

А) Василий Никитич Татищев

Б) Федор Иванович Миллер
В) Семен Ремезов

  1. Перечислите, чем занимался Василий Никитич Татищев в Сибирской губернии.
  2. Екатерина IIотправила несколько отрядов в экспедицию на Урал, Западную Сибирь, Алтай. Во главе отрядов были:

А) Петер Симон Паллас

Б) Иоганн Петер Фальк

В) Федор Иванович Миллер

  1. Первые научные исследования Зауралья в XIXв. были работы краеведов:

А) А.Н. Зырянов

Б) А.О. Гейкель

В) Р.Г. Игнатьев

  1. Поиском прародины финнов на территории Южного Зауралья занимался:

А) А.Н. Зырянов

Б) А.О. Гейкель

В) Р.Г. Игнатьев

  1. В начале XX в. большую работу по изучению Южного Зауралья проводит краевед:

А) В.Ф. Генинг

Б) В.П. Бирюков

В) Т.М. Потемкина

  1. Советский археолог, основатель свердловской школы археологов:

А) В.Ф. Генинг

Б) В.П. Бирюков

В) Т.М. Потемкина

  1. Кто организовал археологическую лабораторию в Курганском пединституте:

А) В.Ф. Генинг

Б) В.П. Бирюков

В) Т.М. Потемкина

Ключ к тесту

  1. А
  2. Челябинская, Тюменская, Свердловская области и Р. Казахстан.
  3. Б
  4. А
  5. В
  6. Изучение письменных источников, аэроразведка, электропроводимость земли, химический анализ почвы.
  7. Б
  8. Могила и курган.
  9. А, В, Г
  10. Это люди, которые занимаются поиском исторических артефактов на археологических объектах без официального разрешения.
  11. МУЗЕЙ – это научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения, которые осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. АРХИВ – это учреждение или его часть, хранящая документы. БИБЛИОТЕКА – это учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати.
  12. В
  13. Б
  14. Управлял Горной канцелярией, строил заводы, основал города Пермь и Екатеринбург, открывал школы, строил дороги.
  15. А, Б
  16. А, В
  17. Б
  18. Б
  19. А
  20. В

Тестирование по теме «Каменный век»

  1. Палеолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

  1. Что такое чоппер.
  2. Перечислите животных, на которых охотились люди эпохи палеолита.
  3. Собирательство – это:

А) вид охоты на животных

Б) отлов водоплавающих птиц

В) сбор кореньев и ягод

  1. Самая древняя стоянка эпохи палеолита на территории Курганской области:

А) близ с. Пеган

Б) близ с. Сухрино

В) близ д. Шикаевка

  1. Мезолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

  1. Перечислите животных мезолитической эпохи.
  2. Наиболее известные стоянки эпохи мезолита в Курганской области были найдены:

А) близ д. Ташково

Б) близ с. Сухрино

В) близ д. Шикаевка

Г) устье р. Убаган

  1. Что такое вкладышевые орудия:

А) орудие с рукоятью положенное на полочку в жилище

Б) орудие, вложенное в чехол

В) орудие с рукоятью и одним или несколькими вкладышами - пластинами

  1. Микролит – это:

А) большие пластины из камня

Б) небольшие пластины из камня

В) маленькая галька

  1.  Неолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

  1. Человек берет у природы продукты в готовом виде – это:

А) производящая форма хозяйства

Б) присваивающая форма хозяйства

В) одалживаемая форма хозяйства

  1. Человек сам выращивает скот, выращивает культурные растения и получает урожай – это:

А) производящая форма хозяйства

Б) присваивающая форма хозяйства

В) одалживаемая форма хозяйства

  1. Назовите отличительные черты неолита:

А) умение получать огонь

Б) изобретение керамики

В) появление новых приемов обработки камня

Г) начало ткачества и плетения

  1. Перечислите культурные традиции эпохи неолита, которые выделяют археологи.

Ключ к тесту

  1. А
  2. Ударом одной гальки (отбойником) о другую производили сколы с одной или двух сторон и получали орудие под названием чоппер, или чоп-пинг.
  3. Мамонт, шерстистый носорог, бык-бизон, северный олень, песцы, зайцы, пещерный лев.
  4. В
  5. В
  6. Б
  7. Косули, лоси, кабаны, лошади, быки, волки, лисы, тур, зубры.
  8. А, Б, Г
  9. В
  10. Б
  11. В
  12. Б
  13. А
  14. Б,В,Г
  15. Кошкинская культура                                        2. Козловская культура

        Vтыс. до н.э.                                                           V тыс.до н.э.

     

            Бабарыкинская культура                                      Полуденковская культура

          IV тыс. до н.э.                                                          IV тыс. до н.э.

Тестирование по теме «Энеолит»

  1. Энеолит – это:

А) медно-каменный век

Б) среднекаменный век

В) бронзовый век

  1. Опишите два способа ковки меди.
  2. Каких животных приручали в первую очередь энеолитические жители Зауралья:

А) мамонты

Б) кабаны
В) лошади

  1. Где использовали колесо в эпоху энеолита:

А) повозка
Б) гончарный круг
В) велосипед

  1. Патриархальный родовой строй – это:

А) женщина во главе семьи и рода
Б) мужчина во главе семьи и рода
В) мужчина и женщина во главе семьи и рода

  1. На какие группы можно разбить энеолитические памятники Южного Зауралья:

А) северные - южные
Б) западные - восточные
В) лесные - степные

  1. Святилище эпохи энеолита, которое расположено в Белозерском районе – это:

А) Слободчики 1

Б) Савин 1
В) Стоунхендж

  1. Где еще находятся подобные святилища?
  2. Какие две функции имели святилища?
  3. Почему эту эпоху назвали медно-каменный век?

Ключ к тесту

  1. А
  2. Первоначально древние люди не отличали самородную медь от камня и начинали ее обрабатывать как камень, пытаясь отщепить от нее пластины. От ударов самородная медь плющилась, так узнали способ холодной ковки. При попадании в огонь медь плавилась, а потом застывала, изменив форму. Первые литые изделия изготавливались в открытых формах и поучались плоские изделия – горячий метод ковки.
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. А или В
  7. Б
  8. В Европе известно несколько десятков таких памятников: Эвбюри, Стоунхендж, Вудхендж, Эйв-бери, Касл-Ригг, Пенменмаур, Моэл-Ти-Ухаф в Англии, Каллениш, Кольцо Бродгара в Шотландии. К настоящему времени открыто несколько сотен подобных памятников в Скандинавии, Моравии, Карпатах, Паннонии, Западной Словакии, Нижней Австрии, Средней Германии, Рейнской области, на Верхнем Дунае. Слабодчики 1 в Курганской области.
  9. Святилища имели две функции: как древние астрономические обсерватории для определения времени и как места для проведения религиозных обрядов.
  10. Наряду с медными изделиями использовали и каменные, т.к. медь – мягкий металл и месторождений самородной меди на территории Южного Зауралья очень мало. Поэтому из меди изготавливали украшения и мелкие орудия (например, ножи). Все остальные оружия и орудия продолжали изготавливать из камня.

 

Тестирование по теме «Бронзовый век»

  1. Бронзовый век начинается:

А) I тыс. до н.э.

Б) II тыс. до н.э.

В) III тыс. до н.э.

  1. Назовите наиболее известные поселения эпохи раннего бронзового века:

А) у с. Верхняя Алабуга

Б) у д. Ташково

В) у д. Шикаевка

  1. Докажите, что население эпохи бронзового века вели оседлый образ жизни.
  2. Что обозначает знак (символ) «мандала».
  3. Население, каких культур проживало на территории Зауралья во времена бронзового века:

А) алакульская культура, абашевская культура, андроновская культура

Б) алакульская культура, кошкинская культура, боборыкинская культура

В) алакульская культура, козловская культура, абашевская культура

  1. Какие древнейшие письменные источники помогают раскрывать историю нашего края:

А) «Одиссея»

Б) «Авеста»

В) «Ригведа»

  1. Докажите, что существовала связь между населением Южного Зауралья и индоиранскими народами.

Ключ к тесту

  1. Б
  2. А, Б
  3. Строили большие полуземлянки, поселения состояли из нескольких больших домов, делали большие сосуды, дно у сосудов стало плоское.
  4. Поселок из одиннадцати жилищ по кругу и в центре одно жилище, похож в плане на квадрат, вписанный в круг. Такой знак называется МАНДАЛА. Он обозначает модель мира. Круг, шар – это космос, окруженный хаосом. Квадрат – четыре стороны света. Также он обозначает единство женского и мужского начал, света – тьмы, добра – зла.
  5. А
  6. Б, В
  7. Схожие черты: общество делится на рядовых общинников и представителей верховной власти; жертвенные животные при захоронениях; похожие предметы при захоронениях; использование легких колесниц; сходство языков; одинаковые орнаменты на вышивке и керамике; одинаковые религиозные представления.

Тестирование по теме «Железный век»

  1. Какими племенами представлен железный век:

А) баитовскими, саргатскими, абашевскими

Б) баитовскими, гороховским, саргатскими

В) гороховскими, боборыкинскими, саргатскими

  1. Основные занятия жителей эпохи железного века:

А) скотоводство и рыбалка

Б) земледелие и охота
В) скотоводство и частично земледелие

  1. Что появляется нового в поселениях эпохи железного века?
  2. Что такое акинаки:

А) короткие мечи

Б) доспехи воина

В) элемент упряжи лошади

  1. Опишите, что представляет собой баитовская культура.
  2. Какая культура сменяет баитовскую культуру:

А) гороховская культура

Б) кошкинская культура

В) саргатская культура

  1. Назовите самое большое захоронение гороховской культуры:

А) Савин 1
Б) Стоунхендж
В) Царев курган

  1. Какая культура сменяет гороховскую:

А) гороховская культура

Б) кошкинская культура

В) саргатская культура

  1. Опишите, что представляет собой Царев курган.
  2. Каково было положение женщин у саргатцев?

Ключ к тесту

  1. Б
  2. В
  3. Городища имели хорошую фортификацию. Сейчас можно увидеть валы, рвы – это остатки оборонительных сооружений, перед стеной с частоколом и башнями сооружали ров. Иногда сооружали несколько линий обороны.
  4. А
  5. Эта культура занимала все лесостепное Тоболо-Ишимье, в Курганской области памятники ее локализуются в долине Тобола и по его притокам, на берегах старичных озер. Известно около 50 поселений баитовской культуры. Вероятно обряд погребения у баитовцев курганный. Поселения по площади небольшие – 10-12 тыс. кв. м. Они носили недолговременный характер. Все они были неукрепленными. Жилища сроили различные –  каркасно-столбовые, полуземляночные, срубные. Они состояли из одной или двух камер, соединенный коридором. В центре – очаг, а рядом с ним – хозяйственные ямы с битыми горшками и костями животных. Посуду изготавливали из глины с обильной примесью песка. Маленькие сосудики выдавливали из комка глины, сосуды побольше делали из глиняных жгутиков, уложенных по спирали. Вся керамика делится на горшки и чаши. Очень редко попадаются сосуды с ручками, керамические блюда или тарелки. Вся керамика очень бедно декорирована: пояски  гребенчатого штампа, небольшой ряд ямок, насечек, наколов. Орудия баитовской культуры: железный ножи, скребки каменные и керамические, сделанные из черепков, лепные пряслица, точильные камни из песчаника, оселки для правки ножей, каменный пест. В Курганском краеведческом музее хранятся ряд находок, которые археологи относят к представителям  баитовской культуры: железный кинжал (предскифского и раннескифского типа), бронзовые кельты (западносибирского типа), бронзовые наконечники стрел, бронзовая круглая бляшка с прямоугольной рамкой.
  6. А
  7. В
  8. В
  9. Высота его насыпи составляет 5,5 м., диаметр – 92 м., курган окружал ров шириной 13м при глубине 1 м и вал.  В центре кургана находилась большая усыпальница в виде подземной камеры (9х10 м.) закрытой  сооружением из бревен в виде шатра диаметром 34 м. Стенки «дома мертвых» были на всю высоту облицованы деревом (бревнами и плахами). В углах постройки были нары и полки для утвари, а посередине была вырыта яма для установки саркофага. Рядом разжигали костер для очищения места вечного обитания вождя. Покойника ввозили на погребальной колеснице, части которой были найдены тут же. После завершения захоронения, в течение нескольких лет, строили надмогильную конструкцию из пластов дерна, тут же проводились поминальные и другие обряды культа предков. Внушительные размеры кургана и сложная конструкция погребального сооружения показывают, что курган представлял собой захоронение племенного вождя, пользовавшегося среди соплеменников властью и почетом. Царев курган грабился неоднократно: в настиле прослежено 6 грабительских ходов.
  10. Захоронения женщин у саргатцев говорит о равноправном их положении в обществе, а погребения отдельных воительниц – о выполнении женщиной в ряде случаях роли вождя или старейшины, традиционно принадлежавшей мужчине.

Итоговое тестирование

1. Где расположена Курганская область:

А) Западно-Сибирская равнина

Б) Восточно-Сибирская равнина

В) Южно-Сибирская равнина

2. Археология – это наука, которая изучает:

А) историю общества по вещественным памятникам

Б) надписи на камнях, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях

В) монеты

  1. Артефакты – это:

А) предметы, изготовленные на фабриках и заводах

Б) современные вещи

В) предметы, изготовленные человеком

4. Перечислите два вида погребений.

5. Укажите, что относится к поселениям:

А) городище

Б) курган

В) селище

Г) стоянка

  1. Кто такие «черные копатели».
  2.  Палеолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

  1. Самая древняя стоянка эпохи палеолита на территории Курганской области:

А) близ с. Пеган

Б) близ с. Сухрино

В) близ д. Шикаевка

9. Мезолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

10. Что такое вкладышевые орудия:

А) орудие с рукоятью положенное на полочку в жилище

Б) орудие, вложенное в чехол

В) орудие с рукоятью и одним или несколькими вкладышами - пластинами

  1. Микролит – это:

А) большие пластины из камня

Б) небольшие пластины из камня

В) маленькая галька

  1.  Неолит – это:

А) древнекаменный век

Б) среднекаменный век

В) новокаменный век

13. Энеолит – это:

А) медно-каменный век

Б) среднекаменный век

В) бронзовый век

14. Святилище эпохи энеолита, которое расположено в Белозерском районе – это:

А) Слободчики 1

Б) Савин 1
В) Стоунхендж

15. Где еще находятся подобные святилища?

  1. Какие две функции имели святилища?
  2. Бронзовый век начинается:

А) I тыс. до н.э.

Б) II тыс. до н.э.

В) III тыс. до н.э.

  1. Докажите, что население эпохи бронзового века вели оседлый образ жизни.
  2. Что обозначает знак (символ) «мандала».
  3. Население, каких культур проживало на территории Зауралья во времена бронзового века:

А) алакульская культура, абашевская культура, андроновская культура

Б) алакульская культура, кошкинская культура, боборыкинская культура

В) алакульская культура, козловская культура, абашевская культура

  1. Какими племенами представлен железный век:

А) баитовскими, саргатскими, абашевскими

Б) баитовскими, гороховским, саргатскими

В) гороховскими, боборыкинскими, саргатскими

  1. Что появляется нового в поселениях эпохи железного века?
  2. Что такое акинаки:

А) короткие мечи

Б) доспехи воина

В) элемент упряжи лошади

  1. Опишите, что представляет собой Царев курган.
  2. Основные занятия жителей эпохи железного века:

А) скотоводство и рыбалка

Б) земледелие и охота
В) скотоводство и частично земледелие

Ключ к тесту

  1. А
  2. А
  3. В
  4. Могила и курган
  5. А,В,Г
  6. Это люди, которые занимаются поиском исторических артефактов на археологических объектах без официального разрешения.
  7. А
  8. В
  9. Б
  10. В
  11. Б
  12. В
  13. А
  14. б
  15. В Европе известно несколько десятков таких памятников: Эвбюри, Стоунхендж, Вудхендж, Эйв-бери, Касл-Ригг, Пенменмаур, Моэл-Ти-Ухаф в Англии, Каллениш, Кольцо Бродгара в Шотландии. К настоящему времени открыто несколько сотен подобных памятников в Скандинавии, Моравии, Карпатах, Паннонии, Западной Словакии, Нижней Австрии, Средней Германии, Рейнской области, на Верхнем Дунае. Слабодчики 1 в Курганской области.
  16. Святилища имели две функции: как древние астрономические обсерватории для определения времени и как места для проведения религиозных обрядов.
  17. Б
  18. Строили большие полуземлянки, поселения состояли из нескольких больших домов, делали большие сосуды, дно у сосудов стало плоское.
  19. Поселок из одиннадцати жилищ по кругу и в центре одно жилище, похож в плане на квадрат, вписанный в круг. Такой знак называется МАНДАЛА. Он обозначает модель мира. Круг, шар – это космос, окруженный хаосом. Квадрат – четыре стороны света. Также он обозначает единство женского и мужского начал, света – тьмы, добра – зла.
  20. А
  21. Б
  22. Городища имели хорошую фортификацию. Сейчас можно увидеть валы, рвы – это остатки оборонительных сооружений, перед стеной с частоколом и башнями сооружали ров. Иногда сооружали несколько линий обороны
  23. А
  24. Высота его насыпи составляет 5,5 м., диаметр – 92 м., курган окружал ров шириной 13м при глубине 1 м и вал.  В центре кургана находилась большая усыпальница в виде подземной камеры (9х10 м.) закрытой  сооружением из бревен в виде шатра диаметром 34 м. Стенки «дома мертвых» были на всю высоту облицованы деревом (бревнами и плахами). В углах постройки были нары и полки для утвари, а посередине была вырыта яма для установки саркофага. Рядом разжигали костер для очищения места вечного обитания вождя. Покойника ввозили на погребальной колеснице, части которой были найдены тут же. После завершения захоронения, в течение нескольких лет, строили надмогильную конструкцию из пластов дерна, тут же проводились поминальные и другие обряды культа предков. Внушительные размеры кургана и сложная конструкция погребального сооружения показывают, что курган представлял собой захоронение племенного вождя, пользовавшегося среди соплеменников властью и почетом. Царев курган грабился неоднократно: в настиле прослежено 6 грабительских ходов.
  25. В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по историческому краеведению предназначена для обучающихся 8 класса. Разработана по требованиям ФГОС....

Рабочая программа предмета "Историческое краеведение"

Данная рабочая программа по предмету "Историческое краеведение" посвящена истории Оренбургского края с древнейших времен до начала 21 века...

Рабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» для 8-х классов

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:-  «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Минист...

Примерная рабочая программа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» для 9 класса «САРАТОВСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ В XIX – начале XX ВЕКА»

Примерная рабочая программа составлена на основе действующего УМК по региональной истории и соотвествует требованиям ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, а также региона...

Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"

Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной к...