Конспект урока "Сказочный зверинец Петербурга"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме

Таперо Мария Ивановна

Урок в пятом классе с использованием метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ur.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Сказочный зверинец Петербурга»

Учитель Таперо Мария Ивановна ГБОУ школа № 520 Санкт-Петербург

  1. Научно-методическое обоснование содержания  урока:

Интереснейший раздел городской скульптуры – анималистический, изображающий животных. К ней принадлежат бесчисленные драконы, змеи, орлы, кони, собаки, быки, каждое изображение которых что-то прибавляет к облику города на Неве. У каждой из скульптур свое прошлое, своя судьба, своя история возникновения.

Украсив подъезды зданий, гранитные спуски к Неве, мосты, фасады домов, скверы, парки, они придают Петербургу поистине мифологический облик.

  1. Основные понятия и термины:  грифон, ши-цза, миф, проект

  1. Задачи урока

Образовательные:

- способствовать формированию представления о скульптурном «зверинце» Петербурга

- дать представление об уникальности скульптурных композиций - богатом культурном наследии СПб,

- определить значение каменных скульптур животных для жителей и гостей СПб

- дать представление о разработке и защите проектов

Воспитательные:

- Воспитание уважительного отношения к искусству.

         - Формирование навыков диалогического общения (между учениками, между учителем и учеником, между учеником и произведением, между эпохами, между родителями и детьми - домашнее задание)

         - развить умение работать в группах

          Развивающие:

- Развитие способностей к анализу.

- Развитие творческих способностей.

- Развитие духовно-нравственных качеств личности.

  1. Задание для учащихся на уроке:

- работа в группах с раздаточным материалом, составление сообщений

- разгадать кроссворд

Защита мини-проекта

  1. Домашнее задание:

- составить синквейн на изученную тему

- написать эссе

  1. Изучаемые на уроке объекты:

 Зрительный ряд:  Грифоны на Банковском мосту, Львы на даче Безбородко, Ши-Цза, Быки у комбината «Самсон»

  1. Оборудование урока: учителю - проекционный аппарат, экран, компьютер. Ученику – Петербургская тетрадь, иллюстрации, распечатки с текстом.

  1. Структурный план урока:

- организационный момент -  1 мин.

- повторение пройденного материала – 5-6 мин.

- изучение нового материала, работа в группах – 7 – 8 мин.

- ответ групп у доски 5 – 7 мин.

- релакс-минута – 1 мин.

- защита мини-проектов – 15 мин.

- разъяснение домашнего задания - 2 мин.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

Учитель Добрый день, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы продолжаем изучать наследие Древнего Востока в Петербурге. Для начала давайте вернемся к предыдущим темам и немного повторим их. Для этого разгадаем кроссворд. Когда кроссворд будет разгадан, мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд

1 Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением экспонатов – памятников истории и культуры.

2 Профессия человека, который занимается изучением тайн Древнего Востока.

3 Название зала Эрмитажа, где хранятся подлинные памятники Др. Востока, такие как Стелы, статуэтка богини Мут-Сохмет, бога Ра.

4 Название музея – хранилища подлинных древнеегипетских памятников.

5 Название набережной, где «живут» подлинные египетские сфинксы.

6 Это древнеегипетское существо в переводе с греческого означает «душительница». Обычно оно загадывало людям загадки.

7 Его называют «египетский луч солнца», символизирующий холм Бен-Бен.

Учитель И так, какое слово у нас получилось? Верно, зверинец. Но зверинец не простой, а каменный, скульптурный. Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по наследию стран Древнего Востока в Петербурге. Мы будем говорить о сказочных, мифических существах, животных населяющих наш город.

Работать будем по группам. Разделимся на 4 группы Каждой группе дан текст о мифическом существе, иллюстрация. Так же в вашем распоряжении Петербургская тетрадь. Вы в группе читаете текст, выбираете главное и составляете ответ о своем мифическом звере по плану.

План ответа:

1 Что за животное, существо? Из какой страны?

2 Как выглядит?

3 Дата создания

4 Архитектор, скульптор

5 Где установлено

6 Легенды, связанные с ним (если имеются)

Первая группа готовит сообщение о грифонах, вторая – о быках на Московском проспекте, третья – о львах-стражах Ши-Цза, четвертая – о львах на даче Безбородко-Кушелева.

Сообщения учащихся

После сообщения, на карте СПб флажками отмечаются места расположения данных памятников.

Релакс-минута: Звучит спокойная музыка.

Учитель: Представьте, что мы плывем на пароходе по каналам и рекам нашего города, вот, поплыли под Банковским мостом, нам помахали крыльями грифоны, затем с набережной улыбнулись львы-стражи Ши-Цза. Мы вышли на Дворцовую площадь и потянулись ручками к ангелу на Александровской колонне.

Учитель: У вас было задание по созданию своего мини-проекта – фигуры животного, существа, которое могло бы дополнить скульптурный зверинец Петербурга. Представьте, что вы будущие архитекторы или скульпторы, что бы вы внесли нового в облик нашего города?

План защиты мини-проекта:

1 Животное, существо: название (это может быть выдуманный или реально существующий зверь)

2  Почему вы выбрали именно это животное (это символ чего-то? Это наследие какой-то страны? Если это выдуманное животное, то что оно символизирует)

3  В каком месте оно может быть установлено (почему именно это место? Что символизирует это место?)

4  В качестве чего может служить животное (сакральный смысл, практическое применение, просто украшение)

5   Из каких материалов может быть изготовлено?

Учащиеся представляют свои мини-проекты

Подведение итогов: выставление оценок, похвала, стимулирование детей к дальнейшей творческой деятельности.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «О чем нам могут рассказать сказочные звери Петербурга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

"Фразеологический зверинец"

Данную презентацию можно использовать как фрагмент урока по теме "Фразеологизмы". Это хороший способ пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами, научить использовать их в речи, побу...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...

Сказочный зверинец в Санкт-Петербурге (Конные памятники)

Презентация предназначена для учащихся 5 классов...

Конспект занятия "Санкт-Петербург. Сенатская площадь. Памятник Петру I"

Тематическое интегрированное  занятие «Сенатская площадь. Памятник Петру I» адресовано учащимся младшего школьного возраста (8-9 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе ...

Методическая разработка плана – конспекта экскурсии «Петровский Петербург»

Целью данной методической разработки является - формирование на практике знаний, о неразрывной связи культурного наследия Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жиз...

Сказочный зверинец Санкт-Петербурга

В древние времена многие животные считались священными. Им поклонялись и приписывали чудодейственную силу. Например таким животным был лев.В более позднее время скульптуры животных стали украшать горо...