Статья на НПК«Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»
статья по краеведению по теме

Григорьева Ирина Юрьевна

Статья на НПК «Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №18 С. Харагун

Хилокский район, Забайкальский край

ЗДВР—Григорьева И.Ю.

Секция  «Роль семьи, СМИ, общественности  социально-педагогическая помощь и психолого-педагогическое сопровождение детей» на межрегиональной НПК  

«Изменяющееся воспитание в изменяющемся мире»

               « Школьные СМИ как  способы расширения воспитательного

                                      пространства сельской  школы»

        Процессы развития человека  и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества.  В одном из программных документов развития современной Российской школы, а именно в национальной образовательной инициативе «Наша новая  школа»  сказано, что: « Новая школа—это центр взаимодействия как с родителями, с местным сообществом, с  различными организациями социальной сферы.,  Новая школа- это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом».  Современный  социальный заказ на формирующуюся личность включает в себя, прежде всего, необходимость  физического здоровья растущему человеку, развития его способностей  (умственных, трудовых,  коммуникативных, творческих). Это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, Родины и человечества,  использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Развитие данных компетенций становятся базой к самоопределению, к самореализации и развитию успешной  личности.

        Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья. Роль школы состоит в том, чтобы помочь родителям в воспитании такого человека . Интеграция усилий семьи и школы—это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной целью которого является воспитание и развитие  личности  ребенка, его счастья и успеха. Задача педагогов – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.  Психологические исследования подтверждают тот факт, что в « зоне риска» оказываются практически все современные семьи и не только неблагополучные, так как трудовая и психологическая нагрузка родителей очень часто отодвигает на задний план процессы полноценного воспитания детей. В связи с этим в современном мире всё больше растет понимание семьи, определяющей не только развитие ребёнка, но и, в конечном счёте, развитие всего общества.

         За основу  воспитательной системы    МБОУ СОШ №18  нами была взята идея создания  условий для развития и становления личности ребенка в условиях сельской школы. Специфика работы сельской школы в социально-педагогическом плане заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит как бы в едином образовательном пространстве: жизнь семей и  влияние социального окружения   естественно соприкасаются и пересекаются в деятельности коллектива сельской школы.  Эта специфика  наглядно проявляется,  если проанализировать  социальный портрет  учащихся   нашей школы.   По  этническому составу населения  школа является двунациональной (русские и буряты и возрастает число метисов),  что сразу же ставит задачу воспитания межнациональной толерантности.  Социальный состав семей достаточно сложный.  Образовательный статус семей за последние  3 года несколько повысился, но все ещё 64% семей с невысоким образовательным уровнем.   К сожалению, как и везде в школе  возрастает число детей проживающих  в неполных семьях с  57(14,5%)  до 87 детей (23, 5%).  В селе высок уровень безработицы и поэтому  45% родителей наших учеников – безработные. Социальное окружение вызывает тревогу по причине алкоголизации молодежи и  родителей.  Количество детей,  состоящих на ВШК по причине  проживания   в социально опасной среде, значительно  возросло, с 17детей (4,5%) до  31 ребенка (8,3%).    Исходя из  анализа социального паспорта школы, можно сделать вывод, что фактически многие дети могут получить полноценное воспитание, направленное на развитие  творчески развитой, социально ориентированной личности, способной строить жизнь, достойную человека, в основном  в школе.  Жизнь ребенка  состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию.   От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребенка.  Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива.  Задача педагогов  умело и грамотно строить свои взаимоотношения со всеми семьями учащихся. Трудность состоит в том, что основным инструментом нашей работы остается только слово. Исходя из этого,  одной из приоритетных задач работы с семьёй,  является постоянное информирование родителей, социального окружения о школьных делах, интересах детей и развития школы. Современная школа должна быть максимально открытой для общества,  и следовательно многократно возрастает роль и значимость использования всевозможных  СМИ, и прежде всего школьных.

Эту задачу в нашей школе мы стараемся выполнять максимально.   Педагогический коллектив  школы считает необходимым создание  единого информационного пространства, объединяющего несколько видов различных средств  массовой информации.

Единый информационный центр становится: для обучающихся школой общения, развития общественно-политической культуры, социальной активности, осознанного выбора жизненных перспектив; а для педагогов и родителей  средством  объединяющим усилия в воспитании.  

    Политика руководства доводится до сведения педагогов и обучающихся в виде приказов, распоряжений, а также решений, принимаемых на заседаниях педагогических советов и совещаниях, размещаемых   на сайте школы http://www.schol18haragun.ucoz.ru/, через информационные бюллетени учебно-методического управления, а также через участие школьного сообщества в  работе  Российского сайта «dnevnik.ru». Важной составной частью  работы конкретно нашей школы является  издание  школьной газеты «Портфельчик». Школьная газета « Портфельчик» стала издаваться с 2001 года, фактически сразу же после  того, как  в школе  появились первые ИКС. За это время вышло уже 65 номеров, с периодичностью 1-2 раз в месяц.  Вначале пытались реализовывать газету через розничную продажу учащимся и их родителям, но это оказалось не рентабельно. Сейчас для информирования  сельской родительской и общественной аудитории пошли следующим путем. Газета выпускается в нескольких экземплярах и размещается на специальных стендах в 3 зданиях школы, а также  в местах большого нахождения людей (сельский клуб, сельская администрация, ж/д предприятие ПЧ 2, поликлиника).  В газете публикуются материалы о проведенных  в школе мероприятиях, или участии школьного коллектива в муниципальных, региональных, Российских  мероприятиях. Для  полноты  социального охвата  номера газеты « Портфельчик» публикуются также на сайте школы и на страничке в «Дневник.ру», а также на отдельном школьном сайте библиотеки: http//biblio18haragun.ucoz.ru . Руководителем школьной газеты с 2006 года является наш библиотекарь Бурдина Ирина Петровна, победитель общероссийского конкурса школьных библиотекарей 2010 года. Для наглядного представления всей жизни в школе мы также стали выпускать школьную фотогазету « ФОТОmixs». Фотогазета позволяет  выдающиеся моменты в жизни  школы фиксировать.

         Кроме газеты с  2007, после получения гранта, в школе стало развиваться школьное телевидение. Учащиеся выпускают ролики: о жизни школы, конкурсные работы, ролики- поздравления. На сегодняшний момент выпущено 36 роликов.  Но в деятельности школьного телевидения есть серьезные объективные трудности, а именно: необходимость профессионального или хотя бы полупрофессионального оборудования для монтажа роликов и  отсутствие  звукоизолированного  специального помещения при озвучивании  роликов. Мы считаем, что развитие школьного телевидения это уже не просто веяние времени,  а необходимость.

           Всестороннее и открытое  освещение деятельности школы позволяет выстраивать отношения всего школьного сообщества с позиций создания ситуаций успеха, что очень важно для формирования успешной личности детей.  Совместная работа в школьной газете или участие в создании роликов школьного телевидения, помогают развивать умение работать в коллективе, способность понимать творческие проекты, выдвигаемые сверстниками, сопереживать их неудачам и радоваться их достижениям, т.е. формировать толерантное отношение друг к другу. В результате работы у школьников возрастает познавательная активность, повышается информационная культура, формируется социальная активность.  Включение подростков в процесс творческой деятельности способствует не только удовлетворению их потребностей и интересов, но и формированию культуры общения, а так же, приобщение к социальным нормам и ценностям.  

Таким образом, родительская общественность и школа, осуществляя взаимодействие в реальном пространстве, через газету, телевидение и возможности internet, порождают в среде своего обитания особое информационное пространство взаимодействия. При этом информирование рассматривается не  как пассивное просвещение, а как приглашение к сотрудничеству с целью построения системы непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития ребенка.  Взаимодействуя с источниками информации, родители находятся не только в пассивной позиции потребителя, но и активного участника процесса коммуникации и преобразования практики по воспитанию собственных детей. Итак, школьные  СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством развития и  воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы научного познания и современная картина мира на уроке французского языка"

Данная статья является результатом двухгодичного обучения системе согласованного обучения (ССО), разработанная кандидатом педагогических наук Комаровым Б.А. Статья сопровождается презентацией, которую...

Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться"....

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Искусство воспитания в современном мире

В каждой семье объективно складывается определенная,  не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и его задач, и более или менее целенаправленно...

Статья на тему : "Безопасность детей в современном мире"

Статья на тему : "Безопасность детей  в современном мире" Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя защитить. Мы воспитываем детей в надежде, что они ...

Фрагмент книги "Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире"

В книге представлены мтериалы международной конференции по проблемам семьи и семейного воспитания....

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...