Историко-культурное воспитание школьников средствами музейной деятельности
проект по немецкому языку (8 класс) по теме

Емалетдинова Татьяна Владимировна
  • Сотрудничество ГБОУ СОШ № 72
  • Курс "Юный экскурсовод"
  • Тематическое планирование.
  • Формы проведения занятий.
  •  Методика проведения экскурсий. 
  • Подготовленная экскурсия на немецком языке по" Исаакиевскому собору".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Историко – культурное воспитание школьников

средствами музейной деятельности»

Прежде, чем начать свой рассказ о совместной работе нашей школы и музея – памятника Исаакиевский собор, позволю себе несколько слов сказать о нашем образовательном учреждении.

Школа № 72 Калининского района  Санкт – Петербурга была открыта в 1970 году, в 1993 году получила статус школы с углублённым изучением немецкого языка, в 2007 году стала победителем Приоритетного Национального проекта Образование в номинации «Лучшее общеобразовательное учреждение, внедряющее в инновационные технологии»

Нами ведется активное сотрудничество с различными отечественными и международными организациями, учреждениями и фондами. Среди них:

Культурный центр имени Гёте

Городской Дворец Творчества Юных

Научно – методический центр Калининского района

Академия постдипломного педагогического образования

Школьное управление при Сенате Гамбурга

Гимназия Хайдберг Гамбурга

Фонд имени Роберта Боша

Важным событием для нас стало начало сотрудничества нашей школы и гимназии Хайдберг города Гамбурга в 2000 году. Все началось с традиционных школьных обменов. Сегодня наше сотрудничество имеет трехступенчатую основу:

  1. Школьный обмен для учащихся 8 – 9 классов.
  2. Совместные международные билингвальные театральные проекты.
  3. Совместные международные билингвальные культурно – исторические проекты.

С началом работы над этими проектами в нашу школьную жизнь пришли  проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Успешная работа в этом направлении стала основой для заявки школы на получение статуса опытно – экспериментальной площадки в 2007 – 2008 учебном году. В 2008 году школе был присвоен этот статус по теме «Проектная деятельность учащихся в рамках Европейского языкового портфеля».

В соответствии с темой предполагалось расширение проектной работы и использование проектных технологий и в других предметных областях, а также в межпредметной области. Так мы пришли к сотрудничеству с  музеем – памятником Исаакиевский собор.

Началом сотрудничества стала работа учителей и учащихся начальной школы по программе «Знайки путешествуют по соборам». Результатом этого проекта становились великолепные индивидуальные альбомы, выполненные самими учащимися, где был отражен ход работы и впечатления маленьких петербуржцев.

А в 2009 – 2009 учебном году у нас в школе появился курс «Юный экскурсовод» на немецком языке для учащихся 8 – 9 классов. Идея создания данного курса основывалась на характерном для этого возраста интересе учащихся к творческому самовыражению. Действительно, разве может не привлекать возможность почувствовать себя настоящим экскурсоводом в таком величественном, грандиозном памятнике, как Исаакиевский собор, да еще на немецком языке!

Курс строился на интеграции двух учебных дисциплин: курса истории и культуры Санкт – Петербурга, который вводится с 5 класса, и немецкого языка, который углубленно изучается со второго класса. К этим дисциплинам в данном случае должно было добавиться, безусловно, экскурсоведение.

Помимо решения образовательных задач, данный курс имел большое воспитательное и развивающее значение и был направлен на эмоционально – чувственное восприятие истории родного города.

Наша работа предусматривала более широкое знакомство учащихся с историей города, формирование у ребят познавательного интереса, чувства гордости за город, его историю, осознания значимости и ценности исторических мест города в сокровищнице мировой культуры, а также приобщение подрастающего поколения к мировому культурному наследию и содействию формированию его духовно – нравственного облика посредством новейших технологий музейного дела.

При разработке курса встал следующий вопрос: каким образом построить работу так, чтобы достижение целей было реальным? Мы все знаем, как непросто привлечь внимание подростков к музею, вызвать у них настоящий интерес к памятникам культуры. А в нашем случае было необходимо не только ознакомить учащихся с материалом на родном языке, но и обработать и адаптировать его, сделав возможной работу с материалом на немецком языке. Это требовало большой работы с лексикой, заучивания, больших временных затрат.

В результате мы остановились на следующем порядке работы. Совместно с ….. был разработан тематический план, предполагающий одно тематическое занятие на базе музея и последующие 3 – 4 занятия на базе школы, которые посвящались обработке материала и переводу его на немецкий язык. Кроме того, в заключение каждой темы предполагались практические занятия, снова на базе музея. Все занятия проводились во внеурочное время. Лекционно – экскурсионные занятия были подготовлены и проведены сотрудником методического отдела Юлией Николаевной Покровской в соответствии со следующим тематическим планом:

  1. Знакомство с Исаакиевским собором
  2. История строительства собора.
  3. Художественное убранство собора
  4. Строители Исаакиевского собора и создатели его художественного убранства.
  5. Исаакиевский собор – государственный музей.
  6. Методика написания текста экскурсии.
  7. Методика подготовки и проведения экскурсии.
  8. Учебная экскурсия по Исаакиевскому собору.

Среди форм проведения занятий были следующие:

Занятие – семинар с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения. На таких занятиях – семинарах учащиеся не только получали новые знания, но и являлись активными участниками процесса обучения.

Занятия – беседы проводились с целью актуализации уже имеющихся знаний, полученных учащимися на уроках истории Санкт – Петербурга. При этом учащиеся формируют, обосновывают и аргументируют свою точку зрения.

Занятия, проводимые в форме экскурсии, позволяли учащимся применить все приобретенные знания и умения. Здесь ребята как нигде могли проявить себя творчески. Формы проведения экскурсии были различны: экскурсия – диалог, экскурсия – лекция. При такой форме занятий учащиеся имели возможность раскрыться как творческие личности, понимающие всю значимость проделанной ими работы.

Большое внимание Юлия Николаевна также уделяла практической подготовке и методике проведения экскурсий: развитию культуры речи, приёмам показа и рассказа в экскурсионной работе, требованиям к речи и жестам экскурсовода.

Но вот приближалось время, когда ребятам предстояло показать, чему же на самом деле они научились.

Итогом работы стала подготовленная экскурсия на немецком языке по Исаакиевскому собору для гостей, родителей и администрации школы № 72. Среди гостей были представители Гамбургского клуба Санкт – Петербурга, преподаватели Государственного университета культуры и искусств. Данное мероприятие проходило в рамках дней Германии в Санкт – Петербурге.

Конечно, ребята очень сильно волновались. Но уже ставшие почти родными стены Исаакиевского собора, поддержка учителей и родителей помогли им справиться с волнением и показать все, на что они были способны.

Конечно, многому еще предстоит научиться, не все получилось так, как хотелось бы. Но, по нашему мнению, главная цель работы была достигнута: ребята снова хотят вернуться к работе над проектом. И в этом нам помогла убедиться беседа, проведенная с участниками проекта.

Подводя итог совместной работы, мне хотелось бы от лица администрации школы и от себя лично поблагодарить администрацию музея – памятника Исаакиевский собор за возможность работы в его стенах, Юлию Николаевну Покровскую и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество

с музеем - памятником Исаакиевский собор.

Литература и источники

[1] Г.П. Бутиков. Государственный музей «Исаакиевский собор» - СПб, 1998

[2] М.С. Зимина. Музеи – СПб, 2005

[3] П.К. Пукинский. Тысячи вопросов и ответов – СПб «НОРИНТ» 2008

[4] М.С. Зимина. Архитектурные стили СПб «КОРОНА принт» 2004

[5] Авторские и методические разработки.

[6] Разработки школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики

Детство,  и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности "Батик. Свободная роспись."...

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...

Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности.

Краеведческая работа является эффективным средством формирования патриотического сознания и включения учащихся в общественную жизнь. Историческое краеведение – это элемент исторического образова...