Экскурсия в Храм (подробный конспект)
план-конспект занятия по краеведению на тему
Конспект экскурсии с фотографиями в Георгиевский храм, который находится в г. Долгопрудный, Лихачевское шоссе, д.85-а. Можно использовать как базу для создания других экскурсий или для проведения заочных экскурсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в Храм | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева О.В. Лицей №6 г.Химки
Пояснительная записка к конспекту экскурсии.
Однажды проходившие мимо люди спросили у строителей:
«Что строите?»- «Храм». – «Так есть уже две церкви».
-«А мы город храмов строим! Есть у батюшки картина
такая «Город храмов», на которой до самого горизонта
красуются многочисленные церковные купола».
(из воспоминаний о батюшке Владимире Симакове)
Художественная культура Православия - содержательная линия предмета “Православная культура” в рамках предметной области «Духовно-нравственная культура». Основные понятия, изучаемые в этой линии: Православное христианское понимание художественного творчества и его задач; содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Формирование и развитие православной художественной культуры. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Русская православная архитектура конца XV-XVI вв. Русская православная архитектура XX в. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Православная икона, канонические нормы иконографии. Хоругвь. Богородичные иконы, иконографические типы Богородичных икон. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Богословское осмысление иконы. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Современная православная художественная культура, возрождение церковных традиций. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви.[1]1
Выпускник начальной школы знакомится с основными понятиями на репродуктивном уровне, а выпускник средней школы должен уметь называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия), сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия), объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Основной формой обучения является урок, но для изучения художественной культуры Православия больше подходит такая внеурочная форма, как экскурсия. Конечно, экскурсия может быть виртуальная, но раз уж даны человеку пять органов чувств, то сколь богаче будет восприятие и слухом, и зрением, и осязанием, и обонянием, и может быть даже вкусом. Затрагивая все нити души, мы дадим ребенку больше, чем можем предположить, запланировать, и тем более описать на бумаге.
Накануне экскурсии необходимо проинструктировать детей о правилах поведения в храме вообще, безотносительно к церковной службе. Известный религиозный мыслитель середины ХХ века Н.Е.Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляя веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм – Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы – «страшно место сие… и сия Врата Небесная» (Быт. 28. 17). Это обстоятельство и накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан. Для того, чтобы правильно вести себя в храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не оскорбите чувств других верующих. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не принято также входить в храм в вызывающе открытой одежде – шортах, мини-юбках, платьях с декольте. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону. В храме не бегают, не совешают резких движений, разговоры сводят к минимуму.
Подготовкой к экскурсии должно быть ознакомление и с житием Георгия Победоносца. В сети Интернет есть замечательные методические разработки. Хорошо, если ребята уже знакомы с понятиями художественной культуры Православия. Тогда экскурсия станет средством обобщения и закрепления. Но если школьники неподготовленые, то нужно ограничить количество и сложность вопросов, сделать из незнания проблемную ситуацию, чтоб результатом стала все равно радость от ожидания встречи с новым, жажда разгадки.
При составлении экскурсии использован текст и фото, взятые с сайтов http://vera.mipt.ru , http://www.georg-hram.narod.ru и http://sobory.ru/photo/?photo=28012. Считаю целесообразным сначала дать текст для учителя, а потом логику построения экскурсии с вопросами для эвристической беседы.
Тысячелетняя история Православной Руси - это нескончаемая летопись, повествующая о жизни святых обителей и храмов Божиих, которые с верой и упованием возводили наши предки, не мысля своего существования вне дома молитвы. Какие бы испытания ни посещали наше Отечество, будь то Смутное время и польско-литовское нашествие или Отечественная война 1812 гола, православные стремились в первую очередь защитить свои святыни. Как только наступало мирное время, сразу приступали к восстановлению разрушенных или оскверненных храмов и строительству новых.
Древняя земля Подмосковья, свидетельница формирования Московского государства и возрастания могущества Русского царства, особенно богата древними храмами и монастырями. Здесь были сосредоточены великие святыни и неисчислимые сокровища церковного искусства. То был мир, сильный своей целостностью и простотой, зиждившийся на "благоволении благости и делах веры"(2фес.1;11).
Среди особо почитаемых святынь нельзя не упомянуть о храме великомученика и Победоносца Георгия - небесного покровителя Московской области, расположенном в селе Лихачево, прилегающем к городу Долгопрудному.
Почти весь мир чтит святого великомученика Георгия Победоносца. Он именуется победоносцем не только потому, что никогда и никем не был побежден в боях как римский военачальник, но и потому, что открыто иповедуя свою верность Христу, "мужественно победил" все страшные мучения, которым подверг его гонитель христиан император Диоклетиан.
Церковь воспевает св. Георгия как " пленных свободителя, нищих защитителя, немощствующих врача и православных поборника". В древних иконописных подлинниках сохранилось описание наружности святого: "Св. Георгий возрастом млад, подобием темнорус, лицом прекрасен вельми, власы русы из-черна, кудреваты округлены, яко бы стрижены". Согласно житию, Георгий был уроженцем Каппадокии и происходил от знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал блестящим полководцем, достигшим высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим мучениям, но перенес их с терпением и мужеством. Его казнили в Никомидии в 303 году. В возрасте 30 лет.
На Руси имя Георгия становится излюбленным у киевских князей. Особенно много для его почитания сделал Ярослав Мудрый, принявший его имя. День освящения первого на Руси храма св. Георгия 26 ноября/9 декабря 1051 года был отмечен установлением ежегодного празднования этого события. Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. Первым великим князем Московским был Юрий Данилович, со времени которого изображение св. Георгия Победоносца стала гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Первое документальное свидетельство о храме святого великомученика Георгия относится к 16 веку. По Писцовым книгам 7081(1573) года известна, что в селе Гнилуши (Старбеево или Тарбеево), принадлежавшем в то время окольничему князю Петру Ивановичу Татеву, стояла небольшая деревянная церковь " страстотерпца Егория, ней образа, книги, на колокольнице колокола". В 1585 году село-вотчина Аксиньи Михайловской. Под 1623 или 1624 годами значится уже "за вдовою за Марьею Григорьевскою женою Мартемьянова", которая купила его у монахини княжны Ф. Бахтеяровой - Ростовской. После смерти сына вдовы Луки Григорьевича селом владела его вдова Анна с детьми Федором и Михаилом. В 1723 году село приписвно было к "госпиталю".
В 1729 году, по указу Верховного Тайного совета, поместье продали с торгов княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра 1. В 1762 А.Г. Салтыкова продала село родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукому. Церковь во имя великомученика Георгия в ту пору была деревянная, со всей церковной утварью и большим количеством икон, но очень ветхая. В 70-е годы 18 столетия храм был перенесен ближе к деревне Лихачево на погост, вдали от жилья, и отстроен заново " с прибавкою нового леса ". Церковь из дуба и мореной сосны срублена русскими в "обло", т.е. без единого гвоздя. Состоит из одноглавого невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, надкоторой возвышается обшитый железом восьмигранный глухой барабан с луковичной главой на круглой шее. Металлический ажурный крест с цепями и "сиянием" принадлежит концу 17- началу 18 века. С востока к основному объему примыкает более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей, с запада - одинаковая с храмом по ширине трапезная, вытянутая с востока на запад, завершенная железной кровлей. Освящен храм 15/28 декабря 1774 года. Со слов старожилов, в годы Отечественной войны 1812 года Георгиевский храм подвергся поруганию - "в храме нашем Наполеон лошадей ставил". Шли годы. Село меняло хозяев, и в 1852 году Гнилушам владел уже князь А.Д. Львов, статский советник, потомок (30-е колено) Рюрика. Неоднократно, судя по кладовым книгам, перестраивалась и сама церковь.
В годы гонений храм был закрыт, имущество разграблено. В 1946 году церковь возвратили верующим. Настоятелем был назначен протоиерей Николай Иванович Рафальский ( 1986-1987 гг.). Он, едва родившись, чуть не умер от асфиксии (удушья), но мать сильно молилась, в душе посвящая его Богу, и он выжил. Получив высшее экономическое образование, Николай Иванович долгое время служил в военных . Будущий пастырь отличался весьма слабым здоровьем; тяжела заболев в очередной раз, он дал обет Богу в случае выздоровления стать священником. После Великой Отечественной войны, в 1946 году, этому обещанию суждено было исполниться, и Георгиевский храм получил нового настоятеля. Отец Николайпрослужил здесь девять лет. При нем церковь была отреставрирована: обшита "вагонкой", внутри обновлена роспись. Благодаря неустанным трудам на благо прихода, батюшка стяжал большой авторитет среди местного населения.
В период усиления гонений на веру, когда нормой стали заявления типа: "Борьбу с религией нужно не только продолжать, но усилить всеми возможными средствами", 23 июня 1961 года храм был закрыт согласно резолюции Мытищинского райсовета №21/3 от11.06.61г. В 1974 году Георгиевская церковь взята под охрану государства как памятник деревянного зодчества. Но это не спасло ее от разрушения: прохудилась крыша, начали гнить полы и стены, пропали иконы, книги, другая церковная утварь. Согласно распоряжению Мосгорисполкома № 2302р от 16.12.76г. памятник предполагалось перенести с места его существующего расположения в центр г. Долгопрудного. Указанным распоряжением принято к сведению согласие Министерства культуры РСФСР ( письмо от 11.06.76 г. №123-14 ) на перенос церкви и дома причта из с. Лихачево на другой участок, в целях организации городского музея с реставрацией строений и благоустройства прилегающей территории. Главное управление охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РСФСР письмом от 06.02.87 г. №17/25/08, рассмотрев вопрос переноса церкви, сообщило о целесообразности ее сохранения в исторической среде.
Изменение в судьбе Георгиевской церкви наступили в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Храм был возвращен верующим а его настоятелем стал протоиерей Владимир Симаков ( 1937-2003гг. ). 5 ноября 1988 года, состоялось первое богослужение. В 1989 году началась реставрация церкви Георгия Победоносца, а также строительство дома причта с храмом Святой Троицы (архитектор - В.В.Овчинникова). Много сил и личных средств, вырученных от продажи своих картин, батюшка вложил в это богоугодное дело. И всегда верной спутницей и помощницей была его супруга - матушка Антонина Ивановна Симакова. В 1997 году протоиерей Владимир Симаков, который уже тогда страдал тяжелым онкологическим заболеванием, принял решение построить большой собор в честь Казанской иконы Божией Матери (архитектор В.И.Ненароков). Увенчанный по замыслу авторов 33 куполами, по числу лет земной жизни Христа, устремленный в высотуболее чем на 50 метров, вмещающий больше тысячи человек, Казанский храм радует каждого, кто удостоится видеть его, въезжая в Долгопрудный по Лихачевскому шоссе или проплывая мимо по каналу им. Москвы.
Строительство храмов - не единственное дело покойного отца Владимира Симакова. Организовав общину верующих вокруг Георгиевской церкви, ревностный пастырь вдохновил людей на восстановление еще нескольких храмов в Долгопрудном и за его пределами. Неутолимая деятельность подвижника веры принесла свои плоды.
Множество людей, в том числе молодежи, воцерковилось и продолжает воцерковляться. В Георгиевском приходе действует воскресная школа, с помощью которой происходит приобщение к Церкви детей и их родителей. В центральной городской больнице открыта молильная комната, где сотни людей, обретая Бога, получают Его поддержку. При храме действует благотворительная столовая, где ежедневно питаются до 30 неимущих. Прихожане все активнее оказывают различную помощь заключенным.
Конспект экскурсии «Георгиевский храм».
- Накануне провести инструктаж по правилам поведения в храме, познакомить с житием Гергия Победоносца,
- Ребята, мы с вами совершим экскурсию в Георгиевский храм, который находится в г. Долгопрудный, Лихачевское шоссе, д.85-а, в западной части города, у канала; это бывшее село Тарбеево; Проезд: 368 автобусом до остановки «Храм Георгия Победоносца». Но почему же мы видим здесь несколько храмов? Сколько храмов вы видите? Кто-то говорит три, а кто-то четыре. Давайте разберемся. Что такое храм? Для чего строили люди храм? Как дают храму название? Кому храм посвящается? В честь кого или чего освящается? Какой же из них Георгиевский?
То высокое здание красного кирпича - это часовня Георгия Победоносца. Чем часовня отличается от храма по своему назначению? Верно, в ней нет алтаря и не проходят литургии, но служатся особые молитвенные службы — часы. Давайте опишем архитектурные особенности постройки. Двухъярусная, четырехгранная с шатровым завершением. В нижнем ярусе располагается часовня, в верхнем — звонница. Рассмотрите поближе, сделайте вывод о возрасте постройки. А теперь вспомните, сколько лет зданию, в котором вы живете. 3? 13? 30? 130? Ну это уж очень много. Мир меняется быстро. И эта часовня, хоть и старше вас, но считается, что построена не так давно - в конце ХХ века на месте небольшой звонницы начала ХХ века. А теперь давайте рассмотрим икону над входом в часовню. Из чего она изготовлена? (дерево). Из чего еще изготавливают иконы? (краски, мозаика) Что вы знаете об иконах? Зачем они нужны? Как к ним относятся? Как с ними обращаются? Какие традиции, связанные с иконами вам известны? Кто изображен? Что вам о нем известно? Как называются иконы с таким сюжетом? (чудо Георгия о змие). Помните мы смотрели мультфильм Гора Самоцветов. Егорий Храбрый. 2009 год, первая серия. Сказ о Егории Храбром по мотивам русских народных духовных стихов?[2]5. Чем одолел Георгий зло? (помощью Божией, добродетелями — кротостью, упованием на Бога, смирением, верностью Христу) Но если это здание не Георгиевский храм, то где же он?
- А вот здание напротив часовни наверняка постарше. Посмотрите на икону над входом. Что это означает? Верно, этот Божий храм освящен в честь святого великомученика Георгия. Давайте опишем особенности архитектуры. Как вы думаете, сколько лет этому храму? Почти 500! Сравните этот возраст с возрастом тех зданий, которые вам известны. У меня к вам шуточный вопрос: а гвозди не заржавели за столько лет? Ваши варианты ответов. Пока верный ответ не скажу. А теперь предположите, в связи с какими событиями храм здесь появился. А теперь послушайте, что расскажут вам те, кто специально исследовал историю этого храма. Что вас удивило? Огорчило? Порадовало? Запомнилось? Задайте вопросы нашим краеведам. А теперь вы, краеведы, проверьте своих слушателей, задайте им вопросы. Я дополню рассказ.
Скажите, какие мысли возникли у вас при знакомстве с такой тяжелой судьбой храма? К сожалению, есть такая страница в истории нашей Родины. Но за все слава Богу! Мы сделаем выводы о том, как важно не отступать от духовных ценностей, отличать временное от вечного. Тем более, что вот этот колокол дает нам пример покаяния потомков за дела предков. Прочитайте надпись на нем.
Как вы понимаете фразу «слагала в сердце своем»? Эти слова были сказаны о Богородице. Давайте войдем в храм и осмотрим внутреннее убранство. Включайте свои мысленные фотоаппараты. Постарайтесь сделать это молча, слагая все ощущения в сердце своем, а поделимся впечатлениями при выходе из храма. - Каково внутреннее строение храма? У кого хорошая память? Сколько рядов в иконостасе? Какие иконы запомнились? Где находится канун? Свечная лавка? Какой объект указывает на древность храма? (печь).
Перейдем к соседнему храму. Он называется Живоначальной Троицы. Как понимаете название? Как это отражено в архитектуре? В чем особенность его архитектуры? Это как бы жилой домик — дом причта. Здесь и сейчас есть жилые комнаты для служителей храма, а также кухня, трапезная для детей воскресной школы и для неимущих, помещение для выпечки просфор. Но главное место отведено домовому храму. Мы войдем для осмотра, прошу вести себя подобающе, запоминайте, что видели, потом обсудим.
Обратили ли вы внимание на макет, стоящий при входе? Что он вам напоминает? Давайте спустимся в скверик и присядем на скамейки. Послушайте историю, взятую сайта храма. В конце 1997-начале 1998 года отец Владимир решает строить храм в честь Казанской Иконы Божией Матери с семью престолами. «Когда совсем плохо было, - говорил отец Владимир о своей болезни, - стал готовиться к смерти, а вот полегчало – храм хочу построить, книжку напечатать. Поехали по монастырям просить благословения. Я-то думал, что не успею… А мне говорили: «Стройте и не задумывайтесь! Успеете храм построить. Еще много всяких событий будет». Так мы и начали строиться». Закладывали фундамент осенью. 19 декабря 1998 года в праздник Святителя Николая прямо над котлованом появилась очень красивая радуга. Все вышли на улицу. Некоторые на коленях молились, приняв этот знак за Божие благословение. А уже в конце апреля 1999 года Архиепископ Можайский Григорий освятил закладной камень в алтаре Казанского храма.
История появления проекта Казанского храма тоже необычна. Один из прихожан показал как-то батюшке рисунки знакомого архитектора. Понравились. Поехали в мастерскую к Валентину Ивановичу Ненарокову. Услышав, что батюшка мечтает построить необыкновенный храм, архитектор живо откликнулся на идею, которой сам «болел» уже многие годы. Всю жизнь он проектировал типовые здания и микрорайоны. А это будет его первый храм…Через два месяца архитектор принес чертежи. Образ величественного храма … явился ему во сне! Его он и взял за основу проекта. Высота храма с крестом около пятидесяти метров, полезной площади две тысячи кв. м. Он будет вмещать до тысячи человек. Отличительной особенностью является не только масштаб проекта, но и его решение в традициях древнерусской архитектуры.
«Фигура на фигуре. Такая начертательная геометрия, что проект давался с большим трудом, - рассказывал отец Владимир. - Не спали ночами. Общались с математиками, другими архитекторами высшего класса. Вся древнерусская архитектура строилась на основе золотых пропорций. Это наиболее гармоничное решение православного храма, где каждая деталь, каждый элемент имеют свой смысл».
По просьбе батюшки было увеличено число куполов с тринадцати до тридцати трех – по возрасту Христа. Согласно древнерусским традициям, наверх с первого этажа ведут тридцать три ступени. Предусмотрел отец Владимир и создание баптистерия, где можно будет крестить людей полным погружением. Мечтал батюшка устроить вокруг парковую зону с аллеей, спускающейся к каналу. На этом месте всегда будут возноситься молитвы об упокоении множества мучеников, погибших при прокладке канала. Приходя сюда или даже проплывая мимо на пароходе, люди обязательно задумаются о вечном… А звон колоколов на колокольне будет слышен во всем Долгопрудном и даже в соседних Химках. Как считал батюшка, вера должна помочь воссозданию и возрождению России. «Всегда надо думать о том, что мы сможем дать нашим детям». По его замыслу, в новом храме должна быть воскресная школа и иконописные мастерские. А суть происходящего точно передана в стихах матушки Антонины Симаковой:
Чудеса, чудеса
в Лихачеве у нас –
Строим храм
для Царицы Небесной.
Много места для нас,
для душистых свечей,
Что гореть,
Может быть, будут вечно.
Каких поэтов, писавших о храмах вызнаете? Стихи каких христианских поэтов вам знакомы? А вы знаете стихи о храмах? Давайте вместе прочтем стихи И.Аксакова «Приди ты немощный...» Спасибо. Сердце наполняется радостью. А какие вы испытываете чувства от этих стихов? А о чем думаете?
Отдохнули? Продолжим знакомство с городом храмов. Какой же храм из всех главный? Георгиевский. Престольный праздник отмечается в день Георгия Победоносца 6 мая. А остальные храмы называются приписными. Регулярные богослужения проходят в храме Казанской иконы Божией Матери. Мы с вами сейчас войдем в этот храм и вы увидите несколько алтарей на нескольких этажах. Не нарушает ли это традиций построения храмов? Один алтарь, который дает имя храму, называется главным, а остальные придельные. Приделы вмч. Пантелеимона Целителя, престольный праздник: вмч. Пантелеимона Целителя (9 августа), свт. Николая, престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря), Предтечи Иоанна, престольный праздник: Предтечи Иоанна (8 марта, 7 июня, 7 июля, 11 сентября),
прп. Амвросия Оптинского, престольный праздник: прп. Амвросия Оптинского (23 октября), Архангела Михаила, престольный праздник: Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября), Новомучеников и исповедников Российских, престольный праздник: Новомучеников и исповедников Российских. Сбываются мечты основателя этого Города храмов.
Сейчас мы пройдем по этажам храма. А что увидите вы? Складывайте в сердце своем. Мы обменяемся впечатлениями в помещении библиотеки на цокольном этаже. Что понравилось? Какие возникли вопросы? Что произвело впечатление? Поделитесь мыслями? Кто для себя сделал открытие? Какие иконы вы узнали? Кому понравилась купель в форме креста?
Вопросы итоговой беседы: Зачем люди строят храмы? Исполнение каких канонов в художественной культуре вы наблюдали сегодня? Как связаны строгость канонов и символизм произведений православной культуры? С какими произведениями культуры вы сегодня встретились? Почему авторы не подписывают свои произведения? Почему мы не вели обсуждение произведений прямо в храме?
Можно ли сказать, что виденные нами храмы не похожи внешне и внутренне? Когда были построены храмы? В чем архитектурные особенности каждого. Какое впечатление произвела история об утрате художественного достояния православной культуры в 20 веке? Как по-вашему избежать повторения этой ситуации в будущем? Как выразилось покаяние русского народа? На какие средства строятся и восстанавливаются храмы на Руси?
Какие иконы вы сегодня видели? Чем они различаются? Что в них общего? В чем символизм икон? Опишите запомнившуюся. Кто увидел хоругви? Каково их символическое значение? Почему Богородичные иконы такие разные? Какие иконографические типы их вы знаете? Заметили ли вы иконы традиционного и живописного стилей? Давайте рассмотрим книги в библиотеке? На каких языках они изданы? Хотите ли вы понимать церковно-славянский язык? Нужен ли он современному человеку? Посмотрите на запись в сведениях об издании, наличие благословения для православной книги обязательно. Это убережет читателя от вреда душе. Какие книги вы хотели бы почитать? Запомните их названия и авторов. А сейчас мы осмотрим помещения воскресной школы. Жизнь прихода очень активна. Уважаемые краеведы, расскажите нам о том, чем живет храм сегодня. Как видите, церковные традиции возрождаются. На память о сегодняшней экскурсии вы можете купить сувенир в церковной лавке. У вас есть 20 минут свободного посещения храма, а через 25 минут мы встречаемся на улице у главного входа в храм.
- С каким чувством покидаете этот Город храмов? Какие открытия сделали для себя? Как внутренне изменились? Какие мечты появились? Какие намерения? О чем жалеете? Чему радуетесь? Желаю сохранить радость и исполнить с Богом лучшие намерения. А храму мы скажем «До новых встреч».
Ссылки на источники
1. Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Сектор Основ православной культуры. — 2011, 144 с.
2. http://vera.mipt.ru/vera/hrams/hramgeorgiya.html
- http://sobory.ru/photo/?photo=28012
- http://www.georg-hram.narod.ru
- mults.spb.ru/mults/?id=2478
[1]1
[2]5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подробный конспект по теме Экономика
Для подготовки к ЕГЭ...
"Экскурсия в храм Казанской Божьей Матери в праздник Светлой Пасхи".
Конспект воспитательского занятия...
Практическое задание: отчет об экскурсии в храм
Методическая разработка экскурсии в православный храм....
Экскурсия Византийский храм в п.Лоо
"Святые места Кубани" Византийский храм в п. Лоо...
Методическая разработка "Виртуальная экскурсия: "Многоликие храмы Невского проспекта"
Презентация к виртуальной экскурсии по Невскому проспекту...
Лингвистический марафон. Экскурсия в Храм Василия Блаженного
20 февраля в первый день каникул 16 учеников нашего класса приняли участие в экскурсии по храму Василия Блаженного. Экскурсия была запланирована в рамках проведения лингвистического марафона в школе 1...
Основные аспекты методики организации экскурсии «От храма к храму».
В основу подготовки экскурсии положены педагогические принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность ...