"Декабристы на Кубани"
план-конспект урока по краеведению (10 класс) по теме
- создать условия для нравственного воспитания учащихся на примере просветительской деятельности декабристов на Кубани, формирование представления о роли декабристов в истории Кубани, развитие познавательного интереса к истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabristy_na_kubani_0.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Декабристы на Кубани»
Класс: 10
Учебник: В.Н.Ратушняк «История Кубани с древнейших времен до конца XIXв.: учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. «Краснодар,2000г.
Цель:
- создать условия для нравственного воспитания учащихся на примере просветительской деятельности декабристов на Кубани, формирование представления о роли декабристов в истории Кубани, развитие познавательного интереса к истории родного края.
Задачи:
- способствовать воспитанию чувств патриотизма, преданности своему долгу, чести, доблести.
- обеспечить формирование исторического знания о деятельности декабристов на Кубани.
- создавать условия для развития умений прослеживать причинно-следственные связи, навыков анализа.
Оборудование: презентация Power Point, портреты декабристов, исторический документ.
Тип урока: комбинированный, лекция с элементами беседы с использованием мультимедийной презентации.
Подготовительный этап урока:
группа учащихся получает дополнительные задания: выучить стихотворение, подготовить рассказы о пребывании, деятельности декабристов на Кубани
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
План урока
1.Причины восстания в декабре 1825г.
2.Последствия восстания на Сенатской площади.
3.Просветительская деятельность декабристов на Кубани.
Объяснение учителя.
1.Причины восстания в декабре 1825г.
Передовая часть дворянства, а именно она совершила восстание 1825г., вкусила плодов века просвещения и расширила свой кругозор. Этих молодых людей волновали не столько чины, ордена и деньги, сколько судьбу Отечества. После Отечественной войны 1812г.И заграничных походов русской армии они ощутили себя гражданами и патриотами, которые желали России процветания. Увидев уровень жизни побежденного француза, которой несравненно выше, чем у русского героя победителя, молодые дворяне сделали важное решение (совершить восстание и дать русским людям ,новое неизведанное :отмену крепостного права и Конституцию).
Слайд№1 «Декабристы на Сенатской площади»
Учащимся раздаются материалы о декабристах ,на основе этих материалов необходимо выяснить причины и последствия восстания декабристов.
Работа с историческими документами.
Декабрист А.А.Бестужев. Об историческом ходе свободомыслия в России.
«Русская Правда» П.И.Пестеля (извлечение)
Ученик: А могли бы, могли декабристы
На Сенатскую не выходить
И не брать себе жребий тернистый,
Кандалами детей не будить.
Как же так, не подумали сразу,
Что у каждого сын или дочь.
И от них, как от страшной проказы
Убегать будут многие прочь?
Отчего ж на Сенатскую вышли?
Не хватало что ль царских щедрот?
Надоели покой и затишье,
Не пугал роковой эшафот!
Нет, обиды и тяжкие слезы
Разоренных дотла деревень
Собирали грядущие грозы,
Приближали возмездия день.
Слайд №2
Член тайной организации, драматург Павел Катенин пишет гимн.
Объяснение учителя.
2.Последствия восстания на Сенатской площади.
Выступление декабристов, стало неудачным. Расправа над декабристами была жестокой. После разгрома движения 5 руководителей тайных обществ и активных участников восстания были повешены.
Слайд №3
Более ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение, а Сибирь. Мятежные солдаты Черниговского и других полков были прогнаны «сквозь строй» и также сосланы на Кавказ в штатные батальоны. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Вслед за солдатами появились на Кавказе и 83 офицера. Большинство из них были лишены дворянства и офицерских чинов. Первыми на Кубань прибыли Н.П. Окулов, Д.А. Арцыбашев, А.Ф. Вадковский, Н.Р.Цебриков. начиная с 1829г. на Кавказ приезжают декабристы, которые отбыли часть наказания в холодной Сибири и добились перевода в «Сибирь теплую».
3. Декабристы на Кубани.
Декабристы не просто отбывали свои сроки на Кубани, они находились в гуще событий. Они внесли значительный вклад в освоение территорий края, своей деятельностью способствовали его экономическому и культурному развитию. Они строили дороги, писали свои воспоминания: А.П. Беляев «Пережитое и перечувствованное», Н.И.Лорер «Записки декабриста» и другое. Из числа сосланных на Кавказ офицеров- декабристов 7 были убиты, 10 скончались от ран и болезней. О погибших декабристах- солдатах сведений нет. Их могилы разбросаны по всему Кавказу: наЧерноморском побережье, в горах Адыгеи, в долинах Лабы и Урупа.
Сообщения учащихся о пребывании, деятельности декабристов на Кубани.
- Слайд №4 «Навеки в кубанской земле».
2. Слайд № 5 «Русский поэт»
- «Житель станицы Прочноокопской» (Михаил Михайлович Нарышкин) Слайд №6
Работа с историческим документом.
М.Н.Гернет о декабристах
«О пребывании декабристов на Кавказе нам известно очень мало. Тем больший интерес приобретают некоторые секретные документы, найденные нами в Центральном военно-историческом архиве. Это дело о посылке декабристов на Кавказ. Оно начинается с записки директора канцелярии военного министерства от 21 июня 1837г. за №244.В ней читаем об определении Розена и других декабристов «рядовыми в отдельный Кавказский корпус, назначив их в разные батальоны под строгий присмотр и с тем, чтобы они непременно несли строевую службу по их званию и без всяких облегчений».
-Какие цели преследовала царская администрация, создавая тяжкие условия службы и быта опальных декабристов на Кубани?
- Были ли достигнуты эти цели?
Великие люди, великие сыны России выполняли свой долг, невзирая на трудности, с которыми им пришлось столкнутся. Находясь на Кубани, все они внесли существенный вклад в развитие нашего края и оставили свой след в истории.
… становясь поневоле участниками
военных действий на Кавказе,
декабристы не только по своей доброй воле
но и в силу лучших чувств и стремлений
делали кавказоведами.
М.О.Косвен.
- Согласны ли вы с утверждением историка М.О.Косвена, который отмечает, что «становясь поневоле участниками военных действий на Кавказе, декабристы не только по своей доброй воле, но и в силу лучших чувств и стремлений делались кавказоведами»?
Закрепление изученного материала.
1.Что вы можете сказать о вкладе декабристов в развитие Кубани и Черноморья?
Учащиеся высказывают мнение о прошедшем уроке. А учитель подводит итог урока, цитируя слова Марии Волконской: «Тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважение соотечественников».
Домашнее задание: : глава IV,параграф 3
Составить яркий рассказ о пребывании декабристов на Кубани (1минута).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Кубань, Качество». 4 класс «История службы мер и качества на Кубани. Программа «Качество. Кубань». Самая качественная продукция Кореновского Молочно консервного комбината.
Разработка урока качества для 4 класса...
История Кубани. Великая Отечественная война на Кубани.
« История Великой Отечественной войны на Кубани».Цель: проверка знаний учащихся о Великой Отечественной войне на Кубани.Задачи: -активизировать знания о Великой Отечественной во...
Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"
Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...
Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс
Разработка урока Кубановедения "Декабристы на Кубани" 8 класс...
Презентация Декабристы на Кубани
для 8 классов...
Декабристы на Кубани
Декабристы на Кубани...
Дебаты: декабристы преступники или герои? Значение Восстания декабристов для России. Обобщающий урок для 9 класса. по УМК "Русское слово".
Данный материал предназначен для проведения урока обобщения в виде дебатов по теме:"Восстание декабристов". Так же есть самоанализ урока. Требуются видео и аудио файлы. «Декабрист...
Комментарии
для учителей кубановедения
для учителей кубановедения