Поэтическая гостиная по творчеству сибирской поэтессы Л.А. Никоновой
материал по краеведению по теме
Данный материал содержит созданную мной поэтическую гостиную по творчеству известной сибирской поэтессы Л.А. Никоновой. Так же к нему прилагается презентация с фотографиями из семейнойго и личного архива поэтессы, предоставленые мне музеем им. Ф.М. Достоевского, с которым поэтесса сотрудничала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поэтическая гостиная | 34.22 КБ |
презентация к поэтической гостиной | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-поэтическая гостиная
«Перед чудом жизни…»
Цель: Познакомить присутствующих с этапами жизни и творчества, с особенностями поэтического стиля и тематикой поэзии Л.А. Никоновой.
Оформление, техническое оснащение: стенд со сборниками поэтессы; проектор и мультимедийная доска, на которой в ходе мероприятия демонстрируются фотографии Л.Н. Никоновой; аудиоаппаратура для воспроизведения музыкальных отрывков.
Ход мероприятия.
На экране высвечивается фотография Л.А. Никоновой и надпись «Перед чудом жизни…». Пока гости рассаживаются по местам, начинает звучать симфония №6 си-минор (2 часть) П.И. Чайковского. Один из чтецов на ее фоне читает стихотворение:
О жизнь!
В который раз пути твои
Внушают мне невольно
уважение
Пред странною всесильностью
любви,
Пред мощью и стихийностью
движенья.
Неважно, что бы ни было со мной,
Ведь жизнь моя – что искорка, не больше,
Но важен свет, струящийся дневной,
И важен свет, от звезд идущий
ночью.
И если я однажды растворюсь
В великолепье воздуха и света,
Пускай не скорбь, не тронутая
грусть
у вас, оставшихся, не проскользнет
на это.
И знайте вы, что я повсюду там,
Где мир и смех, цветение и скрипка,
И будет льнуть к смеющимся устам
Моя неугасимая улыбка.
1 ведущий: В этом стихотворении из самого первого сборника под названием «Скрипичный ключ» присутствуют многие из тем, которые затрагивала Любовь Алексеевна в своей поэзии. И ее, уже ушедшей из этого мира, завет нам, «оставшимся» – любить жизнь во всем ее великолепии. Не даром и наша гостиная называется «Перед чудом жизни..». Это цитата из прозаического произведения поэтессы.
Итак, добрый день. Мы рады приветствовать всех гостей, посетивших нашу поэтическую гостиную, которая посвящена прекрасной сибирской поэтессе Л.А. Никоновой. Сегодня, 3 января, ей исполнилось бы 62. Прошлой весной она ушла от нас. Но осталось ее богатое наследие – творчество. Сегодня мы с вами отправимся в путь по основным точкам ее жизненного пути и поговорим об основных темах поэзии Любови Алексеевны.
2 ведущий: Любовь Алексеевна родилась в 1951 году в селе Владимировка Самарской области. Окончила Новокузнецкий Педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Работала учителем в селе Ваганово Промышленновского района Кемеровской области, научным сотрудником литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Новокузнецке.
В 1985 году Любовь Алексеевна была принята в Союз писателей. Ее называли самой талантливой женщиной-поэтом Сибири. В ее литературном багаже более 20 поэтических сборников и множество прозаических произведений - повестей, рассказов, эссе, очерков.
В своей работе Любовь Алексеевна успешно соединяла призвание писателя и дар педагога. Детям, подросткам, юношеству была адресована ее книга "Перед чудом жизни". Долгое время Любовь Алексеевна являлась руководителем городского литературного объединения "Гренада", а также литературных студий "Фесковские литераторы" (МБОУ №27), "Зернышко" (МБОУ №32), "Созвездие лиры" (НМБОУ №44), "Берег" (НФ КемГУ).
Вклад Любови Никоновой в литературную жизнь был оценен по достоинству на разных уровнях. Она лауреат литературной премии "Образ" и "Молодость Кузбасса", лауреат журнала "Огни Кузбасса" 2007 года в номинации "Поэзия", Почетный работник общего образования РФ, награждена медалями "За особый вклад в развитие Кузбасса III степени", "За служение Кузбассу", "За достойное воспитание детей". Ее ученики так же удостаивались различных наград.
1 ведущий: Но где же лежат истоки поэтессы? В детстве. Любовь Алексеевна, как было сказано, родилась в селе Владимировка Самарской области. Начала сочинять стихи рано. До сих пор в архивах хранятся стихи, сочиненные ею в двенадцатилетнем возрасте. Детство – это самый поэтический и поэтичный период жизни человека, считает сама писательница А если еще в ребенка заложена внутренняя тяга к творчеству! А для творчества, как писала сама Любовь Алексеевна, важно все, что мы имеем без нашего на то ведома и согласия: это семья, в которой мы родились, наши имена и фамилии, обстановка дома, в котором мы выросли, первые друзья и подруги, учителя. И, конечно же, влияние среды - природной, культурной, духовной, которое было очень сильным. Детство нашей героини проходило в Среднем Поволжье, среди равнин, «в царстве света, воздуха и ветра. Над всей местностью как бы парила в облаках легкая белокаменная церковь – действующий храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира». Село называлось Владимировкой. Восьмилетняя школа, которая располагалась в здании бывшего земского училища. Любимые учителя, которые открыли прекрасный мир музыки, с которыми вместе слушали в грамзаписи концерты Чайковского и Рахманинова, сонаты Бетховена, рапсодии Листа. Все это источники вдохновения для будущего поэтического творчества Любови Никоновой.
Будучи еще школьницей, Любовь Алекссевна родину по воле судьбы покидает и переезжает в Сибирь, в Новокузнецк (уезжает за сестрой и ее мужем, строившими здесь Запсиб).
Но родина навсегда запечатлевается в ее сердце, навсегда остается с ней и наполняет собой все ее творчество. Туда она возвращается снова и снова, преодолевая огромные русские пространства. Вот как пишет об этом сама поэтесса в книге прозы «Мир благослоенный».
1 чтец: «Сила, которая управляет перелетами птиц, которая заставляет животных пользовать себя от болезни безымянной травкой и движет таинственными заботами земляных червячков, - эта сила влияет и на людей.
Она влияет и на меня. Именно поэтому я часто наведываюсь во Владимировку. Из глубины Сибири, из Новокузнецка, еду я через огромные пространства, пересекаю разные временные пояса, чтоб в один прекрасный момент ступить на твердую, как камень, растресканную дорогу, ведущую из районного центра Хворостянка в мою Владимировку.»
2 чтец: «Топография Владимировки у меня, видимо, в крови: в особых молекулах отпечатался с непостижимых матриц узор этих речек, лесочков, оврагов, дорог, изб, полей…
Может, этот узор оттиснулся и в генах. И в клетках мозга.
И если хоть одна моя кровинка из случайной царапинки или ранки капнет на другую землю, то, кажется, на том месте поднимется владимировская яблонька-дичок или образуется цветная лужайка, полная кузнечиков с солнечными крыльями, или зародится хотя бы красный жучок из породы тех, что живут в завалинке нашего дома»…
1 ведущий: Тема родины и расставания с родиной – одна из важнейших в творчестве поэтессы.
1 чтец:
В моих любимых далях милых,
Где вижу птиц я сизокрылых,
Где взгляд мой осторожно чуток
К восторгам нежных незабудок,
Там, только там душа живая
Находит первообраз рая,
И только там она согрета
Лучами ангельского света…
2 ведущий: Рядом с образом родины малой, Владимировкой, вкорененной в сердце поэтессы – образ родины большой, необъятной – образ России. Для Любови Никоновой – это страна духа. Многострадальная, прошедшая сквозь многие испытания: гражданскую войну, строительство коммунизма, окунувшаяся в призрачные идеалы века «Золотого тельца», но всегда – святая, особенная страна.
1 чтец: «Главное богатство России, по-моему, воздух. Это постигаешь в пути. Очень много воздуху. Вольготно дышат ровные просторы. Приволье – это и есть свобода дыхания, широта легких, - пишет поэтесса, - Русский человек живет , в основном, легкими. Не пищей, не водой, а воздухом. Духом. Много духа отпущено России. Оттого, наверное, так много в ней метафизики, оттого фантастична ее судьба».
2 чтец:
Летел, летел собор над лесом,
Над глухоманью, над зимой,
Не отягченный больше весом,
Уже расставшийся с землей.
Струился он над русской стужей
Сияньем ликов и очей,
Последней всенощною службой
И теплотой своих свечей…
И кем опознан? Кем угадан?
Кто этой Церкви Божьей внял?
Лишь тонкий-тонкий синий ладан
Страну Россию наполнял…
1 ведущий: Любовь Алексеевна годилась своими матерью и отцом. С огромной любовью и нежностью описаны они в ее прозаической книге «Перед чудом жизни». Это простые русские люди с добрыми сердцами, воспитавшие троих детей.
Мать – Клавдия Павловна обладала развитым чувством слова, знала наизусть много стихов и песен. Она, можно сказать, была первым редактором многих поэтичкских сборников дочери. А книга «Перед чудом жизни» чуть ли не вместе ими и писалась.
Благодарность за подаренную жизнь и умение эту жизнь «видеть» и ценить, и безграничная любовь к матери лучатся в трогательном стихотворении, которое так и называется «Стихотворение для мамы».
3 чтец:
На всем пути моем,
Каков бы ни был путь,
Твой сокровенный мир
Являет что-нибудь.
Увижу в поле я
Лиловые цветы –
Голубушками их
Зовешь, я знаю, ты.
Увижу мелкий плющ –
О, как он мне знаком! –
Любуюсь, как и ты,
Извилистым цветком.
А то в сухой степи,
Над бедною травой,
Песнь жизни пропоет
Кузнечик бедный твой.
Плоды свои отдаст
Мне яблоня-дичок.
Украсит мой ночлег
Бессребреник сверчок.
Не бойся за меня,
Я счастлива вполне.
Тобою данный мир
Повсюду добр ко мне.
2 ведущий: Это умение «видеть» Любовь Алексеевна пронесла сквозь всю жизнь. С особенной остротой она видела и понимала природу, которая для поэтессы – Природа с большой буквы. Огромное количество стихотворений написано о Природе. Перед природой она «преклоняется»:
Живой природе поклоняюсь я –
Тому, чем удивительна земля.
И будет вечно, в свете звезд и дня,
Феномен жизни изумлять меня.
Чувствует неразрывную связь с ней человека, взаимосвязь вообще всего живого на земле, чувствует ее безграничную гармонию и совершенство, важность и значительность каждой, даже самой малой «божьей твари», ощущает присутствие высшего замысла за всем этим. Вот как сама поэтесса описывает это чувство:
4 чтец: «Чем-то одним объединены для меня
цветок ландыша;
народившийся месяц;
воспроизведенный морозом на стекле рисунок растения, исчезнувшего с земли 40 миллионов лет назад;
мимолетный дождь, который ходит по крыше, как птичка;
чистосердечное разнотравье равнинного луга;
море, несущее к берегу медуз после шторма;
эхо в горах;
стая грачей, уходящая вечером в сторону Луны».
1 ведущий: Ярким примером того, насколько зорко и внимательно зрение и слух поэтессы к Природе, является стихотворение «Лесные звуки», в котором даже можно ясно услышать, как некто «молчит»…
5 чтец:
«Лесные звуки»
Послушаем, что скажет эта лира.
В природе музыкантов – миллион.
Чтоб записать цветные звуки мира,
Я принесла в лесок магнитофон.
Запечатлелись на магнитной ленте
Посвистываенье, лепет, стрекот, писк.
Прошелестел во тьме тысячелетий.
Быть может, уж, а может, василиск.
Вьюнков целуя радостную завязь.
Звенели пчелы, рея налегке.
Работой земноводной занимаясь,
Сопел тритон в обжитом бочажке.
И кто-то пел прозрачно и минорно,
Притягивая душу, как магнит.
Но кто-то жил без песен, жил безмолвно –
И ясно было слышно, как молчит.
2 ведущий:
Еще одна тема, проходящая через все творчество поэтессы – это вечная тема Любви. Любовь в ее стихотворениях разная, многоликая: счастливая, неразделенная, то несущая свой крест смиренно, то способная на романтический бунт, а иногда – трагическая и невозможная. Не случайно один из поэтических сборников Любови Алексеевны назван «Лики любви», в нем все лирические произведении объединены темой воспитания сердца и чувств. Прослушаем одно из них.
(А какое говорящее имя носила сама поэтесса – Любовь!)
1 чтец:
Зачем влюбил друг в друга нас Творец?
Мир хрупок.
Ненадежен мир, как иней.
Мы знаем тихой правдой двух сердец:
Взаимная любовь трагичней невзаимной.
Касаньем двуединых наших уст
Мы ощущаем мира полыханье
И слышим в нем двумерный четкий пульс,
Двойное полноценное дыханье.
И быть вдвоем трагично – потому,
Что нам уже не быть по одному.
1 ведущий: Но не только любовь как отношения двух людей присутствует в стихах Любови Алексеевны, а еще и любовь другого плана – любовь духовная, на которой, по словам самой поэтессы, зиждется мир, без которой он невозможен. Эта любовь не скудеет, заботится и прощает, смягчает человеческое ожесточение, поднимает падшего, спасает выбившегося из сил. Она проявляется в единстве с надеждой и верой – и в высших проявлениях стремится к вершинам подвижничества. Это любовь, по выражению самой поэтессы – «особая форма жизни».
2 чтец:
«Любовь»
Любовь никогда не перестанет…
Апостол Павел.
С неперекошенным лицом,
С неповрежденным ясным взглядом
Каким украшена венцом,
Каким благоухаешь садом?
Не замечаешь вражьих стрел
И яд нейтрализуешь медом,
И тех, кто в злобе угорел,
Отхаживаешь кислородом…
Ты – милосердье и покой.
Мы – просто дети или пташки.
И нескудеющей рукой
Кладешь нам сладости в кармашки.
А делее – горишь в огне
У основания Синая,
В Неопалимой Купине
Небесной чистотой сияя.
2 ведущий: Любовь Алексеевна была человеком верующим. С детства замечала в себе потребность в высоком напряжении души, в мире другом, не обыденном – высшем. С самого детства она наблюдала за богомольцами, приходившими во время больших праздников с юга Куйбышевской области в храм Св. Владимира. Она и сама потом прошла некоторыми паломническими путями. По ее признанию в книге «В сиянии любви и милости», три источника благодати на земле стали для нее особенно притягательны: Русский север, Киево-Печерская Лавра и духовные места Москвы и Подмосковья. Как выяснилось позднее – не случайно. Этими же маршрутами ходила ее прапрабабушка Лекса. «Информация о трех святых источниках благодати, к которым припадала Лекса, не исчезла с ее исходом, но благополучно передана по лабиринтам крови мне, ее далекой правнучке», - пишет поэтесса.
Любовь Алекссевна сотрудничала с Новокузнецкой и Кемеровской епархиями. Ею написано много прозаических и лирических произведений православной тематики.
3 чтец:
«Пасха в снегу».
Пасха в снегу,
Эта снежная Пасха…
Город ночной – будто белая сказка.
Скоро 12. Теперь уже скоро.
Тысячи свечек зажглись вкруг собора.
Все дожидаются крестного хода:
Небо, земля, богомольцы, природа.
В белых одеждах по белому брегу
Шествие будет.
А снегу, а снегу!..
Мир удивляется Божьему чуду:
Может быть, ангелы это повсюду?
1ведущий:
Стихи Любови Алексеевны называли тревожными. В них действительно часто звучат мотивы тревоги за человечество – разобщенное, ослепленное ложными ценностями, прозябающего в суете. «Массовый бытовой человек почти не знает мира, стоящего вне суеты. Общество организовано так, что всякое понятие о духовной жизни и ее законах просто выпадает из сознания в повседневной борьбе за существование», - пишет поэтесса в книге «В сиянии любви и милости».
4 чтец:
Отойдешь от родного порога –
Ни поддержки, ни дружбы не жди.
Только помощь далекого Бога –
Как мерцающий свет впереди.
Не тебе покоряется время.
Одинок, безответен твой ум.
О, недружное русское племя,
Бестолковый расстроенный шум…
Как хотелось бы полностью сбыться
На земле и в народе своем,
Но вокруг – отчужденные лица,
Мир, сгорающий синим огнем.
2 ведущий:
А так же присутствует тревога за себя: под силу ли сохранить в себе свет, не оступиться, не свернуть с выбранного пути? А смысл своего пути Любовью Алексеевной был полностью и твердо определен.
5 чтец:
На среду равнодушную серую,
На нечуткость людей к небесам,
На холодность не следует сетовать –
Это можешь исправить ты сам.
Вызревай из холодного пламени,
Из промерзшей земли исходи
С лучшей музыкой солнечной в памяти,
С благородной любовью в груди.
И со страстью, твой дух возвышающей,
с жаром, жгущим тебя изнутри,
растопи лед и хлад окружающий
и любовь вкруг себя сотвори.
1 ведущий:
К своим стихам Любовь Никонова часто подбирала эпиграфы, а в самих стихах использовала цитаты из произведений русских классиков – Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока. Последних двух ценила более всего, называла своими литературными учителями. Была счастлива, когда работала в музее Достоевского. Ему посвятила ряд стихотворений.
В доме, где прошло детство, как уже говорилось, было много музыкальных инструментов. Звучала музыка Рахманинова и Чайковского, Бетховена и Листа. В стихах Любови Алексеевны много музыки и музыкальной терминологии: лес пробудившийся звучит как оркестр, и весна наступает с балетами Глиэра. Не случайно первый сборник стихов назывался «музыкально» - «Скрипичный ключ». Ее стихи посвящены Мусоргскому, Берлиозу, Чайковскому. Мы начинали нашу встречу именно с его музыки – ею и закончим. И последним прозвучит жизнеутверждающее стихотворение «Оркестр играет Чайковского».
2 ведущий: Таков многогранный мир Любови Никоновой – поэта, писателя, педагога и просветителя. Она – певец мира как чуда сотворения, певец гармонии. Вечные темы поэзии, затронутые ей – как собственная неповторимая мелодия, соединенная с музыкой веков.
Звучит отрывок из 5 симфонии Чайковского.
1чтец:
Старинный,
Обычный,
Новый,
Ветром времени исхлестанный,
Снова,
Снова
И снова
Оркестр играет Чайковского.
Оркестр играет Чайковского!
Все выше звучат аккорды,
Все шире деревья расплескивают
Кроны свои и корни.
2 чтец:
Все больше во мне напряжения.
Взыскательней стала нежность.
Чувства мои сложнее,
Мысли мои сложнее,
Дело мое сложнее,
Сложнее жду и надеюсь.
Ведь в нашей пестрой реальности
Есть не только добро.
В явлениях ее растворяюсь,
Как в воздухе птичье крыло.
И с детской щемящей беспомощностью,
Со взрослостью беспощадной
Оркестр играет Чайковского,
Тихий,
Потом ураганный!
3 чтец:
И там, где мне трудно было,
И там, где мне хорошо,
Там, где меня любили,
Там, где меня забыли, -
Чайковский!
Еще и еще!
Да будет так же и дальше,
Чтоб вечно меня несла
То холодно, то паляще,
То сдержано, то звеняще
Музыка – как весна!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)
«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...
Внеклассное мероприятие (литературная гостиная), посвященное творчеству горшеченской поэтессы Матусовой Е.М.
Материал мероприятия направлен на формирование личностных УУД обучающихся....
"Своя игра" по творчеству удмуртской поэтессы Людмилы Кутяновой
1. Ужрадлэн темаез - «Чагыресь пилемъёс – малпанъёс…», сиземын Людмила Кутяновалэн творчествоезлы. 2013-ти арын 16-ти шуркынмонэ кылбурчилы 60 арес тырмысал.2...
Любовь. Россия. Творчество. Русские поэтессы.
Презентация "Любовь, Россия, Творчество. Русские поэтессы" используется на уроках литературы в 8 классе в качестве дополнительного материала с целью более глубокого ознакомления с творчеством русских ...
Сценарий Литературного праздника, посвящённого творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой, "Север дарит вдохновение"
Кольский Север, Кольский край, Мурманская область, чья-то "малая родина".... Сценарий посвящён творчеству саамской поэтессы - Октябрины Вороновой. Учащиеся познакомятся со стихотворениями поэтессы, уз...
Название работы: Поэтическая гостиная, посвященная творчеству Роберта Бернса. «Любимый сын Шотландии».
Цель:1.Осуществление диалога культур через дальнейшее расширение знаний о жизни великого шотландского по...
Поэтическая гостиная, посвященная творчеству А Л Барто «В стране весёлого детства»
Цель: познакомить с творчеством А.Барто, формировать устойчивый интерес к чтению произведений А. Барто.Задачи: способствовать усвоению знаний о жизни и творчестве поэта,развивать познавательные потреб...