"В гостях у сказки"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Урок проводится в 5 классе базового уровня. Это вводное занятие в системе уроков по сказкам А.Н.Парфеновой-Колесниченко, камышинской писательницы-сказочницы. Первый урок – это знакомство с личностью и творчеством писательницы, опирающееся на знания теории литературы в области сказок с целью выявления отличительных особенностей стиля сказок А.Н.Парфеновой - Колесниченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_gostyah_u_skazki.doc | 42.5 КБ |
v_gostyah_u_skazki._a.n.kolesnichenko-parfenova.rar | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного краеведения по сказкам
А.Н.Парфеновой-Колесниченко.
Урок 1.
В гостях у сказки.
5 класс
Тип урока: урок-знакомство с творчеством и личностью писательницы.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Обучающие цели:
проверить знания учащихся по ранее изученным темам, закрепить изученный материал;
-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
Развивающие цели:
- развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности;
- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.
Воспитательные цели:
- привить любовь к “малой” родине – родному городу, краю; показать как литература родного края неразрывно связана с русской культурой, литературой;
- Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
-мультимедийные пректор
-презентация к уроку;
- выставка книг А.Н. Парфеновой - Колесниченко.
Урок проводится в классе базового уровня. Это вводное занятие в системе уроков по сказкам А.Н.Парфеновой-Колесниченко. На уроках литературы рассматривались художественные, идеологические особенности народных и литературных сказок.
Первый урок – это знакомство с личностью и творчеством писательницы, опирающееся на знания теории литературы в области сказок с целью выявления отличительных особенностей стиля сказок А.Н.Парфеновой - Колесниченко.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.
(звучит песня: «Если вы не так уж боитесь Кащея…», идет презентация)
II. Слово учителя ( постановка цели первого этапа)
- Вы слышали, ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно вспомнить и рассказать всё, что вы знаете о сказке из уроков литературы. Вы готовы? Итак, попробуем!
III. Повторение.
- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)
- Что такое фольклор?
- Какие бывают сказки? (о животных, социально-бытовые, волшебные)
- Чем отличается сказка народная от литературной?
IV. Знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Парфеновой – Колесниченко.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем городе тоже живет сказочница? Может кто-то подскажет, о ком я веду речь? Верно. Об Антонине Никандровне Парфеновой-Колесниченко. Это наша камышинская сказочница.
(слайд 17)
Родилась Антонина Никандровна в 1940 году в селе Красный Яр Сталинградской области. Окончила Дубовское педучилище. Лучшие годы своей жизни провела на севере. С юных лет увлекалась сказками и живописью. Работала учителем, воспитателем, методистом, кооректором. С 1990 года на заслуженном отдыхе. Жительница города Камышина Волгоградской области. Автор многих сказочных изданий, член творческого союза художников (ТСХР) и Международной Федерации художников. Секция – Творчество.
(слайд 18,19,20)
Загадочны и притягательны предания старины глубокой. «…Что за прелесть эти сказки!» - восторженно писал гений русской поэзии и прозы А.С.Пушкин, а его творчество даже спустя столетия влияет на людские судьбы….
Камышанка Антонина Никандровна Колесниченко еще в детстве, в бытность свою в Архангельске, на родине отца – Н.П. Парфенова, получила как-то в день рождения от учительницы книгу А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».Этот поистине чудный подарок сыграл в жизни будущей сказочнице огромную роль. Давайте посмотрим, что об этом говорит сама Антонина Никандровна.
(слайд 21 с видеосюжетом)
Много раз перечитывала она сказки А.С.Пушкина, увлекалась сказками других и других авторов, зачитывалась «Русскими народными сказками» и в конце концов сама начала писать сказки, но неизменно возвращалась к прекрасному творчеству великого мастера слова – А.С.Пушкина. Он был для нее кумиром, непревзойденным учителем. Сказки писались ею с завидным терпением и большой любовью, точнее – душой и сердцем. Впервые стала публиковаться в 1967 году в районной газете «Красное Приволжье» (Костромская область).
(слайд 22 с видеосюжетом)
Шли годы, и росла увлеченность любимым делом. Сказки, созданные Антониной Колесниченко, отображают быт, культуру и традиции русского народа. Язык прост и доходчив. В тексте умело вводятся пословицы, поговорки, загадки и присказки. В лирических авторских отступлениях сказочница доверительно и задушевно беседует с читателем. Ее сказки выражают многовековую мудрость народа, созвучны любому времени, пронизаны лучами света, душевным теплом и поддерживают веру в торжество добра и справедливости. Учат трудолюбию, бережному отношению к природе, уважению к старшим. Они представляют большую эстетическую и познавательную ценность, и есть в них что-то особенное, чарующее, неповторимое.
… Вселенная вся движется – времена меняются,
А если сказка пишется, чудеса сбываются!...
Первый сборник сказок Антонины Колесниченко под названием «Совушкины сказки» был издан в 1999 году Камышинской городской типографией. В том же году изданы книжки «Сказка о принцессе Феклуше» (в честь 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина) и «Зоряночка».
(слайд )
В последующие пять лет в свет вышли: сборник северных сказлк «Сказочные россыпи»; сказки в стихах – «Хрустальный ларец», «Сказка о царской невесте», сборник «Золотая прялочка» и «Сказки Солнышка».
(слайд )
В последний сборник «В светлых теремах», вышедший в 200 году, вошли многие произведения автора. Сборник состоит их разделов: для старшеклассников, для ребят среднего возраста, для самых маленьких и для учащихся младших классов. Волшебные сказки пятого раздела - для любителей фольклора независимо от возраста.
(слайд )
Творчество Антонины Колесниченко вызывает большой интерес у широкого круга читателей. Несметные сокровища простой русской души таятся в этих творениях, и автор щедро их дарит людям.
Антонина Никандровна – желанный гость школьников. И нашим ребятам повезло пообщаться с самой сказочницей, из ее уст узнать о жизни, творческих планах и просто послушать великолепные сказки.
(слайд с видеосюжетом )
Слайд
V. Итог
- Ребята, интересно вам было узнать о нашей камышинской сказочнице?
- Скажите, а кто же это? (Антонина Никандровна Парфенова-Колесниченко).
- Что вам запомнилось из биографии Антонины Никандровны?
- Кто всю жизнь был ее кумиром в литературе?
- Молодцы. А кто скажет, какие сборники или сказки она написала?
- Хотели бы вы прочитать эти сказки?
Я рада, что эта не совсем обычная встреча вам запомнилась и что вы хотите прочитать сказки нашей писательницы. Надеюсь, что на следующее занятие у нас с вами будет о чем поговорить.
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"
Урок – театрализованное представлениеФестиваль «В гостях у Сказки»...
"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.
Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...