Контрольные измерительные материалы по краеведению 6 класса "Школа юного краеведа"
тест по краеведению (6 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

         В методическом проекте представлены контрольные измерительные материалы  по  краеведению  6 класса «Школа юного краеведа». Содержание вопросов и заданий КИМ   составлены на основе программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.- Челябинск: АБРИС, 2008

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_6_klass_kraevedenie.docx233.79 КБ

Предварительный просмотр:

От составителя

В методическом проекте представлены контрольные измерительные материалы  по  краеведению 6 класса «Школа юного краеведа». Содержание вопросов и заданий КИМсоставлены на основе программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании Краеведение: программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области /Под общей редакцией канд. ист. наук В.М. Кузнецова.-Челябинск: АБРИС, 2008.-64 с. Предлагаемые контрольные измерительные материалы направлены на проверку  уровня усвоения основных знаний и умений по темам:                                                                                                                Тема 1. Школа юного краеведа;                                                                                    Тема 2. Геология и рельеф нашего края;                                                               Тема 4. Край рек и озерОсобенность содержание  предложенных материалов является преобладание в них заданий, направленных на проверку знаний и умений  по местному краеведческому материалу Варненского района, при этом в работе интегрируется и обобщается краеведческая информация всей Челябинской области.Контрольные измерительные материалы предусматривают проверку следующих умений и видов деятельности:

  • применять основные краеведческие понятия и термины;
  • объяснять значение официальной символики  своего муниципального района;
  • характеризовать основные этапы и ключевые события истории Южного Урала, своей местности;
  • устанавливать причины изменения природной среды Южного Урала в результате деятельности человека;
  • определять границы района, географическое положение по отношению к соседним территориями;
  • описывать достопримечательности своей местности;
  • анализировать информацию, высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях своей местности, родного края

Содержание контрольных измерительных материалов состоит из трех частей. Часть 1 (базовый уровень) состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5 предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 (повышенный уровень) включает два задания на соответствие и работу с текстом.Часть 3.(высокий уровень сложности задания) содержит задания с развернутым ответом.                                                                                                                  К каждой теме предлагается  2 варианта контрольных работ. Ответы на задания                                                                                                       и система оценивания приводятся в конце каждой темы контрольной работы. Время выполнения работы 30 минут.

Контрольная работа                                                                                                                         Тема 1. Школа юного краеведа                                                                                Вариант 1

Часть 1состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5 предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.                                                                                                             А 1. Определите положение Варненского района на территории Челябинской области:                                                                                                                                       1. Центральное                                                                                                                                     2. Окраинное                                                                                                                                    3. Приграничное                                                                                                                                        А 2.Село Варна- районный центр первоначально являлся сторожевым пунктом оренбургских казаков, который был основан в:                                                                                     1. 1828 г.                                                                                                                                               2. 1843 г.                                                                                                                                          3. 1926 г.                                                                                                                                        А 3.Главной фигурой герба Варненского района является:                                                                  1. Золотое кольцо из колосьев                                                                                                   2. Золотой орел                                                                                                                          3. Башня Кесене                                                                                                                                       А 4.Самое северное поселение Варненского района:                                                1.Село Городище                                                                                                                2.Село Николаевка                                                                                                                           3. Село Лейпциг                                                                                                                                                 А 5.Варненский район распологается:                                                                                     1. В Азии                                                                                                                                       2. В Европе                                                                                                                                  3. В двух частях света: Азия и Европа

Часть 2 включает два задания. При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.                                                                                                       В 1.Уральской Варне  посвещены рассказы, повести, исторические книги известных писателей, журналистов, историков-краеведов. Установите соответствие между людьми и их деятельностью.Впишите  в таблицу цифры соответствующих ответов.Интересы и направления деятельности:                                                                                                         1. Автор книг  «Уральская Варна», «Варна  сковзь призму времени», в которых раскрывает основные этапы развития Варненского района, историю оренбургского казачества                                                                                                        2.Автор - составитель учебных, справочно – информационных и картографических пособий « Варненский район. Тетрадь юного краеведа», «Контурные карты. Варненский район»                                                                                         3. Автор исторических очерков «Кесене-Привет Уралу от Востока», «Родная старина»,  так же интересных заметко природе степной Варны «От Тогузака до Тогузака»                                                                                                                                            

А) Гитис Михаил Самуилович

Б) Фонотов Михаил Саввич

В)Кобзов Владимир Серафимов  

В 2.Вставьте в текст «Описание герба» пропущенные слова, имена из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Описание герба Герб Варненского района Челябинской области имеет следующее описание. «В Зеленом ............ золотое кольцо, составленное из колосьев, обращённых ………, заполненное пурпуром, внутри которого- золотые открытые ……… с просветом того же металла и островерхой ………. Поверх нижнего края кольца на возникающем золотом …….. - обернувшийся со сложенными крыльями золотой орел»                                                                         Перечень слов:                                                                                                                              1. Камень                                                                                                                                     2. Постамент                                                                                                                                   3. От центра                                                                                                                                  4.Мечеть                                                                                                                                   5.К центру                                                                                                                                   6.Лес                                                                                                                                         7.Ворота                                                                                                                                          8. Окна                                                                                                                                      9.Поле                                                                                                                                                  10. Башня

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.                                        С1. Прочитайте текст «Академическая экспедиция 1768-1774»                                              Отряд под руководством П.С. Палласа  с мая по август 1770 года  исследовали территорию Восточного и Южного Зауралья.  По ходу маршрутов было открыто и описано большое количество минералов, растений, птиц, насекомых и других животных. В августе экспедиция посетила Башню Кесене. На степных просторах варненской земли экспедиция обнаружила редкое насекомое –дыбку степную. Участники  экспедиции регистрировали температуру и давление воздуха, время вскрытия рек, сроки прилета птиц, цветения растений, и т.п.                  Используя содержание текста, ответьте  на вопросы и задания:                                           1. Определите цель экспедиции?                                                                                           2. Какие методы использовали ученые  в своей работе?                                                              3.В чем уникальность насекомого, которое экспедиция обнаружилав степях варненской земли?

Контрольная работа                                                                                                                         Тема 1. Школа юного краеведа                                                                               Вариант 2

Часть 1состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5 предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.                                                                                                                     А 1. Определите положение Варненского района на территории Челябинской области:                                                                                                                                       1. Северо-восточное                                                                                                                              2. Юго-восточное                                                                                                                                   3. Юго-западное                                                                                                                            А 2.Сельские поселения Варна, Бородиновка, Кулевчи, Лейпциг объединяет то, что они:                                                                                                                     1.Расположены на притоках реки Тогузак                                                                                        2. Расположены на притоках реки Аят                                                                                             3. Были основаны как «номерные поселения» Новолинейного района                                          А 3. Автор идеи герба Варнеского района:                                           1.ГерасименкоАлександр Иванович                                                                                                   2. Столповских Алексндр Тимофеевич                                                                                                                           3. Крысальная Наталья Николаевна                                                                                            А 4.Самое южное поселение Варненского района:                                                1.Село Городище                                                                                                                2.Поселок Солнце                                                                                                                       3. Село Николаевка                                                                                                                      А 5.Самая протженная граници Варненского района - это граница с:                                 1. Государством Казахстан                                                                                                          2. Карталинским районом                                                                                                                      3. Чесменским районом

Часть 2включает два задания.При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.                                                                      В 1.Уральская  Варна родина  известных политиков, писателей, спортсменов.Установите соответствие между людьми  и их деятельностью.Впишите  в таблицу цифры соответствующих ответов.        Интересы и направления деятельности:                                                                                                         1. Чрезвычайный и полномочный посол во Вьетнаме, Китае. Перед началом своей политической карьеры работал учителем  начальных классов на хуторе Дружном, Лейпцигского сельского Совета, Варненского района и заочно учиться в Педагогическом институте. В 1948 году окончил в Высшую  дипломатическую школу. Награжден вьетнамским орденом «Труд» первой степени, Лаосским орденом Освобождения, медалями Польской,  Монгольской народных республик                                                                                                                                2. Автор  рассказов   «Не те времена», «Ради скуки», «В темноте», «Пепел». Его пьесы «Партбилет» и «Стройфронт»воплотившей образы первостроителей Магнитки были поставлены на сцене Московского театра Революции
3. Чемпион области по гиревому спорту. Работал тренером в Детской спортивной школе села Варны, которая сейчас носит его имя. Среди его воспитанников мастер спорта СССР, призёр первенства Европы среди молодёжи Г. Г. Гусев.

А) ЗавалишинАлександр Иванович

Б) Ловчиков Николай Васильевич

В)Щербаков Илья Сергеевич

В 2.Вставьте в текст «Малая родина» пропущенные слова, словосочетания, значения  из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Малая родина Степная Варна одно из красивейших мест ……….. Территория  района располагается в ……. направлении. Расстояние от районного центра Варна до города  Челябинска………… километров. Самая ……… точка– изгиб река Сухой, по которой проходит государственная граница. По территории района проходит железная дорога,  через которую осуществляется  связь с ……….. и Карталинским районом.                                                                        Перечень слов, словосочетаний, значений:                                                                                                                                 1. Широтное                                                                                                                                       2. 217                                                                                                                             3. Предуралье                                                                                                                                                                                                                                                                                  4.Южная                                                                                                                                   5. Меридиональное                                                                                                                                   6.370                                                                                                                                                                                                                                                                  7. Восточная                                                                                                                                          8. Чесменский район                                                                                                                                    9.Зауралье                                                                                                                                                    10. Казахстан

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.                                   С1. Прочитайте текст «Топонимы варненских степей»

Топонимы варненских степей                                                                                                                              В 1915 году по варненским степям началась прокладка железной дороги от Троицка  к  Карталам. Строители называли станции поближайшим топонимам-Тумак, Арчаглы. Железнодорожную станцию в Варне назвали в честь грозного Тамерлана, с именем которого связанны легенды вокруг Башни Кесене.               Используя содержание текста, ответьте на вопросы и задания:                                               1. Что изучает наука топонимика? 2. Что означает  башкирское слово «арча»? 3.Укажите какойпризнак лежат в основе  образования топонима Кесене?

Система оценивания контрольной работы

  Тема 1. Школа юного краеведа                                                                                       Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А5  выставляется 1 балл.

I вариант

II вариант

Код

Правильный ответ

Количество баллов

Код

Правильный ответ

Количество баллов

А1

3

1

А1

2

1

А2

2

1

А2

3

1

А3

1

1

А3

2

1

А4

3

1

А4

1

1

А5

1

1

А5

1

1

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1 по 2 балла.

I вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

2

3

1

Количество баллов

2

2

2


II вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

2

3

1

Количество баллов

2

2

2

За верный ответы на задания В 2 выставляется по 1 баллу.

I вариант

Код В2

9

3

7

10

2

Количество баллов

5

II вариант

Код В2

9

1

2

4

10

Количество баллов

5

Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и

правильности ответа

I вариант

II вариант

Основное содержание ответов

количество баллов

Основное содержание ответов

количество баллов

1) Изучить растительный и животный мир сезонные изменения в живой и неживой природе                                    2) Наблюдение, описание, измерение                       3)Дыбкастепная – самый большой кузнечик, редкое насекомое, внесено в Красную книгу России и Южного Урала

2

2

2

1)Топонимика- наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение2) Можжевельник                  3)Принадлежность народу, их культуре, у башкир так называется памятники типа мавзолея

1

2

2


Итоговая оценка  за контрольную работу выставляется в соответствии со следующей шкалой перевода

Суммарный балл за выполнение работы

% выполнения

Оценка по

пятибалльной шкале

0-6

0-35

«2»

7-10

40-55

«3»

11-13

60-75

«4»

14-17

80-100

«5»

Контрольная работа                                                                                                             Тема 2. Геология и рельеф нашего края                                                              Вариант I

Часть 1 состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.                                                                                                                                  А1. Большая часть территории Варненского района располагается в тектонической зоне:                                                                                                             1. Восточно-Уральской зоне прогибов и поднятий                                                                     2. Восточно-Уральского прогиба                                                                                               3.Зауральского поднятия                                                                                                                                                         А2.  В долине рекиНижний Тогузак обнаружены скальные  выходы граптолитов, это указывает на то, что:                                                                              1. На данной территории происходит медленное поднятие новых горных цепей                                                       2. Территория располагается в зоне тектонических разломов и трещин                                                                                                              3. На  этой территории в прошлом было море                                                                                                            А3. Образование оврагов в степной является результатом деятельности:                                      1. Воды                                                                                                                                      2.Ветра                                                                                                                                          3. Человека                                                                                                                              А4.Рудное месторождение на территорииВарненского района находится под сорокаметровой  толщей  горных пород: песка, глины, суглинка, известняка. Какое происхождение имеют эти горные породы?                                                           1. Магматическое                                                                                                                     2. Осадочное                                                                                                 3.МетаморфическоеА.5В каком районе Челябинской области находится памятник природы, имеющий такое же имя как   памятник природы «Белый камень» Варненского района?                                                                                                             1. В Агаповском  районе                                                                                                                        2. В Брединскомрайоне                                                                                                                        3. В Кизильскомрайоне

Часть 2включает два задания.При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.                                                                   В1.В речных системах Варненского района  встречаются скальные обнажения. Это настоящие шедевры природы. Многие из них являются памятниками природы  районного значения. Установите  соответсвие  мужду реками и их «недвижимой собственностью». Ответы запишите в таблицу                                                                                                   1. Круглый камень                                                                                                                          2. Белая гора                                                                                                                 3. Соколова гора                    

А) На слиянии двух рек Арчаглы-Аят и Караталы-Аят

Б) Река Средний Тогузак

В) Река Арчаглы-Аят

В2. Вставьте в текст «Происхождение и геологическое строение Уральских гор» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.                                                                                  

Происхождение и геологическое строение Уральских гор                                                       В прошлом на месте современного Урала было ………  . Ученые считаю, что под боковым давлением платформ  Русской и ………. породы смялись и поднялись из недр земной коры. Прорывая ………. породы известняки и песчаники, из земных  глубин на поверхность хлынула  лава. Прошли сотни миллионов лет. Урал активно разрушался от деятельности ……... и воды. В ………..  эре в четвертичный период на помолодевший Урал опустилась великая зима.  Перечень слов:                                                                                                                             1.Льды                                                                                                                                             2. Кайнозойская                                                                                                                         3. Магматические                                                                                                                                   4. Сибирская                                                                                                                                 5. Море                                                                                                                                      6. Осадочные                                                                                                                              7. Индийская                                                                                                                                  8. Ветер                                                                                                                                     9. Палеозойская                                                                                                                        10. Сибирская  

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.             С1. Прочитайте отрывок из заметки Михаила Фонотова  «От Тогузака до Тогузака»                                                                                                                               «…скалы на берегу Тогузака километрах в шести от Алексеевки. Скалы, украшенные березами, спускались к реке. Отдельные камни лежали у воды и даже в воде. Место – глаз не оторвать: камни, вода, высота, ветер, простор. Напротив горы Красивой – еще одна скала. Ее называют Белый камень. Камень, правда, не очень белый или, может быть, совсем не белый, но заметный…»          Используя содержание текста, ответьте  на вопросы и задания: 1. Как появились скалы в степной равнине? 2.Что является причиной обрушения скал? 3. Определите статус памятника природы «Белый камень»

Контрольная работа                                                                                                              Тема 2. Геология и рельеф нашего края                                                         ВариантII

C:\Users\User\Desktop\Лариса\ГОК Михеевский\DSC09395.JPGЧасть 1 состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5предлагается  3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.                                                                                                                                 А1.Около 90% площади Варненского района перекрыта породами:                                      1. Мезо-кайнозойского возраста                                                                                             2. Палеозойского возраста                                                                                                        3. Мезозойского возраста                                                                                                     А2. В настоящее время «тектоническая перестройка» территории Варненского района характеризуется:                                                                                                         1. Медленными поднятиями                                                                                                     2.Медленными опусканиями                                                                                                             3. Медленными поднятиями и опусканиями отдельных районов                                                       А3.В результате хозяйственной деятельности человека возникаютновые формы рельефа. Одна из них,  результат работы Михеевскогогорно-обогатительного комбината представлена на фото. Назовите эту форму рельефа.                                                                                                                                     1. Котловина                                                                                                                 2. Карьер                                                                                                                       3.Террикон                                                                                                                                  А4.На Михеевском горно-обогатительном комбинате ведется добыча:                                  1. Меди                                                                       2. Железа                                                                                                                                    3. Бокситов                                                                                                                                А5.Общий уклон рельефа Варненского района:                                                                      1. На запад                                                                                                                                    2. На восток                                                                                                                             3. На  юг                                                                                                                              

Часть 2включает два задания.При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.В1. В речных системах Варненского района  встречаются скальные обнажения. Это настоящие шедевры природы. Многие из них являются памятниками природы  районного значения. Установите  соответсвие  мужду реками и их «недвижимой собственностью». Ответы запишите в таблицу                                                                                                   1. Скальные выходы метаморфических пород с ископаемой палеофауной и флорой2. Шумный брод                                                                                                                 3. Белый камень

А)Река Нижний Тогузак

Б) Река Тогузак

В) Река Тогузак

В.2Вставьте в текст пропущенные слова или словосочетания из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.Рельеф района - это   …………   равнина, высота которой  от двухсот  до……….метров  над уровнем моря. Наиболее высокая часть района  - ………. Самая высокая точка района находится недалеко от сельского поселения ………. . Самая низинная  точка располагается  в долине реки ………. на границе с государством Казахстан.                                                                          Перечень слов и словосочетаний:                                                                                                                            1. Низменная                                                                                                                                2. Пятьсот                                                                                                                                   3. Река  Тогузак                                                                                                                         4. Возвышенная                                                                                                                                5. Четыреста                                                                                                                                  6. Сельское поселение Красная Заря                                                                                          7. Восточная                                                                                                                                8. Река  Аят                                                                                                                                        9. Сельское поселение Новый Урал                                                                                            10. Западная

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.С1.  Прочитайте отрывок из статьи Юлии Прудниковой  «Михеевский ГОК»  «…любое предприятие оказывает вредное воздействие на природу. Необходимо уменьшить это воздействие. Для этого ГОК будет создаваться на новых современных технологиях. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, подверженной наибольшему воздействию, составит 1 км. Основное загрязнение будет наблюдаться при выбросахпосле взрывов. Но и здесь, жилая зона не попадает в зону воздействия выбросов. Также проектируемые работы не повлияют на качество подземных и поверхностных вод. Созданное для нужд предприятия водохранилище — многолетнего регулирования. Сбросы сточных вод на рельеф местности, в поверхностные водные объекты и подземные горизонты не будут производиться. Комбинат будет использовать оборотный цикл водоснабжения и все стоки будут возвращаться в процессе производства для рационального использования водных ресурсов.Плодородный слой почвы также будет снят и складирован, для последующей рекультивации местности»

Используя содержание текста, ответьте  на вопросы: 1. Какие меры приняты комбинатом для уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду? Какая деятельность комбината является основным источником загрязнения окружающей среды? Какие меры принимает по сбережению почвенных ресурсов?

Система оценивания контрольной работы

  Тема 2. Геология и рельеф нашего края                                                                                                                        Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А5  выставляется 1 балл.

I вариант

II вариант

Код

Правильный ответ

Количество баллов

Код

Правильный ответ

Количество баллов

А1

3

1

А1

1

1

А2

3

1

А2

3

1

А3

1

1

А3

2

1

А4

2

1

А4

1

1

А5

1

1

А5

2

1

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1 по 2 балла.

I вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

3

2

1

Количество баллов

2

2

2


II вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

1

3

2

Количество баллов

2

2

2

За верный ответы на задания В 2 выставляется по 1 баллу.

I вариант

Код В2

5

4

6

1

2

Количество баллов

5

II вариант

Код В2

4

5

10

6

8

Количество баллов

5

Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и

правильности ответа

I вариант

II вариант

Основное содержание ответов

количество баллов

Основное содержание ответов

количество баллов

1)Скалы –это остатки разрушенных гор Южного Урала.                   2)Ветер, вода, растения.                       3)«Белый камень» –это геологический памятник природы  регионального значения.

2

2

1

1)ГОК будет создаваться на новых современных технологиях;санитарно-защитная зона составит 1 км; построено собственное  водохранилище; сбросы сточных вод не будут производиться.                 2)Взрывные работы.                       3)Плодородный слой почвы также будет снят и складирован, для последующей рекультивации местности.

3

1

1


Итоговая оценка  за контрольную работу выставляется в соответствии со следующей шкалой перевода

Суммарный балл за выполнение работы

% выполнения

Оценка по

пятибалльной шкале

0-4

0-35

«2»

5-8

40-55

«3»

9-12

60-75

«4»

13-16

80-100

«5»

Контрольная работа Тема 4. Край рек и озерВариант I

Часть 1состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.А 1.Варненская степь –речная. Реки  пересекают район с запада на восток и принадлежат бассейну реки:                                      1.Урал                                                                                                                   2.Тобол                                                                                                                                     3.Кама                                                                                                                                                        А 2.Какой тип питания характерен для рек степной зоны:                                         1.Снеговое                                                                                                                     2.Дождевое                                                                                                                          3. ПодземноеА3.В Варненской степи проживает много разных народов  и на языке каждого народа «река» звучит по- своему: у казахов река (родник) - это «булак», на мордовском языке - «лей», а как звучит река  на башкирском языке?                                                                  1. Куль 2. Елга3. КускенА4.На востоке от села Варны находятся  болота, где в теплое время года обитает большое количество водоплавающих птиц. Какова причина заболачивания территории?                                                                                                    1. Зарастание озер                                                                                                                     2. Скопление в низинах дождевых вод                                                                                      3. Обильные выходы грунтовых водА 5.Варненские степи не богаты озерами. Скрываются озера в камышовых зарослях или  березовых колках. Котловины этих озер просадочного происхождения, это объясняется:                                                                                                  1. Тектоническими разломами2. Возникновением  карстовых воронок и провалов                                                                 3. Вымыванием рыхлых пород грунтовыми водами и оседанием грунта

Часть 2включает два задания.При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.В1. На ряду с известными учеными Челябинской области,  свой вклад в изучении водных объектов приносят простые жители нашего края.Установите соответствие между людми их интересами и направлениями деятельности в области гидрологии, гидрографии, краеведения.Интересы и направления деятельности:                                                                                                         1. Топонимика рек и родников; роль реки в жизни людей; фольклор родного края2. Физико-географические особенности озер Южного Урала и их хозяйственное использование;эволюция озерных экосистем Южного Урала; водные ресурсы Урала и их экологическое состояние3. Озера, реки и грунтовые водыИльменского заповедника; источники водоснабжения Челябинского промышленного узла в бассейне реки Миасс;  испарением водной поверхности в естественных природных условиях.

Впишите  в таблицу цифры соответствующих ответов.

А) Андреева Мария Андреевна

Б) Жариков Сергей Сергеевич

В) РекуноваМадинаГалиуловна

В2.Вставьте в тексте «Долина реки Тогузак» пропущенные слова или словосочетания из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

                                              Долина реки Тогузак                                                Удивительный по красоте природный ландшафт  долины реки Тогузак расположен на ………. Варненского района.  Недалеко за   казачьим селом ………. встречаются  русла двух рек  Верхний Тогузак и Средний Тогузак. Отсюда, приняв свои истоки, река меняет название на Тогузак и несёт свои воды на территорию ……….  .В долине реки    располагаются памятники природы Челябинской области – это ……….  памятник «Шумный брод» и ………. памятник «Белый камень»Перечень слов и словосочетаний:                                                                                                                         1. Геоморфологический2.Юго-восток                                                                                                                                3.Гидрологический                                                                                                                          4.Башкортостан                                                                                                                          5. Алексеевка                                                                                                                            6.Бородиновка                                                                                                                           7.Казахстана.                                                                                                                          8. Ботанический                                                                                                                  9.Северо-восток                                                                                                                        10. Геологический

Часть 3включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.

С1.По оценке комитета экологии администрации Варенского района ежегодно в реку Нижний Тогузак сбрасывается 120 тыс. куб  метров стоков. Назовите источники  загрязнения  реки Нижний Тогузак. Какой вред рекам наносятнасыпные плотины? Загрязнение реки приводит к исчезновение редких растени. Какие краснокнижные виды водных растений Челябинской области встречаются в экосистеме реки Нижний Тогузак?

Контрольная работа  Тема 4. Край рек и озер            

   Вариант II

Часть 1 состоит из 5 заданий. К каждому из заданий А1-А5предлагается 3 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.                                                                                                                    А 1. Степная река Тогузак несет свои воды на территорию Казахстана и  являются:                                                                                                                                   1. Левым  притоком  реки Уй:                                                                                                        2. Правым притоками реки Уй                                                                                                     3. Правым притоком реки Тобол                                                                                                 А 2.Как правило, самый высокий уровень воды в реках  Тогузак и  Аят  наблюдается:                                                                                                                                           1. Весной                                                                                                                         2. Летом                                                                                                                          3. Осенью                                                                                                                                   А3.Названия степных озер Акман и Алакамыс отражают их отличительные признаках  по:                                                                                                                              1. Глубине2. Вкусу воды                                                                                                                                  3. Цвету вод                                                                                                                 А4.Назовите  основную причину  исчезновения малых озер на территории степной Варны?                                                                                                                              1. Сплошная распашка прибрежных земель                                                                                                                     2. Недостаточное увлажнение  степной зоне                                                                                      3. Зарастание озер                                                                                                                    А5. Озера нашего края  являются любимимы  местами отдыха варненцев. Кроме отдых озера главным образом используются:                                                                                                               1. В малых рыболовных хозяйствах                                                                             2. В водоснабжении земледельчнских хозяйств                                                                         3. В водоснабжении населенных пунктов                                                                            

Часть 2включает два задания.При выполнении задания В1установите соответствие и запишите их в таблицу.                                                                   В1. В первой половине XIX в. началось заселение Новолинейного района.  Первое время посёлки числились под номерами, но к концу 1843 года при оренбургском генерал-губернаторе В. А. Обручевым  вышло положение, которое предписывало всем новым казачьим поселениям присвоить названия в память о событиях из военной истории страны, военных сражениях, в которых оренбургское казачество принимало активное участие.                                 Установите соответствие между населенными пунктами  и их геогрфическом положенни в речной системе Тогузака.

Впишите  в таблицу цифрысоответствующих ответов.                                                                                                    1. Алексеевка                                                                                                                               2. Бородиновка   - Пост № 26                                                                                                              3. Варна - Пост № 30                                                              

А) Река Верхний Тогузак

Б) В месте слияния  двух рекВерхний Тогузак и Средний Тогузак

В) Река Нижний Тогузак

В2.Вставьте в текст «Степные озера» пропущенные слова или словосочетания из предложенного перечня, используя для  этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.  

Степные озера

Степные озера находятся в засушливых районах на ……….Челябинской области.Характерная особенность озер-незначительные размеры котловин, средние глубины ……… метра. Зимой озера …….., чем в других районах.Большая часть озер характеризуется ………. минерализацией.  Озера зарастают жесткой растительностью и превращаются в болота. Донные отложения представлены………… .

Перечень слов и словосочетаний:                                                                                                                        1. Минеральный ил                                                                                                                                 2. Низкая3. Юго-запад   4. Один, два метра5. Холоднее6.Органические отложения                                                                                                                            7. Юго-восток                                                                                                        8.Три, четыре метра 9. Высокая10. Теплее

Часть 3 включает 1 задание с развернутым ответом. Это задание требует полного ответа на поставленные вопросы в виде связанного рассказа.                    

С1.Памятник природы «Шумный брод» находится в долине реки Тогузак. Вокруг   степные просторы, и только на крутых каменных склонах правого берег реки растут белоствольные красавицы березы. К сожалению, там часто случаются пожары по вене человека. Стволы берез обгорают и деревья гибнут. Какова гидрологическая роль леса? Каким образом гибель деревьев может повлиять на гидрологический режим реки? Какие редкие растения и насекомые встречаются на этой территории?  

Система оценивания контрольной работы Теме 2. Край рек и озер                           Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А5  выставляется 1 балл.

I вариант

II вариант

Код

Правильный ответ

Количество баллов

Код

Правильный ответ

Количество баллов

А1

2

1

А1

2

1

А2

1

1

А2

1

1

А3

2

1

А3

3

1

А4

1

1

А4

3

1

А5

3

1

А5

1

1

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1 по 2 балла.

I вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

2

3

1

Количество баллов

2

2

2


II вариант

Код В1

А

Б

В

Правильный ответ

2

1

3

Количество баллов

2

2

2

За верный ответы на задания В2 выставляется по 1 баллу.

I вариант

Код В2

9

5

7

3

1

Количество баллов

5

II вариант

Код В2

7

4

5

9

1

Количество баллов

5

Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и

правильности ответа

I вариант

II вариант

Основное содержание ответов

количество баллов

Основное содержание ответов

количество баллов

1)Источники загрязнения р. Нижний Тогузак: хозяйственно-бытовые сточные воды, выпас скота, свалки твердых бытовых отходов.                    2)Насыпные плотины засоряют русла рек.                         3) Редкие водные растения:кубышка малая, кувшинка белая

2

1

2

1)Деревья регулирует водный баланс.                                2)Гибель деревьев  приведет к разрушению берегов, загрязнению воды, засорению русла, ускорится процесс испарения воды, что приведет  к высыханию русла и гибели реки.

3) Можжевельник казацкий, хвойник, дыбка степная, блестящая красотка, махаон

1

2

2


Итоговая оценка  за контрольную работу выставляется в соответствии со следующей шкалой перевода

Суммарный балл за выполнение работы

% выполнения

Оценка по

пятибалльной шкале

0-4

0-35

«2»

5-8

40-55

«3»

9-12

60-75

«4»

13-16

80-100

«5»

Список использованных источников и литературыСправочные издания:

  1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2006.-112 с.
  2. Краткий геологический словарь для школьников/Г.И. Немкова.-М.: Недра, 1989.-176 с.Специальная литература:
  3. Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.-320 с.
  4. Андреева, М.А. Озера Среднего и Южного Урала / М.А. Андреева. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1973.-88 с.
  5. Калишев, В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала / В.Б. Калишев. - Челябинск,1998.- 272 с.
  6. Корецкая, Т.Л. Земля уральская. Энциклопедия для детей. – Челябинск:Юж.-Урал. кн. изд., 2004.-128 с.
  7. Левит, А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование: учеб.пособие/А. Левит.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 2005.-246  с.
  8. Моисеев, А.П., Драгунов, А.В. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис..- Челябинск: АБРИС,2006.-224 с.
  9. Таранина, Т. И., Зейферт, А.А. Недра Челябинской области:Учебное пособие для учителей географии и краеведения/Т.И. Таранина, А.А. Зейферт. - Челябинск: АБРИС, 2009.-112 с.
  10. Фонотов, М.С. В поисках Рифея: книга для чтения. Ч.II/Михаил Фонотов.-Челябинск: Взгляд, 2008.-199 с.
  11. Шувалов, Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области / Н.И. Шувалов. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1989.- 160 с.
  12. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: учебник для основной школы / В.В.Дерягин, М.С. Гитис.  - Челябинск: АБРИС,2009
  13. Краеведение. Челябинская область. 7кл.: учебник для основной школы./ под ред. Г.С. Шкребня.- Челябинск: АБРИС,2009.-144 с.
  14.  Литературное краеведение. Челябинская область:учеб.пособие/ под редакцией проф. В.А. Михнюкевича.- Челябинск: АБРИС,2006.-112 с.

Наглядные пособия:

  1. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: АБРИС, 2012
  2. Челябинская область. Туристические ресурсы.Тематическая карта: Учебное пособие. - Челябинск: АБРИС, 2012.
  3. Познай свой край. Варненский район. Тетрадь юного краеведа. - Челябинск: АБРИС, 2008.-32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

программа работы кружка "Юный краевед"

Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей  становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...

Программа кружка "Юные краеведы"

Программа кружка "Юные краеведы"...

программа кружка "Юный краевед"

программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет...

Программа кружка "Юный краевед"

Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.2.Привет...

Контрольно -измерительные материалы в процессе Юный эколог

Контрольно -измерительные материалы в процессе Юный эколог...