Проект «Со времен былинных и до наших дней, край Новгородский, горжусь историей твоей».
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме

Тарковская Оксана Александровна

 

 

"Россия-родина для многих. Но для  того, чтобы считаться её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_kraevedeniyu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Со времен былинных и до наших дней,  

край Новгородский, горжусь историей твоей».

Над проектом работала :

ученица 9 «И» Тарковская Софья

руководитель проекта:

учитель русского языка и литератур

Тарковская Оксана Александровна

2012-2013 уч. год

Проект

литературного краеведения

"Со времен былинных и до наших дней,

край Новгородский, горжусь историей твоей".

"Россия-родина для многих. Но для  того, чтобы считаться её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные".

 Что есть литературное краеведение?

Область науки, которая находится на пересечении интересов специалистов по истории литературы, историческому краеведению, энтографии, фольклору и лингвистике.

Чему учит литературное краеведение?

- Формированию художественного познания жизни и творчества писателя.

- Осознанию глубинной связи между творчеством писателя и городом, краем, где он жил и творил.

Краеведение - полное изучение определенности части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем(архивисты,архитекторы,биологи,военные,географы,историки,экологи,этнографы),а также интузиасты из местного населения.

Краеведение-это комплекс научных  дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа(государственной лицензии).

Краеведение-это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопления знаний о ней.

Краеведение также - школьный предмет, посвящённый изучению природы и истории родного края. Содержание курса разнится в зависимости от региона.

Интерес к старине возник уже давно. Старое уходит. И его нужно беречь, сохранять, пропагандировать. Нам нужно возвратить национальную память, по - новому относиться к старинным праздникам, к традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Изучение литературного краеведения предполагает знание и чтение художественных произведений, исследование  творчество поэтов Боровичского края , изучение местного фольклора и других видов искусства.

Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старо - славянские  слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Содержание проекта:

Методико-библиографические материалы для организации и проведения уроков, внеклассных мероприятий по краеведению.

Актуальность темы проекта:

- «Закон об образовании РФ» предполагает «защиту системы образования национальных культур и региональных культурных традиций»;

-Конкретизируются и углубляются знания учащихся, предусмотренные Федеральным компонентом, формируется качество знаний, умений, навыков адекватное современному уровню;

- Создаются условия для воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;

- Обеспечивается организация деятельного типа обучения, содействующего взаимопониманию и сотрудничеству.

Цель проекта:

  • Создание информационного ресурса по теме «Литературное краеведение»;

   *Изучение и исследования родного края;

   *Популяризация имеющихся краеведческим материалов ;

   * Развитие навыков исследовательской работы;

   *Становления духовного мира учащихся;

Задачи проекта:

  • Показать возможности интегрирования традиционных и инновационных форм и методов работы.

Пути внедрения

  • Интегрированные учебные курсы:

- «Историческое краеведение»

- «Литературное краеведение»

-«История культуры»

* Факультативы

* Спецкурсы

* Кружки

Методы

*Локализация – широкое использование местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов.  

* Синтез «близкого» и «далекого», Родины «малой» и Родины «большой».

Задание группам

  1. Самоопределиться в выборе форм по данному направлению и разработать проекты.
  2. Составить список литературы по данному направлению.

Основополагающий вопрос:

«Есть ли необходимость в литературном краеведении?»

Проблемный вопрос:

«Поможет ли литературное краеведение лучше узнать историю родного края?»

Учебный вопрос:

«Можно ли назвать литературное краеведение областью науки? Обоснуйте свой ответ».

«Назовите писателей и поэтов, наиболее полно отражающих историю и традиции родного края».

Формы работы:

  1. Информационно-книжные выставки
  2. Электронный мини-справочник «Литературные Боровичи»
  3. Литературные встречи со знаменитыми писателями
  4. Краеведческие часы
  5. Заочная игра-путешествие по литературным памятникам Новгорода
  6. Создание мультимедийных проектов
  7. Экскурсии

По точным словам академика Д.С.Лихачева "Воспитание любви  к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как  воспитать эту любовь? Она начинается  с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу ,к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему".

Память о прошлом , о славных предках , о великих культурных традициях родной земли- одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории  является богатая история Боровичского края с его особенностями , региональной спецификой  и традициями.

Новгородская область, как в прошлом, так и в настоящем , не раз была примером понимания общероссийских интересов , рождала местный опыт , становившийся достоянием общества , выдвигала яркие героические личности, известных композиторов и художников

Дидактические цели проекта:

1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; целостного  образного и пространственного мышления.

2.Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в команде , работы с большими объёмами информации, исследовательской работы.

3.Умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические цели проекта:

1.Расширить представление учащихся об истории Боровичского края;

2.Сформировать представления  о культурном творчестве;

3.Сформировать представления о основных концептах  русской культуры;

4.Сформировать  представления о земледелии народного календаря , подготовка и участие в народных праздниках;

5.Научить:

-школьников ориентироваться в системе образов, жанровых форм, обрядов и обычаев;

-работать с разными видами литературных и исторических источников;

-кратко излагать свои мысли  устно и письменно.

Исходя из  поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:

-формировать  умение и навыки критического мышления  в условиях работы  с большими объёмами информации;

-формировать навыки самостоятельной работы  с учебным материалом с использованием ПК;

-формировать навыки самообразования ;

-формировать навыки  работы в команде;

-формировать умение  сформулировать задачу и найти пути её решения;

-формировать навыки самоконтроля.

Я считаю, что детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов  к воспитательному и образовательному процессу.

В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают непассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получать эти знания , что является более эффективным  способом образования. Исследовательский способ образования  избавлен от самой большой проблемы традиционного образования - отсутствия познавательного  интереса учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...

Внеклассное мероприятие Коррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?

Цель :образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении в ра...

История России с древнейших времен до наших дней (в документах)

Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....

Проект «Со времен былинных и до наших дней, край Новгородский, горжусь историей твоей».

quot;Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовнную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, ис...

От времен былинных И до наших дней, Мы промчимся весело По Москве моей!

Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта л...

Программа по духовно-нравственному воспитанию «С времён былинных и до наших дней, мой Уралинский край, горжусь историей твоей!»

hellip;духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка    как         центра...