Программа по истории Белгородчины с древнейших времен до наших дней
элективный курс по краеведению (5 класс) на тему

Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деятельность учащихся: сбор материала по темам, переписка с интересными людьми, просмотр дополнительной литературы, работа с Интернетом, краеведческая неделя ( 1 раз в год) , выступления на линейках перед учащимися, поисковая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_kursa.zip26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Краснохуторская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

        

ПРОГРАММА КУРСА

«ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДЧИНЫ ( С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ДО НАШИХ ДНЕЙ)

для 5 -  9 классов.

Учитель истории:

Курамшина Е.Б.

2002 год.

Пояснительная записка.

         Программа данного курса «История Белгородчины» является самостоятельной дисциплиной для учащихся 5-7 классов школы.

Составлена в 1994 году, в течение нескольких лет пересматривалась мною с точки зрения целесообразности отдельных тем и возрастных особенностей учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю, но предусмотрена большая внеурочная творческая деятельность учащихся: сбор материала по темам, переписка с интересными людьми, просмотр дополнительной литературы, работа с Интернетом, краеведческая неделя ( 1 раз в год) , выступления на линейках перед учащимися, поисковая работа.

        Данный курс был введен с целью воспитания у учащихся любви к родному краю, патриотизма, с целью возрождения народных традиций, фольклора, обрядов; учащиеся изучают историю своей страны, но в тоже время почти не знают истории своей Малой Родины – села, района, области, не знают истории своей семьи. Для этого и введен данный курс.

      В 5 классе учащиеся знакомятся с рассказами по истории Белгородчины. Программа включает в себя следующие разделы: «Мой край в далеком прошлом», «Белгородчина в 16 – 19 веках», Мой край в 20 веке», «Природа Белгородчины и ее охрана».

         В 6 классе учащиеся изучают историю села Красный Хутор и Белгородского района. Программа включает разделы «Наше село в 19 веке», «Белгородский район и село Красный Хутор в 20 веке», «Развитие народного образования в нашем селе в 19 – 20 веках».

         В 7 классе учащиеся изучают историю Белгородчины. Программа включает разделы: «Белгородский край в далеком прошлом», Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках», «Белгородский край в 19 – начале 20 века», Белгородчина в 1917 – 1990 годы», «Культурные традиции Белгородчины».

    Учащиеся 5 класса должны знать: отдельные эпизоды из истории Белгородчины, выдающихся людей, занятия населения в разное время, символы Белгородчины, охраняемые растения области.

     Должны уметь: работать с картой Белгородской области,  показывать на ней районы, крупные села и районные центры, реки, заповедники и другие знаменитые места области, объяснить смысл символов Белгородчины, определить по портретам выдающихся людей, по рисункам – охраняемые растения.

     Учащиеся 6 класса должны знать: историю возникновения села Красный Хутор, близлежащих сел, категории крестьян 19 века, фамилии крупных помещиков, административное деление 19 века, основные занятия и промыслы в уезде, историю гражданской войны в нашем районе, боевой путь Шестого Повстанческого Корочанского полка, события Великой Отечественной войны в нашем районе и особенно селе, фамилии воинов, освобождавших село в годы ВОвойны, ветеранов ВОвойны села Красный Хутор, фольклор села и района, гимн Белгородского района, старинные песни, игры, колядки, обряды села.

      Должны уметь: работать с картой  Белгородского района, провести экскурсию в школьном музее села Красный Хутор, правильно оформлять поисковый материал, показать обряды села, определять назначение предметов быта старины, провести старинную игру сельских ребят 19 -20 века.

      Учащиеся 7 класса должны знать:  особенности развития Белгородчины в древности, понятие «дикое поле», военную историю (особенности)  края в 16 – 17 веках, занятия населения в разное время, создание Белгородской оборонительной черты, Белгородской губернии, историю герба города Белгорода, историю Белгородского полка, сельские промыслы и ремесла 19 века, отмену крепостничества на Белгородчине, крупные выступления против помещиков, яркие события Белгородчины периода 1917 – 1999 годов, календарные праздники и обряды края, символику Белгородской области, семейные праздники и обряды, игровой фольклор, виды декоративно-прикладного искусства Белгородчины, знаменитых людей области, современных руководителей области, исторические памятники и места.  

        Должны уметь: работать с картой  Белгородской области, показывать на ней любой географический и исторический объект, сравнивать развитие нашего края в разное историческое время, давать правильную оценку тем или иным событиям, связывать события нашего края с событиями нашей страны в тот или иной период, показывать элементы обрядов и фольклора нашего края.

      Программу «История Белгородчины» можно использовать для ведения как традиционных форм урока, так и с использованием новых современных технологий. Необходимо иметь для ведения данного курса большой объем краеведческой литературы, архивные материалы, большой творческий потенциал учителя. Следует учесть, что почти весь наглядный материал: карты, схемы, таблицы и многое другое – изготавливается самим учителем не один год, а также нужно вести большую поисковую работу как учителю, так и учащимся.

    Результатом деятельности может стать создание музея в школе любой направленности.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ  БЕЛГОРОДЧИНЫ.

5 КЛАСС.

( 1 час в неделю, 35 часов)

 п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Дата

По плану/

факт

1

Введение. Мой край – родная Белгородчина.

Родина, малая Родина

вводный

РАЗДЕЛ 1 « МОЙ КРАЙ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ» (2 ЧАСА)

2

Заселение нашего края и занятия людей в древности.

Археология, родовая община

Изучение нового материала

 3

Религиозные верования наших предков.

Религия, тотем

комбинированный

РАЗДЕЛ 2 «Мой край в 16 – 19 веках» ( 15 часов)

4

Первые города Белгородчины.

Город, острог, крепость

комбинир., урок-путешествие

5

Население и его занятия в 16- 17 веках.

Служилые, крестьяне, сторожи

комбинир.

6

Предки Пушкина на Белгородчине.

воевода

комбинир.

7

Булавинцы на Кулаковом стане.

Восстание, бунт

комбинир.

8

Матрос с крейсера «Варяг»

крейсер

комбинир.

9

Валуйские воеводы Кутузовы.

воевода

комбинир.

10

Школа Градовского.

комбинир.

11

Ландмилицкие полки Белгородчины.

Однодворцы, ландмилиция

комбинир.

12

Актер М.С.Щепкин

крепостные

урок-экскурсия

13

Екатерина II и белгородка.

императрица

комбинир.

14

Колокола Белгородчины.

комбинир.

15

Белгородский железнодорожный узел.

железнодорожный узел

комбинир.

16

Добрый крестьянин.

Садоводство

комбинир.

17

Академик Любименко.

комбинир.

18

Жизнь и творчество М.Г.Эрденко.

комбинир.

РАЗДЕЛ 3 « Мой край в 20 веке» (6 часов)

19

Символы земли Белгородской.

Символ, герб, флаг

комбинир.

20

Первая Конная Армия.

Гражданская война.

урок-путешествие

21

Великая Отечественная война и Белгородчина.

Оккупация, фашисты

комбинир.

22

Наш земляк – Н.Ф. Ватутин.

Урок Памяти

23

«Посетили сей город славный».

Царь, император

комбинир.

24

Белгородчина – родина малая.

КМА, административное деление

Заочная экскурсия по городам Белгородчины

РАЗДЕЛ 4 «Природа Белгородчины и ее охрана» (10 часов)

25

Дубы-долгожители.

Красная книга

комбинир.

26

Живое ископаемое.

Меловая сосна, реликт

комбинир.

27

Старожил поселка.

комбинир.

28

«Лес на Ворскле».

заповедник

заочная экскурсия

29

Редкая птица.

комбинир.

30

Горные сосняки.

комбинир.

31

«Ямская степь» . Болото Моховое.

 заочная экскурсия

32

Волчеягодник Софии. «Сниженные Альпы».

комбинир.

33

Животные Белгородчины и Красная книга.

Исчезающий вид

 урок-путешествие

34

Чем я могу помочь Белгородчине?

экология

урок-суд

35

«Моя родная Белгородчина…»

Ранее изуч. материал

урок КВН

        ИСТОРИЯ СЕЛА КРАСНЫЙ ХУТОР И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА.

6 КЛАСС.

( 1 час в неделю, 35 часов)

 п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Дата

По плану/

факт

1

Введение. Мое милое приграничное село.

Родина, малая Родина

вводный

РАЗДЕЛ 1 « Наше село в 19 веке» (9 часов)

2

История создания села Красный Хутор.

Уезд, волость, однодворцы

Изучение нового материала

 3

История возникновения села, хутора и слободы Наумовка.

Село, хутор, слобода

комбинированный

4

Категории крестьян Толоконской волости.

категория, барщина

комбинир., урок-путешествие

5

Развитие сельского хозяйства, ремесла, домашних промыслов в Белгородском уезде.

Промысел, ремесло

комбинир.

6

Выступления крестьян против помещиков.

восстание, бунт

комбинир.

7

Отмена крепостного права на Белгородчине.

реформа

комбинир.

8

Дворянские и крестьянские владения в Толоконской волости после реформы 1861 года.

общество

комбинир.

9

Развитие сельского хозяйства в хуторе Красном и селе Наумовка.

воевода

комбинир.

10

Строительство железной дороги Курск – Белгород – Азов.

комбинир.

 

РАЗДЕЛ «2 « Белгородский район и село Красный Хутор в 20 веке» ( 15 часов)

 

 

11

Установление советской власти на территории Белгородского уезда.

восстание

комбинир.

12

Гражданская война на территории Белгородчины. Создание 6 Повстанческого Корочанского полка.

гражданская война, повстанцы

комбинир., экскурсия в школьный музей

13

Боевой путь 6 Повстанческого Корочанского полка.

Земляк, нейтралка

урок в школьном музее

14

Развитие сельского хозяйства в Белгородском уезде в 1920 – 1930-е годы. Создание колхозов.

колхоз, совхоз, артель

комбинир.

15

История улиц села Красный Хутор.

 

урок-путешествие по селу

16

Начало Великой Отечественной войны. Оккупация Белгородчины. Жизнь в нашем селе во время оккупации.

оккупация, листовка, полицаи

комбинир.

17

Создание партизанских отрядов и подпольных групп в Белгородском районе.

партизан, подполье, предатель

комбинир.

18

Освобождение Белгородского района и нашего села от фашистских захватчиков.

фронт

урок-экскурсия в школьный музей

19

«Вечно в памяти нашей!» ( о воинах, освобождавших наше село в годы ВО войны)

освободитель

урок Памяти

20

Наши односельчане – ветераны Великой Отечественной войны.

ветеран

Встреча с ветеранами

21

Восстановление разрушенного в селе. Голод 1947 года.

голод

комбинир.

22

Женщины села, угнанные в Германию.

раб

комбиниров., встреча с женщинами

23

Наше село в 1950 – 1970 годах.

 

комбинир.

24

Наше село в 1980 – 1990 годах.

газификация

комбинир.

25

История создания АОЗТ «Колос».

АОЗТ, аренда

Экскурсия в колхоз

 

РАЗДЕЛ 3 « Развитие  образования в селе Красный Хутор в 19 – 20 веках»

( 9 часов)

 

 

26

Наумовское частное начальное народное училище Мандрыко Н.Н.

училище

комбинир.

27

Народное образование в хуторе Красном во 2 половине 19 – начале 20 века.

комбинир.

28

Краснохуторская школа в 1913 – 1943 годах.

 

 комбинир.

29

Краснохуторская школа в 1943 – 1960 годах.

комбинир.

30

Строительство новой школы. Школа в 1961 – 1990 годы.

комбинир.

31

Создание музея Боевой и Трудовой Славы нашего села в школе.

музей

урок- экскурсия в музей

32

Искусство и культура в нашем селе.

комбинир.

33

Настоящее и будущее нашей школы.

  комбинир.

34

Песенный и игровой фольклор нашего села. Народные умельцы нашего села.

фольклор, умелец

 комбинир.

35

«А ты росло и становилось краше!...»

ранее изуч. материал

урок-аукцион, урок-игра «Счастливый случай».

        

        

        

ИСТОРИЯ   БЕЛГОРОДЧИНЫ.

7 КЛАСС.

( 1 час в неделю, 35 часов)

 п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Дата

По плану/

факт

1

Введение. Археологические раскопки на территории Белгородской области.

археология

вводный

РАЗДЕЛ 1 « Белгородский край в далеком прошлом» (3 часа)

2

Палеолит, мезолит и неолит на территории нашего края. Памятники бронзового века.

Палеолит, мезолит, неолит

Изучение нового материала

 3

Скифы. Территория нашего края в 1 тысячелетии нашей эры. Славяне.

 

комбинированный

4

«Дикое поле». Необходимость защиты границ Российского государства от кочевых племен.

 

комбинир.

 

РАЗДЕЛ 2 «Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках». ( 8 часов)

 

 

5

Территория нашего края в 15 – начале 16 века.

вотчина

комбинир.

6

Строительство первых городов на Белгородчине.

 

комбинир.

7

Население Белгородчины в 16 – 17 веках.

служилые, казаки

комбинир.

8

Строительство Белгородской оборонительной черты.

воевода

комбинир.

9

Основные этапы развития Белгородской губернии.

губерния

комбинир.

10

История средневекового Хотмыжска.  

 

 

11

Создание герба города Белгорода.

герб

комбинир.

12

История Белгородского полка.

 

комбинир .

 

РАЗДЕЛ 3 «Белгородский край в 19 – начале 20 века»

( 8 часов)

 

 

13

Феодально-крепостническая система на территории нашего края в 18 – начале 19 века.

 

комбинир.

14

Территория и население Белгородчины в 19 веке.

крепостничество

комбинир.

15

Развитие сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесла.

промысел

комбинир.

16

Отмена крепостного права. Итоги реформы на Белгородчине.

реформа

комбинир.

17

Дворянское и крестьянское землевладение на Белгородчине после реформы.

имение

комбинир.

18

Развитие земледелия и скотоводства в 19 веке.

 

 комбинир.

19

Социально-экономическое положение Белгородчины  в начале 20 века – 1917 года.

 

комбинир.

20

 Крестьянские выступления на территории Белгородчины в 18 – начале 20 века..

восстание, бунт

комбинир.

 

РАЗДЕЛ 4 «Белгородский край в 1917 – 1990 годы».

( 6 часов)

 

 

21

Белгородчина в годы Гражданской войны.

Гражданская война

Изучение нового материала

22

Белгородский край в 1920 – 1930 годы.

колхоз

комбинир.

23 - 24

Белгородский край в годы Великой Отечественной войны.

 

комбинир.

25

Белгородчина в послевоенное время.  

 

комбинир.

26

Белгородчина на современном этапе.

область

заочная экскурсия

 

РАЗДЕЛ 5 «Культурные традиции Белгородчины»

 ( 8 часов)

 

27

Календарные праздники и обряды.

обряд

 изучение нового материала

28

Старинный русский календарь

комбинир.

29

Семейные праздники и обряды. Игровой фольклор.

фольклор

комбинир.

30

Нардное декоративно-прикладное искусство Белгородчины.

 

 комбинир.

31

Новоселье.

комбинир.

32

Похороны.

  комбинир.

33

Особенности народной свадьбы на основе традиций Белгородской области.

традиция

 комбинир.

34

Песенное и поэтическое наследие Белгородской земли.

поэзия

 комбинир.

35

«История Белгородчины – часть истории России»

ранее изученный материал

урок-игра «Счастливый случай»

        

        

КУЛЬТУРА   БЕЛГОРОДЧИНЫ.

9 КЛАСС.

( 1 час в неделю, 35 часов)

 п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип урока

Дата

По плану/

факт

1

Введение. Фольклор. Обряд. Обычаи.

 обычаи, традиции

вводный

РАЗДЕЛ 1 « Культура Белгородчины в прошлом» (3 часа)

2 - 3

Из истории духовной жизни русского народа.

 Духовная жизнь

Изучение нового материала

 4

Скифы. Территория нашего края в 1 тысячелетии нашей эры. Славяне.

 

комбинированный

4

«Дикое поле». Необходимость защиты границ Российского государства от кочевых племен.

 

комбинир.

 

РАЗДЕЛ 2 «Белгородчина в истории России в 16 – 17 веках». ( 8 часов)

 

 

5

Территория нашего края в 15 – начале 16 века.

вотчина

комбинир.

6

Строительство первых городов на Белгородчине.

 

комбинир.

7

Население Белгородчины в 16 – 17 веках.

служилые, казаки

комбинир.

8

Строительство Белгородской оборонительной черты.

воевода

комбинир.

9

Основные этапы развития Белгородской губернии.

губерния

комбинир.

10

История средневекового Хотмыжска.  

 

 

11

Создание герба города Белгорода.

герб

комбинир.

12

История Белгородского полка.

 

комбинир .

 

РАЗДЕЛ 3 «Белгородский край в 19 – начале 20 века»

( 8 часов)

 

 

13

Феодально-крепостническая система на территории нашего края в 18 – начале 19 века.

 

комбинир.

14

Территория и население Белгородчины в 19 веке.

крепостничество

комбинир.

15

Развитие сельского хозяйства, домашних промыслов и ремесла.

промысел

комбинир.

16

Отмена крепостного права. Итоги реформы на Белгородчине.

реформа

комбинир.

17

Дворянское и крестьянское землевладение на Белгородчине после реформы.

имение

комбинир.

18

Развитие земледелия и скотоводства в 19 веке.

 

 комбинир.

19

Социально-экономическое положение Белгородчины  в начале 20 века – 1917 года.

 

комбинир.

20

 Крестьянские выступления на территории Белгородчины в 18 – начале 20 века..

восстание, бунт

комбинир.

 

РАЗДЕЛ 4 «Белгородский край в 1917 – 1990 годы».

( 6 часов)

 

 

21

Белгородчина в годы Гражданской войны.

Гражданская война

Изучение нового материала

22

Белгородский край в 1920 – 1930 годы.

колхоз

комбинир.

23 - 24

Белгородский край в годы Великой Отечественной войны.

 

комбинир.

25

Белгородчина в послевоенное время.  

 

комбинир.

26

Белгородчина на современном этапе.

область

заочная экскурсия

 

РАЗДЕЛ 5 «Культурные традиции Белгородчины»

 ( 8 часов)

 

27

Календарные праздники и обряды.

обряд

 изучение нового материала

28

Старинный русский календарь

комбинир.

29

Семейные праздники и обряды. Игровой фольклор.

фольклор

комбинир.

30

Нардное декоративно-прикладное искусство Белгородчины.

 

 комбинир.

31

Новоселье.

комбинир.

32

Похороны.

  комбинир.

33

Особенности народной свадьбы на основе традиций Белгородской области.

традиция

 комбинир.

34

Песенное и поэтическое наследие Белгородской земли.

поэзия

 комбинир.

35

«История Белгородчины – часть истории России»

ранее изученный материал

урок-игра «Счастливый случай»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России с древнейших времен до наших дней (в документах)

Программа дополнительного образования (факультатива, кружка, спецкурса) для учащихся 10-11 классов....

Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней ( тренажёр по подготовке к ЕГЭ).

Тренажёр по подготовке к ЕГЭ по истории для 11 класса на тему "Памятники архитектуры с древнейших времен до наших дней".Может быть использован для проработки заданий части В при подготовки к сда...

Статья. История развития логики с древних времен до наших дней.

Логика – это наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Особую роль в ускорении ...

Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"

Тест по теме " Все о происхождении вышивки с древних времен до наших дней"...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...

Рабочая программа по учебному предмету "История Тайшетского района с древнейших времен до наших дней" для обучающихся 11 классов

Данная программа и ее реализация соответствуют современным требованиям к историческому образованию школьников. Поэтому при составлении программы серьезное внимание уделялось выбору объектов познания, ...