"Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района Республики Татарстан"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Выступление на РМО учителей географии Нурлатского района РТ из опыта поисково - исследовательской работы в сельской школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района РТ | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ
НА РМО
УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
«Традиционные праздники
села Селенгуши
Нурлатского района
Республики Татарстан»
Учитель географии Селенгушской ООШ:
Корнеева Н.А.
Традиционные праздники нашего села.
Видный русский собиратель фольклора прошлого столетия ИВ. Киреевский писал: « Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства - беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».
Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. На этой основе возникает понимание культурно-исторического единства. Знание культурных корней своего народа необходимы прежде всего потому, что оно позволяет по настоящему уважать и ценить общечеловеческие этические и эстетические нормы.
Искусство и культура каждого народа самобытны и неповторимы. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времён жил с высокой правдой и красотой в душе. А ведь именно народное искусство поможет ребёнку понять, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе, определяясь целиком годичным кругом сельскохозяйственных работ. В определённую пору начинали пахать землю и сеять, косить траву, жать хлеб и т.д. В этот же круг вписывались праздники, время которых также никогда не определялось произвольно.
В нашем селе до сих пор существуют традиции и обряды в проведении некоторых праздников. Из этого материала складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.
На протяжении нашей вековой истории на современном этапе русского общества народ помнит и сохраняет те традиции, обычаи, нравы, которые отмечали наши предки. Но, к сожалению, не все они дошли до нас в той форме, которая была изначальна. Виною здесь и само время, стерлось и изменилось многое в нашей духовной жизни и сами люди, переставшие помнить и чтить былое.
Годы Советской власти во многом сделали нас «родства не помнящими», и ныне приходится кропотливо восстанавливать старинные традиции. А это - немалый труд. При этом приходится использовать разнообразные источники. Но самый главный источник - это сами люди, те старцы, которые прожили немалый десяток лет и которые бережно сохраняют в своей памяти былые годы. Именно из этих источников мы должны черпать все необходимое для восстановления духовной культуры. Но наша задача - не только большей частью восстановить наш духовный мир, но и передать его во всем великолепней разнообразие нашим детям, нашему будущему поколению, но не просто передать, а попытаться сохранить в их душах на всю жизнь, для того, чтобы и они смогли донести этот богатый мир своим детям. И как бы было приятно и прекрасно, если эта эстафета никогда бы не заканчивалась. Да, конечно, многое стерлось из тех прошлых лет, но все- таки малая крупица осталась. Давайте же будем собирать эти крупицы, не теряя ни одного зернышка. С этой целью мы привлекаем к работе детей. Ребят нужно глубже знакомить с их местными традициями; чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважений к обычаям и истории своего народа.
Главным объектом становится образ жизни людей, раньше и теперь, история заселения, особенности обрядов, песни, частушки, особенности одежды, праздники. Ученики должны пропустить особенности культуры быта через собственное творчество. Но прежде, чем они займутся своими исканиями, нужно их заинтересовать. А заинтересовать можно многим, например тем, как отмечали на селе праздники.
Крещение.
(Записано со слов Пининой Марии Петровны)
19 января - Крещение. В этот день совершается Великое водосвятие. За святой водой принято идти в храм. Если человек не может идти на службу, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Крещенской водой лечат раны., окропляют каждый уголок своего жилища - в доме будет порядок и покой.
Канун Крещения - знаменитый «крещенский вечерок», - время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях знаки креста.
В ночь на Крещение на стол ставят блюдце с водой. Если в полночь вода колыхнулась, то сам Бог открыл небесные врата. Нужно выйти и посмотреть на небо.
Масленица.
(Записано со слов Самсоновой Нины Романовны)
Издавна на Руси обрядовое празднество Проводы зимы и встреча весны - красны, а позднее благодаря блинам масляным, которыми непременно угощали, праздник получил название Масленицы.
Все дни масленой недели имеют свои особенные названия: встреча -понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, разгул - четверг, тёщины вечёрки - пятница, золовкины посиделки - суббота, прощённый день -воскресенье.
Всю неделю готовят блины. Это основное блюдо. Пеклись они народом в несметных количествах. Обычно блины пекли из гречневой или пшеничной муки, разные: большие (во всю сковороду) или маленькие (с чайное блюдце). К блинам подавали разные начинки - сметану, яйца.
Рецепт выпечки блинов: 2 стакана молока или кислой сметаны, 2 яйца, муки,2 ложки масла, песок, соль, сода, перемешать и печь на медленном огне.
Блины, как символ солнцам и вместе с тем, как национальная трапеза по зиме, отжившей своё время. На Масленой недели родственники ходят в гости. А если в году у кого - то была свадьба, то молодая невестка приглашает своих родных к себе. За столом молодая невестка всех угощала. Это застолье называется «маслование».
Проводы Масленицы сопровождались сжиганием чучела. Ребятишки заранее готовили кучи соломы. Из соломы делали чучело, одевали в старые вещи и сжигали.
Другой обычай Масленой недели - умилённое прощание друг с другом. Это своего рода просьба об отпущении друг другу грехов. Отсюда последний день Масленицы в нашем селе и называется прощеным днём. Кого не встретишь в этот день, каждый скажет: «Прости меня», что в ответ должен сказать: «Бог простит» и трёхкратно целуются.
Неделя заканчивается катаниями на лошадях. Лошади и сани украшаются лентами, цветными платками, на дуги вешаются колокольчики. Молодежь садится на сани и, распевая весёлые песни, ездят по селу.
Пасха
(Записано со слов Исаевой Ольги Афанасьевны)
Пасха - это праздник праздников, т. е. самый важный и главный. Он отмечается наиболее торжественно. Заранее в доме все моется и убирается. В субботу, накануне праздника, красят яйца. Эта суббота называется Красильной. Яйца красят в луковой шелухе и натирают маслом. Затем блюдо с яйцами ставят на полотенце, посланное на столе. Также пекут куличи. У каждой хозяйки есть свой рецепт кулича. В день Пасхи деревенские ребятишки просыпаются рано и одеваются чисто и красиво. Затем идут в любой дом, где хозяева уж и ворота открыли. Со словами «Христос воскрес!», - они входят в любой дом. За эту радостную весть хозяин дает им яйцо. Зовется Пасха также и Светлою, Славною, Великою, Радостною, Красною и слывет как бы за один Велик День. С этой неделею связано в народе немало старинных обычаев, сказаний, поверий, поговорок.
Например, в деревнях, по старому обычаю, после пения: «Христос воскресе», - стреляют холостыми зарядами из ружей, торжествуя этим победу над нечистой силой и тьмой.
Дошло до наших дней и старинное предание, гласящее, что Красное Солнышко всплывало из-за гор над обновленной воскресением Христа Землею радостно играет, - пляшет своими лучами. Раным-рано на первый день Светлого Праздника выходит деревенский люд на пригорки. Ребята же малые влезают на крыши – смотреть - любоваться игрою солнышка красного.
Также существует поверье, что яйцо, полученное в Христов день, никогда не испортится. А если это яйцо бросить в огонь при пожаре, то оно якобы спасёт хозяйство от огня.
Во вторник в нашей местности ходят на кладбище - христосоваться со своими покойниками.
Деревенская молодежь вместе с малыми ребятами заводит на Святой неделе свои игры - забавы. Скрипят качели у околицы - катаются парни и девчата, качается и детвора шумливая. Посреди улицы на лужайках идет катание яиц, в котором принимают участие и стар, и млад. Выигрывает тот, чье яйцо прокатится дальше.
Троица
Накануне Троицы в настоящее время сохранился обычай посещать кладбище, носить на могилы родственников сладости, цветы и берёзовые ветки. Называется эта суббота - Родительской.
К празднику Троицы приурочен был на Руси и благочестивый обычай убирать храмы, церкви и дома разными ветками, травами и цветами. По словам Якуниной А. И. за травами и ветками ходили в лес с восходом солнца, так, чтобы на листьях сохранилась роса. Затем украшали ветками и травами избу: расставляли по углам, прикрепляли к образам, а перед домом ставили большие ветви, срубленные в лесу. В основном это были ветви берёзы. Преимущество берёзы показывает, что у нас на празднике Святой Троицы, она является символом весны. Затем эти травы и цветы засушивались, и считается, что они имеют лечебные свойства. В этот день все женщины села собираются на краю хлебного поля. Срывают пучок ржи, свивают куклу, украшают её цветным платком. Куклу украшают так, чтобы колосья торчали вверх. Э ту куклу вручали незамужней девушке. До сих пор существует поверье, что если эта девушка не замужем, то после этого праздника обязательно выйдет замуж. Затем женщины с песней идут по селу.
Записана песня со слов Якуниной А. И.
По сеням была, по сенечкам,
По сеням была решётчатым.
Там ходила, похаживала
Молодая боярыня,
Что и Анна Ивановна.
Она будила, побуживала
Молодого боярина.
Уж ты встань, проснись боярин мой
Пробудись душа отецкий сын
Оторвался твой добрый конь
От столба, столботоченого
От колечка золочёного.
Он ушёл, ушёл в чисто поле гулять
Во чисто поле, зелёный сад.
Он помял в саду местечко,
В саду место хлебородное,
Хлебородное, хлебопаханное
Он помял в саду ягоду
В саду ягоду смородину,
Засадиху черёмуху.
Записано со слов Чаловой Е. Г.
Упал парень да лежит,
Никто к нему не бежит.
Развернулася одна
Красна девица - душа.
« Вставай парень, не лежи,
Коня в седле не держи.»
На коня парень садился
Девка шляпу сподавала
Сподавала - сподала,
Всё наказывала:
« Ты поедешь мил во торге
Не затаргивайся,
На свою прежню любезну –
Не заглядывайся.
Твоя прежняя любезна
Сударыня - барыня,
Сударыня - барыня
Варвара Степановна
Ходит она по двору.
Да повесила голову,
Повесила голову
На правую сторону»
Начинают с дома председателя хозяйства, суля ему богатого урожая. В ответ хозяин должен вынести чарку водки и пирогов. Сейчас этот обычай чуть - чуть изменился. Куклу уже не вьют, а берут фабричную, но венок из ржи обязательно плетут и им украшают голову куклы. На другой день после Троицы отмечают Духов день. До сих пор народ считает в этот день землю «именинницей». Чем и объясняется запрещение копать её в этот день, тревожить. Также люди считают, что у всех цветов и трав в этот день целебные свойства.
Русалка
(Записано со слов Фёдоровой Варвары Николаевны)
Этот праздник в нашем селе отмечают через неделю после Троицы. В эту неделю, по существующему народному поверью, никто не купается. Русалки, якобы живущие в омутах рек, - в эту неделю выходят из воды. Они ауканьем и смехом зазывают к себе путников, которых защекочивают до смерти.
У нас до сих пор существует обычай «русалочных проводов». Жители деревни берут в руки ветки деревьев, идут с песнями по селу. Кто попадается навстречу, того хлещут ветками, изгоняя дух русалки. Все это пересыпается шутками и смехом.
По селу идут с песней:
Ты уж зимушка - зима
Зима вьюжливая, все ненастливее.
Что задула - замела
Мои летние следы
Мои летние следочки
Нельзя по воду идти.
Чем мне по воду идти
Лучше к милому зайти.
У мово - то у милого
3 садика в огогроде.
Первый садик в огороде
Растет трава мята
Растет трава мята
Что я не богата.
Также этим обрядом угоняют весну и приветствуют лето.
Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребенку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости? Как научить видеть добро? Как уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие духовно- нравственные вопросы мы стараемся решать на уроках, внеклассных мероприятиях, и через классные часы, где оказывается большая помощь родителями.
Знакомство с праздниками нашего села, обогащает устную речь учащихся, ведь именно русская речь, плавная и певучая, придает яркость и красоту языку. А современная речь стала мусорной, дерзкой, торопливой. И как приятно слушать, как общаются между собой старые люди.
В своем выступлении я использовала материал, который собирался знатоком селенгушского фольклора Корнеевой Н.И.
А почему речь шла именно о праздниках русского народа? Да потому, что праздники в народе всегда любили, потому, что народ, умел не только трудиться, но и веселиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Знатоки родного края» (Об Апастовском районе Республики Татарстан)
Цели: заинтересовать учащихся историей родного края и биографическими сведениями знаменитых дочерей и сыновей Апастовского района, пробудить желание перечитать книгу «Зем...
Презентация к выступлению на РМО учителей географии "Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района РТ"
Каждое село богато своми традициями. У нашего села они особенные. Мы свято чтим и помним историю, быт и традиции нашего народа....
КНИГА ПАМЯТИ СЕЛА НАДЕЖДИНО (Надеждинского сельского поселения) Кайбицкого района Республики Татарстан.
Война – часть нашей истории, нас самих, и нельзя ни в коем случае забывать про это. Война коснулась каждого, каждой семьи. Мы всегда будем помнить героев Великой Отечественной войны, павших в боях за ...
План самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Егоркинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан» Яллина Валерия Леонидовича
План самообразования учителя русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Нурлатского муниципального района Республики Татарстан...
«Культурно-познавательный маршрут по селу Базарные Матаки-районному центру Алькеевского муниципального района Республики Татарстан»
Культурно-познавательная экскурсия «Культурно-исторические и социальные достопримечательностисела Базарные Матаки»...