история Камчатки 9 класс
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме
Материал представляет собой календарно-тематическое планирование по истории Камчатки XX - начала XXI века. Этот отрезок истории Камчатки изучается в 9-м классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по истории Камчатки 9 класс | 34.18 КБ |
Предварительный просмотр:
История Камчатки в XX - начале XXI вв.
9 класс
Пояснительная записка
Программа курса "История Камчатки в XX - начале XXI вв." создана на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Камчатского края (приказ Министерства образования и науки Камчатского края от 18.05.1012 № 654), приказа "О внесении изменений в приказ от 18.05.2012 и авторской программы А.В. Костыри.
Программа курса предназначена для 9 класса общеобразовательных учреждений Камчатской области.
Основной целью курса является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий. К задачам курса относится:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим;
- воспитание уважения к культуре коренных народов Камчатки;
- содействие социальной адаптации учащихся, их участию в современной жизни;
- формирование базовых социальных компетенций: в сфере трудовой деятельности, в семейно-бытовой сфере, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере отношений в многонациональном и поликультурном обществе;
- формирование и развитие исследовательских умений.
Локальная история предоставляет материал из непосредственного окружения учащихся. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить, что история — это история людей, что корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие. Особенностью предлагаемого курса является обращение к истории повседневности. Содержание курса дает возможность широко использовать активные и интерактивные методы обучения.
Программа обеспечена методическими рекомендациями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся, разработанными А.В. Костырей. Преподаватели во время реализации программы могут использовать следующие издания:
- Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки : учебно-методическое пособие. / В.Д. Сергеев. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство: Камчатское отделение, 1992;
- Камчатка. XVII-XX вв. : историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, д.и.н. Б. П Полевого – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997;
- Люби и знай свой край : атлас / Отв. ред. С. В. Савина. – М. : Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995;.
- Костыря А.В. Поурочные разработки к программе "История Камчатки". 8-9 классы. Книга для учителя. В 2-х кн. Кн. 2 / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.
- Костыря А.В. История Камчатки XIX века. Рабочая тетрадь. / А.В. Костыря. Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2008.
- Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
- – дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике истории народов Камчатки.
Цели:
- – воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям народов, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
- – формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в и: взаимосвязи и хронологической преемственности;
- – способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
- – формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- – обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- – умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- – умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
- – умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различныe виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
- – умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- – умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресуры и другие базы данных;
- – умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
- Требования к уровню подготовки учеников:
- должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов, основных событий, их участников, результаты и итоги событий с середины XVIII в. до конца XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей.
- должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические бытия и явления по указанному признаку.
- Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов Камчатки; использование знаний об историческом пути и традициях народов России и Камчатки в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Рабочая программа рассчитана на 17,5 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы разделов | Кол-во часов |
1 | Установление Советской власти | 2 |
2 | Освоение и развитие Камчатки в 20-30-е гг. XX в. | 3 |
3 | Камчатка в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. | 3 |
4 | Основные вехи политического и социально-экономического развития области в 40-80-е гг. прошлого века | 4 |
5 | На рубеже XX - XXI вв. | 3 |
Итоговое обобщение | 1 | |
Резерв учителя | 1,5 | |
всего | 17,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | К-во часов | Элементы содержания образования | Основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1-2 | Установление Советской власти | 2 | Февральские события на Камчатке. От февраля к октябрю. Первые Советы. Партизанское движение. Особенности установления Советской власти на Камчатке. Участники событий: сторонники и противники новой власти. | социалистическая революция, Советы, гражданская война, террор. | Знать: даты основных событий установления Советской власти на Камчатке Уметь: располагать события в верном хронологическом порядке, характеризовать причины относительно мирного установления Советской власти | Составление конспекта | |||
3-5 | Освоение и развитие Камчатки в 20 - 30-е годы XX века | 3 | Политика Советского правительства по освоению края. Акционерное Камчатское общество, его деятельность. Хозяйственное освоение области. Особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке. Что дала Советская власть коренным жителям полуострова? Трудовой энтузиазм и политические репрессии. Судьбы людей. | АКО, отрасль специализации, экстенсивное экономическое развитие, национальная политика, индустриализация, коллективизация, политические репрессии. | Знать: даты основных событий, определения понятий Уметь: характеризовать политику Советского правительства по освоению края, деятельность АКО, выявлять особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке | Составление конспекта | |||
6-8 | Годы Великой Отечественной. 1941-1945 гг. | 3 | Камчатка: глубокий тыл и передовая. Мобилизация. Военная подготовка населения. Перестройка хозяйственной деятельности в интересах фронта. Местная промышленность. Сбор средств. Строительство Петропавловского порта. Условия труда и жизни населения Камчатки. Курильский десант. | Мобилизация, местная промышленность, ленд-лиз, десант. | Знать: основные даты и понятия, перечислять мероприятия, проводимые на Камчатке в 1941-1945 гг. Уметь: характеризовать вклад населения Камчатки в дело великой Победы | Составление конспекта | |||
9-12 | Основные вехи политического и социально-экономического развития области в 40 – 80-е годы прошлого века | 4 | Политика правительства в отношении территории и трудовых ресурсов. Административный статус. Демографическая ситуация в области. Необходимость комплексного изучения и освоения края. Последствия командно-административных методов управления. Перестройка на Камчатке. Культурная жизнь Камчатки. Научные, образовательные, культурно-просветительские учреждения, творческие коллективы. Деятели культуры. | Командно-административная система управления, отраслевые диспропорции, социальная инфраструктура, перестройка. | Знать: основные события и даты послевоенной истории Камчатки Уметь: характеризовать экономическое и социальное состояние Камчатки, политику правительства Камчатки, культурную жизнь | Составление конспекта | |||
13-15 | На рубеже веков | 3 | Изменение политической ситуации в стране и области. Камчатка в условиях реформ, их социальные и экономические последствия. Перспективы развития Камчатки. Население области в эпоху перемен. | Реформы, безработица, региональная политика. | Знать: основные даты и понятия Уметь: характеризовать изменения, произошедшие на Камчатке в конце прошлого века. | Составление конспекта | |||
16 | Повторение | ||||||||
17 | Резервное время |
Литература
1. Атексеев А. И., Морозов Б. Н. Освоение русского Дальнего Востока. – М., 1989.
2. Атексеев В. И. Камчатская целина. – Петропавловск-Камчатский, 1984.
3. Бацаев И. В. Сельское и промысловое хозяйство Северо-Востока России 1929-1953 гг. – Магадан, 1997.
4. Витер И. В., Смышляев А. А. Город над Авачинской губой. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский Печатный Двор, 2000. – 208 с.
5. Гаврилов С. В. Маленькие камчатские истории.- Петропавловск-Камчатский, 2002.
6. Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов. (Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско – камчатского побережья в конце XIX – первой трети XX в.в.). – Петропавловск-Камчатский, 2003.
7. Гаврилов СВ. Три века Петропавловского порта. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, Книжное издательство, 2004. – 440 с.
8. Дальний Восток за годы Советской власти.- Комсомольск-на-Амуре, 1958.
9. Ильина В, А. Начато советской колонизации Камчатки в годы первой пятилетки. // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки. Сб. трудов. Вып. 6. – Петропавловск-Камчатский, 2003.
10. Ирина Витер. Хроника строительства города Петропавловска (1740-1923). – Петропавловск-Камчатский, Издательский Центр типографии СЭТО-СТ, 1997. – 112 с.
11. Исаков А. Н. История торговли на Северо-Востоке России в XV1I1-XX вв. – Магадан, 1994.
12. Исаков А. Н. Северо-Восток России в годы перестройки и перехода к рыночным отношениям (1985-1995 гг.): страницы летописи новейшей истории. – Магадан, 1999.
13. Камчатка XVII-XX вв. Историко-географический атлас / Под ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.– 112 с.
14. Камчатская область в годы Великой Отечественной войны. / сб. документов. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1975. – 336 с.
15. Кашинцев Б. Перемены на земле Камчатской. – Петропавловск-Камчатский, 1971.
16. Кашинцев Б. Камчатка сегодня и завтра. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1970. – 96 с.
17. Козик Л. В. Страницы истории Петропавловска. Акоград 30-40-е годы. // Краеведческие записки. Вып. 7. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1991.
18. Кравченко В. Мэнго. – Петропавловск-Камчатский, 1995.
19. Кузаков К. Г. Камчатка за годы Советской власти. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 5. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1967.
20. Куда плывет Камчатка. / сб. статей. – Петропавловск-Камчатский: РИО КОТ. 1993. - 96 с.
21.Летопись народов Северо-Востока РСФСР. 1917-1985. / Науч. Ед. Захаров С. В. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1986. – 192 с.
22. Люби и знай свой край. Атлас / отв. ред. С. В. Савина – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1995. – 32 с.
23. Мандрик А. Г. История рыбной промышленности российского Дальнего Востока (50-е годы XVII в. – 20-е годы XX в.). – Владивосток: Дальнаука, 1994. 192 с.
24. Моисеев Р.С. Факторы и перспективы развития Петропавловска-Камчатского. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 10. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1989.
25. Моисеев Р. С. Развитие производительных сил и система расселения на Камчатке. // Вопросы географии Камчатки. Вып. 8. Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1982.
26. Мухачев Б. И. Борцы за власть Советов на Камчатке. - Петропавловск-Камчатский, 1977.
27. Мухачев Б. И. Становление Советской власти и борьба с иностранной экспансией на Северо-Востоке СССР. – Новосибирск, 1975.
28. Мухачев Б. И. Советы Северо-Востока СССР в период социалистической реконструкции народного хозяйства 1926-1936 гг. – Магадан, 1987.
29. Народное хозяйство Камчатской области 1971 – 1975. // стат. сборник. Петропавловск-Камчатский, 1977.
30. Очерки истории Камчатской областной партийной организации. 1917-1985. / под ред. Захарова С. В. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1986. – 360 с.
31. Паперно А. X. Ленд-лиз. Тихий океан. – М., 1998.
32. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях 1740-1990.– Дальневосточное книжное издательство Камчатское отделение, 1994. – 504 с.
33. Ресурсный потенциал Камчатки. / отв. ред. А. С. Ревайкин – Петропавловск-Камчатский: АО Камчаткнига, 1994. – 288 с.
34. Санакоев В. Художник Кирилл Килпалин. – Петропавловск-Камчатский, 1993. – 35 с.
35. Сергеев М.А. Народное хозяйство Камчатского края. – М. 1936 Л. -559 с.
36. Смышляев А. Камчатка: от Адамовича до Бирюкова (документальные очерки). – Петропавловск-Камчатский: Издательский Центр тип. СЭТО-СТ, 1996. – 164 с.
37. Художники Камчатки. Каталог выставки Живопись. Графика. Скульптура. – М., 1990. – 96 с.
Литература для учащихся
1. Алексеев А. Н. Сыны отважные России. Магаданское книжное издательство, 1970. – 368 с.
2. Арктика – мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. / Науч. ред. Соколова 3. П. – М.: Северные просторы, 1999. – 264 с.
3. Балаян 3. Белый марафон. – М.: Детская литература, 1980. 160 с.
4. Вахрин С. Покорители великого океана. – Петропавловск-Камчатский, Издательство «Камшат», 1993. – 104 с.
5. Ветер веков в парусах России. Рассказы о мореплавателях. Каталог портретов. Карты Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: изд. Центр типографии СЭТО-СТ. 1996 – 184 с.
6. Гропянов Е. В. В Камчатку. – Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990. – 352 с.
7. Голубев Г. Н. Колумбы русские. – М., 1989.
8. Животные и растения Камчатской области, внесенные в Красную книгу СССР и Красную книгу РСФСР. – Петропавловск-Камчатский, 1984.
9. Землепроходцы, т. 1 / сост. Вахрин С. И. – Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камшат», 1994. – 232 с.
10. Краеведческая викторина. 250-летию Петропавловска-Камчатского посвящается. – Петропавловск-Камчатский, 1990.
11. Литература родного края. / Хрестоматия для учащихся 8-9 классов Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский, 1999.
12. Мартыненко В. Камчатский берег. Историческая лоция. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение. 1991. – 192 с.
13. Мартыненко В. Презрев угрюмый рок. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1997. - 272с.
14. Нечаев А. В гости к медведю по имени Синанг. – М., 1991.
15. Остроумов А. Г. Записки камчадала. – Петропавловск-Камчатский,: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение,1993. – 160 с.
16. Порогов Г. На околице Руси. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1979. – 208 с.
17. Пшонкин Ю. А. Амто, Корякин – М., 1991.
18. Пшонкин Ю. А. Встречи у вулканов. – М., 1985.
19. Русские землепроходцы и мореходы: Из истории открытия и освоения Сибири и Дальнего Востока /В. А. Авдеев, А. А. Измайлов, М. Н.Осипова, Ю. Ф.Соколов. – М.: Воениздат, 1982. – 80 с.
20. Семенов В. И., Лодис Ф. И. Камчатка – край лечебный. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1993. – 152 с.
21. Сергеев В.Д. страницы истории Камчатки (дореволюционный период). Петропавловск-Камчатский. Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992. – 192 с.
22. Фрадкин Н. Г. Крашенинников СПб – М., 1974.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
история Камчатки 7 класс
Предлагаемый вашему вниманию материал представляет собой календарно-тематическое планирование по истории Камчатки с древнейших времен до середины XVIII в. Этот курс истории изучается в 7 классе ...
история Камчатки 8 класс
Рабочая программа по истории Камчатки с конца XVIII до начала XX вв. Курс изучается в 8 классе...
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.
Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».
Занятие направлено на развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Выдающиеся личности в истории Камчатки».
Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою...