Урок "Святые места Кбани"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Карпусь Наталья Григорьевна

Разработка  урока- проекта  по   ОПК   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  начальных  классов  МБОУСОШ№2

Карпусь Наталья Григорьевна

                     

УРОК -ПРОЕКТ

ТЕМА: «Святые  места  Кубани»

«Свято-Михайловский монастырь

Республика  Адыгея»

ЦЕЛЬУРОКА:

Познакомить учащихся с понятием  «святость»,  с местами  почитаемыми  верующими  людьми  на   Кубани.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Обучающая – получение новых знаний о православной культуре Кубани
  2. Развивающая – развитие понимания  и  принятия  ценностей  Отечества,  нравственности,  милосердия.
  3. Воспитательная – воспитание духовности, нравственности ,  доброжелательности, уважения  к  истории  и культуре,  привитие  норм  поведения    .

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Фото, литографии, компьютер, мультимидийный проект-презентация по теме урока, музыкальный диск

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Определение темы и целей урока-проекта

Как  вы  думаете  в  каком  месте  на  территории  России  впервые  появилось  христианское  вероучение?

Историческая  справка

             Северный  Кавказ  с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.

             По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.

           Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.

Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской.

             До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.

Что  значат  слова  СВЯТОЙ,СВЯТЫНЯ?

Словарь  Ожегова (работа со  словарем)

СВЯТОЙ, - свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий

божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. * Святая истина - о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающее себя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. || ж. святая, -бй (к 4 знач.). ||сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Святыня,-1.То, что  является  дорогим,  любовно  хранимым  и  чтимым(высок.)Народные  святыни. 2.Предмет  или  место  религиозного  поклонения. Поклониться  святыням.

Какое  место  на  территории  Адыгей  считается  Святым? Почему?

Историческая  справка  (подготовленный  ученик)

        На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома, возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой тянулись к православным святыням.

В некоторых станицах были построены маленькие храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст. Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений на горе Физиабго и долине реки Фарс.

              Обитель была открыта в 1877 г. и официально именовалась Михаило - Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь.

Почему  было получено  такое  название?

Историческая  справка  (подготовленный  ученик)

"Михайловская" пустынь была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий князь Михаил Николаевич. "Афонской" она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящемуся монастырю и ввели там Афонский устав. "Закубанской" она называется по месту нахождения за рекой Кубанью, на одном из конечных пунктов казачьих поселений. Пустынь расположилась на "бросовой" земле горного плато горы Физиабго, где в округе на протяжении десяти километров не было никаких поселений. Так началась история православной святыни в Кавказских горах.

           Трудами монастырской братии были возведены пять храмов.

          Для уединенной молитвы иноками использовался подземный монастырь (пещеры), сохранившийся с византийских времен.

               В этих пещерах-кельях селились монахи-отшельники задолго до создания в этих местах монастыря. Местные легенды рассказывают о загадочных подземных ходах, связывающих подземные пещеры. По некоторым данным общая протяженность подземных ходов равна 200 метрам.

               Подземные помещения подчинены некоторому порядку: сначала идет длинный узкий коридор, который приводит в куполоподобный зал, от которого отходят несколько ходов. Говорят: в былые времена подземные ходы имели большую протяженность, разрезая Кавказский хребет и саму гору Физиабго. Кроме того здесь была создана уникальная система подземных переходов, которая соединяла между собой все православные строения, находящиеся на верху. К тому же, рассказывают, что монахи в подземелье собрали огромную библиотеку, в которой было много экземпляров очень редких книг. Так же в подземном монастыре была иконописная мастерская, специальная комната для хранения святых мощей.

              В обители были построены "странноприимный дом", больница, более двадцати корпусов с кельями. В монастырский комплекс также входили мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная, сапожная. К окончанию века в подворье были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковноприходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство: разводили скот, запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. По количеству мастерских можно судить о масштабах пустыни. Иногда в трапезной монастыря в обед употреблялось до 300 ведер щей и 1200 килограмм хлеба. Ежегодно в мастерских обучалось до 20 человек.

          Святой обители ростовским мещанином И.Г. Воркуевым была пожертвована домовая церковь в Краснодаре (при здании бывшего окружного суда). В Майкопе пустынь имела подворье. В архивах монастыря сохранились бесценные документы, описывающие огромный монастырский храмовый комплекс. В обители пять храмов Божьих.

Историческая  справка  (подготовленный  ученик)

              Исторические источники свидетельствуют, что к 1917 г. святая обитель представляла собой мощный паломнический центр Кавказа. Это был мужской монастырь, который по числу паломников можно было отнести на второе место после Троице - Сергиевой Лавры. Монастырский комплекс содержался трудами братии, под чутким руководством архимандрита Мартирия.

                  В 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. В опустевшем монастыре по указу Советской власти был образован Дом инвалидов, обитатели которого были расстреляны фашистами в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи от гитлеровских захватчиков на территории монастыря в 1944 г. расположилась детская колония. А в скором времени, в 1946 г., величавые стены храмов обители, хранившие вековую историю, были взорваны. А за тем была разорена и могила настоятеля обители.

            А в 1972 г. останки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой комитет по туризму, и там была образована турбаза "Романтика". В 90-е годы это АО "Романтика – тур".

Историческая  справка  (подготовленный  ученик)

              В апреле 2001 г. согласительная комиссия администрации президента Республики Адыгея и Майкопско - Адыгейского епархиального управления начала разрабатывать документы о передаче части территории монастыря Русской Православной Церкви. Окончательно вопрос о передаче всего монастырского комплекса Православной Церкви был решен в 2003 г.

Сегодня монастырь населяют 10 человек, перед которыми стоит цель вернуть Михайло - Афонской пустыни значение духовного центра на Северном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятель монастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего, усилия монахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых же дней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни.

                На горе, которая носит монастырское название Фавор, находиться святой источник в честь великомученика и Целителя Пантелеимона. Трудами монахов на средства благочестивых людей здесь уже возведена купель для омовения паломников, планируется сооружение подколодезной часовни.

Интересно отметить, что как во все  времена Источник не был забыт и заброшен, но пользовался заслуженной славой места, где страждущие могли получить помощь и исцеление как в телесных недугах, так и в душевных скорбях.

Не ослабевает поток посетителей - паломников, приходящих к Святому Пантелеимону, и в настоящее время. Омывшись в Святых Водах, пришедшие с Верой люди получают облегчение а то и полное исцеление во всевозможных болезнях, таких как: заболевания сердца и кровеносной системы (гипертония и т.п.), болезнях опорно-двигательного аппарата, кожных болезнях (например рожистые воспаления и псориаз) , различных нервно-психических расстройствах: шизофрении, депрессии, навязчивых маниакальных состояниях (мания преследования, кошмарные видения наяву и во сне, слышание голосов). Получают помощь в страданиях также и одержимые страстью наркомании пьянства и табако-курения. Пожилые люди, искупавшись в водах Святого Источника, получают облегчение в возрастных болезнях, приобретают необходимые им бодрость и силы. Люди, попавшие в тяжелое положение, впавшие в уныние под ударами жизни, обретают здесь, нужные им моральную поддержку в скорбях, надежду на лучшее, спокойствие духа и самое главное укрепляются в Вере в Бога.

"Свеча за мир!" - так величественно называли обитель наши предки. И сегодня во вновь возрождающейся обители день и ночь возносятся к Богу молитвы о мире и процветании нашей земли.

Рефлексия:

Какие  места  считаются  святыми?  Почему?

Можно ли  там  получить  помощь  и  исцеление?

Вывод: Места,  куда  люди  приходят  за  помощью  и  получают  ее.  Места священные  для  людей.  

Составьте  рассказ  о  тех  святых  местах,  где  вы  побывали  или  хотели  бы  посетить.

Источники: 

  1.  А.А. Баранец, игумен Иосиф (Марьян), А.В. Саввин СУДЬБА РОССИИ В ЖИЗНИ АСТРАХАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ (МИТРОПОЛИТ ИОСИФ АСТРАХАНСКИЙ И АРХИЕПИСКОП МИТРОФАН /КРАСНОПОЛЬСКИЙ/)
  2.  Великая Н.Н. (г. Армавир) ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ В XVIII -НАЧАЛЕ XX ВВ.
  3.  Отец Владимир (Тер-Аракельянц) К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ
  4.  Воронцов С.А. (г. Ростов-на-Дону) РЕЛИГИЯ И ПРАВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
  5.  Голованова С.А. (г. Славянск-на-Кубани) РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАЧЬИХ РЕГИОНАХ ТЕРЕКА И КУБАНИ (КОНЕЦ XVIII - XIX ВВ.)
  6. .Данилова М.И. (г. Краснодар) СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ПРАВОСЛАВИЯ
  7.  Добаева И.П. (г. Ростов-на-Дону) БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  8.  Лаза В.Д. (г. Пятигорск) ОПЫТ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА КАВМИНВОДАХ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.
  9. Ляушева С.А. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ АДЫГОВ
  10. Монастыри Кубани: путеводитель / Сост.А.Сметанюк, М, Петрыкина, М.Кибальник: под. Общ. Ред. Канд. Пед. Наук. Прот.А. Касатикова, Краснодар: Тмутаракань, 2008.
  11. Интернет-сайты: http://sobory.ru/, www.ozhegov.org, http://mihailov-monastir.narod.ru/publikatsii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...