модифицированная (учебная) образовательная программа клуба "Краеведение"
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
программа дополнительного образования, носит краеведческий характер. включает несколько дисциплин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_-_kopiya.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Межшкольный учебный комбинат
Утверждено
Протоколом педсовета
№____от «___»______20___г.
Директор МОУ МУК г. Ак-Довурак
__________/Опул-оол Л.М./
«__»___________20___г.
Модифицированная (адаптированная) программа
дополнительного образования детей
клуба «Краеведение»
Программа ориентирована на учащихся от 14 до 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор программы: Хертек Артур Дмитриевич,
Педагог дополнительного образования
I (первой) квалификационной категории,
руководитель клуба «Краеведение»
Год разработки: 2008 г.
г. Ак-Довурак
2008 г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………………………4-5 стр.
Квалификационная характеристика………………………………………………………..6 стр.
Тематический план дисциплины «История Тувы»……………………………….7-8 стр.
Программное содержание дисциплины «История Тувы»………………...9-13 стр.
Литература по дисциплине «История Тувы»………………………………………….14 стр.
Тематический план дисциплины «Основы Экологии»…………………………..15 стр.
Программное содержание дисциплины «Основы экологии»……………….15 стр.
Литература по дисциплине «Основы экологии»…………………………………...16 стр.
Тематический план дисциплины «География РТ»………………………………….17 стр.
Программное содержание дисциплины «География РТ »………………..18- 19 стр.
Литература по дисциплине «География РТ»……………………………………………20 стр.
Тематический план дисциплины «ТопонимикаТувы»………………………………………………………………………………….21 стр.
Программное содержание дисциплины
«Топонимика Тувы»…………………………………………………………………………...22-23 стр.
Литература по дисциплине «Топонимика Тувы»…………………………………..24 стр.
Тематический план дисциплины
«Традиционная культура тувинцев»………………………………………………………25 стр.
Программное содержание дисциплины
«Традиционная культура тувинцев»………………………………………………...26-28 стр.
Литература по дисциплине
«Традиционная культура тувинцев»………………………………………………………29 стр.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
СОГЛАСОВАНО:___________ УТВЕРЖДАЮ:______________
Начальник УО г. Ак-Довурак Директор МОУ МУК г. Ак-Довурак
Судер-оол В. А. Опул-оол Л. М.
«____»________20___г. «____»_________20___г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
КЛУБА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Цель обучения: дополнительное образование
Срок обучения: 2 года
Категория слушателей: учащиеся
Режим занятий: 1-й год обучения - 4 часа в неделю; 2-й год обучения – 6 часов в неделю.
№ | Наименование дисциплин | 1 год обучения | 2 год обучения | Всего: | ||
теория | практика | теория | практика | |||
1 | История Тувы | 84 | 60 | 144 | ||
2 | Основы экологии | 22 | 16 | 38 | ||
3 | География республики Тыва | 32 | 28 | 60 | ||
4 | Топонимика Тувы | 24 | 26 | 50 | ||
5 | Традиционная культура тувинцев | 35 | 33 | 68 | ||
Итого: | 84 | 60 | 113 | 103 | 360 |
Разработал: педагог дополнительного образования, руководитель клуба «Краеведение» Хертек А.Д.
г. Ак-Довурак-2008 г.
Пояснительная записка
Программа «Краеведение» в результате апробации и адаптации предназначена для учащихся 8-10 классов средней школы. Она ориентирована на расширение знаний учащихся по изучению республики Тыва и города Ак-Довурак. Срок реализации 2 года. Одно из основных направлений - развитие общекультурных ценностей, национальных традиций.
Цели программы:
- Формирование представлений о возникновении и развитии РТ и города Ак-Довурака.
- Развитие общих приемов умственной и практической деятельности, положительной мотивации к обучению, развитие опыта самореализации.
- Воспитывать бережное отношение к природе своей родной республики и города.
Задачи программы:
- Расширение кругозора учащихся по родной республике и городу.
- Развитие практических навыков в исследовательской работе.
- Повышение общего уровня образованности и культуры.
- Привить у учащихся ответственность за ту социальную и природную среду, в которой они живут.
В программе материал сгруппирован по темам в соответствии с логикой построения, начиная с теории, завершая исследовательской работой.
Актуальность: в связи с развитием экономики и интеграции Тувы в общероссийские рыночные отношения зачастую теряется этническая идентичность населения. Даже сейчас, подрастающая молодежь не знает родного языка, историю, традиционную культуру. Так как мы относимся к малочисленным коренным народам Сибири, то существует угроза утраты национальной самобытности тувинцев как нации.
В программе, учитывая вышесказанное, содержатся все те направления, которые будут способствовать популяризации и распространению истории и этнической культуры тувинцев. А также в программе имеются такие дисциплины как география и основы экологии, без них реализация программы затруднено, так как не меньшее значение имеет среда, в котором мы живем и ее состояние, то есть все изучается в ключе:
среда – человек – культура.
Новизна: по-моему, новизна программы заключается в том, что она содержит такие дисциплины как, история, география, экология, топонимика традиционная культура тувинцев. С моей точки зрения эти дисциплины полностью раскрывают заданные цели. В методику преподавания введены такие методы как просмотр документальных фильмов, экскурсии на исторические и археологические памятники. Без практики не усваивается теоретический материал, каждая тема сопровождается практической работой и исследованием. А также программа включает сведения о людях внесших огромный вклад в развитие Тувы. Это выдающиеся политические деятели, ученые, врачи, учителя, строители и другие.
Квалификационная характеристика
После изучения программы «Краеведение» учащиеся должны знать:
- историческое развитие и географию РТ и города Ак-Довурак;
- роль выдающихся личностей и ученых внесших вклад в изучение и развитие РТ и города Ак-Довурак;
- основы экологии и природопользования;
- традиционную культуру тувинцев;
Уметь: сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
Организовывать: свой учебный труд, пользоваться справочной и дополнительной литературой;
Объяснять: изученный материал;
Составлять: карты-схемы, диаграммы, таблицы;
Использовать: приобретенные знания и умения на практике.
Тематический план дисциплины «История Тувы»
№ | Наименование тем | всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие в историю Тувы | 1 | 1 | - |
2 | История изучения Тувы | 2 | 2 | - |
3 | Наш край в древности | 4 | 2 | 2 |
4 | Тува в период разложения первобытнообщинного строя | 4 | 2 | 2 |
5 | Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-XV вв.) | 10 | 6 | 4 |
6 | Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) | 4 | 2 | 2 |
7 | Наш край в XVII-1 половине XVIII веков | 4 | 2 | 2 |
8 | Тува под игом Маньчжурской династии | 10 | 6 | 4 |
9 | Тува в период освобождения от маньчжурского ига | 4 | 2 | 2 |
10 | Особенности развития Тувы в начале XX века | 4 | 2 | 2 |
11 | Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве | 4 | 2 | 2 |
12 | Создание и развитие ТНР | 10 | 6 | 4 |
13 | Тува в годы Великой Отечественной войны | 7 | 4 | 3 |
14 | Тува в составе СССР. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 годы | 7 | 4 | 3 |
15 | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
16 | Изучение родного города | 3 | 2 | 1 |
17 | История возникновения города | 3 | 2 | 1 |
18 | Географическое положение и природные условия | 4 | 2 | 2 |
19 | Рельеф | 4 | 2 | 2 |
20 | Геологическое строение | 4 | 2 | 2 |
21 | Полезные ископаемые | 4 | 2 | 2 |
22 | Климат | 4 | 2 | 2 |
23 | Поверхностные и подземные воды | 4 | 2 | 2 |
24 | Почвенно-растительный покров, ее особенности | 4 | 2 | 2 |
25 | Животный мир, типичные представители | 4 | 2 | 2 |
26 | Охрана и рациональное использование природных ресурсов | 3 | 2 | 1 |
27 | Население и трудовые ресурсы | 3 | 2 | 1 |
28 | Экономика города | 3 | 2 | 1 |
29 | Аграрный сектор города | 3 | 2 | 1 |
30 | Промышленность | 3 | 2 | 1 |
31 | Транспорт | 3 | 2 | 1 |
32 | Культура | 3 | 2 | 1 |
33 | Здоровье | 3 | 2 | 1 |
34 | Спорт | 3 | 2 | 1 |
35 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Часы: | 144 | 84 | 60 |
Программное содержание дисциплины
«История Тувы»
1-й год обучения (102 часа)
Тема 1: Вводное занятие в историю Тувы. Ознакомление с предметом «История Тувы». (1ч.)
Тема 2: История изучения Тувы. Историки и археологи, их исследования. Исторические эпохи развития Тувы. (2ч.)
Тема 3: Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы. Начало заселения территории Тувы. Поздний палеолит. Неолит. Бронзовый век. (2ч.)
Практическое занятие: изучение петроглифов бронзового века на горе Кара-Даш (экскурсия) (2ч.)
Тема 4: Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов. Начало производства железных орудий хозяйства. Общественный строй. Искусство. Племена Тувы во II веке до н. э. – V веке н. э. Хозяйство. Общественные отношения. (2ч.)
Практическое занятие: изучение петроглифов скифского времени на горе Кара-Даш (экскурсия) (2ч.)
Тема 5: Наш край в эпоху раннего средневековья (VI – XV вв.). Тува в составе тюркского каганата. Хозяйство. Быт и культура. Общественные отношения. Обмен и торговля. Религия. Письменность. Роль древних тюрков в формировании тувинского народа. Тува в составе уйгурского каганата. Города уйгуров. Хозяйство и общественные отношения. Тува в составе государства древних кыргызов (IX – XII вв.) Хозяйство. Население и его культура. (6ч.)
Практическое занятие: изучение кожээ около села Бижиктиг-Хая. (экскурсия) (4ч.)
Тема 6: Тува под игом монгольских феодалов (XIII – XIV вв.) Хозяйство и культура населения Тувы. (2ч.)
Практическое занятие: индивидуальное занятие по изученным темам. (2ч.)
Тема 7: Наш край в XVII – в 1-й пол XVIII века. Тува в составе государства Алтын-Ханов и Джунгарии. Население Тувы. Хозяйство и общественный строй. Культура и быт. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картами (2ч.)
Тема 8: Тува под игом Маньчжурской династии. Захват Тувы. Население и хозяйство. Общественный строй. Культура и быт. Религия. Происхождение тувинцев. Национально-освободительная борьба. Восстание «60 богатырей». Экономические связи с русским населением. Значение крестьянской колонизации Тувы. (6ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (4ч.)
Тема 9: Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России. Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. (2ч.)
Практическое занятие: работа картой (2ч.)
Тема 10: Особенности развития Тувы в начале XX века. Социально-экономическое развитие Тувы. Создание Урянхайского краевого совета. Созыв Всетувинского Хурала. (2ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (2ч.)
Тема 11: Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве. Борьба трудящихся против интервентов и белогвардейцев. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. (2ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (2ч.)
Тема 12: Создание и развитие ТНР. Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Создание революционной партии аратов. Образование и деятельность общественных организаций. Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств. Зарождение рабочего класса в ТНР. Начало культурного строительства. Национальная литература и театр. Живопись и музыка. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Разрушение и уничтожение монастырей. Репрессии 30-х, 40-х годов и их последствия. (6ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами. (4ч.)
Тема 13: Тува в годы ВОВ. Реорганизация народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. Культурное строительство в годы войны. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в ВОВ. (4ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами. (3ч.)
Тема 14: Тува в составе СССР. Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти. Реконструкция народного хозяйства Тувинской Автономной области. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов-колхозников на оседлость. Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Театр, музыка, искусство. Улучшение условий жизни и быта населения. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 годы. Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие. Достижения сельского хозяйства. Развитие промышленности, транспорта и связи. Развитие культуры и искусства. Распад СССР. Образование республики Тыва. Политическая жизнь республики в 90-е годы. (4ч.)
Практическое занятие: экономический прогресс на примере нашего города. (экскурсия) (3ч.)
Тема 15: Заключительное занятие. Обобщение изученного материала. (2ч.)
Тема 16: Вводное занятие в историю изучения родного города. (2ч.)
Практическое занятие: наш город (экскурсия) (1ч.)
Тема 17: История возникновения города Ак-Довурак. Исследователи месторождения асбеста. (2ч.)
Практическое занятие: комбинат «Тываасбест» (экскурсия) (1ч.)
Тема 18: Географическое положение и природные условия. Особенности географического положения города, ее природные условия. (2ч.)
Практическое занятие: окрестности города (экскурсия) (2ч.)
Тема 19: Геологическое строение. Особенности геологического строения территории города. (2ч.)
Практическое занятие: изучение строения земли (экскурсия) (2ч.)
Тема 20: Рельеф. Особенности рельефа. (2ч.)
Практическое занятие: рельеф – неровности земли. (экскурсия) (2ч.)
Тема 21: Полезные ископаемые. Полезные ископаемые на территории города. (2ч.)
Практическое занятие: осмотр карьера комбината «Тываасбест» (экскурсия) (2ч.)
Тема 22: Климат. Особенности климата. (2ч.)
Практическое занятие: отличие климата города от соседнего района (экскурсия) (2ч.)
Тема 23: Поверхностные и подземные воды. Обеспеченность города водными ресурсами. Реки и озера на территории города. (2ч.)
Практическое занятие: Хемчик – самая крупная река западной Тувы. (экскурсия) (2ч.)
Тема 24: Почвенно-растительный покров. Ее особенности. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 25: Животный мир. Типичные представители. (2ч.)
Практическое занятие: Животные леса (экскурсия) (2ч.)
Тема 26: Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Понятие «природные ресурсы», «рациональность». (2ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (1ч.)
Тема 27: Население и трудовые ресурсы. Численность и плотность населения. Национальный состав. Понятие «трудовые ресурсы». (2ч.)
Практическое занятие: центр занятости населения города (экскурсия) (1ч.)
Тема 28: Экономика города. Понятие «экономика». Настоящее и будущее. (2ч.)
Практическое занятие: составляющие экономики города (экскурсия) (1ч.)
Тема 29: Аграрный сектор. Понятие «аграрный сектор». Факторы, влияющие на развитие и размещение сельского производства. (2ч.)
Практическое занятие: Есть ли у нас объекты сельхозпроизводства? (экскурсия на теплицу) (1ч.)
Тема 30:Промышленность. Понятие «промышленность». Факторы, влияющие на развитие и размещение промышленности. (2ч.)
Практическое занятие: объекты промышленности (экскурсия) (1ч.)
Тема 31: Транспорт. Роль транспорта в развитии города. (2ч.)
Практическое занятие: транспортная инфраструктура города (экскурсия) (1ч.)
Тема 32: Культура. Понятие «культура». Учреждения культуры. Выдающиеся личности в культуре. Особенности культуры населения. (2ч.)
Практическое занятие: учреждения культуры (экскурсия) (1ч.)
Тема 33: Здоровье. Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье населения. Лечебные учреждения, их развитие. (2ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточным материалом (1ч.)
Тема 34: Спорт. Учреждения спорта. Выдающиеся личности в спорте. Достижения наших спортсменов. Развитие физкультуры в городе. (2ч.)
Практическое занятие: экскурсия на стадион (1ч.)
Тема 35: Заключительное занятие. Обобщение полученных знаний. (1ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (1ч.)
Литература по дисциплине «История Тувы» для педагога и воспитанника
- Валишин Ю.И.,Дик Н.Е. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – Москва: Просвещение,1979 г.: пособие для учителей.
- Гребнева В.А. Краеведение и туризм во внеклассной работе – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1966 г.
- Даржа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I Хозяйство. Охота. Рыбалка. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
- Кызласов Л.Р. Древняя Тува –
- Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
- Март-оол В.Д. Моолдун чажыт тоогузу – Новосибирск: Наука,2003 г.
- Сундуй-оол М.С. Городок у подножия Кара-Даша – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
- Таблицы: «Хронология», «Основные понятия и термины», «Летопись основных событий в Туве», «Численность населения Тувы», «Отраслевая структура промышленности Тувы», «Характеристика основных рек Тувы» и т.д.
- Универсальная карта РТ.
Тематический план дисциплины «Основы экологии»
№ | Наименование тем | всего | теория | Практика |
1 | Введение в экологию | 1 | 1 | - |
2 | Организмы и среда их обитания | 8 | 4 | 4 |
3 | Антропогенное воздействие на биосферу | 14 | 8 | 6 |
4 | Окружающая среда и здоровье человека | 14 | 8 | 6 |
5 | Заключительное занятие | 1 | 1 | - |
Часы: | 38 | 22 | 16 |
Программное содержание дисциплины
«Основы экологии» 2-й год обучения (24 часа)
Тема 1: Введение в экологию. Понятие «экология». Предмет экологии. История развития экологии как науки. (1ч.)
Тема 2: Организмы и среда их обитания. Условия и ресурсы среды. Экологическая ниша. (4ч.)
Практическое занятие: Экологическая ниша (лес, гора, поле и т.д.) (экскурсия) (4ч.)
Тема 3: Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие «антропогенное воздействие», «биосфера». Современное состояние среды. Загрязнения атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнения природных вод. Экологические проблемы биосферы. Основы рационального управления природными ресурсами и их использования. (8ч.)
Практическое занятие: Исследование загрязненности воздуха городским транспортом. Исследование осадков на кислотность. (6ч.)
Тема 4: Окружающая среда и здоровье человека. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. (8ч.)
Практическое занятие: Анализ чипсов (6ч.)
Тема 5: Заключение. Обобщение полученных знаний. (1ч.)
Литература по дисциплине «Основы экологии» для педагога и воспитанника
- Аракчаа Л.К., Дадаа Г.И. Экологические подходы в экологическом воспитании – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2001 г.: Учебно-методическое пособие.
- Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие.
- Новиков Ю.В. Природа и человек – Москва: просвещение,1991 г.: библиотека учителя биологии.
- Таблицы: «Основные понятия и термины», «Пищевые цепи», «Виды загрязнений», «Ядовитые вещества».
- Химия. Предпрофильное обучение – Москва: Дрофа: Программы элективных курсов для 8-9-х классов.
Тематический план дисциплины «География республики Тыва»
№ | Наименование тем | всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие в «географию республики Тыва» | 1 | 1 | - |
2 | Географическое положение и природные условия РТ, ее особенности | 4 | 2 | 2 |
3 | Геологическое строение | 4 | 2 | 2 |
4 | Рельеф | 4 | 2 | 2 |
5 | Полезные ископаемые | 4 | 2 | 2 |
6 | Климат | 4 | 2 | 2 |
7 | Поверхностные и подземные воды | 4 | 2 | 2 |
8 | Почвенно-растительный покров | 4 | 2 | 2 |
9 | Животный мир | 4 | 2 | 2 |
10 | Охрана и рациональное использование природных ресурсов | 4 | 2 | 2 |
11 | Население и трудовые ресурсы | 3 | 2 | 1 |
12 | Экономика | 4 | 2 | 2 |
13 | Аграрный комплекс | 4 | 2 | 2 |
14 | Промышленность | 4 | 2 | 2 |
15 | Транспорт | 3 | 2 | 1 |
16 | Экономические районы и населенные пункты | 4 | 2 | 2 |
17 | Заключительное занятие | 1 | 1 | |
Часы: | 60 | 32 | 28 |
Программное содержание дисциплины
«География республики Тыва»
2-й год обучения (36 часов)
Тема 1: Введение в географию Республики Тыва. География – наука о способах познания мира. Задачи физической и экономической географии. (1ч.)
Тема 2: Географическое положение и природные условия. Особенности. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой. (2ч.)
Тема 3: Геологическое строение. История геологического развития территории Тувы. Структурные зоны. Территория Тувы в четвертичный период. (2ч.)
Практическое занятие: работа со схемами (2ч.)
Тема 4: Рельеф. Формы рельефа встречающиеся в Туве. (2ч.)
Практическое занятие: работа с атласом, картой (2ч.)
Тема 5: Полезные ископаемые. Обеспеченность республики местным минеральным сырьем. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 6: Климат. Особенности климата. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 7: Поверхностные и подземные воды. Обеспеченность республики водными ресурсами. Важнейшие реки и озера. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 8: Почвенно-растительный покров. Факторы, влияющие на распределение почвенно-растительного покрова. Высотная поясность. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 9: Животный мир. Типичные представители. Республика Тыва – регион, где особое положение в животном мире занимают виды, занесенные в Красную книгу РФ. (2ч.)
Практическое занятие: эндемики – кто они? (работа с раздаточными материалами) (2ч.)
Тема 10: Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Природные ресурсы, нуждающиеся в охране от загрязнения и истощения. (2ч.)
Практическое занятие: влияет ли комбинат «Тываасбест» на природные ресурсы? Каким образом? (работа с раздаточными материалами) (2ч.)
Тема 11: Население и трудовые ресурсы. Численность и плотность населения. Соотношение городского и сельского населения. Национальный состав. (2ч.)
Тема 12: Экономика. Хозяйство Тувы в дореволюционное время. Экономика республики в настоящее время. (2ч.)
Практическое занятие: понятие «экономика» (работа с раздаточными материалами) (2ч.)
Тема 13: Аграрный комплекс. Факторы, влияющие на развитие и размещение сельскохозяйственного производства. (2ч.)
Практическое занятие: пригородные пастбища (экскурсия) (2ч.)
Тема 14: Промышленность. Отраслевая структура. Этапы развития. Природные ресурсы, использующиеся в промышленности. (2ч.)
Практическое занятие: промышленность – экономика. Связи. (работа с раздаточными материалами) (2ч.)
Тема 15: Транспорт. Факторы, влияющие на развитие транспорта. Роль транспорта в хозяйстве республики. (2ч.)
Практическая работа: работа с картой (1ч.)
Тема 16: Экономические районы и населенные пункты. Факторы экономического районирования. Характеристика экономических районов и населенных пунктов. (2ч.)
Практическое занятие: работа с картой (2ч.)
Тема 17: Заключение. Обобщение полученных знаний. (1ч.)
Литература по дисциплине «География РТ» для педагога и воспитанника
- Аракчаа Л.К. Истоки экологического воспитания – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: Учебно-методическое пособие.
- Большой атлас Мира под редакцией Лизы Томас и др. Издание «Ридерз Дайджест», Сингапур, 2007 г.
- Дик Н.Е., Валишин Ю.И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея – М: Просвещение, 1979 г.: Пособие для учителей
- Красноборов И. М., Шауло Д. И., Ханминчун В. М. и другие. Красная книга РТ – Новосибирск: Издательство СО РАН, научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1999 г.
- Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2007г.
- Таблицы: «Природные зоны РФ», «Основные понятия и термины»
- Шактаржик К. О., Кылгыдай А. Ч., Дамдын О. С. География республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство,2006 г.: Учебно-методическое пособие для 9 класса.
Тематический план дисциплины «Топонимика Тувы»
№ | Наименование тем | всего | теория | Практика |
1 | Вводное занятие в «Топонимику Тувы» | 2 | 2 | - |
2 | Апеллятив – универсальный ключ (слово нарицательного характера), открывающий этимологию топонимов | 1 | 1 | - |
3 | Геоморфологические апеллятивы | 2 | 2 | - |
4 | Гидронимические апеллятивы | 2 | 2 | - |
5 | Почвоведческие апеллятивы | 2 | 2 | - |
6 | Топонимы на букву «А». Зачет | 3 | 1 | 2 |
7 | Топонимы на букву «Б». Зачет | 3 | 1 | 2 |
8 | Топонимы на букву «Е, И». Зачет | 3 | 1 | 2 |
9 | Топонимы на букву «К». Зачет | 3 | 1 | 2 |
10 | Топонимы на букву «Л, М». Зачет | 3 | 1 | 2 |
11 | Топонимы на букву «Н, О». Зачет | 3 | 1 | 2 |
12 | Топонимы на букву «П, С». Зачет | 3 | 1 | 2 |
13 | Топонимы на букву «Т». Зачет | 3 | 1 | 2 |
14 | Топонимы на букву «У». Зачет | 3 | 1 | 2 |
15 | Топонимы на букву «Х». Зачет | 3 | 1 | 2 |
16 | Топонимы на букву «Ц, Ч». Зачет | 3 | 1 | 2 |
17 | Топонимы на букву «Ш, Ы». Зачет | 3 | 1 | 2 |
18 | Топонимы на букву «Э, Я». Зачет | 3 | 1 | 2 |
19 | Заключительное занятие. Контрольная работа | 2 | 2 | - |
Часы: | 50 | 24 | 26 |
Программное содержание дисциплины
«Топонимика Тувы»
2-й год обучения (50 часов)
Тема 1: Введение в «Топонимику Тувы». Определение термина «топонимика». Предмет и объект изучения. Стратиграфия топонимии Тувы. (2 ч.)
Тема 2: Апеллятив. Определение термина. Смысл и значение термина. (1 ч.)
Тема 3: Геоморфологические апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры. (2 ч.)
Тема 4: Гидронимические апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры. (2 ч.)
Тема 5: Почвоведческие апеллятивы. Значение и характеристика. Примеры. (2 ч.)
Тема 6: Топонимы на букву «А». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 7: Топонимы на букву «Б». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 8: Топонимы на букву «Е, И». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 9: Топонимы на букву «К». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 10: Топонимы на букву «Л, М». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 11: Топонимы на букву «Н, О». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 12: Топонимы на букву «П, С». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 13: Топонимы на букву «Т». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 14: Топонимы на букву «У». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 15: Топонимы на букву «Х». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 16: Топонимы на букву «Ц, Ч». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 17: Топонимы на букву «Ш, Ы». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 18: Топонимы на букву «Э, Я». Значение и характеристика. Местонахождение. Зачет. (1 ч.)
Практическое занятие: экскурсия или поход на места поблизости (2 ч.)
Тема 19: Заключение. Контрольная работа. (2 ч.)
Литература по дисциплине «Топонимика Тувы»
для педагога и воспитанника
- Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 544 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2010. – 560 с.
- Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы.2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552 с.
- Целебные аржааны и озера Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2010. – 32 с. Составитель: Казанцева А.С.
Тематический план дисциплины «Традиционная культура тувинцев»
№ | Наименование тем | всего | теория | Практика |
1 | Вводное занятие в «Традиционную культуру тувинцев» | 1 | 1 | - |
2 | Наказы наших предков нынешнему поколению | 10 | 5 | 5 |
3 | Свадебные обряды. Свадьба | 5 | 3 | 2 |
4 | Обычаи проявления уважения к человеку, зашедшему в юрту | 5 | 3 | 2 |
5 | Правила уважительного отношения к родственникам | 5 | 3 | 2 |
6 | Древние молитвы тувинцев | 5 | 3 | 2 |
7 | Девять обычаев | 5 | 3 | 2 |
8 | Девять освящений | 5 | 3 | 2 |
9 | Праздничные пиршества и святыни | 10 | 5 | 5 |
10 | Бережное отношение ко всему, что окружает человека. Уважение к должностным лицам. Народные приметы | 6 | 3 | 3 |
11 | Шагаа – новый год по лунному календарю | 5 | 1 | 4 |
12 | Исследовательские работы по темам | 5 | 1 | 4 |
13 | Живое сокровище мира. Заключительное занятие | 1 | 1 | - |
Часы: | 68 | 35 | 33 |
Программное содержание дисциплины
«Традиционная культура тувинцев»
2-й год обучения (42 часа)
Тема 1: Введение в «традиционную культуру тувинцев». (1ч.)
Тема 2: Наказы наших предков нынешнему поколению. Установление различия человеческого возраста у древних тувинцев. Не обижай душу человека. Звери и птицы, охота на которых запрещалось. Домашние животные, которых запрещалось уничтожать. Запретительные действия по отношению к земле, воде и небу. Действия противопоказанные детям обоего пола в возрасте от 3 до 13 лет. Что должна знать девочка в возрасте до 17 лет. Основные правила, которые должны знать мальчики до 17 лет. (5ч.)
Практическое занятие: сбор сведений от старшего поколения (проведение соцопроса) (5ч.)
Тема 3: Свадебные обряды. Свадьба. Обряд подстилания козьего пуха под новорожденную девочку. Обряд обновления подарков. Дарение чая. Смотрины. Установление даты свадьбы. Как справляли свадьбу. Встреча сватов. Объезд вокруг юрты. Благословение невесте. Как невестка приглашает свекра и свекровь на чаепитие. Свадьба, которую справляли тоджинцы. (3ч.)
Практическое занятие: посещение музея, соцопрос старшего поколения (2 ч.)
Тема 4: Обычаи проявления уважения к человеку. Юрта. Обряды, связанные с юртой. Старинные обычаи и правила входить в юрту. Традиционные правила рассаживания людей в юрте. Порядок угощения гостей чаем. Правила поведения в юрте. Уважительное отношение к просителю. Правила поведения подростков, оставленных следить за юртой. (3ч.)
Практическое занятие: посещение чабанской стоянки. (2ч.)
Тема 5: Правила уважительного отношения к родственникам. Этические обычаи уважения. Названия родовых групп. Уважительные названия родственников, указывающие на характер и степень родства. Традиции и обычаи, согласно которым люди помогали друг другу. Охотничьи обычаи. (3ч.)
Практическое занятие: работа с раздаточными материалами (2ч.)
Тема 6: Древние молитвы тувинцев. Молитвы небесным светилам. Молитва небу и земле. Молитвы воде, рекам и озерам. Молитвы на перевалах. Молитва медведю. Верования и поклонение молоке. (3ч.)
Практическое занятие: сбор сведений от старшего поколения (проведение соцопроса) (2ч.)
Тема 7: Девять обычаев. Что такое девять? Девять целебных источников. Девять небес. Девять сокровищ. Девять подушек человека. Девять верований. Девять хребтов. Девять пыток. Девять трудностей, которых должен преодолеть мужчина. (3ч.)
Практическое занятие: сбор сведений от старшего поколения (проведение соцопроса) (2ч.)
Тема 8: Девять освящений. Освящение неба. Освящение тайги. Освящение огня. Освящение родника. Освящение причудливых деревьев. Освящение родового оваа. Освящение каменных памятников. (3ч.)
Практическое занятие: сбор сведений от старшего поколения (проведение соцопроса) (2ч.)
Тема 9: Праздничные пиршества и святыни. Пиршество по поводу рождения ребенка. Подстригание ребенка 3 лет. Праздник шерсти. Празднование урожая. Пиршество по поводу заготовки кормов. Перекочевка. Праздник в честь юрты. Пиршество по поводу изготовления хойтпака. Пиршество в честь шаманского бубна. (5ч.)
Практическое занятие: составить сценарий по поводу подстригания ребенка 3 лет (5ч.)
Тема 10: Бережное отношение ко всему, что окружает человека. Уважение к должностным лицам. Народные приметы. (3ч.)
Практическое занятие: какие народные приметы вы знаете? (3ч.)
Тема 11: Шагаа. Подготовка к Шагаа. Встреча нового года, игры, состязания. Пиршество в честь Шагаа. (2ч.)
Практическое занятие: сценка – «Шагаа» (3ч.)
Тема 12: Исследовательская работа по дисциплине. Выбор темы. Развитие практических навыков. (5ч.)
Тема 13: Заключение. Живое сокровище мира. (1ч.)
Литература по дисциплине «Традиционная культура тувинцев» для педагога и воспитанника
- Ахунзянова Ф. Т., Соловьев А. А. Теория и история культуры, часть I – Кострома: Издательство КГТУ, 2007 г.: учебно-методическое пособие.
- Будегечи Т. Б. Художественное наследие тувинцев – Москва: АО Внешторгиздат, 1995 г.
- Даржа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев, том I – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2009 г.: научно-популярное издание.
- Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004 г.: учебное пособие.
- Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары – Кызыл: Институт усовершенствования учителей РТ; Издательство «Новости Тувы», 1994 г. – На тувинском языке.
- Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев ( конец XIX-начало XX века ) / Подготовка текстов, предисловие и комментарий Кужугет А. К./ - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Английский в фокусе» (для младшего школьного возраста 9-10лет)
Программа для кружка в начальной школе по ангийскому языку...
цикл уроков по теме Качество с использованием учебной образовательной программы 1С Образование
цикл уроков в 9-11 классах по теме Экономика и потребитель...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .
ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...
Учебная образовательная программа дополнительного образования по туризму.
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, сп...