урок краеведения "Строительство сибирской избы"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Урок знакомит с особенностями строительства сибирского дома и плотницким мастерством; с особенностями заготовки деревьев для строительства; Развивает умение работать с музейной коллекцией предметов крестьянского быта.
Для закрепления используются творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kraevedeniyu_-stroitelstvo_sibirskoy_izby-.doc | 158.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Строительство сибирской избы
Цель: развитие духовной культуры, воспитание национальной гордости, памяти о своих корнях.
Задачи:
- Познакомить с особенностями строительства сибирского дома и плотницким мастерством;
- Познакомить с особенностями заготовки деревьев для строительства;
- Развивать умение работать с музейной коллекцией предметов крестьянского быта;
- Развивать умение вести беседу;
- Развивать у детей мыслительную активность, сообразительность.
Методы и приёмы: беседа, поисковые задания, наглядность, видеометод, познавательные игры, выполнение письменных заданий.
Оборудование: экспонаты из раздела «Из глубины веков», листы с заданиями, фломастеры, компьютер.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Слово учителя: В нашем музее большую часть экспозиции занимают предметы утвари русской сибирской крестьянской избы, образцы народных ремесел. Все эти экспонаты собраны в нашем селе учащимися и учителями Дальнезакорской средней школы, и говорят о разных сторонах крестьянского быта конца XIX - начала XX веков. Каждый предмет хранит свою историю, предназначение, а для нас, потомков, имеет особый интерес. В музее проводятся экскурсии, уроки, мероприятия.
У каждого человека есть Дом. Дома бывают разные, и строят их по-разному, разные формы. Бурятскую юрту мы никогда не спутаем с русской избой. Вот о русской, точнее - сибирской избе, мы поговорим сегодня на нашем занятии. (слайд 1)
II. Дерево для строительства.
С древности самое важное место среди плотницких работ занимало строительство дома. Как вы думаете, как оно начиналось?
Ответы детей.
Сначала нужно отобрать лес для стройки. А кто знает, как это делали?
Ответы детей.
Ударяли дубинкой по стволу дерева и прислушивались, если оно отзывалось звонким гулом. То делали топором зарубки. А на тех, которые отзывались на удары дубинки глухо, зарубок не ставили.
Почему?
Ответы детей.
Эти деревья были больны, с гнильцой внутри, в дело не годились. А в какое время года отбирали лес для стройки?
Ответы детей.
Лес отбирали зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара. В это время они самые сухие. Кроме этого, для заготовки леса имело значение и время суток.
Заготавливали его на зорьке, когда лес спит, и сырость лишняя в воздух ушла.
А как вы думаете, какая порода деревьев лучше всего подходит для строительства домов, амбаров, церквей, колодцев?
Ответы детей.
Конечно же сосна. Она смолистая, дождей и снега боится меньше других деревьев. А значит, и дольше не загнивает, не трухлявиться. Сосны рубили самые прямые, длинные и толстые, срубали с них сучья и везли на место стройки. Там ранней весной соскабливали кору, брёвна по-особому складывали и ещё долго-долго сушили. Пускали их в ход только на следующий год, или даже на третий год. Начиналась любая стройка из дерева точно так же, как вы когда-то складывали колодцы и прямоугольники из спичек (можно показать). Только дома складывались из огромных брёвен с пазами (выемками) понизу, чтобы каждое следующее очень плотно ложилось на нижнее. А на концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. Вырубки были разные и назывались по-разному: в обло, в лапу, в реж. Вся эта работа называлась «вязать сруб», то есть связывать прямоугольник. Сруб – это основа всего строения. (слайд 2)
Скажите, употребляли ли гвозди для того, чтобы его скрепить?
Ответы детей.
Никаких гвоздей никогда не употребляли, но не шелохнуть, не двинуть ни одного брёвнышка в настоящем срубе невозможно. Интересно, что пилы у русских мастеров были, но концы брёвен они не пилили, а отрубали топорами. Иностранцы в старину даже смеялись: вот, мол, русские не понимают, что пилой работать во много раз легче. А наши на этот счёт улыбались.
Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Оказывается, хотя пилой пилить быстрей, но она рвёт дерево, рыхлит его, и под нашими обильными осадками быстрее отсыреет и сгниёт. А топором хоть и труднее, зато он как бы куёт сосну, уплотняет её – и дождь, и снег уже нипочём и сто и двести лет.
III. Инструменты плотника.
Слово учителя: главными орудиями строителя избы были топоры, имевшие различное назначение и называвшиеся также по-разному. Плотничий топор был универсальным: его можно было использовать и для мелких деталей, выровнять любую доску лучше рубанка. Топорами выделывали чудеса, работая только ими. Недаром говорилось: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы. Про топор сложено и много поговорок, в нём видели смысл существования, залог личного счастья. (слайд 3 поговорки)
Топоры, в зависимости от работы, которую им выполняли, отличались по внешнему виду и назывались по-разному (карточки с описанием на столах):
- Плотничий топор имел широкое овальное лезвие;
- Лес валили специальным дровосечным топором с узким лезвием (топор уходил глубоко в ствол, ускоряя процесс рубки);
- Тесины зачищали потёсом – топором, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом (снимал стружку по всей ширине обрабатываемого бревна).
По этим описаниям вы сможете определить, какие топоры изображены на экране (слайд 4, топоры).
Большое значение имел и выбор места для строительства избы. Наши предки прекрасно знали о «добрых» и «недобрых» местах и умели их отличать.
«Недобрые места»:
- Ни в коем случае не годился участок, где ранее проходила дорога: чего доброго по ней могли «уйти» из дому достаток, жизнь и здоровье.
- Нельзя было строиться там, где прежде стояла баня.
- Спорный участок земли также не подходил для строительства: в таком доме, считалось, до веку ладу не будет, сразу пойдут споры и ссоры…
- Место, где были найдены в земле человеческие кости, оставшиеся без должного погребения. Если же на этом месте хищные звери задрали какое-нибудь животное, или кто-то поранился до крови, или просто сломалась телега, опрокинулся воз, - строиться опять-таки опасались.
- Не годилось строить жилье и на месте дома, сожженного молнией либо оставленного из-за болезней, наводнения, других несчастий.
Но если никаких недобрых признаков на облюбованном месте не обнаруживалось - его непременно надо было «проверить». Вот как это делалось:
- Очень часто гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, «назначали» один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, можно было строить.
- Считалось счастливым и безопасным место, где спокойно уляжется, пережевывая жвачку, молодая корова.
- Облюбовав место для дома, сухую овечью шерсть накрывали сверху горшком и оставляли там до утра. Отсыреет шерсть – значит, место «доброе».
На таком месте и начинали строить дом. Заборы вокруг дома были плотными, тесовыми, ворота во двор защищались навесами. В семьях победнее двор огораживали плетнем или частоколом. В богатых крестьянских домах все хозяйственные постройки во дворе были под одной крышей.
Плотники завершали стройку, когда на кровлю совсем готового дома водружали деревянного конька (слайд 5). Может быть, кто-то знает, что это за обычай?
Ответы детей.
Главное божество на Руси было Солнце. С древности люди считали, что солнце по небу ездит на коне, а иногда принимает и его облик. Поэтому верили, что если поместить коня на самую макушку дома – над ним всегда будет солнце. И была поговорка «В кобылью голову счастье».
IV. Планировка сибирской избы.
Основную информацию о строительстве сибирского дома мы получили от наших жителей. Кроме того, в селе сохранились дома старой постройки, и вам дано было задание сделать зарисовки внутренней планировки традиционной сибирской избы (слайд 6). Рассмотреть зарисовки.
Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего времени. Когда-то русское слово «истьба» означало отапливаемое помещение – комнату, в отличие от неотапливаемого – клети (кладовой).
Сибирский дом обычно делился на две половины: изба и горница – чистая жилая комната (слайд 7 схема).
С улицы вы входите в сени: направо – кладовка, где хранились продукты (мука в ларе, сало, мясо и т.д.); налево – казёнка – небольшая кладовочка для хранения одежды, белья.
В избе важное место занимала печка с припечком. Ей была отведена четвёртая часть избы. Она дом грела, пищу готовила, сушила, служила тёплой лежанкой. Напротив печки и за печкой было место для стряпни – куть. Её от комнаты отделяли занавеской или дощатой перегородкой.
Печка не ставилась вплотную к стенам (для сохранения тепла). Между стеной и печкой хранился инвентарь: лопаты (для посадки хлеба в печь), ухват, кочерга, шумовка и т. д. Рядом с печкой - западёнка - лаз в подполье, где хранились овощные запасы. Подполье было глубоким, ступени мыли начисто, т.к. они служили холодильником (на них ставили крынки с молоком, сметану, масло).
В первой комнате (в избе) находился шкаф для посуды, вдоль стен стояли лавки, которые в отличие от скамеек укреплялись неподвижно, скамейки же можно было переносить. Почётнее было сидеть на лавке. Параллельно лавкам выше окон – полки для мелких вещей.
V. Святой угол
По диагонали от печи располагался передний – «красный», или «святой», угол. Здесь совершались важнейшие события в жизни семьи. Трижды в день собирались за длинным столом в переднем углу.
«Красный угол» находился с восточной стороны, его называли «святым». Дом обживали со «святого» угла. За несколько дней до «входа» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол.
С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.
Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В этой части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке – шерсть домашних животных, деньги – «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая духовная часть дома, пространства, а следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. В индоевропейских языках слова «святость», «святое» близки по значению с понятиями: «возрастать», «цвести», «прочный», «надежный». То есть святость, святое первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.
Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, - говорили старые люди, - иначе в нем заведется нечисть»
В переднем «красном» углу в русской избе помещали икону. К иконе люди всегда относились очень бережно. В русских домах икону никогда не вешали на гвозди – только ставили на специальную полочку – «угольник». Иконы украшали вышитыми полотенцами или «воздушными» (накрахмаленными) занавесками.
VI. Убранство сибирского дома.
Слева в избе (у входа) были полати. Вы знаете, что такое полати и для чего предназначены?
Ответы детей.
Там спали в основном дети. Это был настил на расстоянии 50-60см от потолка. Под полатями стояла кровать для родителей, рядом висела зыбка (люлька). Она обязательно крепилась к потолку, чтобы нечистый дух не попал к ребёнку. Когда укачивали ребенка, в доме соблюдалась тишина. Запрещалось качать пустую люльку. Говорили, что ребенок «урос» будет, то есть крикливый. (слайд 8)
В горнице тоже стояла печь – голландка, без плиты, её топили в сильные морозы для обогрева горницы. Там же стоял сундук для хранения дорогих вещей – приданого, старинных нарядов. Сундук украшали – накрывали накидкой – ковром. В горнице стоял стол, в начале XX века ставили круглые столы. Кровать в горнице была украшением, на ней никто не спал (только гости), на кровати было много подушек (вставки у наволочек были выбитые, вышитые или кружевные), подзор, (тоже выбитый, вышитый или кружевной), боковинки. Перины пышно взбивались. (слайд 9) Стены в доме были побелены. Пол застилался домоткаными дорожками (иногда в несколько слоев, так как он был холодный) и вязаными кружками.
VII. Плотник – домовик.
Плотников во время работы несколько раз угощали, всячески привечали и обхаживали, старались ничем не обидеть. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Потому, что, если рассердить, разозлить настоящего плотника – домовика, он мог в любой из пазов самого отличного сруба сунуть всего-навсего маленькую щепочку, и такой дом уже плохо держал бы зимой тепло. Или мог на крыше изнутри так прибить доски – обрешётку, что в непогоду на чердаке кто-то как будто страшно начинал завывать, или стонать, или ухать. Плотники много напридумывали подобных отместок за недоброту.
VIII. Закрепление
1. Ребята, сейчас мы с вами устроим небольшое соревнование. Для этого разобьёмся на команды. Вы, наверно знаете, что, несмотря на обилие дерева на Руси, его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учётом свойств и качества древесины. Поэтому попробуйте сейчас определить, из какой породы деревьев делали то или иное изделие.
Раздаточный материал: листки с заданием: «Соедини стрелками название дерева с изделием, которое из него делают»
Береста Гитара Изба Лучина Скрипка Колодец Стол Лапти Посуда ложки |
2. Сейчас вы все превратитесь в плотников. Перед вами изображение старинных топоров. Какой из топоров был:
- Необходим плотнику - № ____
- Нужен для обтёсывания брёвен - № ____
- Необходим при заготовке деревьев в лесу - № _____
3. При приёме в плотницкую артель мастер экзаменовал работника, проверяя его смекалку и силу. Задание такое: двумя ударами топора нужно разрубить подкову на 6 частей, не перемещая частей. Помогите молодому плотнику справиться с заданием.
4. Знаете ли вы плотницкие меры длины: пядь, локоть, сажень, косая сажень.
- Пядь – 18 см.
- Локоть – 50 см.
- Сажень – 2 м. 1 см.
- Косая сажень – 2 м. 50 см.
Посчитайте рост одного ученика из вашей команды в пядях и в локтях.
- Рост ученика ____________ пядей;
- Рост ученика ____________локтей.
5. Отгадай кроссворд. «Ответы» все сделаны из дерева.
По горизонтали:
1. Бегут полозки, загнув носки.
2. Стоит поперёк входа, одна рука в избе, другая на улице.
3. Много соседей рядом живут, а никогда не видятся.
По вертикали:
1. В лесу родится, на воде живёт.
4. Четыре сестрички одним платком связаны.
IX. Рефлексия.
Сегодня мы с вами познакомились со строительством сибирской избы, с плотницким мастерством, т.к. плотники на Руси издавна ценились. Мы рассмотрели внутреннее устройство избы и увидели, что практически все предметы сделаны из дерева. На следующих занятиях мы познакомимся с традициями и обычаями русской сибирской деревни.
Что понравилось _____________________________________________________________________
Что не понравилось __________________________________________________________________
Что уже знал ________________________________________________________________________
Что нового узнал ____________________________________________________________________
Использованная литература:
- Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод. Пособие/под ред. Н.М. Ланковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
- Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 7. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Мир русской избы"
Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...
Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
презентация к уроку географии 8 класс...
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...
Урок "Западно-Сибирская равнина"
Разработка урока в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина"...
Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс
Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...
Презентация к уроку Западно-Сибирская равнина:особенности природы
В презентации даны иллюстрации,схемы,задания....