Краеведения в Республике Татарстан
классный час по краеведению (7 класс) по теме
Краеведение - краелюбие -Знание местной истории - Изучение родного края - Признание в любви к малой родине - Любовь к отечеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведения в Республике Татарстан | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Из истории краеведения в Республике Татарстан.
Цели: обозначить основные особенности изучения исторического краеведения; выявить главные факторы развития малой родины; дать представление о деятельности краеведов.
Дидактические цели:
- формирование краеведческих знаний;
- развитие навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
Методические цели:
- составить представление об общности и различии важнейших общероссийских и региональных событиях;
- воспитывать трепетное отношение к культурному наследию своего народа, любить свою родную землю.
Оборудование: компьютер, учебник, карта, презентации , фотографии.
На доске:
Краеведение – самый массовый вид науки, которым может заниматься любой желающий.
Д.С. Лихачев.
Слайд №1
- Древнейшая история родного края.
- Восстания на нашей малой родине.
- Быт жителей региона.
- Культурное наследие.
- Знаменитые земляки.
- История нашего совхоза.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Вы уже знакомы с древнейшей историей народов мира и древнейшей историей нашего Отечества. Каждый человек должен хорошо знать историю своей страны, ее традиции и культуру. Но очень важно знать и историю родного края.
Посмотрите на схему №1 на доске.
Вопросы:
- Что изучает курс «Исторического краеведения»?
- Что такое краеведение?
- Согласны ли вы со словами Д.С. Лихачева? Дайте свое определение понятию «краеведение».
- Запишите в тетрадь тему урока и свое определение краеведения.
КРАЕВЕДЕНИЕ – КРАЕЛЮБИЕ - ЗНАНИЕ МЕСТНОЙ ИСТОРИИ-
ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ - ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ - ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ.
Слово учителя.
На землях нашей республики человек мог найти для своего существования все необходимое. Здесь с давних времен жили различные племена и народы. В более поздний период на этих землях обитали племена татары. Рядом с ними жили в полном согласии удмурты, марийцы и чуваши. После распада монголо-татарского государства здесь образовалось Казанское ханство. Обширная территория превратилась в цветущий сад. Побывавшие там писали, будто попали в рай на земле. Всё здесь было удивительно красиво и организованно. Вокруг столицы расстилались сады и огороды ,поля.В больших городах того времени шла торговля: особенно ценились оружие и кожа.
2.Новый материал.
Работа с картой на с. 15.
- Найдите реки Кама, Вятка, Ик, Агидель, Миша и Зия.
- Найдите поселения разных эпох: Булгар, Биляр, Сувар , Ашлы и Казань.
Слово учителя
Все пласты родной природы и истории звучат в музыке имен на карте края. Названия населённых пунктов говорят об этом: Урманай,Тубаляс,Учиман,Улиманово. После принятия ислама на нашей земле образовалось централизованное государство, что привело к полному расцвету края.
Народное сознание пыталось осмыслить малопонятные, зачастую пришедшие из других языков названия сел и рек, озер и оврагов. Старожилы рассказывают удивительные истории, объясняющие смысл местных географических понятий, связав их с могучими и благородными ханами, богатырями и учёными того времени. Только в народно-поэтических памятниках нашло оно свое отражение в легендах, сказаниях, песнях, былинах.
Подготовленные выступления учащихся 7 класса.
Ребята уже занимались в прошлом году изучением истории родного края и представят вам легенды и предания родного края.
«Легенда о крылатом Змее».
Много лет тому назад на холмах, где теперь раскинулся город Казань, стоял глухой дремучий лес. Тысячи лет шумел он здесь, никем и никогда не рубленный, давал приют зверям и птицам. Людей было мало, где строился город. Место для стройки города подходило полностью . но жили там змеи. Жил он долго и был великий колдун.
Но вот наступил день, когда на соседнем холме появились люди, которые рубили новый город на месте старого .Используя хитрость и мудрость прогнали змей. На освобождённой земле начали строить город. Огромный змей взлетел на небо и полетел в сторону леса.
3.О происхождении названия «Казань».
Казан - первоначальный вариант был таков. «Казан»- название огромной посуды для приготовления еды . В таких посудинах приготовили еду и в походных , и в домашних условиях.
Слово учителя.
«Легенда о крылатом змее Зиланте» относятся в давние времена, когда наш край был заселен татарами, удмуртами, марийцами и чувашами. В них запечатлелись переживания, страдания местного народа , ведь новое всегда воспринимается с опаской. Но в легенде о Зиланте есть и хорошее : это строительство нового .
Версия о происхождении названия «Казань» интересна и правдоподобна.
Беседа с классом.
Вопросы:
- Назовите реки нашего края.
- Назовите поселения нашего края.
- Как история края связана с происхождением географических названий?
- Почему народ сам придумывал легенды о происхождении названий?
- Легенда вам понравилась? Почему?
- Какие местные легенды вам известны? Приведите примеры. С какими историческими событиями связаны местные легенды?
Слово учителя.
Прошли десятки поколений людей, менялась природа и облик местности, стиралась человеческая память, но слово однажды обозначавшие реку, поселок, не менялись, оставаясь точными приметами, нашими «родинками».
4.Презентация проекта «Из истории происхождения названий Актанышского района».
5.Самостоятельная работа в группах.
Выводы: Таким образом, краеведение относится к числу наиболее древних и богатых традициями, история его занимает важное место в развитии краеведческой науки. Формирование краеведения на нашей земле относится к середине 19 века и во многом происходит под влиянием бурного развития исторической науки в России.
Домашнее задание. Продолжить изучение истории родного края, добавить материалы в копилку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)
Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить желание перечитать книгу «Зем...
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...
Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника Республики Татарстан
Новая форма аттестации учителей (документация)...
Географическое положение Республики Татарстан
Материал к уроку "Географическое пожение РТ"....
"Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района Республики Татарстан"
Выступление на РМО учителей географии Нурлатского района РТ из опыта поисково - исследовательской работы в сельской школе....
Развитие авторской песни в Республике Татарстан
Презентация на тему: Развитие авторской песни в Республике Татарстан """""...
Конкурс "Соцветие талантов - 2024" между Республикой Татарстан и Республикой Башкортостан
Дети нашего детского сада, приняли участие в межрегиональном конкурсе «Соцветие талантов», среди воспитанников дошкольных учрежденииТуймазинского района Республики Башкортостан и Зеленодол...