Край, в котором я живу
проект по краеведению (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krai_v_kotorom_ya_zhivu_._.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Остапенко Наталья Петровна,, учитель биологии МБОУ ООШ №38 х.Беликов , История малой Родины «Край, в котором я живу», кубановедение,7-9 класс.
Содержание
- Введение 3 стр
- Основная часть
2.1. Осёдлые племена нашего района 5 стр
2.2. Образование хутора Беликов 6 стр
2.3. Символика поселения 10 стр
2.4. Инфраструктура хутора 13 стр
- Заключение 14 стр
- Список использованной литературы 15 стр
2
1.Введение
Нет дороже нам места.
Дом нам она и семья
Родина юности, детства
Малая наша земля.
А. Красильников.
Мы очень часто слышим о том, как важно развивать в молодом поколении физическую культуру, интеллектуальные и творческие способности, патриотизм, духовность. Но самым важным всегда останется любовь к своей малой Родине. Свой хутор необходимо любить, ценить и беречь. Изучать историю малой Родины необходимо. И как замечательно, что есть люди, знающие об истории нашего края и готовые делиться своими знаниями.
В каждом городе, хуторе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Богатейшие материалы по истории нашего края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.
3
Исходя из вышеизложенного, мы определяем актуальность темы,которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Цель работы:
Изучить историю своей малой Родины.
Задачи:
- Вызвать интерес к истории своего хутора.
- Воспитание патриотизма и гражданственности;
- Формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;
Объект изучения:
Хутор Беликов Славянского района Краснодарского края.
Предмет исследования:
История возникновения, становление населенного пункта.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
4
2. Основная часть
2.1. Осёдлые племена нашего района
На территории нашей Родины трудно найти другой такой же регион, с историей которого связано столько племён и народов. Три тысячи лет назад появился здесь человек. Это подтверждают многочисленные уникальнейшие находки археологов.
В первом тысячелетии до нашей эры и в первые века нашей эры на восточном и юго–восточном побережье Азовского моря и по течению Кубани жили меоты. Древний исследователь по этому поводу отмечал: «К числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, агры и аррехи, а также торпеты, абидиакены, досхи и многие другие. Это были осёдлые племена, занимающиеся земледелием, скотоводством, рыболовством».
О том, что территория нынешнего Славянска – на - Кубани и Славянского района была местом проживания меотов и была весьма многолюдной, говорят клады медных пантикапейских монет, найденные в разные годы. Первый клад был найден в 1972 году в полутора километрах от хутора Беликова при строительстве магистрального оросительного канала. Монеты лежали в комке земли. Обследование проводил ведущий археолог Кубани профессор Анфимов. Он обнаружил здесь небольшое меотское поселение, не имеющее четко выраженных границ. Было найдено двадцать монет. Все они однотипные, с изображением на левой стороне головы бородатого сатира в право, на оборотной – протомы грифона и под ней осётра, по сторонам буквы Г – A - N и датируется концом 4- началом 3 в.в. до нашей эры.
5
2.2. Образование хутора Беликов
Заселение земель на Кубани землепашцами началось в первой половине 19 века. Закончилась русско–турецкая война «1787-1791гг.» и бывшим вольным запорожцам, отличившимся в боях за Измаил, Очаков, Березань сам А.В. Суворов вручил белое знамя, булаву и предписание отправиться на далёкую Кубань, встать по её правому берегу, обзавестись семьями и хозяйством
Первые хутора… Они росли, как грибы после дождя, хорошо родила земля, обильно политая крестьянским потом.
Карта Приазовья 1 половины 19 века донесла до нас названия некоторых хуторов, увековечивших фамилии своих хозяев. Например, вниз по реке Протоке до станице Петровской и в её округе были первые хутора казаков Науменко, Немири, Мягкова, Небеснюка, Белыка, Нестеренка, Щербины, Безродного, Цыдыводы.
Сам хутор Беликов возник приблизительно в 1820году. Название хутора возникло от фамилии казака Белыка. Хутор был отнесён ко второму разряду, т.е. не был крупным. Имелся рогатый скот в количестве 30 голов. Далее отмечено, что состоял хутор из однокомнатного плетневого дома с сенцами и кухней, амбара, сарая и будки.
Новая волна переселенцев хлынула на Кубань после отмены крепостного права «1861г.». Очень тяжело приходилось переселенцам, не успевшим построить себе жилищ, которые достаточно защищали бы от дождей и ветров. Из воспоминания очевидцев известно, что люди жили очень тесно в шалашах, устроенных из тонких прутьев ветлы, крыши которых прикрывала трава. В таких жилищах всегда пахло чем- то тяжёлым, гнилым, люди болели лихорадкой.
6
Но прошли годы, хаты-мазанки из камыша и глины сменились добротными саманными хатами. Казаки стали зажиточными хозяевами, появились ремесленные мастерские, начала набирать силу торговля. Доход получал казак от птицы и скотины. Птицу не считали, особенно уток и гусей. Она не требовала корма и почти круглый год, полоскалось в плавнях, даже зимой, где всегда находились полыньи. Ну и жёны казаков кое-что приносили: торговали молоком, сметаной, творогом, салом и другими продуктами собственного приготовления.
Что ни говори, а Белики – хутор особый. Казалось бы, в нем есть все, как в других, разбросанных по всему району. Такие же скромные белые хатки, дворы, полные живности, пыльные улицы, в дождь чавкающие грязью, суходол, простирающийся чуть ли не до самого горизонта. Зимой из труб валит дым – значит, и сюда газ не дошел…
Но попробуй заикнуться кому – нибудь из местных жителей, что Беликов – такой, как все. С вами никто не согласится. А ведь верно! Этот далекий уголок, отвоеванный у плавней, накрепко привязал к себе людей. Почти все они, за очень и очень редким исключением, живут на земле своих дедов и прадедов и ни за какие коврижки не уедут отсюда.
Все в хуторе помнят, что за освобождение от фашистов погиб 1 тыс. 161 боец – больше, чем здесь сейчас живет. Еще при старом директоре школы С. И. Тарасове в школе № 38 создали музей. Много сил в него вложил преподаватель Иосиф Афанасьевич Ермоленко. По крупицам собирали ребята сведения, переписку вели обширнейшую и с архивами и с оставшимися в живых бойцами, и с родственниками погибших. Материал собрали богатейший. Сколько поколений школьников на нем выросло!
7
Все дальше и дальше от нас уходят героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Но страшная память о ней, о ее бесчисленных
жертвах, безжалостно искалеченных судьбах, о великой и горькой Победе никогда не уйдет из наших сердец.
23 февраля1943 года началось освобождение Славянского района. Отступая, противник оказывал упорное сопротивление нашим войскам. Особенно ожесточенным оно было в районе хутора Беликов, где в течение нескольких дней шли кровопролитные бои за овладение этим опорным пунктом врага. Бои продолжались с 23 февраля по 16 марта. Несколько раз хутор переходил из рук в руки. При освобождении хутора Беликов от фашистов погибло 1 тыс. 161 воин. Массовый героизм проявили наши солдаты в этих сражениях.
Подвиг воинов, их мужество, беззаветная преданность Родине навсегда останется в памяти народа. Память каждого из погибших священна.
В хуторе Беликов на братской могиле воинов Советской Армии, павших в боях в Великой Отечественной войне за освобождение Кубани, сооружен памятник. Ежегодно он ремонтируется, поддерживается порядок на прилегающей территории. В настоящее время проводится его реконструкция.
Много было сделано для восстановления истории родного хутора.
8
Педагога С. И. Тарасова частенько в Беликах называли ходячей энциклопедией. Так он любил рассказывать землякам далекую биографию родного уголка, когда и хуторов на земле в помине не было. Раскопки подтвердили, что здесь еще в самом начале нашей эры были поселения. Стойбище с примитивными орудиями охоты и труда, черепки глиняной посуды совершенно случайно были обнаружены. А живущие в Беликах сторожилы неустанно вспоминают времена, когда они и их родители, выйдя к плавням, зачерпывали ситом столько рыбы, сколько душе требовалось, и детей под угрозой лозины заставляли есть красную рыбу и икру.
Строились школы. Так и была открыта школа на хуторе Беликов. Церковноприходская школа, на 10 – 12 учащихся 1 – 4 классы с двумя учителями, была открыта в 1915 году. Обучались учащиеся в основном зимой. Весной большинство учащихся бросали школу и уходили на работу. Директором начальной школы с 1943 – 1947 годы была Тахненко Е. С. С 1947 по 1951год директором школы был Тарасов С. И. занятия проходили в домах жителей хутора. В 1951 году школа была преобразована в семилетнюю, всвязи с ростом численности учащихся. Директором была Битюкова Е. М. занятия проводились в трёх зданиях сарайного типа. В 1957 году было построено кирпичное здание на четыре классные комнаты. Занятия проводились в две смены. В 1962 году школа № 38 вошла в подчинение Славянского ГОНО. В 1974 году школа получила новое здание, что позволило перейти на кабинетную систему. Появились кабинеты физики и химии, математики, русского языка, географии и истории. В школьном здании была образована библиотека, и был организован музей боевой славы. В 1985 году директором школы был назначен Старовойтов В. И. , на этом посту его сменил выпускник н.с.ш..№ 38 Немиря В. Н. уже при нём стала работать столовая для учащихся. Было введено преподавание иностранного языка в начальных классах, оборудованы мастерские и открыт спортзал.
9
2.3. Символика поселения
Беликов — хутор в Славянском районе Краснодарского края. Входит в состав Кировского сельского поселения.
Хутор Беликов
Страна Россия
Субъект федерации Краснодарский край
Муниципальный район Славянский
Сельское поселение Кировское
Координаты: 45°29′39.78″ с. ш. 37°58′08.57″ в. д. (G) (O) (Я)
45°29′39.78″ с. ш. 37°58′08.57″ в. д. (G) (O) (Я)
Население 1070 человек (2012)
Телефонный код +7 86146
Почтовый индекс 353588
Автомобильный код 23, 93, 123
Код ОКАТО 03 245 807 003
Флаг Кировского сельского поселения
10
ПОЛОЖЕНИЕ О ФЛАГЕ КИРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
СЛАВЯНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Настоящим положением устанавливается флаг муниципального образования Кировское сельское поселение Славянского района Краснодарского края, его описание и порядок официального использования.
1. Общие положения
1.1. Флаг муниципального образования Кировское сельское поселение Славянского района Краснодарского края (далее – флаг Кировского сельского поселения) составлен на основании герба Кировского сельского поселения по правилам и соответствующим традициям геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
1.2. Положение о флаге и оригинал изображения флага Кировского сельского поселения хранятся в администрации Кировского сельского поселения и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
2. Статус флага Кировского сельского поселения.
2.1. Флаг Кировского сельского поселения является официальным символом Кировского сельского поселения.
2.2. Флаг Кировского сельского поселения подлежит внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
3. Описание и обоснование символики флага
Кировского сельского поселения.
3.1. Описание флага Кировского сельского поселения:
«Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба Кировского сельского поселения Славянского района в зелёном, красном, синем, жёлтом и белом цветах».
3.2. Обоснование символики флага Кировского сельского поселения.
Флаг разработан на основе герба, который языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности сельского поселения.
11
Синий крест аллегорически указывает на реку Протока и ерики питающие своими вода рисовые чеки и хлебные поля. Четыре поля, образуемые сторонами креста аллегорически указывают на четыре населённых пункта входящие в состав поселения.
Синий цвет символизирует честь, искренность, добродетель, возвышенные устремления.
Жёлтая кайма аллегорически указывает на многочисленные экономические достижения хозяйств поселения.
Жёлтый цвет - символ урожая, богатства, стабильности, подчёркивает плодородие и достаток Кировского сельского поселения.
Изображение метёлок риса и пшеничных колосков указывает на то, что выращивание именно этих сельхозкультур является доминирующим на землях поселения.
Пшеничный колос и метёлка риса символизируют сельское хозяйство, достаток, процветание и благополучие.
Изображение казачьих шашек символизирует мужество, отвагу и указывает на то, что образование и развитие поселения неразрывно с кубанскими казачьими традициями.
Зеленый цвет - символ плодородия, природного изобилия, спокойствия, здоровья и вечного обновления.
Изображение красной кирпичной кладки указывает на крупнейшее в крае предприятие по производству кирпича, расположенное в Кировском сельском поселении.
Красный цвет символизирует красоту, праздник, труд.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, порядочность.
3.3. Автор флага, изображение и обоснование символики:
Владимир Нагаевский (Тихорецк).
12
2.4. Инфраструктура хутора
На территории современного хутора Беликов расположены объекты социального назначения: фельдшерско-акушерский пункт, Хутор электрифицирован, газифицирован, имеется свой водозабор. Дороги асфальтированные с твердым гравийным покрытием или грунтовые.
13
Заключение
История – одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).
Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.
Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества – священный долг человека и гражданина.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.
14
Литература
1.http://kirselpos.ru/index/simvolika_poselenija/0-4
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Беликов
3.http://znayuvse.ru/istoriya/zachem-nuzhno-izuchat-istoriyu
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Край, в котором я живу!
Краеведческий материал на коми языке....
Край, в котором я живу. (интеллектуальная игра к 75-летию Алтайского края)
2012 год – год 75-летия Алтайского края.Юбилей края не только праздник, но и возможность еще раз убедиться, что Алтай – необычное место, больше узнать о его истории, о его красоте и богатстве, о...
Элективный курс по географии "Край, в котором я живу"
Программа элективного курса по географии для 9 класса "Край, в котором я живу". Цель курса - расширить и углубить знания о природе Саратовского края, содействовать бережному отношению к природе и форм...
Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"
Сценарий классного часа разроботан для учащихся пятого класса ,направлен на воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу и бер...
"Край,в котором я живу."презентация
Мультимедийная презентация может бытьиспользована на классных часах,уроках краеведения ,географии и истории Приморского края...
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...
Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)
Тетрадь юного путешественника "Край в котором я живу" (Приморский край)...