Презентация к уроку внеклассного чтения по теме: «В.Г.Распутин «Живи и помни»
методическая разработка по краеведению (10 класс) на тему

Ольга Викторовна Матвеева

Презентация представляет собой яркую образную иллюстрацию к уроку внеклассного чтения. Она способствует эмоционально-нравственному погружению читалетей в особенности описываемого в литературном произведении периода времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhivi_i_pomni.ppt419 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Григорьевич Распутин «ЖИВИ И ПОМНИ»

Слайд 2

В каждом духовно развитом человеке повторяются и живут очертания его Родины. Мы невольно несём в себе и древность Киева, величие Новгорода, и боль Рязани, и святость Оптиной пустыни, и бессмертие Ясной Поляны и Старой Руссы. В.Г. Распутин.

Слайд 4

1974 год – впервые напечатан в журнале «Наш современник» 1977 год – Удостоен Государственной премии СССР. Время действия повести -январь- июль 1945 года. Место действия повести: Сибирь, Ангара, деревня Атамановка Главные герои: Андрей Гуськов, Настена

Слайд 5

В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, поближе к воде, случилась пропажа: исчез хороший, старой работы, плотницкий топор Михеича… Настена узнала о пропаже вечером, после работы. Михеич за день не успокоился: где теперь, в войну, возьмешь такой топор? Никакого не возьмешь, а этот был словно игрушечка - легкий, бриткий, как раз под руку. Настена слушала, как разоряется свекор, и устало думала: чего уж так убиваться по какой-то железяке, если давно все идет вверх тормашками. И лишь в постели, когда перед забытьем легонько занывает в покое тело, вдруг екнуло у Настены сердце: кому чужому придет в голову заглядывать под половицу? Она чуть не задохнулась от этой нечаянно подвернувшейся мысли, сон сразу пропал, и Настена долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку, то отгоняя ее от себя, то снова подбирая ближе ее тонкие, обрывающиеся концы.

Слайд 6

Два утра после этого проверяла Настена - ковригу никто не тронул. Тогда она обменяла ее на другую, свежей выпечки, и положила туда же, на видное место. Она уже ни на что не надеялась, но какая-то неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла ее искать продолжения истории с топором. Не мог чужой догадаться, что под плахой тайник, - вот она, плаха, намертво лежит рядом с другими, не шевельнется, не дрогнет, хоть пляши на ней. Или кто подглядел? Хлеб, хлеб должен указать, кто это был, против хлеба устоять трудно.

Слайд 7

Они были теперь от деревни верстах в трех - не меньше. На всякий случай Гуськов протянул телка еще немного в гору, выбрал место посуше, но и поупрятней, и привязал опять бычка к дереву. Корова, встав поодаль, следила за каждым дви- жением человека. Взыграв крутой неожиданной злостью, он выхватил из-за пояса топор и кинулся с ним на корову. Шумно, заплетая прихрамывающими ногами и ломая ветки, она побежала, но только остановился он, остановилась и она. Не было никакой возможности избавиться от нее. Возвращаясь обратно, человек увидел, что теленок лежит, - он так обессилел, что не мог стоять на ногах. Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову - быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошел на нее, готовый зашибить и корову, но , видя, что она не двигается от него, остановился. Хватит с него на сегодня одного убийства - иначе можно и подавиться. И пока он обдирал теленка, корова стояла все на том же месте, не сводя с человека глаз, заставляя и его, в свою очередь, боязливо следить за ней, и изредка, слабо, со стоном взмыкивала.

Слайд 8

«Удивительное единодушие, простирающееся вплоть до добровольного приятия, разделения Настёной мужниной вины… Эта вот черта кажется нам самой важной в образе Настёны, поистине художническим открытие Валентина Распутина… Беда, что Андрей Гуськов не познал или же не принял этой истины: что каждый человек должен быть постоянно в ответе за своего ближнего, равно как и за всё человечество … Настёна заплатила за своё открытие двумя жизнями: своей и нерождённого ребёнка своего. А Андрей Гуськов, предавший родных, и друзей, и Родину ради жены и будущего ребёнка ставший врагом в родных местах и зверем среди людей, - Гуськов уполз глубже в нору, чтобы пережить и жену и сына, продолжателя рода Гуськовых…» Н. Котенко.

Слайд 9

Только на четвертый день прибило Настену к берегу недале- ко от Карды. Сообщили в Атамановку, но Михеич лежал при смерти, и за Настеной отправили Мишку -батрака. Он и до- ставил Настену обратно в лодке, а доставив, по-хозяйски, вознамерился похоронить ее на кладбище утопленников. Бабы не дали. И предали Настену земле среди своих, толь- ко чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену.

Слайд 10

В несметном нашем Богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство, А есть ещё: Совесть, честь. А если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )

УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...

8,9 класс Презентация урока внекласснного чтения на тему" Литература о войне"

В презентации представлены книги, входящие в школьную программу, и современные книги о войне....