Урок "Святые места Кбани"
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУСОШ№2
Карпусь Наталья Григорьевна
УРОК -ПРОЕКТ
ТЕМА: «Святые места Кубани»
«Свято-Михайловский монастырь
Республика Адыгея»
ЦЕЛЬУРОКА:
Познакомить учащихся с понятием «святость», с местами почитаемыми верующими людьми на Кубани.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающая – получение новых знаний о православной культуре Кубани
- Развивающая – развитие понимания и принятия ценностей Отечества, нравственности, милосердия.
- Воспитательная – воспитание духовности, нравственности , доброжелательности, уважения к истории и культуре, привитие норм поведения .
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Фото, литографии, компьютер, мультимидийный проект-презентация по теме урока, музыкальный диск
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Определение темы и целей урока-проекта
Как вы думаете в каком месте на территории России впервые появилось христианское вероучение?
Историческая справка
Северный Кавказ с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. благодаря апостольской деятельности Андрея Первозванного и Симона Канонита.
По церковному преданию святой апостол Андрей Первозванный в 40 г. от Рождества Христова проповедовал христианство среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Здесь же проповедовал и апостол Симон Канонит, могила которого, согласно церковного предания, находиться в г. Никополе (недалеко от г. Сухуми), расположенном между Абхазией и Джигетией. В начале I в. н. э. они проповедовали в Мингрелии и на территории Кубани у причерноморских зихов и босфоритян. Более того, согласно легендам, большинство нартов были христиане. Всего с проповедью на Кавказе побывали пять святых апостолов: Андрей Первозванный, Матфей, Иуда Фаддей, прозванный Левием, Варфоломей и апостол от семидесяти Фаддей.
Северный Кавказ издавна входил в зону влияния великих цивилизаций Востока, и предки адыгов имели свою богатую культуру, о высоком уровне которой позволяет судить наличие городов и монет, например, на территории Синдики. Все это способствовало тому, что семя христианской веры нашло среди древних адыгских племен благодатную почву.
Приморские адыги (зихи) издавна считались христианами. В память об их крещении была воздвигнута базилика в нынешней ст. Ново-Михайловской.
До путешествия Кирилла и Мефодия (VIII – IX вв.) епископ Таматархи пытался распространить христианство и среди закубанских адыгов (касогов). Но православной к этому времени стала лишь племенная знать. Именно от священников и епископов ведут свое начало многие дворянские роды Черкесии.
Что значат слова СВЯТОЙ,СВЯТЫНЯ?
Словарь Ожегова (работа со словарем)
СВЯТОЙ, - свят, свята, свято. 1. В религиозных представлениях: обладающий
божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная). 2. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине. 3. Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность. 4. святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. * Святая истина - о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающее себя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба. || ж. святая, -бй (к 4 знач.). ||сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).
Святыня,-1.То, что является дорогим, любовно хранимым и чтимым(высок.)Народные святыни. 2.Предмет или место религиозного поклонения. Поклониться святыням.
Какое место на территории Адыгей считается Святым? Почему?
Историческая справка (подготовленный ученик)
На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома, возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой тянулись к православным святыням.
В некоторых станицах были построены маленькие храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст. Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений на горе Физиабго и долине реки Фарс.
Обитель была открыта в 1877 г. и официально именовалась Михаило - Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь.
Почему было получено такое название?
Историческая справка (подготовленный ученик)
"Михайловская" пустынь была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий князь Михаил Николаевич. "Афонской" она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящемуся монастырю и ввели там Афонский устав. "Закубанской" она называется по месту нахождения за рекой Кубанью, на одном из конечных пунктов казачьих поселений. Пустынь расположилась на "бросовой" земле горного плато горы Физиабго, где в округе на протяжении десяти километров не было никаких поселений. Так началась история православной святыни в Кавказских горах.
Трудами монастырской братии были возведены пять храмов.
Для уединенной молитвы иноками использовался подземный монастырь (пещеры), сохранившийся с византийских времен.
В этих пещерах-кельях селились монахи-отшельники задолго до создания в этих местах монастыря. Местные легенды рассказывают о загадочных подземных ходах, связывающих подземные пещеры. По некоторым данным общая протяженность подземных ходов равна 200 метрам.
Подземные помещения подчинены некоторому порядку: сначала идет длинный узкий коридор, который приводит в куполоподобный зал, от которого отходят несколько ходов. Говорят: в былые времена подземные ходы имели большую протяженность, разрезая Кавказский хребет и саму гору Физиабго. Кроме того здесь была создана уникальная система подземных переходов, которая соединяла между собой все православные строения, находящиеся на верху. К тому же, рассказывают, что монахи в подземелье собрали огромную библиотеку, в которой было много экземпляров очень редких книг. Так же в подземном монастыре была иконописная мастерская, специальная комната для хранения святых мощей.
В обители были построены "странноприимный дом", больница, более двадцати корпусов с кельями. В монастырский комплекс также входили мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная, сапожная. К окончанию века в подворье были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковноприходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство: разводили скот, запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. По количеству мастерских можно судить о масштабах пустыни. Иногда в трапезной монастыря в обед употреблялось до 300 ведер щей и 1200 килограмм хлеба. Ежегодно в мастерских обучалось до 20 человек.
Святой обители ростовским мещанином И.Г. Воркуевым была пожертвована домовая церковь в Краснодаре (при здании бывшего окружного суда). В Майкопе пустынь имела подворье. В архивах монастыря сохранились бесценные документы, описывающие огромный монастырский храмовый комплекс. В обители пять храмов Божьих.
Историческая справка (подготовленный ученик)
Исторические источники свидетельствуют, что к 1917 г. святая обитель представляла собой мощный паломнический центр Кавказа. Это был мужской монастырь, который по числу паломников можно было отнести на второе место после Троице - Сергиевой Лавры. Монастырский комплекс содержался трудами братии, под чутким руководством архимандрита Мартирия.
В 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены. В опустевшем монастыре по указу Советской власти был образован Дом инвалидов, обитатели которого были расстреляны фашистами в период оккупации Кавказа. После освобождения Адыгеи от гитлеровских захватчиков на территории монастыря в 1944 г. расположилась детская колония. А в скором времени, в 1946 г., величавые стены храмов обители, хранившие вековую историю, были взорваны. А за тем была разорена и могила настоятеля обители.
А в 1972 г. останки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой комитет по туризму, и там была образована турбаза "Романтика". В 90-е годы это АО "Романтика – тур".
Историческая справка (подготовленный ученик)
В апреле 2001 г. согласительная комиссия администрации президента Республики Адыгея и Майкопско - Адыгейского епархиального управления начала разрабатывать документы о передаче части территории монастыря Русской Православной Церкви. Окончательно вопрос о передаче всего монастырского комплекса Православной Церкви был решен в 2003 г.
Сегодня монастырь населяют 10 человек, перед которыми стоит цель вернуть Михайло - Афонской пустыни значение духовного центра на Северном Кавказе. Поэтому, наверное, символично, что нынешний настоятель монастыря был пострижен в малую схиму с именем Мартирий. Прежде всего, усилия монахов и их настоятеля направлены на восстановление храма, где с первых же дней проводятся богослужения. Обретает обитель и новые святыни.
На горе, которая носит монастырское название Фавор, находиться святой источник в честь великомученика и Целителя Пантелеимона. Трудами монахов на средства благочестивых людей здесь уже возведена купель для омовения паломников, планируется сооружение подколодезной часовни.
Интересно отметить, что как во все времена Источник не был забыт и заброшен, но пользовался заслуженной славой места, где страждущие могли получить помощь и исцеление как в телесных недугах, так и в душевных скорбях.
Не ослабевает поток посетителей - паломников, приходящих к Святому Пантелеимону, и в настоящее время. Омывшись в Святых Водах, пришедшие с Верой люди получают облегчение а то и полное исцеление во всевозможных болезнях, таких как: заболевания сердца и кровеносной системы (гипертония и т.п.), болезнях опорно-двигательного аппарата, кожных болезнях (например рожистые воспаления и псориаз) , различных нервно-психических расстройствах: шизофрении, депрессии, навязчивых маниакальных состояниях (мания преследования, кошмарные видения наяву и во сне, слышание голосов). Получают помощь в страданиях также и одержимые страстью наркомании пьянства и табако-курения. Пожилые люди, искупавшись в водах Святого Источника, получают облегчение в возрастных болезнях, приобретают необходимые им бодрость и силы. Люди, попавшие в тяжелое положение, впавшие в уныние под ударами жизни, обретают здесь, нужные им моральную поддержку в скорбях, надежду на лучшее, спокойствие духа и самое главное укрепляются в Вере в Бога.
"Свеча за мир!" - так величественно называли обитель наши предки. И сегодня во вновь возрождающейся обители день и ночь возносятся к Богу молитвы о мире и процветании нашей земли.
Рефлексия:
Какие места считаются святыми? Почему?
Можно ли там получить помощь и исцеление?
Вывод: Места, куда люди приходят за помощью и получают ее. Места священные для людей.
Составьте рассказ о тех святых местах, где вы побывали или хотели бы посетить.
Источники:
- А.А. Баранец, игумен Иосиф (Марьян), А.В. Саввин СУДЬБА РОССИИ В ЖИЗНИ АСТРАХАНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ (МИТРОПОЛИТ ИОСИФ АСТРАХАНСКИЙ И АРХИЕПИСКОП МИТРОФАН /КРАСНОПОЛЬСКИЙ/)
- Великая Н.Н. (г. Армавир) ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ В XVIII -НАЧАЛЕ XX ВВ.
- Отец Владимир (Тер-Аракельянц) К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ
- Воронцов С.А. (г. Ростов-на-Дону) РЕЛИГИЯ И ПРАВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
- Голованова С.А. (г. Славянск-на-Кубани) РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАЧЬИХ РЕГИОНАХ ТЕРЕКА И КУБАНИ (КОНЕЦ XVIII - XIX ВВ.)
- .Данилова М.И. (г. Краснодар) СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ПРАВОСЛАВИЯ
- Добаева И.П. (г. Ростов-на-Дону) БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Лаза В.Д. (г. Пятигорск) ОПЫТ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА КАВМИНВОДАХ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.
- Ляушева С.А. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ АДЫГОВ
- Монастыри Кубани: путеводитель / Сост.А.Сметанюк, М, Петрыкина, М.Кибальник: под. Общ. Ред. Канд. Пед. Наук. Прот.А. Касатикова, Краснодар: Тмутаракань, 2008.
- Интернет-сайты: http://sobory.ru/, www.ozhegov.org, http://mihailov-monastir.narod.ru/publikatsii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...