Становление и развитие благотворительности в г. Симферополь
материал по краеведению на тему

Соловьева Инна Михайловна

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых «белых пятен», малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследований были просто недоступны. Так, например, по существу только начинается изучаться в настоящее время история благотворительности в Крыму, представляющей крупное общественное явление.В настоящее время наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.Материалы и результаты работы могут быть использованы в процессе изучения истории родного края,  как дополнительный материал, на уроках краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перовский УВК «общеобразовательная школа  І - ІІІ ступеней - гимназия»  

                             

Становление и развитие благотворительности в г. Симферополь

                                                                         Работу выполнила:

                                                                         Соловьева И.М. учитель истории

                                                                          Перовского УВК      

                                                                          «общеобразовательная школа

    І - ІІІ ступеней - гимназия»  

                                                                       

                                                                                                                                                                                                               

                                     

                                   

                                  Симферопольский район – 2012 г.

Тезисы на работу «Становление и развитие благотворительности в г. Симферополь»

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.

Актуальность темы состоит в том, что благотворительность во все времена была сложным человеческим действием, мотивация которого обуславливалась социальными и психологическими факторами, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности, как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценности ориентации.  

Цель данной работы, исследование феномена благотворительности в истории Симферополя, как социально-ролевого взаимодействия на основе единства анализа.

Задачи: выявление исторической преемственности в развитии благотворительности; анализ эволюции отношений благотворительности.

Проведенный исторический анализ позволил мне сделать вывод, что социально-ролевое взаимодействие в отношениях благотворительности имеет общечеловеческое, социально-экономическое и личностное содержание, помог глубже понять взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление………………………………………………………………………….4

Раздел 1. История благотворительности с древнейших времен до XIX века…..7

Раздел 2. Филантропы с Большой буквы……………………………………...….13

Раздел 3. Развитие благотворительности и спонсорства в наше время. ……….22

Выводы……………………………………………………………………….……...26

Список использованных источников ……………………………………………...29

ВСТУПЛЕНИЕ

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых «белых пятен», малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследований были просто недоступны. Так, например, по существу только начинается изучаться в настоящее время история благотворительности в Крыму, представляющей крупное общественное явление.

Благотворительность в Крыму имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к древней Руси.

На протяжении столетий её содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин  в научной литературе встречается у Н.М. Карамазина. Однако активное его использование осуществляется со 2й  половины XIX в. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к близкому, негосударственную форму помощи к нуждающимся. С начала ХХ в. до 90х годов данное понятие интерпретируется в научной литературе, как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе.

Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность,  направленная на оказание помощи нуждающимся.

Актуальность темы состоит в том, что благотворительность во все времена сложным человеческим действием, мотивация которого обуславливалась социальными и психологическими факторами, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности, как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценности ориентации. С одной стороны презрения бедных, немощных, убогих находится введении государства. С другой – существование определенного «неблагополучного» социального слоя, обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание и побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия. Прогрессирующая нищета, социальное расслоение, утрата многих нравственных и жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

«Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешит на помощь неимущему». Определение, предложенное энциклопедическим словарем Брокгауз и Эфрон, содержит в себе указание на то, что, во-первых, благотворительность является отношением между имущими и неимущими, во-вторых, это отношение является ролевым, т.к. оно предписано институтам нравственности.

В советское время существовал  фактический запрет на освещение вопросов благотворительности. Но начиная с конца 80х годов ХХ в. изучения благотворительности становится весьма актуальным.

В настоящее время исследования благотворительности составляет объект многих научных дисциплин: истории, философии, этики, социологии. Работа базируется на следующих общенаучных принципах: развития, историзма и системности.

Объектом исследования выступают благотворительность, как процесс развития отношений между государством, социальным институтом и гражданами с одной стороны и между социальными группами с другой.

Предмет исследования: является функционирование благотворительности в качестве социально-ролевого взаимодействия.

Цель: исследование феномена благотворительности в истории Симферополя, как социально-ролевого взаимодействия на основе единства анализа.

Задачи:

  • Выявление исторической преемственности в развитии благотворительности.
  • Анализ эволюции отношений благотворительности.

Практическая значимость: благотворительность вернула себе социально-историческую значимость и стала важной составляющей общественных отношений современного общества. Материалы и результаты работы могут быть использованы в процессе изучения истории родного края,  как дополнительный материал, на уроках краеведения.

Структура: работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

РАЗДЕЛ 1

 История благотворительности с древнейших времен до XIX века.

Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которым славились наши предки  еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств, для каждого конкретного человека. Изучение исторических фактов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.

Благотворительность в Украине имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Киевской Руси. Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние периоды нашей истории, то можно сказать, что благотворительность как общественная система призрения на Руси стала складываться с принятием христианства. Через соблюдение христианских заповедей, предписывающих воздержание, молитву и милостыню, верующие получали искупление грехов и достигали духовного очищения.        Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения. В день бракосочетания и при рождении детей киевские князья, московские цари и крымские ханы раздавали милостыню, совершали другие благотворительные дела [4; c.61].  

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в Крыму была раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Простейшее виды благотворительности, заключавшиеся в кормлении нищих, практиковались на Руси с древности.

В летописях восхваляются князья, которые занимались благотворительностью.  Св. Владимир занимался широкой благотворительной деятельностью. “Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые почему-то сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье”[6; c.18]. Есть предположение, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречается, тем не менее, известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд других христолюбивых и нищелюбивых князей. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. При Ярославе было открыто первое училище для юношей [6; c.24-25].

Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах.  Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит детям: «всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите»[6; c.37]. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.

История знает немало примеров, когда князья, раздав все свое имущество, уходили жить жизнью обычных ремесленников или странников. Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования украинской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над землями Киевской Руси, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся [5; c.107-108].

Отличительной чертой благотворительности этого периода является раздача милостыни всем нуждающимся, не выяснялись причины их нищеты, их проблемы, им просто подавали. Помощь была разнообразной, и всегда соответствовала действительной нужде. Больше всего конечно раздавалось жизненных продуктов, так как денежное обращение в это время еще не было сильно развито. Среди крупных монастырей можно выделить Киево-Печерскую лавру.

В литовско-польский период князья продолжали благотворительные традиции своих предшественников. Однако, теперь ими руководило желание очистить свою душу от грехов путем пожертвований на церковь. Князь Любарт в Луцке строит церковь св. Иоанна. Покровителем Киево-Печерского монастыря становится Владимир Ольгердович. Сын Олелько и внук Семен вносят щедрые пожертвования на церкви [10; c.205]. После Люблинской унии 1569 года украинский народ попал еще в сложные условия.

В 80-х годах XVI веке на Украине возникают братства. В 1585 году в Львове было основано Успенское братство. Братства основывали школы и госпитали для бедноты и удерживали их собственными средствами. Прославился в XIV - XVI веке своей меценатской деятельностью род Острожских. Князь Константин Острожский  был очень богатым человеком. Прославился князь и как защитник православной веры, давая щедрые пожертвования на храмы. Князем был построен две церкви в Вильно, а в Остроге основал монастырь Святой Троицы. Острожские постоянно поддерживали крупными денежными пожертвованиями Киево-Печерский монастырь [7;с.216]. Князь Константин (Василий) Острожский основывал школы по городам и городкам и основал Острожскую Академию и подарил богатую библиотеку. За свой счет отправлял в Европу лучших выпускников академии, которые продолжили свое обучение в ПадуеВенецииВаршавеКельне. В академии обучали не только греческим и латынью, а древнерусском языке. В 1582 году он построил монастырь Святой Троицы в Остроге, при нем госпиталь и школа [6; c.243-244]. 

В тяжелые времена православное население искало спасения в казачестве. Среди наиболее щедрого мецената периода Гетманщины, следует отметить Ивана Мазепу. Гетман Иван Мазепа израсходовал на строительство и реставрацию церквей, храмов, монастырей сумму, которая была больше чем 10 годовых бюджетов Гетманщины.  Иван Мазепа заботился литературой, наукой, искусством. Благодаря гетману, Киево-Могилянский коллегиум в 1701 году получил статус "академии". Для этого учебного заведения он выделял постоянно средства [10; c.188-189].

Среди украинских меценатов выделяется имя  Петра Могилы - киевского митрополита, который вложил значительные средства в культурно-религиозные цели. Им было обновлено киевские святыни: отреставрировано св.СофиюМихайловский Выдубицкий храм, церкви Трехсвятительская и Спаса. В 1631 году Петр Могила открыл Лаврскую школу, которая слилась с братской в 1632 г. и превратилась в коллегию по типу высших западноевропейских школ. Умирая, Петр Могила в завещании передал коллегии все свое имущество, средства и ценности – библиотеку [5; c.145-146].  

Нищие бродили из города в город, перенося с собой эпидемии и болезни, и к этому моменту количество бедняков достигло огромного числа. По-прежнему попечение о бедных признается делом общества. Новый этап развития благотворительной деятельности начинается с приходом к власти династии Романовых. Принимаются попытки сосредоточить благотворительную деятельность в руках государственных учреждений. Это способствовало росту числа попрошаек и бродяг среди населения.

С приходом к власти Петра I ситуация начала меняться. Одним из первых указов Петра I был указ касающийся «ленивых прошаков», по этому указу всех бродяг в стране нужно было останавливать и опрашивать, и если человек не был действительно болен (слеп, глух, нем, или иными болезни), то нужно было немедленно отправлять его туда откуда он прибыл (крестьян помещикам и т.д.), а если человеку действительно нужна была помощь, то его нужно было отправлять в специализированные заведения [5; c.148-149]. Так же он призывал общественность помогать строительству богаделен, больниц, монастырей и церквей, т.е. выделять деньги на строительство. Во время своего правления Петр I издает указ, по которому необходимо помогать старым и больным, вдовам солдат. Впервые был построен приют для зазорных младенцев (незаконнорожденных). Церкви и монастыри император призывал строить больницы, приюты, богадельни, школы на своих землях, строительство которых по-прежнему проводилось за счет благотворителей [6; c.47]. В этот период отмечается массовое строение специализированных заведений для людей, нуждающихся в помощи. Следует заметить, что строительство таких заведений производиться в основном за счет благотворителей, хотя государственные отчисления на строительства начинают становиться регулярными, хоть и меньшими по размеру. Петр I успел упорядочить благотворительную деятельность в стране. Это связано с тем, что организовать благотворительность очень трудно, так как этот род деятельности очень трудно систематизировать.

В период  правления Екатерины II начинаются регулярные (постоянные) взносы на постройку различных заведений для бедных. По ее примеру благотворительной деятельностью начинают заниматься многие видные и богатые люди того времени. Помощь эта выражалась, прежде всего, в более или менее значительных пожертвованиях с благотворительными целями [5; c.153].

Таким образом, можно отметить, что благотворительная деятельность зародилась еще в древности и, несмотря на развитие общества, не потеряла свою силу, но и так же осталась жизненно необходима некоторым слоям населения. Крупной благотворительностью занимались богатые люди страны, но и крестьянин никогда не прогонял от своего дома «просящего помощи», имена эта черта являться отличительной особенностью украинского народа. История  благотворительности в Украине уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государственности. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Для славян поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера во все времена. К концу XVII века государственная политика постепенно стала заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся.

РАЗДЕЛ 2

Филантропы с Большой буквы

Конец  ХIX - начало ХХ век называют "золотым веком" меценатства в Симферополе. В конце ХIX - начале ХХ века в результате социально-экономических преобразований, вызванных отменой крепостничества, развитием рыночных отношений и предпринимательства происходит активизация общественно-культурной деятельности.  Традиция помогать нуждающимся существовала, наверное, со времен сотворения мира. И, как часто бывает, многие хорошие традиции забываются. Можно ежедневно проходить мимо мест, где история благотворительности зарождалась, не помня или  не зная традиций, в свое время ставших частью становления гражданского общества. И такие места есть в каждом городе. 

В Симферополе сохранилось как минимум три здания, в которых когда-то были приюты и больницы. Именно там начиналась история крымской благотворительности. Точкой отсчета этой истории принято считать начало XIX века, с момента создания Таврической губернии.

Первое в Крыму учреждение общественного призрения было построено 175 лет назад. Здание носило имя своего основателя — «Странноприимный дом подполковника Александра Степановича Таранова-Белозерова» ”[8; c.205].  Александр Степанович Таранов-Белозеров родился на Слобожанщине (село Билянское Озюмского повета) в 1759 году. Образование получил сначала дома, освоив французский и немецкий языки, а продолжил обучение в харьковской гимназии. По ее окончании начал службу в Луганском драгунском пикинерском полку. В 1779 году Таранов оставил службу по причине болезни. В 1788-м Александр Степанович назначается тавридским краевым прокурором. В 1795 году Таранов покидает Крым из-за болезни и проходит лечение в Германии, Австро-Венгрии, Франции. По возвращении в Крым в 1800 году Александр Степанович назначается членом Комиссии по рассмотрению земельных споров, одновременно он работает таврическим «совестным судьей». С 1817-м Таранова назначают членом Комиссии по выявлению в Крыму различных злоупотреблений. Тут он работал до самой смерти. Александр Степанович Таранов-Белозеров скончался 31 марта 1819 года. Был погребен в своем имении Базарчик в 14-ти верстах от Симферополя [9; c.18].

Согласно основному завещанию Таранова, которое было составлено 28 января 1814 года, и дополнительному (от 10 февраля 1819 г.), все движимое и недвижимое имущество, находящиеся в Таврической губернии, и все капиталы покойного должны быть использованы на постройку благотворительного заведения близ города Симферополя. Однако сразу после оглашения завещания начались трудности. Вдова Таранова обратилась в Симферопольскую дворянскую опеку и в суд с требованием передать ей часть имущества покойного. Душеприказчикам удалось добиться исполнения завещания лишь 24 января 1820 года.

20 сентября душеприказчики обратились к императрице с просьбой принять новоорганизованное учреждение под ее высочайшее покровительство, на что 22 июня 1821 года получили согласие. Учреждение освобождалось от всякого рода повинностей, присутственным местам Таврической губернии вменялось оказывать ему всяческую помощь, все чиновники при странноприимном доме состояли на государственной службе. Среди лиц, которые выделили средства на благоустройство странноприимного дома, были не только симферопольские мещане и купцы, но и императрица Мария Федоровна.

Первоначально учреждение, открытое 3 июня 1822 года, располагалось в здании, где жил Таранов, однако данная постройка не соответствовала требованиям, поставленным перед душеприказчиками, так как могла вместить лишь 20 человек. В том же году началась подготовка к строительству нового двухэтажного здания.

Новое здание странноприимного дома А. С. Таранова-Белозерова, общей стоимостью 34 135 рублей было открыто и освящено 14 октября 1826 года[8; c.108].

Новый странноприимный дом представлял собой двухэтажное каменное строение с внутренним двором, где находился бюст основателя — А. С. Таранова-Белозерова, располагался дом практически в центре города. Первый этаж занимали палаты для мужчин, аптека, ванная, помещение для фельдшера. Второй этаж, разделенный на два крыла, с одной стороны занимали женские палаты, а с другой — зал совета, приемный покой, запасная палата. Кроме того, при нем имелось два флигеля, где проживали врач и смотритель, там же находились кухня, погреб. При учреждении была построена небольшая аптека, в которой врач и фельдшер изготовляли лекарства, там же хранились хирургические инструменты и небольшая медицинская библиотека, оставшаяся от покойного попечителя К. Ф. Мюльгаузена. Далее во дворе располагались помещения для священников, баня, прачечная, часовня для отпевания и ряд других хозяйственных построек. К ним примыкал небольшой сад.

Общеизвестно, что странноприимный дом служит для призрения бедных странников, находящихся в пути. Заведение же, организованное на средства Александра Степановича, являлось скорее больницей и богадельней, так как в нем призревались в основном немощные старики и тяжелобольные неимущие. Странноприимный дом в Симферополе предназначался для призрения бедных и немощных обоего пола, престарелых без учета сословного положения и национальности. В учреждение не принимались носители заразных болезней. Общее количество постоянно призреваемых было довольно незначительным (от 35 до 50 человек). Так как попечители следовали воле Александра Степановича, изложенной в его завещании: «Лучше иметь беспомощных меньше и довольствовать их с изобилием, нежели много, и давать им скудное содержание» [1; c.54].  

В странноприимном доме постоянно призревалось в среднем 35 человек, кроме того, существовали пансионерские вакансии с платой за полное годовое содержание 100 рублей. В странноприимном доме, как правило, содержались тяжелобольные и увечные, однако в учреждении всегда находились свободные места для оказания срочной медицинской помощи. На постоянном призрении в основном находились неизлечимо больные, а также старики, о которых некому было заботиться. Чтобы попасть в странноприимный дом в качестве призреваемого, требовалось предъявить паспорт и свидетельство о «беспомощном состоянии». Больных, которые поступили лишь для излечивания, располагали в соответствии с их болезнями, обеспечивали бельем и одеждой, оказывали необходимую медицинскую помощь, а после полного выздоровления они могли получать еду и кров еще в течение пяти дней, если в этом существовала необходимость.

Общий штат сотрудников странноприимного дома составлял 28 человек: смотритель, его помощник, врач, два фельдшера, письмоводитель, два писаря, четыре прислужника, четыре рабочих, два повара, три дровосека, швейцар, две сиделки, три прачки, староста над прачками. Кроме того, при странноприимном доме состояли священник и псаломщик. В странноприимном доме работали такие выдающиеся доктора, как А. Ф. Арендт (1824–1853), К. Ф. Мюльгаузен (1822–1853) [4; c.179].  

Врач посещал палаты больных не менее двух раз в сутки, раздавая лекарства, которые готовились в аптеке странноприимного дома. Питание в странноприимнице было трехразовое. В целом условия содержания в учреждении были довольно комфортабельными: раз в две недели призреваемые мылись в бане, для желающих заняться чтением имелась небольшая библиотека, ежемесячно выписывались духовные журналы.

Во время Крымской войны в странноприимном доме не только размещались больные и раненые из Севастополя и других мест, которые на тот момент были заняты неприятелем, но и осуществлялась пошивка матрацев и подушек для пациентов. С сентября 1855 года в странноприимном доме работал выдающийся российский хирург Николай Иванович Пирогов. Военные события значительно ослабили финансовое положение странноприимного дома и заставили попечителей продать села Чистенькое, Аратук и Базарчик, а также остаток судакских садов и часть недвижимости в Симферополе [9; c.150]..

В начале ХХ века положение странноприимного дома ухудшилось. Неспокойные годы первой российской революции, последовавшие за ними социальные потрясения вызвали существенное повышение цен. Пожертвования уже с трудом могли поддерживать жизнь в учреждении. В 1910 году в странноприимнице открывается амбулатория симферопольской сухотной лиги. С созданием в 1918 году в Симферополе университета его медицинский факультет обратился к совету попечителей с просьбой основать в нем диагностическую клинику и аудиторию. Вскоре дом передается под клинику внутренних болезней и диагностики. В 1919 году в странноприимном доме размещался госпиталь для красноармейцев. В 1922 году, в годовщину столетия открытия странноприимного дома, в его помещении основывается туберкулезный диспансер.

В годы Великой Отечественной войны в доме размещались госпитали для советских солдат. Сегодня данное здание находится на улице Карла Маркса, 28/10, его занимает Симферопольский медицинский колледж. 3 сентября 1999 года на могиле Александра Степановича Таранова-Белозерова был восстановлен крест и открыта мемориальная плита. Памятник реконструирован на средства верующих граждан Симферополя и освящен архиепископом Лазарем.

С момента открытия странноприимного дома А. С. Таранова-Белозерова прошло 175 лет. Несмотря на то,  что жизнь данного учреждения была скромной, данное учреждение внесло огромный вклад в общественную жизнь Крыма.  

В 1854 году, когда под Севастополем шли ожесточенные бои между российскими и англо-французскими войсками, в Симферополе открывается первый детский приют, названный в честь своей основательницы — графини Амалии Максимилиановны Адлерберг. Амалия Адлерберг родилась в 1808 году. Она приходилась кузиной русской императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. С 11 ноября 1854 граф Адлерберг исполняет должность военного и гражданского губернатора Таврической губернии [7; c.204-205]. Супруг графини Адлерберг активно занимался организацией порядка на разоренной войной крымской земле, Амалия Максимилиановна же приняла активнейшее участие в организации детского приюта, который впоследствии стал носить ее имя. Основной капитал приюта был сформирован из пожертвований графини Амалии Максимилиановны Адлерберг, графа Шувалова.

 К 1 января 1857 года в приюте призревалось пять мальчиков и девять девочек .В приют принимались девочки от 3-х до 16 лет, которых обучали Закону Божьему, географии, русскому языку и арифметике. Обычно занятия проходили под руководством смотрительницы, священника и учителя, который обучал девочек церковному и хоровому пению. При благотворительном заведении была церковь, располагавшаяся в одном из его помещений, где призреваемые могли читать богословскую литературу, а также отмечали религиозные праздники. Для того чтобы девочки, покидающие учреждение по мере своего взросления, могли найти достойную работу, их обучали вышивке, пошиву белья и одежды [9; c.155].

Официально председателем приюта был Таврический губернатор, а его супруга — попечительницей. Кроме того, при заведении работали казначей, врач и делопроизводитель. С 1881 года у приюта возникли финансовые затруднения. Благодаря значительным пожертвованиям в 1902 году попечителям удалось отремонтировать здание приюта, вследствие чего количество призреваемых в нем девочек увеличилось с 60 до 80-ти. Тем не менее финансовые проблемы оставались.

В 1917 году постановлением губернского собрания приют имени графини А. М. Адлерберг был передан в ведение земства. Приют пребывал в бедственном положении. Земство не выделяло никаких средств на нужды воспитанниц. Судьба приюта была предрешена. Наступившие социальные потрясения 1918 года лишь ускорили его закрытие.

Основателем первого в Крыму приюта для мальчиков стал Андрей Яковлевич Фабр.  Андрей Яковлевич родился 20 августа 1789 года в деревне Сууксу Феодосийского уезда. Начав свое восхождение по служебной лестнице в 1807 году в должности коллежского регистратора, Андрей Яковлевич сумел сделать головокружительную карьеру. К 1833 году он возглавил канцелярию князя М. С. Воронцова, а в 1847 году Екатеринославскую губернию [3;c.100]. В этой должности Андрей Яковлевич прослужил десять лет, а после выхода в отставку вернулся в Крым, где занимался активной исследовательской деятельностью.

В 1845 году А. Я. Фабр составил завещание, согласно которому все движимое и недвижимое имущество переходило на устройство детского приюта для мальчиков. После смерти Андрея Яковлевича в ночь с 24 на 25 января 1863 года его душеприказчики приступили к выполнению завещания[3; c.101]. В приюте  содержалось до 40 круглых сирот-мальчиков с от 11 до 13 лет, непременно уроженцев Таврической губернии. При приюте числились смотритель, он же эконом, надзиратель, дядька при подростках, всегда их сопровождавший, кастелянша, няня и учителя; при домовой церкви Св. Марии Магдалины состоял священник, он же законоучитель, кроме того, имелся врач. С 8–10 лет детей обучали Закону Божьему, русской и церковной грамоте, письму, арифметике, церковному пению. С 10 лет мальчики под присмотром дядьки посещали училище. Способнейшие по окончании городского училища поступали в соответствующие знаниям и возрасту классы гимназии; по окончании гимназии они могли поступить в университет или другое учебное заведение.

Содержание в гимназии и университете осуществлялось на проценты с особого капитала, пожертвованного графиней де Мезон, в расчете на 10 стипендий по 500 рублей каждая. Менее способные ученики обучались столярному, слесарному и сапожному делу под руководством приходящих учителей. По достижении 13 лет мальчиков отдавали в ремесленные мастерские либо в лавки. Нередко их возвращали в ту среду, откуда они были приняты. Сиротский дом Фабра просуществовал до начала 20-х годов XX века. По воспоминаниям современников, с началом Первой мировой войны жизнь приюта замерла, а со временем полностью остановилась. Однако достоверно известно, что Сиротский дом пережил Гражданскую войну[3; c.105]. По-видимому, его судьба была столь же трагична, как и других пережитков предшествовавшей социализму эпохи. Еще несколько лет после ликвидации Сиротского дома о его былом существовании напоминало название переулка, в котором он располагался. До 30 мая 1924 года он носил имя А. Я. Фабра, а затем был переименован в Совнаркомовский.

Приют имени графини А. М. Адлерберг и сиротский дом тайного советника А. Я. Фабра считались заведениями закрытого призрения. В учреждениях подобного типа дети находились постоянно и покидали стены приюта лишь после совершеннолетия.  Это лишь немногие примеры благотворительной деятельности на территории Крыма. К началу 20-го века только в Симферополе было более 30 различных благотворительных организаций, оказывающих помощь обездоленным детям, больным и немощным. Существовали приюты, богадельни, больницы, общества помощи, попечительства, братства. То есть, в это время благотворительностью были охвачены все незащищенные слои населения.  

Однако начавшиеся в Российской империи социальные волнения привели к закрытию большинства благотворительных организаций и учреждений. В советские годы, согласно энциклопедическим данным, понятие «благотворительность» толковалось как «лицемерная помощь господствующего класса эксплуататорского общества несостоятельным слоям населения».

Пример, поданный Александром Степановичем Тарановым-Белозеровым, Амалией Максимилиановной Адлерберг и Андреем Яковлевичем Фабром, должен быть продолжен представителями современной крымской элиты в ее стремлении сделать столицу Крыма благополучной и процветающее.

РАЗДЕЛ 3

Развитие благотворительности и спонсорства в наше время.

Возрождаемая сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Сегодня в любом поступке большинство ищет некий тайный смысл, подтекст. «Бедным помогаешь? Значит, в депутаты собрался. Театр спонсируешь? Не иначе как актрису- любовницу завел». Я считаю, что причина этому – нестабильность в стране, порождающая неуверенность в завтрашнем и недоверие к богатым людям, которые склонны «разбрасываться» деньгами.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства. Я считаю, что если бы в законодательном порядке было утверждено, что средства, направляемые на благотворительность, шли в затраты предприятия, снижая тем самым налогооблагаемую прибыль, то взносов и пожертвований было бы гораздо больше. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятом в 1997г., закреплена налоговая льгота для предпринимателей 3% от суммы прибыли, идущей на благотворительные цели[2;c.46]. Но из-за высоких налогов она практически не работает. Так, вместо того, чтобы разработать стимулы, законодательство создает для благотворителей препятствия. Дело в том, что имущественные пожертвования облагаются налогом, и если, например, коммерческая структура хочет передать школе списанные компьютеры, то придется заплатить государству за свой порыв к милосердию.

Также отрицательное влияние оказывает такой фактор, как недоверие к общественным организациям. Так как все отчетливо помнят смутное время перестройки, когда создавалось огромное количество мошеннических предприятий. Сегодня благотворительность носит адресный характер (без посредников), потому что жертвователи хотят быть уверенными, что их помощь дойдет до реально нуждающихся, хотят видеть, кому они помогают.

Немаловажную роль в решении сделать пожертвования играют рекомендации родственников, знакомых, а также информация из средств массовой информации. Небольшое число предприятий имеет относительно устоявшиеся контакты с заведениями (главным образом, связанные с государственной опекой), которым оказывают регулярную помощь.

Очень часто жертвователи предпочитают сами приобретать на свои деньги то, что считают необходимым для нуждающихся. Так они обретают уверенность в том, что выделенные на благотворительность деньги никуда не пойдут на сторону.  Так, реальная ситуация мало способствует развитию благотворительной деятельности. Но, тем не менее, я считаю, что, несмотря на наличие негативных факторов, у предпринимателей желание помочь есть и останется, поскольку это движение души славянского человека.

Так, благотворительность вносит весомый вклад в решение проблемы социальной справедливости. Дело здесь заключается не только в том, что многомиллионные благотворительные акции существенно выравнивают уровни доходов, по крайней мере, в тенденции благотворителей, простых рабочих и служащих, но и, прежде всего в том, что они способствуют установлению в обществе принципов социальной справедливости.

Работая над данной темой,  мною был проведен опрос среди моих сверстников, как они понимают благотворительность. В опросе приняло участие 23 человека, выяснилось, что благотворительность – это прежде всего   «помощь самым бедным слоям населения» - 77,7%, «помощь определенным категориям населения (ветеранам, одиноким матерям и т.д.)» - 21%, «помощь больницам, детским домам» - 1,3%. Кроме опроса, я провела анализ сообщений в печатных изданий которые выходят в городе Симферополь, об благотворительных фондах, благотворительных и спонсорских акциях. Оно дало возможность оценить, каким образом в печатных изданиях публикуются сообщения о благотворительности.

В ходе работы мною была использована выборка за февраль, апрель, август 2012 года из пяти региональных изданий печатных СМИ –  «Южная столица», «Крымская правда», «Крымские известия», «Сельский труженик», «Крымский телеграф». Количественный анализ показал, что деятельности спонсорских организаций посвящено в этих газетах 12 публикаций, 7 фотографий, и 21 рекламная публикация. Деятельности благотворительных фондов посвящено 7 публикаций, 4 фотографии, и 11 рекламных публикаций.

Тематический анализ направленности статей, позволил определить такие темы: поддержка национально-культурных акций и проектов; спортивно-физкультурное движение; социально-экономическое развитие; помощь в решении социальных проблем.  Следует отметить, что в акциях, которые поддерживают спонсоры, активное участие принимают и государственные структуры, органы исполнительной власти.

Качественный анализ публикаций показал, что большинство статей (почти 50% от общего количества) посвящено конкретным благотворительным акциям общественных организаций, благотворительных фондов и компаний. Тематика только 8% всех публикаций связана с благотворительностью коммерческих  фирм и  компаний, и частных лиц.

Подводя итог, можно сделать вывод, что нынешний опыт благотворительных пожертвований со стороны предпринимателей является преимущественно адресный. Они хотят видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям свои услуги и материальные ценности.

Ограниченное участие в благотворительных акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

Что касается перспектив развития благотворительности в Симферополе, то мне кажется, они вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития благотворительности.

Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе, мне кажется, может привести к созданию общих благоприятных условий для развития данного социального явления. Здесь опять-таки очень важна государственная поддержка.

Кроме того, рано или поздно и перед предпринимателями встанет вопрос "вечной жизни", что также должно позитивно сказаться на перспективах развития российской благотворительности.

ВЫВОДЫ

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1.Благотворительность является социально - ролевым взаимодействием, отношений между государством и гражданским обществом.

2.Благотворительность в дореволюционной истории Симферополя обрела социальную специфику, которая сформировала особый патриархатный характер ролевых отношений между субъектом благотворительности (благотворителями) и объектом благотворительности, т.е. теми, кто нуждался и принимал их поддержку.

3.Эволюция благотворительности может быть представлена как развитие социально - ролевого взаимодействия, в котором изменяется ролевая представленность носителей рассматриваемого отношения.

Процессы, происходящие в современном Симферополе — расслоение общества, обнищание значительной массы населения — заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории Крыма приобретает особую значимость. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современном Крыму. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.

Современное постсоветское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность.

Исследование культурологического аспекта феномена «благотворительность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.

В сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых социальных и культурных проблем.

Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответствии с существующим социумом, благотворительность, тем не менее, сохраняет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценностью общества, инструментом решения конкретных задач.

Исследование благотворительности с точки зрения культурологического знания, анализ новых интересных форм взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.

Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.

Проведенный исторический анализ позволил мне сделать вывод, что социально-ролевое взаимодействие в отношениях благотворительности имеет общечеловеческое, социально-экономическое и личностное (особое) содержание, помог глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Государственный архив в АР Крым (ГААРК), ф. 33 (Известия Таврической ученой архивной комиссии ( ИТУАК), оп. 5, д. 24, с.54-55.

  1. Закон України “Про благодійництво та благодійні організації” //  Орієнтир. Інформ. дод. до Урядового кур’єру. — 1997. — 16 вересня.
  2. Бобкова О. М. Организация и деятельность Сиротского дома тайного Советника А. Я. Фабра / О. М. Бобкова // Культура народов Причерноморья. – 2007. – № 85. – С. 100–105
  3. Голимба В.І. Історія благодійництва в Україні. – К., 2002. – 317с.
  4. Забияко А.П. История древнерусской культуры. - М.: «Интерпракс», 1995г. – 265с.
  5.  История государства Российского: Жизнеописания. IX - XVIвв. - М.: «Книжная палата», 1996 г. – 63с.
  6. Меценатство в Україні / За ред. Коваленка Р.В. – Харків, 2003.
  7. Поляков В. Е. Улицами Симферополя.. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. — 320 с.
  8. Савочка А. Н. Благотворительные заведения досоветского Симферопол(ХIX – начало ХХ в) /А. Н. Савочка // Историческое наследие Крыма. – 2007. – № 18. – С. 144–156
  9. Субтельний О. Історія України. – Львів, 2002.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Становление и развитие ювенальной юстиции"

Чарнецкий С.Н., учитель обществознания и праваГОУ СОШ №1234 ЦАО Становление и развитие ювенальной юстиции в России.            ...

История становления и развития народного театра в селе Верховажье

Содержит архивные материалы, газетные публикации, фотографии, воспоминания очевидцев по теме...

Статья и разработка диагностической карты по теме "Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Материал включает статью, раскрывающую понятие "Педагогическая поддержка" и диагностическую карту для выявления уровня применения учителем педагогической поддержки...

Анализ текста на уроках литературы как средство духовного становления и развития личности школьника

Статья содержит разработку урока на тему : "Иван Александрович Гончаров Жизнь и творчество. (Обзор).Роман «Обломов». Хорошее и дурное в характере Обломова."...

РОЛЬ ДЕЯТЕЛЕЙ «АЛАШ» В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме работы ХХ века представителей казахской передовой интеллегенции. Идеи лидеров «Алаш» сопричастны к современным развитиям Казахстана, оказывали влияние на правосо...

Методическая разработка "Деятельность педагога в становлении и развитии сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста"

В работе раскрыты принципы концепции поэтапного формирования способов игры, показаны особенности сюжетно-ролевой игры, описаны методы и технологии развития игровой деятельности....