Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней
элективный курс по краеведению (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.zip | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Краснохуторская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ ( С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН
ДО НАШИХ ДНЕЙ)
для 5 - 9 классов.
Учитель истории:
Курамшина Е.Б.
2002 год.
Пояснительная записка.
Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.
Составлена в 1994 году, в течение нескольких лет пересматривалась мною с точки зрения целесообразности отдельных тем и возрастных особенностей учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деятельность учащихся: сбор материала по темам, переписка с интересными людьми, просмотр дополнительной литературы, работа с Интернетом, краеведческая неделя ( 1 раз в год) , выступления на линейках перед учащимися, поисковая работа.
Данный курс был введен с целью воспитания у учащихся любви к родному краю, патриотизма, с целью возрождения народных традиций, фольклора, обрядов; учащиеся изучают историю своей страны, но в тоже время почти не знают истории своей Малой Родины – села, района, области, не знают истории своей семьи. Для этого и введен данный курс.
В 5 классе учащиеся знакомятся с рассказами по истории Белгородчины. Программа включает в себя следующие разделы: «Мой край в далеком прошлом», «Белгородчина в 16 – 19 веках», Мой край в 20 веке», «Природа Белгородчины и ее охрана».
В 6 классе учащиеся изучают историю села Красный Хутор и Белгородского района. Программа включает разделы «Наше село в 19 веке», «Белгородский район и село Красный Хутор в 20 веке», «Развитие народного образования в нашем селе в 19 – 20 веках».
В 7 классе учащиеся изучают историю Белгородчины. Программа включает разделы: «Белгородский край в далеком прошлом», Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках», «Белгородский край в 19 – начале 20 века», Белгородчина в 1917 – 1990 годы», «Культурные традиции Белгородчины».
Учащиеся 5 класса должны знать: отдельные эпизоды из истории Белгородчины, выдающихся людей, занятия населения в разное время, символы Белгородчины, охраняемые растения области.
Должны уметь: работать с картой Белгородской области, показывать на ней районы, крупные села и районные центры, реки, заповедники и другие знаменитые места области, объяснить смысл символов Белгородчины, определить по портретам выдающихся людей, по рисункам – охраняемые растения.
Учащиеся 6 класса должны знать: историю возникновения села Красный Хутор, близлежащих сел, категории крестьян 19 века, фамилии крупных помещиков, административное деление 19 века, основные занятия и промыслы в уезде, историю гражданской войны в нашем районе, боевой путь Шестого Повстанческого Корочанского полка, события Великой Отечественной войны в нашем районе и особенно селе, фамилии воинов, освобождавших село в годы ВОвойны, ветеранов ВОвойны села Красный Хутор, фольклор села и района, гимн Белгородского района, старинные песни, игры, колядки, обряды села.
Должны уметь: работать с картой Белгородского района, провести экскурсию в школьном музее села Красный Хутор, правильно оформлять поисковый материал, показать обряды села, определять назначение предметов быта старины, провести старинную игру сельских ребят 19 -20 века.
Учащиеся 7 класса должны знать: особенности развития Белгородчины в древности, понятие «дикое поле», военную историю (особенности) края в 16 – 17 веках, занятия населения в разное время, создание Белгородской оборонительной черты, Белгородской губернии, историю герба города Белгорода, историю Белгородского полка, сельские промыслы и ремесла 19 века, отмену крепостничества на Белгородчине, крупные выступления против помещиков, яркие события Белгородчины периода 1917 – 1999 годов, календарные праздники и обряды края, символику Белгородской области, семейные праздники и обряды, игровой фольклор, виды декоративно-прикладного искусства Белгородчины, знаменитых людей области, современных руководителей области, исторические памятники и места.
Должны уметь: работать с картой Белгородской области, показывать на ней любой географический и исторический объект, сравнивать развитие нашего края в разное историческое время, давать правильную оценку тем или иным событиям, связывать события нашего края с событиями нашей страны в тот или иной период, показывать элементы обрядов и фольклора нашего края.
Программу «История Белгородчины» можно использовать для ведения как традиционных форм урока, так и с использованием новых современных технологий. Необходимо иметь для ведения данного курса большой объем краеведческой литературы, архивные материалы, большой творческий потенциал учителя. Следует учесть, что почти весь наглядный материал: карты, схемы, таблицы и многое другое – изготавливается самим учителем не один год, а также нужно вести большую поисковую работу как учителю, так и учащимся.
Результатом деятельности может стать создание музея в школе любой направленности.
РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ.
5 КЛАСС.
( 1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Дата По плану/ факт |
1 | Введение. Мой край – родная Белгородчина. | Родина, малая Родина | вводный | |
РАЗДЕЛ 1 « МОЙ КРАЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ» (2 ЧАСА) | ||||
2 | Заселение нашего края и занятия людей в древности. | Археология, родовая община | Изучение нового материала | |
3 | Религиозные верования наших предков. | Религия, тотем | комбинированный | |
РАЗДЕЛ 2 «Мой край в 16 – 19 веках» ( 15 часов) | ||||
4 | Первые города Белгородчины. | Город, острог, крепость | комбинир., урок-путешествие | |
5 | Население и его занятия в 16- 17 веках. | Служилые, крестьяне, сторожи | комбинир. | |
6 | Предки Пушкина на Белгородчине. | воевода | комбинир. | |
7 | Булавинцы на Кулаковом стане. | Восстание, бунт | комбинир. | |
8 | Матрос с крейсера «Варяг» | крейсер | комбинир. | |
9 | Валуйские воеводы Кутузовы. | воевода | комбинир. | |
10 | Школа Градовского. | комбинир. | ||
11 | Ландмилицкие полки Белгородчины. | Однодворцы, ландмилиция | комбинир. | |
12 | Актер М.С.Щепкин | крепостные | урок-экскурсия | |
13 | Екатерина II и белгородка. | императрица | комбинир. | |
14 | Колокола Белгородчины. | комбинир. | ||
15 | Белгородский железнодорожный узел. | железнодорожный узел | комбинир. | |
16 | Добрый крестьянин. | Садоводство | комбинир. | |
17 | Академик Любименко. | комбинир. | ||
18 | Жизнь и творчество М.Г.Эрденко. | комбинир. | ||
РАЗДЕЛ 3 « Мой край в 20 веке» (6 часов) | ||||
19 | Символы земли Белгородской. | Символ, герб, флаг | комбинир. | |
20 | Первая Конная Армия. | Гражданская война. | урок-путешествие | |
21 | Великая Отечественная война и Белгородчина. | Оккупация, фашисты | комбинир. | |
22 | Наш земляк – Н.Ф. Ватутин. | Урок Памяти | ||
23 | «Посетили сей город славный». | Царь, император | комбинир. | |
24 | Белгородчина – родина малая. | КМА, административное деление | Заочная экскурсия по городам Белгородчины | |
РАЗДЕЛ 4 «Природа Белгородчины и ее охрана» (10 часов) | ||||
25 | Дубы-долгожители. | Красная книга | комбинир. | |
26 | Живое ископаемое. | Меловая сосна, реликт | комбинир. | |
27 | Старожил поселка. | комбинир. | ||
28 | «Лес на Ворскле». | заповедник | заочная экскурсия | |
29 | Редкая птица. | комбинир. | ||
30 | Горные сосняки. | комбинир. | ||
31 | «Ямская степь» . Болото Моховое. | заочная экскурсия | ||
32 | Волчеягодник Софии. «Сниженные Альпы». | комбинир. | ||
33 | Животные Белгородчины и Красная книга. | Исчезающий вид | урок-путешествие | |
34 | Чем я могу помочь Белгородчине? | экология | урок-суд | |
35 | «Моя родная Белгородчина…» | Ранее изуч. материал | урок КВН |
ИСТОРИЯ СЕЛА КРАСНЫЙ ХУТОР И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА.
6 КЛАСС.
( 1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Дата По плану/ факт |
1 | Введение. Мое милое приграничное село. | Родина, малая Родина | вводный | |
РАЗДЕЛ 1 « Наше село в 19 веке» (9 часов) | ||||
2 | История создания села Красный Хутор. | Уезд, волость, однодворцы | Изучение нового материала | |
3 | История возникновения села, хутора и слободы Наумовка. | Село, хутор, слобода | комбинированный | |
4 | Категории крестьян Толоконской волости. | категория, барщина | комбинир., урок-путешествие | |
5 | Развитие сельского хозяйства, ремесла, домашних промыслов в Белгородском уезде. | Промысел, ремесло | комбинир. | |
6 | Выступления крестьян против помещиков. | восстание, бунт | комбинир. | |
7 | Отмена крепостного права на Белгородчине. | реформа | комбинир. | |
8 | Дворянские и крестьянские владения в Толоконской волости после реформы 1861 года. | общество | комбинир. | |
9 | Развитие сельского хозяйства в хуторе Красном и селе Наумовка. | воевода | комбинир. | |
10 | Строительство железной дороги Курск – Белгород – Азов. | комбинир. | ||
| РАЗДЕЛ «2 « Белгородский район и село Красный Хутор в 20 веке» ( 15 часов) |
|
| |
11 | Установление советской власти на территории Белгородского уезда. | восстание | комбинир. | |
12 | Гражданская война на территории Белгородчины. Создание 6 Повстанческого Корочанского полка. | гражданская война, повстанцы | комбинир., экскурсия в школьный музей | |
13 | Боевой путь 6 Повстанческого Корочанского полка. | Земляк, нейтралка | урок в школьном музее | |
14 | Развитие сельского хозяйства в Белгородском уезде в 1920 – 1930-е годы. Создание колхозов. | колхоз, совхоз, артель | комбинир. | |
15 | История улиц села Красный Хутор. |
| урок-путешествие по селу | |
16 | Начало Великой Отечественной войны. Оккупация Белгородчины. Жизнь в нашем селе во время оккупации. | оккупация, листовка, полицаи | комбинир. | |
17 | Создание партизанских отрядов и подпольных групп в Белгородском районе. | партизан, подполье, предатель | комбинир. | |
18 | Освобождение Белгородского района и нашего села от фашистских захватчиков. | фронт | урок-экскурсия в школьный музей | |
19 | «Вечно в памяти нашей!» ( о воинах, освобождавших наше село в годы ВО войны) | освободитель | урок Памяти | |
20 | Наши односельчане – ветераны Великой Отечественной войны. | ветеран | Встреча с ветеранами | |
21 | Восстановление разрушенного в селе. Голод 1947 года. | голод | комбинир. | |
22 | Женщины села, угнанные в Германию. | раб | комбиниров., встреча с женщинами | |
23 | Наше село в 1950 – 1970 годах. |
| комбинир. | |
24 | Наше село в 1980 – 1990 годах. | газификация | комбинир. | |
25 | История создания АОЗТ «Колос». | АОЗТ, аренда | Экскурсия в колхоз | |
| РАЗДЕЛ 3 « Развитие образования в селе Красный Хутор в 19 – 20 веках» ( 9 часов) |
|
| |
26 | Наумовское частное начальное народное училище Мандрыко Н.Н. | училище | комбинир. | |
27 | Народное образование в хуторе Красном во 2 половине 19 – начале 20 века. | комбинир. | ||
28 | Краснохуторская школа в 1913 – 1943 годах. |
| комбинир. | |
29 | Краснохуторская школа в 1943 – 1960 годах. | комбинир. | ||
30 | Строительство новой школы. Школа в 1961 – 1990 годы. | комбинир. | ||
31 | Создание музея Боевой и Трудовой Славы нашего села в школе. | музей | урок- экскурсия в музей | |
32 | Искусство и культура в нашем селе. | комбинир. | ||
33 | Настоящее и будущее нашей школы. | комбинир. | ||
34 | Песенный и игровой фольклор нашего села. Народные умельцы нашего села. | фольклор, умелец | комбинир. | |
35 | «А ты росло и становилось краше!...» | ранее изуч. материал | урок-аукцион, урок-игра «Счастливый случай». |
ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ.
7 КЛАСС.
( 1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Дата По плану/ факт |
1 | Введение. Археологические раскопки на территории Белгородской области. | археология | вводный | |
РАЗДЕЛ 1 « Белгородский край в далеком прошлом» (3 часа) | ||||
2 | Палеолит, мезолит и неолит на территории нашего края. Памятники бронзового века. | Палеолит, мезолит, неолит | Изучение нового материала | |
3 | Скифы. Территория нашего края в 1 тысячелетии нашей эры. Славяне. |
| комбинированный | |
4 | «Дикое поле». Необходимость защиты границ Российского государства от кочевых племен. |
| комбинир. | |
| РАЗДЕЛ 2 «Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках». ( 8 часов) |
|
| |
5 | Территория нашего края в 15 – начале 16 века. | вотчина | комбинир. | |
6 | Строительство первых городов на Белгородчине. |
| комбинир. | |
7 | Население Белгородчины в 16 – 17 веках. | служилые, казаки | комбинир. | |
8 | Строительство Белгородской оборонительной черты. | воевода | комбинир. | |
9 | Основные этапы развития Белгородской губернии. | губерния | комбинир. | |
10 | История средневекового Хотмыжска. |
|
| |
11 | Создание герба города Белгорода. | герб | комбинир. | |
12 | История Белгородского полка. |
| комбинир . | |
| РАЗДЕЛ 3 «Белгородский край в 19 – начале 20 века» ( 8 часов) |
|
| |
13 | Феодально-крепостническая система на территории нашего края в 18 – начале 19 века. |
| комбинир. | |
14 | Территория и население Белгородчины в 19 веке. | крепостничество | комбинир. | |
15 | Развитие сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесла. | промысел | комбинир. | |
16 | Отмена крепостного права. Итоги реформы на Белгородчине. | реформа | комбинир. | |
17 | Дворянское и крестьянское землевладение на Белгородчине после реформы. | имение | комбинир. | |
18 | Развитие земледелия и скотоводства в 19 веке. |
| комбинир. | |
19 | Социально-экономическое положение Белгородчины в начале 20 века – 1917 года. |
| комбинир. | |
20 | Крестьянские выступления на территории Белгородчины в 18 – начале 20 века.. | восстание, бунт | комбинир. | |
| РАЗДЕЛ 4 «Белгородский край в 1917 – 1990 годы». ( 6 часов) |
|
| |
21 | Белгородчина в годы Гражданской войны. | Гражданская война | Изучение нового материала | |
22 | Белгородский край в 1920 – 1930 годы. | колхоз | комбинир. | |
23 - 24 | Белгородский край в годы Великой Отечественной войны. |
| комбинир. | |
25 | Белгородчина в послевоенное время. |
| комбинир. | |
26 | Белгородчина на современном этапе. | область | заочная экскурсия | |
| РАЗДЕЛ 5 «Культурные традиции Белгородчины» ( 8 часов) |
| ||
27 | Календарные праздники и обряды. | обряд | изучение нового материала | |
28 | Старинный русский календарь | комбинир. | ||
29 | Семейные праздники и обряды. Игровой фольклор. | фольклор | комбинир. | |
30 | Нардное декоративно-прикладное искусство Белгородчины. |
| комбинир. | |
31 | Новоселье. | комбинир. | ||
32 | Похороны. | комбинир. | ||
33 | Особенности народной свадьбы на основе традиций Белгородской области. | традиция | комбинир. | |
34 | Песенное и поэтическое наследие Белгородской земли. | поэзия | комбинир. | |
35 | «История Белгородчины – часть истории России» | ранее изученный материал | урок-игра «Счастливый случай» |
КУЛЬТУРА БЕЛГОРОДЧИНЫ.
9 КЛАСС.
( 1 час в неделю, 35 часов)
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Дата По плану/ факт |
1 | Введение. Фольклор. Обряд. Обычаи. | обычаи, традиции | вводный | |
РАЗДЕЛ 1 « Культура Белгородчины в прошлом» (3 часа) | ||||
2 - 3 | Из истории духовной жизни русского народа. | Духовная жизнь | Изучение нового материала | |
4 | Скифы. Территория нашего края в 1 тысячелетии нашей эры. Славяне. |
| комбинированный | |
4 | «Дикое поле». Необходимость защиты границ Российского государства от кочевых племен. |
| комбинир. | |
| РАЗДЕЛ 2 «Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках». ( 8 часов) |
|
| |
5 | Территория нашего края в 15 – начале 16 века. | вотчина | комбинир. | |
6 | Строительство первых городов на Белгородчине. |
| комбинир. | |
7 | Население Белгородчины в 16 – 17 веках. | служилые, казаки | комбинир. | |
8 | Строительство Белгородской оборонительной черты. | воевода | комбинир. | |
9 | Основные этапы развития Белгородской губернии. | губерния | комбинир. | |
10 | История средневекового Хотмыжска. |
|
| |
11 | Создание герба города Белгорода. | герб | комбинир. | |
12 | История Белгородского полка. |
| комбинир . | |
| РАЗДЕЛ 3 «Белгородский край в 19 – начале 20 века» ( 8 часов) |
|
| |
13 | Феодально-крепостническая система на территории нашего края в 18 – начале 19 века. |
| комбинир. | |
14 | Территория и население Белгородчины в 19 веке. | крепостничество | комбинир. | |
15 | Развитие сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесла. | промысел | комбинир. | |
16 | Отмена крепостного права. Итоги реформы на Белгородчине. | реформа | комбинир. | |
17 | Дворянское и крестьянское землевладение на Белгородчине после реформы. | имение | комбинир. | |
18 | Развитие земледелия и скотоводства в 19 веке. |
| комбинир. | |
19 | Социально-экономическое положение Белгородчины в начале 20 века – 1917 года. |
| комбинир. | |
20 | Крестьянские выступления на территории Белгородчины в 18 – начале 20 века.. | восстание, бунт | комбинир. | |
| РАЗДЕЛ 4 «Белгородский край в 1917 – 1990 годы». ( 6 часов) |
|
| |
21 | Белгородчина в годы Гражданской войны. | Гражданская война | Изучение нового материала | |
22 | Белгородский край в 1920 – 1930 годы. | колхоз | комбинир. | |
23 - 24 | Белгородский край в годы Великой Отечественной войны. |
| комбинир. | |
25 | Белгородчина в послевоенное время. |
| комбинир. | |
26 | Белгородчина на современном этапе. | область | заочная экскурсия | |
| РАЗДЕЛ 5 «Культурные традиции Белгородчины» ( 8 часов) |
| ||
27 | Календарные праздники и обряды. | обряд | изучение нового материала | |
28 | Старинный русский календарь | комбинир. | ||
29 | Семейные праздники и обряды. Игровой фольклор. | фольклор | комбинир. | |
30 | Нардное декоративно-прикладное искусство Белгородчины. |
| комбинир. | |
31 | Новоселье. | комбинир. | ||
32 | Похороны. | комбинир. | ||
33 | Особенности народной свадьбы на основе традиций Белгородской области. | традиция | комбинир. | |
34 | Песенное и поэтическое наследие Белгородской земли. | поэзия | комбинир. | |
35 | «История Белгородчины – часть истории России» | ранее изученный материал | урок-игра «Счастливый случай» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России с древнейших времен до наших дней (в документах)
Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....
Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней ( тренажёр по подготовке к ЕГЭ).
Тренажёр по подготовке к ЕГЭ по истории для 11 класса на тему "Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней".Может быть использован для проработки заданий части В при подготовки к сда...
Рабочая программа курса "История Владимирского края с древнейших времен до наших дней ", 9 класс
Программа составлена в контексте ФГОС....
Статья. История развития логики с древних времен до наших дней.
Логика – это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Особую роль в ускорении ...
Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"
Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"...
Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов
Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...
Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов
Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...