Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный эколог»
рабочая программа по биологии
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 3 классов. Количество часов в год: 3 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета | Утверждаю Директор школы |
Протокол от «…..» ……201…г. № ….. | …............. (С.П. Денисенкова) |
Приказ № …. от …………. |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 города Смоленска
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Юный эколог» (для 3А,Б класс)
Составитель:
учитель биологии
Мякишева Ирина Олеговна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, затрагивает общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в 3 классе, что способствует реализации федерального госудасрственного образовательного стандарта начального общего образования.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 3 классов. Количество часов в год: 3 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Календарно-тематическое планирование
№ раз- дела | Тема | Примерные сроки | Количество часов | Фактическая дата проведения занятия |
1 1 | Введение. Смоленская область на карте России | 1 | ||
2 | Растительность Смоленской области | 16 | ||
2 | Травы, кустарники, деревья. | |||
3 | Экскурсия «Где растут деревья». | |||
4 | Осенние краски природы. | |||
5 | Сбор листьев деревьев и создание гербария. | |||
6 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | |||
7 | Зелёная аптека Смоленска. | |||
8 | Сбор и оформление гербариев лекарственных трав города | |||
9 | Растения – сорняки . | |||
10 | Растения –вредители здоровья человека | |||
11 | Комнатные растения. | |||
12 | Разведение и уход за ними. | |||
13 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | |||
14-15 | Заповедники и заказники Смоленской области. Создание экознаков. | |||
16-17 | Акция «Сохрани растения» Красная книга области. | |||
3 | Насекомые нашей области | 10 | ||
18 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | |||
19 | Насекомые – вредители | |||
20 | Ядовитые насекомые. | |||
21 | Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | |||
22 | Насекомые Смоленской области. | |||
23 | Экскурсия в краеведческий музей. | |||
24 | Охрана полезных насекомых. | |||
25 | Борьба с вредителями. | |||
26 | Создание экознаков | |||
27 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | |||
4 | Рыбы, обитающие в Смоленской области | 7 | ||
28 | Многообразие рыб Смоленской области. | |||
29 | Рыбы, обитающие в озерах области | |||
30 | Рыбы, обитающие в реках области | |||
31 | Прудовые хозяйства Смоленской области | |||
32 | Аквариумные рыбы. | |||
33 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | |||
34 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» |
Содержание программы
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Смоленская область на карте России
1.Растительный мир Смоленской области (16 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Горношорская тайга, сосновые боры Салаира. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Кемеровской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Кемеровской области.
2.Насекомые нашей области (10 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (7 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Многообразие рыб. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ (Английский язык) 5 класс «Easy English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ(Английский язык) 5 класс «Easy English»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 1- 4 классов
Программа для 1-4 кл "Шахматы - школе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса
Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Живая математика"
Внеурочная деятельность «Живая математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение тако...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юный эколог"
Программа "Юный эколог", имеет эколого-биологическую напрвленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов....
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" В 5 КЛАССЕ
Программа курса «Юный математик» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого к...