Проект «Со времен былинных и до наших дней, край Новгородский, горжусь историей твоей».
учебно-методический материал по краеведению (9 класс) по теме
"Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считаться её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kraevedeniyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Со времен былинных и до наших дней,
край Новгородский, горжусь историей твоей».
Над проектом работала :
ученица 9 «И» Тарковская Софья
руководитель проекта:
учитель русского языка и литератур
Тарковская Оксана Александровна
2012-2013 уч. год
Проект
литературного краеведения
"Со времен былинных и до наших дней,
край Новгородский, горжусь историей твоей".
"Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считаться её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные".
Что есть литературное краеведение?
Область науки, которая находится на пересечении интересов специалистов по истории литературы, историческому краеведению, энтографии, фольклору и лингвистике.
Чему учит литературное краеведение?
- Формированию художественного познания жизни и творчества писателя.
- Осознанию глубинной связи между творчеством писателя и городом, краем, где он жил и творил.
Краеведение - полное изучение определенности части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем(архивисты,архитекторы,биологи,военные,географы,историки,экологи,этнографы),а также интузиасты из местного населения.
Краеведение-это комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.
К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа(государственной лицензии).
Краеведение-это всесторонняя научно-исследовательская и научно-популяризаторская деятельность по изучению какой-либо определенной территории и накопления знаний о ней.
Краеведение также - школьный предмет, посвящённый изучению природы и истории родного края. Содержание курса разнится в зависимости от региона.
Интерес к старине возник уже давно. Старое уходит. И его нужно беречь, сохранять, пропагандировать. Нам нужно возвратить национальную память, по - новому относиться к старинным праздникам, к традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Изучение литературного краеведения предполагает знание и чтение художественных произведений, исследование творчество поэтов Боровичского края , изучение местного фольклора и других видов искусства.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старо - славянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Содержание проекта:
Методико-библиографические материалы для организации и проведения уроков, внеклассных мероприятий по краеведению.
Актуальность темы проекта:
- «Закон об образовании РФ» предполагает «защиту системы образования национальных культур и региональных культурных традиций»;
-Конкретизируются и углубляются знания учащихся, предусмотренные Федеральным компонентом, формируется качество знаний, умений, навыков адекватное современному уровню;
- Создаются условия для воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование;
- Обеспечивается организация деятельного типа обучения, содействующего взаимопониманию и сотрудничеству.
Цель проекта:
- Создание информационного ресурса по теме «Литературное краеведение»;
*Изучение и исследования родного края;
*Популяризация имеющихся краеведческим материалов ;
* Развитие навыков исследовательской работы;
*Становления духовного мира учащихся;
Задачи проекта:
- Показать возможности интегрирования традиционных и инновационных форм и методов работы.
Пути внедрения
- Интегрированные учебные курсы:
- «Историческое краеведение»
- «Литературное краеведение»
-«История культуры»
* Факультативы
* Спецкурсы
* Кружки
Методы
*Локализация – широкое использование местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов.
* Синтез «близкого» и «далекого», Родины «малой» и Родины «большой».
Задание группам
- Самоопределиться в выборе форм по данному направлению и разработать проекты.
- Составить список литературы по данному направлению.
Основополагающий вопрос:
«Есть ли необходимость в литературном краеведении?»
Проблемный вопрос:
«Поможет ли литературное краеведение лучше узнать историю родного края?»
Учебный вопрос:
«Можно ли назвать литературное краеведение областью науки? Обоснуйте свой ответ».
«Назовите писателей и поэтов, наиболее полно отражающих историю и традиции родного края».
Формы работы:
- Информационно-книжные выставки
- Электронный мини-справочник «Литературные Боровичи»
- Литературные встречи со знаменитыми писателями
- Краеведческие часы
- Заочная игра-путешествие по литературным памятникам Новгорода
- Создание мультимедийных проектов
- Экскурсии
По точным словам академика Д.С.Лихачева "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу ,к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему".
Память о прошлом , о славных предках , о великих культурных традициях родной земли- одно из действенных средств воспитания будущего гражданина. Происходящие преобразования в обществе заставляют россиян все чаще обращаться к своему прошлому. Составной частью отечественной истории является богатая история Боровичского края с его особенностями , региональной спецификой и традициями.
Новгородская область, как в прошлом, так и в настоящем , не раз была примером понимания общероссийских интересов , рождала местный опыт , становившийся достоянием общества , выдвигала яркие героические личности, известных композиторов и художников
Дидактические цели проекта:
1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; целостного образного и пространственного мышления.
2.Приобретение навыков самостоятельной работы, работы в команде , работы с большими объёмами информации, исследовательской работы.
3.Умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
Методические цели проекта:
1.Расширить представление учащихся об истории Боровичского края;
2.Сформировать представления о культурном творчестве;
3.Сформировать представления о основных концептах русской культуры;
4.Сформировать представления о земледелии народного календаря , подготовка и участие в народных праздниках;
5.Научить:
-школьников ориентироваться в системе образов, жанровых форм, обрядов и обычаев;
-работать с разными видами литературных и исторических источников;
-кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:
-формировать умение и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
-формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;
-формировать навыки самообразования ;
-формировать навыки работы в команде;
-формировать умение сформулировать задачу и найти пути её решения;
-формировать навыки самоконтроля.
Я считаю, что детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к воспитательному и образовательному процессу.
В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают непассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получать эти знания , что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования - отсутствия познавательного интереса учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней
Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деят...
Внеклассное мероприятие Коррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?
Цель :образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении в ра...
История России с древнейших времен до наших дней (в документах)
Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....
Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
Программа составлена в контексте ФГОС....
Проект «Со времен былинных и до наших дней, край Новгородский, горжусь историей твоей».
quot;Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовнную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, ис...
От времен былинных И до наших дней, Мы промчимся весело По Москве моей!
Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта л...
Программа по духовно-нравственному воспитанию «С времён былинных и до наших дней, мой Уралинский край, горжусь историей твоей!»
hellip;духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра...