«Изучение НРК средствами музейной деятельности»
методическая разработка по краеведению по теме
Школьный музей обладает широким потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 103.5 КБ |
izuchenie_nrk.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Управление общего и дошкольного образования Администрации г. Норильска
МБОУ «СОШ №40»
Образовательный проект
«Изучение Национально-регионального компонента средствами музейной деятельности»
Выполнили: ВикуловаЮ.Н.учитель
истории МБОУ «СОШ№40»
Актив школьного музея:
«Жизнь на Таймыре».
Научный консультант:
Директор МБОУ «СОШ №40»
Ратанова Н.Г.к.п.н.
Г. Норильск.
2011г.
Оглавление:
- Пояснительная записка.
- Основная часть.
А) Обоснование темы проекта
Б) Этапы выполнения проекта
В) Исследования в рамках проекта
3. Заключение.
4. Список использованных источников
5. Приложения.
Пояснительная записка
Актуальность проекта.
В условиях обновления российского образования особое внимание уделяется выделению регионального компонента. Это отражает одну из черт современного российского общества – разнообразие в экономическом развитии отдельных регионов, наличие их культурных, национальных, исторических особенностей.
Под региональным компонентом понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предметной области, раскрывающий социально-экономическое , политическое, национальное, географическое, демографическое, природно-экономическое, культурное и духовное развитие Красноярского края. Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии, обществознания, биологии, химии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития, Красноярского края, критически воспринимать полученную социальную информацию.
Школьный музей обладает широким потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Образовательный проект выполнен на базе МБОУ «СОШ №40». В состав проектной группы вошли:
Педагогический состав:
- Ратанова Н.Г.-директор школы, научный консультант, к.п.н.
- Викулова Ю.Н.- руководитель музея.
- Дементьева Н.В.-зам. дир. По ВР.
- Каёшкина. Е.А- учитель истории, профкоординатор.
- Гончарова Э.М.-учитель геогафии.
- Магерова Ю.В.-учитель биологии.
- Авдеева Г.Б.-учитель химии.
- Порошина О.И.- учитель информатики.
- Коротынская С.Б.-учитель начальных классов.
- Ющенко Е.С.-учитель начальных классов.
- Классные руководители 1-11 классов.
- Актив музея: Долгополов.М, Дубов. А, Костык .И,Тактакидзе Д, Усачёв И, Запороцков А, Абрамов А, Севастьянов Д, Юрменич И, Пушкарёва М,Магданова Е, Нестерова А, Ильина Е, Тетенькин С,Дмитроченко Д, Петруня Е, Проноза Д, Кострова А, Акилбеков О.
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса к географическому, социально-экономическому, политическому, экологическому положению Красноярского края, его истории и археологии, флоре и фауне, развитию и современному состоянию через использование потенциала школьного музея в освоении и систематизации знаний по Национально-региональному компоненту.
Задачи:
- Систематизировать и адаптировать музейный материал для использования в преподавании Национально- регионального компонента.
- Создать условия для проектно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством овладения основами научно-просветительской работы школьного музея, проектно- поисковой и исследовательской деятельностью.
- Использовать музейную экспозицию для формирования чувства уважения к Красноярскому краю
- Создание мультимедийных уроков, презентаций силами учащихся школы, учителей, членами музейного актива.
- Активизировать познавательный интерес учащихся на уроках в процессе изучения НРК.
- Формировать у учащихся знаний об особенностях окружающей среды, необходимости бережного отношения к ней.
- Создать каталог и использовать школьные ММ презентации в рамках изучения НРК.
- Изучить научно- методический аппарат по организации музейной деятельности.
- Продолжить сбор фактического материала по краеведению (расширение экспозиции музея, создание и систематизирование рефератов, создание и пополнение видеотеки, медиатеки и др).
- Обеспечить освоение активом музея навыками экскурсионной деятельности.
- Сопоставить полученный результат с поставленными целями, проанализировать, сделать выводы, обозначить перспективные направления работы
- Создание школьного сайта музея «Жизнь на Таймыре»
Предмет исследования:
Актуализация знаний учащихся по окружающему миру, развитие мировоззрения в процессе познания, активизация познавательного интереса в изучении краеведения.
Объект исследования:
Учебная и внеурочная деятельность учащихся на уроках истории, музейных занятиях, связанная с изучением Национально-регионального компонента.
Методы исследования:
Сбор фактического материала, анализ и систематизация информации, поисковая и исследовательская деятельность, применение полученных знаний на практике, профессиональное ориентирование.
Гипотеза:
Процесс изучения и усвоения информации по истории и развитию Красноярского края как субъекта Российской Федерации будет более успешным при условии:
- массового ознакомления учащихся с потенциалом школьного музея, его фактическим материалом.
- вовлечения учащихся разного возраста в краеведческую деятельность
- осмысления учащимися в процессе исследовательской и поисковой деятельности о своей причастности к истории родного края, необходимости уважительного отношения к нему.
- создания условий для развития коммуникативных способностей учащихся посредством вовлечения их в образовательную деятельность музея.
-Взаимодействия со школами Большого Норильска, СДЮТиЭ, музеем освоения и развития НПР, музеем Большого Арктического Заповедника, Дудинским музеем.
Список оборудования для реализации проекта: Помещение школьного музея «Жизнь на Таймыре», компьютер, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, витрины и стеллажи с краеведческим материалом.
Проект осуществлён:
- в рамках предметов: история, история Красноярского края, Основы регионального развития.
- межпредметные связи: биология, география, химия, иностранный язык, технологии труда, ИЗО.
Сроки реализации проекта: долгосрочный: 2009-2011гг.
Характеристика работы:
Музейно-образовательный проект «Изучение Национально - регионального компонента средствами музейной деятельности» представляет собой цикл занятий, проводимых на основе экспозиции и коллекций школьного краеведческого музея «Жизнь на Таймыре», которые позволяют ознакомить учащихся с разнообразием и богатством природной среды Таймыра, культурного наследия и истории Красноярского края; вовлечение учащихся школы в создание исследовательских проектов по краеведению, поисковой и культурно-просветительской работы актива школьного музея; популяризация музейной деятельности посредством участия в различных конкурсах и соревнованиях; привлечении учащихся школы, родителей, учителей, заинтересованных лиц к участию в пополнении музейных фондов.
Основная часть:
А) Обоснование темы проекта:
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты, делать выводы и др. Исходя из этого был разработан проект «Изучение НРК средствами музейной деятельности».
Школьный музей - сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы администрации, коллектива педагогов и учащихся. Музейно- краеведческая работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать свои социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Актива школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных ремёсел, профессий, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Даже в наше время отмечается хоть и недостаточный, но всё же присутствующий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью профессий гуманитарного характера: педагогика, архивное дело, музейное дело, дизайн музейных экспозиций и.т.п.
Изучение национально- регионального компонента является неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности музея. Существующая практика музейного дела выявили необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Систематическая связь с уроками, со всем учебным процессом.
- Опора на предметные кружки и факультативы.
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, музейных форумов, научно- практических конференций, проектной деятельности и др.
Б) Этапы деятельности в рамках проекта.
Iэтап. Начальный (март 2009г.)
- Определение темы проекта, формулирование его основной мысли, уточнение цели и задач
- Систематизация фактического музейного материала.
- Разработка образовательной программы по изучению НРК для начальной школы, внедрение её в работу школьного музея.
II этап. Планирование деятельности по выполнению проекта, (сентябрь 2010-декабрь 2010).
- Разработка фактического материала для учащихся 6-8 классов на базе музейных ресурсов по краеведению.
- Разработка программы по краеведению в рамках деятельности краеведческого кружка « Полярная сова», внедрение в деятельность кружка.
- Активизация работы актива музея по разным направлениям; экскурсионная деятельность, учебно-просветительская, поисковая, научно- исследовательская.
III этап. Весна 2011г.
- Систематизация школьного ученического материала по изучению НРК.
- Создание мультимедиа презентаций для программы «Основы регионального развития», внедрение их в качестве дополнительного образовательного ресурса.
- Создание презентации работы школьного музея .
IV этап. Сентябрь 2011г.
- Создание каталога видетеотеки , каталога мультимедиа по национально- региональному компоненту на базе школьного музея.
- Активизация работы актива музея в рамках учебно-воспитательного процесса школы.
- Составление плана действий по реализации проекта.
Организационно-содержательная работа | Механизм реализации | Планируемый результат |
1.Определение общественно значимой проблемы в изучении НРК средствами музейной деятельности 2.сбор фактического материала по данной проблеме 3. информационно-познавательное направление проекта. 4. оперативно-деятельностное направление проекта 5.Профессионально- ориентированное направление проекта. | 1.опора на нормативно-правовую базу планируемой деятельности 2.содействие проекту со стороны учащихся, педколлектива, Попечительского совета школы 4.Даются первоначальные знания об экспозиции музея в рамках изучения НРК 5.Изучаются географические, биологические ,этнографические сведения по краеведению 6. материалы музея используются на уроках, связанных с изучением истории родного края. 4. членами актива музея проводятся школьные экскурсии, викторины, ролевые игры, музейные занятия. 5. Социологический опрос , направленный на эффективность ведущейся работы музея посредством записи в книге отзывов. 6.Закрепление и расширение полученных знаний на уроках по изучению истории Красноярского края с использование ресурсов музея. 7 Проведение практических работ по экскурсоведению: тестирование, фотографирование, составление кроссвордов, подготовка рефератов. 8.Защита научно-исследовательских работ, 9.Участие в краеведческих конкурсах, соревнованиях различного уровня 10.Создание коллективно- творческих проектов в рамках музейной деятельности 11.Обмен накопленным опытом среди школьных музеев, Большого Норильска, Красноярского края. | 1. Активизация познавательного интереса к истории родного края среди учащихся школы. 2. Расширение ученического соуправления в учебно- воспитательном процесс школы. 3.Сбор методических рекомендаций по организации музейной деятельности. 4. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. 5. Популяризация деятельности школьного музея 6. создание виртуального музея на сайте школы. |
1.Реализация действий рабочей группы 2. Проведение плановых мероприятий | 1.Изучение и анализ собранных материалов. 2. систематическое проведение школьных экскурсий , музейных занятий согласно составленным графикам. | 1. Расширение знаний учащихся по изучению Национально- регионального компонента. 2.Формирование коллекций материалов различного характера, связанных с собирательной деятельностью музея. |
| Систематизация собранных и созданных материалов, которые отражают попытку решить данную проблему по следующим разделам - демонстрационный раздел ( презентации, видеоматериалы, мультимедиа) Документальный раздел ( фактический наглядный материал) | 1.Список источников. 2.Фотоматериалы. 3.Видеоматериалы 4.Экспозиция школьного музея. 5.Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность музея. 6.Медиатека. 7.музейная документация. 6. краеведческий материал в электронном виде. |
Защита проекта | 1.Сценарий защиты. 2.Подготовка презентации. | Устная защита на заседании МС МБОУ «СОШ №40». |
Анализ результатов работы | 1.Анализ и сравнение поставленной цели и достигнутых результатов: А. разбор проделанной работы. Б. определение встречных проблем. В. Оценивание деятельности участников. Г.выявление слабых сторон проекта. | 1.Аналитические материалы. |
Yэтап. Оценка результатов. Октябрь 2011г.
Выбор и обоснование критериев успеха ( анкета для учащихся школы, анализ проделанной работы, систематизация материалов проекта)
В) Социологическое исследование (анкета для учащихся школы в рамках проекта).
1.Как вы считаете школьный музей помог вам в изучении истории Красноярского края?
2. Устраивает ли вас работа школьных экскурсоводов?
3. Хотели бы вы помогать музею в сборе информации?
4. Какие предложения по работе музея вы можете внести?
5. Достаточно ли по-вашему мнению, краеведческого материала в школьном музее?
Результаты:
Всего респондентов:
7 «А» класс -19 человек учащихся
7»б» класс- 21 учащихся
8 «А» класс- 16 человек учащихся
8 «Б» класс- 18 человек учащихся
Общее количество учащихся, принявших участие в анкетировании- 74 человека.
Дата: Октябрь 2009г.
Респонденты | 7 «а» | 7 «б» | 8 «а» | 8 «б» | Всего | |||||
Ответы | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет |
1.Как вы считаете школьный музей помог вам в изучении истории Красноярского края? | 19 | - | 21 | - | 12 | 4 | 16 | 2 | 68 | 6 |
2. Устраивает ли вас работа школьных экскурсоводов? | 14 | 5 | 18 | 3 | 13 | 3 | 15 | 3 | 60 | 14 |
3. Хотели бы вы помогать музею в сборе информации? | 14 | 5 | 15 | 6 | 9 | 7 | 10 | 8 | 48 | 26 |
5. Достаточно ли по-вашему мнению, краеведческого материала в школьном музее? | 15 | 4 | 9 | 12 | 12 | 4 | 14 | 4 | 50 | 24 |
- Какие предложения по работе музея вы можете внести?
В ответах на 4 вопрос поступили такие предложения как:
- Почаще проводить экскурсии.
- Оснастить музей компьютером для просмотра видеофайлов.
- Расширить проектную деятельность, в частности сделать макеты местных достопримечательностей.
- Просьба разрешить трогать экспонаты руками.
- Расширить экспозицию по фауне.
В отрицательных ответах на 2 вопрос анкеты отмечалась недостаточное владение лекторским искусством у актива музея.
В отрицательных вопросах на 3 вопрос о желании помогать музею в сборах информации основной причиной называлась отсутствие времени, и в редких случаях нежелание из-за лени респондента.
В отрицательных ответах на 5 вопрос отмечалось недостаточная информация об истории г. Красноярска и его достопримечательностях.
VIэтап. Ноябрь 2011г. защита на МС.
Заключение.
В результате нашей работы над проектом была подготовлен различного характера краеведческий материал , который может использоваться учителями- предметниками на уроках по изучению Национально-регионального компонента. Анализ проведённого в рамках проекта исследования показал, что
- Учащиеся школы заинтересованы в существовании школьного музея.
- Школьный музей помогает учащимся школы осваивать знания по Национально-региональному компоненту.
- Учащиеся и учителя активно принимают участие в сборе краеведческого материала.
- Актив музея с увлечением занимается экскурсионной и поисково-исследовательской работой.
- Предложенные музеем виды и формы краеведческой работы активно используются в учебно-воспитательном процессе школы.
- Наблюдается повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края, несмотря на специфические исторические условия образования и развития сообщества под названием Норильский промышленный район.
- Полученные знания по краеведению способствую развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, что выражается в увеличении научно-исследовательских работ школы по краеведению.
- Музей оказывает посильную помощь активу школы в профессиональном ориентировании.
ВЫВОД: Работая над проектом, мы достигли поставленной цели, т.е. систематизировали фактический материал по краеведению. Созданы каталоги краеведческих видео и медиатек, электронные презентации учащихся по ОРР, собран реферативный материал. Систематически проводятся школьные музейные экскурсии по разработанным программам, связанным с изучением НРК на базе школьного музея. Активом музея проводятся музейные уроки- лектории. На сайте школы создан виртуальный музей «Жизнь на Таймыре». Увеличилось количество учащихся школы различного возраста представляющих научно- исследовательские работы, связанные с изучением истории родного края на конкурсы различного уровня. Администрация школы и Попечительский совет оказывают посильную помощь в оснащении музея оборудованием. Школьный музей поддерживает связь с филиалом музея развития и освоения НПР, работники которого приходят в школу и в помещении музея проводят свои экскурсии. Так же налажены связи и с самим музеем освоения и развития НПР, где учащиеся школы принимают участие в краеведческих олимпиадах, инициированных музеем. Представители СДЮТиЭ, Большого арктического заповедника приезжают со своими занятиями , связанными с изучением Национально-регионального компонента, возобновляется контакт с Дудинским краеведческим музеем.
Список использованных источников
- Программа «Окружающий мир».-Дрофа,2000г.
- Саплин А.И, СаплинаЕ.В. Введение в историю. - М: Просвещение,2004г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М: Просвещение,2004г.
- Попова М.И. Основы культуры малочисленных народов Таймыра в 2частях- Красноярск, 1995г.
- Поэзия народов Крайнего Севера.- М,2002г.
- Фольклор народов Крайнего Севера. - М: Северные просторы,2002г.
- Нилов В. Северный танец. - М: Северные просторы,2001г.
- Мухачёв А.Д. Розовая чайка. - М,2000г.
- Сыроечковский Е.Е., Рогачёв Э.В.Животный мир Красноярского края. – Красноярск,1990г.
- Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьников – электронная версия. – Северные просторы,2002г.
- Подшивка журнала «Северные просторы», 2003-2006гг.
- Сд – Таймыр - мой дом в 2ч.
- Музей имени П.В.Алабина. самарский областной историко-краеведческий музей 2004-2009г.
14 Словарь музейных терминов http://www.szd.rzd.ru/isvp/public/szd?STRUCTURE_ID=704.
15.Челябинский областной краеведческий музей. 2009г.
Приложение № 1.
Каталог видеотеки:
1.Коллекция О.Г.Крашевского: шаманская атрибутика. Норильск 1953-1958гг.
2.»Война в Арктике»
3.Дудинский музей. Экспонаты из коллекции О.Р.Крашевского.
4. Новеллы о Норильске в 4 частях: 1953-2003гг.
5.Этнографическая коллекция О.Р.Крашевского.
6.Красноярский краевой музей.
7.А.П.Зывенягин.
8.открытие музейной комнаты.2001г. Работа актива музея - школьные лекции. Открытие памятника жертвам политических репрессий.
9. «Дикий мир»-« Фауна Лапландии».
10. « Дикий мир»- «Вас вызывает Таймыр»
11. «Край мой севернеый»- искусство народов Крайнего Севера, игры народов Крайнего Севера.
12.Б.Вершинин. «Серенады Севера».
13.»Ностальгия»- г.Норильск.
14. «Путешествия по Таймыру»: 1.Страна толсторога.2.Котукай- река из прошлого.3.Далёкая Яктали.
Приложение №2
Каталог медиатеки:
1.журнал «Северные просторы»-1985-2006г.
2. «Почти всё о Таймыре»1- 2шт.
3. «Почти всё о Таймыре» 2- 1шт.
4. Татакидзе.Д-Верования Великобритании,России,Таймыра- 2008г.
5.Рудоуправление. Норильск-1.
6.Форум музеев.Презентация музея МБОУ «СОШ 40». Текст обзорной экскурсии.
7. «Памятник жертвам политических репрессий».
8. «Мой дом Арктика»- 1часть.
9.»Красноярский край»- 2 части.-2006г.
10.школьный музей- открытие- видеокадр. Презентации по ОРР.
11. «Кто есть кто в Красноярском крае»-2001г.
12. «Норильск и технические изобретения Нового времени». Презентация. Коротынская С.Б.-2008г.
13. «Чёрный тюльпан»- 2шт.
14.»Открытие памятника «Чёрный тюльпан».
15. Проект «Русская изба»- Г.А.Сердюкова.-2009г.
16. «Авиапредприятие» - визитная карточка. ГК «Норникель»
17.Видеоколлекция - кадастр Большого Арктического заповедника.
18. «Заповедное межзимье» - природа Арктики.
19. Устав Красноярского края.- 2008г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность образовательного проекта В условиях обновления российского образования особое внимание уделяется выделению регионального компонента. Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии, обществознания, биологии, химии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития Красноярского края, критически воспринимать полученную информацию. Школьный музей обладает широким потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей воспитывает уважение к памяти прошлого, бережное отношение к культурному и природному наследию, патриотизм и любовь к Отечеству, малой Родине.
Формирование познавательного интереса к географическому , социально-экономическому, политическому, экологическому положению Красноярского края, его истории и археологии, флоре и фауне, развитию и современному состоянию через использование потенциала школьного музея в освоении и систематизации знаний по Национально-региональному компоненту. Цель образовательного проекта
Систематизировать и адаптировать музейный материал для использования в преподавании НРК. Создать условия для проектно-исследовательской и поисковой деятельности учащихся. Использовать музейную экспозицию для формирования чувства уважения к Красноярскому краю. Создание мультимедийных уроков, презентаций силами учащихся школы, учителей, членами музейного актива. Активизировать познавательный интерес учащихся на уроках в процессе изучения НРК Задачи проекта
Задачи проекта: Создание мультимедийных презентаций силами учащихся, уителей, членами актива музея для использования на уроках по изучению НРК. Активизировать познавательный интерес учащихся к процессу изучения истории Красноярского края. Создать каталогвидеотеки, медиатеки и использовать их в процессе изучения НРК Обеспечить освоение активом музея навыков экскурсионной деятельности
Предмет исследования Актуализация знаний учащихся по окружающему миру, развитие мировоззрения в процессе познания, активизация познавательного интереса в процессе изучения краеведения. Объект исследования: Учебная и внеурочная деятельность учащихся на уроках истории, музейных занятиях, связанная с изучением Национально-регионального компонента.
Методы исследования: Сбор фактического материала, анализ и систематизация информации, поисковая и исследовательская деятельность, применение знаний на практике, профессиональное ориентирование. Проект осуществлён: В рамках предметов: История, история Красноярского края, Основы регионального развития. межпредметные связи: биология, география, химия. Иностранный язык, технологии труда, ИЗО.
Гипотеза : Процесс изучения и усвоения информации по истории развития Красноярского края как субъекта РФ будет более успешным при условии: Массового ознакомления учащихся с потенциалом школьного музея, его фактическим материалом. Вовлечении учащихся разного возраста в краеведческую деятельность Создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся посредством вовлечения их в образовательную деятельность музея.
Этапы деятельности в рамках проекта 1 этап . Начальный. Март 2009г. Определение темы, уточнение цели, задач. Разработка образовательной программы для начальной школы, внедрение её в деятельность музея. 2 этап. Сентябрь-декабрь 2010г. Разработка фактического материала для учащихся 6-8 кл на базе музейных ресурсов по краеведению Разработка программы по краеведению в рамках деятельности кружка «Полярная сова».
Этапы деятельности 3 этап. Весна 2011г. Систематизация школьного ученического материала по НРК Создание презентаций для программы «Основы регионального развития» 4 этап . Сентябрь 2011г. Создание каталога видеотеки, мультимедиа по краеведению на базе школьного музея. 5 этап .Оценка результатов. Октябрь 2011г. Социологические исследования. 6 этап . Ноябрь 2011. Защита на МС.
Образовательный проект « Изучение национально-регионального компонента средствами музейной деятельности» Механизмы реализации проекта. I 1 – 4 класс I I 5 – 9 класс I I I 10 – 11 класс Информационно-познавательное Оперативно - деятельностное Профессионально – ориентированное Основные направления
Пути реализации : Информационно-познавательное Оперативно - деятельностное Профессионально – ориентированное Переход от репродуктивного уровня к креативно-деятельностному уровню деятельности. Защита научно-исследовательских работ. Создание проектов по организации коллективно-творческих дел. Создание презентаций для программы «Основы регионального развития» Обмен накопленным опытом среди школьных музеев Большого Норильска Происходит закрепление и расширение знаний и умений, полученных на I этапе, добавляются исторические сведения. Проводятся практические работы по экскурсоведению: тестирование, фотографирование, подготовка рефератов, составление кроссвордов и т.д. Даются первоначальные знания об экспозиции музея. Изучаются географические, этнографические, биологические сведения по краеведению. Материалы музея используются на уроках, связанных с изучением истории родного края. Проводятся членами краеведческого кружка школьные экскурсии, викторины, ролевые игры
В результате работы над проектом был подготовлен различного характера краеведческий материал, который может использоваться учителями-предметниками на уроках по изучению НРК. Анализ исследования показал, что: 1.Учащиеся школы заинтересованы в существовании школьного музея. 2. Учащиеся и учителя активно принимают участие в сборе краеведческого материала. 3.Актив музея с увлечением занимается экскурсионной и исследовательской работой 4.Предложенные музеем виды и формы краеведческой работы активно используются в учебно-воспитательном процессе школы. 5.Наблюдается повышение мотивации учащихся к изучению истории родного края, несмотря на специфические условия образования и развития сообщества под названием НПР. Заключение .
Вывод : Работая над проектом, мы достигли поставленной цели, т.е. систематизировали фактический материал по краеведению. Созданы каталоги видео и медиатек. Электронные презентации по ОРР, собран реферативный материал по НРК. Систематически проводятся музейные экскурсии по разработанным программам. На сайте школы создан виртуальный музей «Жизнь на Таймыре». Увеличилось количество учащихся разного возраста представляющих научно-исследовательские работы, связанные с изучением краеведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).
Статья о проведении уроков географии в рамках педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...
Историко-культурное воспитание школьников средствами музейной деятельности
Сотрудничество ГБОУ СОШ № 72Курс "Юный экскурсовод"Тематическое планирование.Формы проведения занятий. Методика проведения экскурсий. Подготовленная экскурсия на немецком языке по" Исаакиевс...
«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»
В статье приводятся примеры использования средств музейной педагогиги в урочной и внеурочной деятельности...
«Использование средств музейной педагогики в урочной и внеурочной деятельности»
дополнительный материал к статье...
Интегрированное изучение краеведения средствами экскурсионной деятельности /научный журнал "Вопросы педагогики", №10, 2016.
Краеведение - это просветительство. История и современная жизнь малой родины, Белгородчины, позволяют детального изучения и пропаганды всего, что связано с историей, литературой родного белгородского ...
Промежуточный отчет о деятельности региональной инновационной площадки по теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»
Промежуточный отчето деятельности региональной инновационной площадкипо теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»за период с сентября 2018 года п...
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...