"В гостях у сказки"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Иванова Алена Александровна

Урок проводится в 5 классе базового уровня. Это вводное  занятие в системе уроков по сказкам А.Н.Парфеновой-Колесниченко, камышинской писательницы-сказочницы. Первый урок – это знакомство с личностью и творчеством писательницы, опирающееся на знания теории литературы в области сказок с целью выявления отличительных особенностей стиля сказок А.Н.Парфеновой - Колесниченко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного краеведения по сказкам

А.Н.Парфеновой-Колесниченко.

Урок 1.

В гостях у сказки.

5 класс

Тип урока: урок-знакомство с творчеством и личностью писательницы.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Обучающие цели:

проверить знания учащихся по ранее изученным темам, закрепить изученный материал;

-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

Развивающие цели:

- развивать навыки учащихся к самостоятельному изучению литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности;

- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели:

- привить любовь к “малой” родине – родному городу, краю; показать как литература  родного края неразрывно связана с русской культурой, литературой;

- Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

-мультимедийные пректор

-презентация к уроку;

- выставка книг А.Н. Парфеновой - Колесниченко.

Урок проводится в классе базового уровня. Это вводное  занятие в системе уроков по сказкам А.Н.Парфеновой-Колесниченко. На уроках литературы  рассматривались художественные, идеологические особенности народных и литературных сказок.

Первый урок – это знакомство с личностью и творчеством писательницы, опирающееся на знания теории литературы в области сказок с целью выявления отличительных особенностей стиля сказок А.Н.Парфеновой - Колесниченко.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.

    (звучит песня: «Если вы не так уж боитесь Кащея…», идет презентация)

II. Слово учителя ( постановка цели первого этапа)

- Вы слышали,  ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно вспомнить и рассказать  всё, что вы знаете  о сказке из уроков литературы. Вы готовы? Итак, попробуем!

III. Повторение.

 - Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Что такое фольклор?

- Какие бывают сказки? (о животных, социально-бытовые, волшебные)

- Чем отличается сказка народная от литературной?

IV. Знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Парфеновой – Колесниченко.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем городе тоже живет сказочница? Может кто-то подскажет, о ком я веду речь? Верно. Об Антонине Никандровне Парфеновой-Колесниченко. Это наша камышинская сказочница.

(слайд  17)

Родилась Антонина Никандровна в 1940 году в селе Красный Яр Сталинградской области. Окончила Дубовское педучилище. Лучшие годы своей жизни провела на севере. С юных лет увлекалась сказками и живописью. Работала учителем, воспитателем, методистом, кооректором. С 1990 года на заслуженном отдыхе. Жительница города Камышина Волгоградской области. Автор многих сказочных изданий, член творческого союза художников (ТСХР) и Международной Федерации художников. Секция – Творчество.

(слайд 18,19,20)

Загадочны и притягательны предания старины глубокой. «…Что за прелесть эти сказки!» - восторженно писал гений русской поэзии и прозы А.С.Пушкин, а его творчество даже спустя столетия влияет на людские судьбы….

Камышанка Антонина Никандровна Колесниченко еще в детстве,  в бытность свою в Архангельске, на родине отца – Н.П. Парфенова, получила как-то в день рождения от учительницы книгу А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».Этот поистине чудный подарок сыграл в жизни будущей сказочнице огромную роль. Давайте посмотрим, что об этом говорит сама Антонина Никандровна.

(слайд 21 с видеосюжетом)

Много раз перечитывала она сказки А.С.Пушкина, увлекалась сказками других и других авторов, зачитывалась «Русскими народными сказками» и в конце концов сама начала писать сказки, но неизменно возвращалась к прекрасному творчеству великого мастера слова – А.С.Пушкина. Он был для нее кумиром, непревзойденным учителем. Сказки писались ею с завидным терпением и большой любовью, точнее – душой и сердцем. Впервые стала публиковаться в 1967 году в районной газете «Красное Приволжье» (Костромская область).

                              (слайд 22 с видеосюжетом)

Шли годы, и росла увлеченность любимым делом. Сказки, созданные Антониной Колесниченко, отображают быт, культуру и традиции русского народа. Язык прост и доходчив. В тексте умело вводятся пословицы, поговорки, загадки и присказки. В лирических авторских отступлениях сказочница доверительно и задушевно беседует с читателем. Ее сказки выражают многовековую мудрость народа, созвучны любому времени, пронизаны лучами света, душевным теплом и поддерживают веру в торжество  добра и справедливости. Учат трудолюбию, бережному отношению к природе, уважению к старшим. Они представляют большую эстетическую и познавательную ценность, и есть в них что-то особенное, чарующее, неповторимое.

… Вселенная вся движется – времена меняются,

А если сказка пишется, чудеса сбываются!...

Первый сборник сказок Антонины Колесниченко под названием «Совушкины сказки» был издан в 1999 году Камышинской городской типографией. В том же году изданы книжки «Сказка о принцессе Феклуше» (в честь 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина) и «Зоряночка».

(слайд   )

 В последующие пять лет в свет вышли: сборник северных сказлк «Сказочные россыпи»; сказки в стихах – «Хрустальный ларец», «Сказка о царской невесте», сборник «Золотая прялочка» и «Сказки Солнышка».

 

(слайд  )

В последний сборник «В светлых теремах», вышедший в 200 году, вошли многие произведения автора. Сборник состоит их  разделов: для старшеклассников, для ребят среднего возраста, для самых маленьких и для учащихся младших классов. Волшебные сказки пятого раздела -  для любителей фольклора независимо от возраста.

(слайд    )

Творчество Антонины Колесниченко вызывает большой интерес у широкого круга читателей. Несметные сокровища простой русской души таятся в этих творениях, и автор щедро их дарит людям.

 Антонина Никандровна – желанный гость школьников. И нашим ребятам повезло пообщаться с самой сказочницей, из ее уст узнать о  жизни, творческих планах и просто послушать великолепные сказки.

(слайд с видеосюжетом   )

Слайд  

V. Итог

- Ребята, интересно вам было узнать о нашей камышинской сказочнице?

- Скажите, а кто же это? (Антонина Никандровна Парфенова-Колесниченко).

- Что вам запомнилось из биографии Антонины Никандровны?

- Кто всю жизнь был ее кумиром в литературе?

- Молодцы. А кто скажет, какие сборники или сказки она написала?

- Хотели бы вы прочитать эти сказки?

Я рада, что эта не совсем обычная встреча вам запомнилась и что вы хотите прочитать сказки нашей писательницы. Надеюсь, что на следующее занятие у нас с вами будет о чем поговорить.



Подписи к слайдам:

Если б я была сказочной феей, То МИР добрых бы дел создала И, огромное СЧАСТЬЕ взлелеяв, Всем бы людям его отдала!...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"

Урок – театрализованное представлениеФестиваль  «В гостях у Сказки»...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница:  Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...