Сценарий игры-конкурса "Помни о блокаде!"
методическая разработка по краеведению по теме

Пятунина Татьяна Анатольевна

Игра-конкурс «Помни о  блокаде!» ‑ одна из тематических игр-конкурсов, посвященных истории нашего города в рамках комплексной городской программы «Наследники великого города», в реализации которой принимают uuастие школы Московского района.

В последние годы большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Одно из самых важных и плодотворных направлений этой работы связано с историей Великой Отечественной войны, очень важно, чтобы современные школьники как можно больше знали о подвиге старшего поколения отстоявшего наш город в блокаду.

К сожалению, в школьной программе эти вопросы освещены недостаточно, и современные школьники, подчас даже не знают основных дат и событий, связанных с битвой за Ленинград.

Одним и путей, позволяющих восполнить этот пробел, является игра-конкурс. При подготовке к игре дети знакомятся с дополнительной литературой, узнают ранее неизвестные им факты, учатся более внимательному и уважительному отношению к ветеранам войны и жителям блокадного Ленинграда. Игровая форма, позволяет закрепить полученные знания, а соревновательность, характерная для подобных мероприятий побуждает учащихся к более углубленному изучению темы. Музыкальный и литературный конкурсы, позволяют детям познакомиться с искусством военных лет, узнать, какие песни и стихи любили их бабушки и дедушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomni_blok_posledniy.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игры  «Помни  блокаду!»

Пояснительная записка

Игра-конкурс «Помни блокаду!»  одна из тематических игр-конкурсов, посвященных истории нашего города в рамках комплексной городской программы «Наследники великого города», в реализации которой принимают участие школы Московского района.

Сценарий был разработан к 60-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В последние годы большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Одно из самых важных и плодотворных направлений этой работы связано с историей Великой Отечественной войны, очень важно, чтобы современные школьники как можно больше знали о подвиге старшего поколения отстоявшего наш город в блокаду.

К сожалению, в школьной программе эти вопросы освещены недостаточно, и современные школьники, подчас даже не знают основных дат и событий, связанных с битвой за Ленинград.

Одним и путей, позволяющих восполнить этот пробел, является игра-конкурс. При подготовке к игре дети знакомятся с дополнительной литературой, узнают ранее неизвестные им факты, учатся более внимательному и уважительному отношению к ветеранам войны и жителям блокадного Ленинграда. Игровая форма, позволяет закрепить полученные знания, а соревновательность, характерная для подобных мероприятий побуждает учащихся к более углубленному изучению темы. Музыкальный и литературный конкурсы, позволяют детям познакомиться с искусством военных лет, узнать, какие песни и стихи любили их бабушки и дедушки.

Игра-конкурс «Помни блокаду!» проводится в актовом зале ДДТ сотрудниками отдела краеведения и музееведения. Музыкальное оформление обеспечивается музыкальным отделом (исполнение на фортепьяно отрывков музыкальных произведений во время конкурса «Угадай мелодию»), юные артисты театральной студии «Дует» читают стихи литературного конкурса.

Продолжительность – 1,5-2 часа. В игре участвуют учащиеся 6-8 классов школ Московского района (команды по 7 человек).


Сценарий

Историко-краеведческой игры  «Помни  блокаду!»

Вступление:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем игру-конкурс «Помни блокаду!»

В этом году исполняется 70-лет со дня прорыва блокады. Да, очень давно все это было… Но мы, жители современного Санкт-Петербурга, не должны забывать о самом трагическом периоде в истории нашего города. 900 дней и ночей – голод холод, бомбежки…И мужество жителей и защитников Ленинграда... Об этом мы и будем сегодня говорить.

Конкурс I. Домашнее задание.

(В качестве домашнего задания командам было предложено подготовить эскиз открытки-поздравления с годовщиной прорыва и снятия блокады)

 Ведущий: в эти январские дни мы особенно часто вспоминаем о блокаде: ведь именно в январе были осуществлены и прорыв, и снятие блокады Ленинграда. К игре все команды подготовили эскиз поздравительной открытки. Прошу представителей команд показать нам свою работу.  Вы должны объяснить, почему именно такой открыткой вы хотели бы поздравить блокадника. Жюри будет оценивать  художественное исполнение, идею и комментарий. (Максимальная оценка – 5очков)


Конкурс II. События и факты битвы за Ленинград

Ведущий: Вспомним важнейшие события битвы за Ленинград.

Сейчас вы получите листы с заданиями. Сразу напишите на листе номер школы. 

Задания в этом конкурсе представляют собой тесты трех типов:

Тест «ДА-НЕТ»

Инструкция: Обведите (карандашом) ответ «да» в клеточке таблицы, если вы согласны с утверждением, а если не согласны – обведите «нет»

1 «Искра»   название операции по прорыву блокады

Да

Нет

2 Операция «Искра» началась с «Невского пятачка»

Да

Нет

3 Во время блокады г. Пушкин был оккупирован

Да

Нет

4. Вскоре после прорыва блокады было организовано железнодорожное сообщение Ленинграда с Большой землей

Да

Нет

5. Во время прорыва блокады командующим Ленинградским фронтом был Г.К.Жуков

Да

Нет

Пояснение к тесту: за каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко; в том случае, если правильно решен весь тест, добавляется еще 2 очка 


2. Тест на сопоставление

Задание: Соотнесите даты и события. Инструкция: Запишите в таблицу ответов буквы из столбца 2, которые соответствуют утверждению из первого списка

) Столбец 1

Столбец 2

  1. Учреждение медали

                    «За оборону Ленинграда»

  1. _ сентября 1941г.
  1. Начало блокады Ленинграда

  1. _ декабря 1942г.
  1. Полное снятие блокады

  1. _ января 1943г.
  1. Порыв блокады

  1. _ февраля 1943г.
  1. Приход первого поезда  с

       «Большой  земли» в блокадный Ленинград.

  1. _ января 1944г.

Ведущий Пояснение к тесту: за каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко; в том случае, если правильно решен весь тест, добавляется еще 2 очка

ответ

        

Ведущий: в этом тесте есть дополнительное задание:

В таблице теста на месте пропуска (черточки) поставьте точную дату (число) (За каждый правильный ответ присуждается очко)


  1. Тесты на выбор

Ведущий: Обведите кружком цифру, соответствующую правильному ответу.

1. Вопрос: Кто из военачальников командовал Ленинградским фронтом в те дни, когда проводилась операция по прорыву блокады Ленинграда?

  1. Ворошилов
  2. Говоров
  3. Жуков
  4. Федюнинский
  5. Хозин

Вопрос: Через эти населенные пункты проходила трасса Дороги жизни. Найдите «лишнее» название.

Варианты ответа

  1. Кобона.
  2. Осиновец
  3. Подпорожье
  4. Осиновец
  5. Новая Ладога

2.Вопрос: Как называется остров на Ладожском озере, возле которого в сентябре 1942 г. произошел бой кораблей ЛВФ. с фашистским десантом

Варианты ответа

Коневец

Валаам

Сухо

Зеленец

3.Вопрос: Отметьте название населенного пункта, возле которого завершилась операция по прорыву блокады.

Варианты ответа:

  1. Тосно
  2. Луга
  3. Путилово
  4. Сенявино
  5. Мга

4.Вопрос: в Московском районе со времен блокады сохранились оборонительные сооружения,

Сокращенно – ДОТ. Это означает:

Варианты ответа:

Дополнительная огневая точка

Дополнительная особая точка

Долговременная огневая точка

Дальнобойная огневая точка

Долговременная оборонительная точка

5.. Вопрос: В ноябре 1941 года норма выдачи хлеба для рабочих составляла:

  1. 125г.
  2. 200г.
  3. 250г.
  4. 300г.
  5. 350г.

Конкурс III. Зеленый пояс славы.

Ведущий: Вы, наверное, знаете, что в 60-70- е годы в окрестностях Ленинграда был создан мемориальный комплекс, памятник, длиной 200 км. Как он называется? (Зеленый пояс Славы).

Задание:

Перед вами карта Зеленого пояса славы, на которой изображены памятники, входящие в этот мемориальный ансамбль. Изображения 5-ти памятников закрыты кружками. На экране или (на карточке) вы видите фотографии этих памятников (под номерами). Вспомните, где находятся эти памятники, и поставьте в  соответствующем месте его номер. (За каждый правильный ответ присуждается одно очко). Не забудьте написать номер вашей школы.

Команды получают карты-схемы Зеленого пояса Славы. На экране демонстрируются фотографии памятников, либо раздаются карточки с их изображениями.

Конкурс IV. Дорога жизни

Ведущий: Вы все знаете, что во время блокады перевозки осуществлялась по трассе, которую называли Дорога жизниПрочитайте рассказ о Дороге жизни. Заполните пропуски в тексте. (Каждый правильно заполненный «пропуск» – 1 очко)

Рассказ о Дороге жизни

Во время блокады были перерезаны все сухопутные пути в Ленинград. Остался только один путь – через __________  _______

__  ___________ буксир «Орел» привел первые баржи с зерном и мукой к мысу __________, где уже были построены причалы.

К концу ноября озеро замерзло. По льду пошли машины.

Движение грузовиков по льду открылось __  __________1941года.

Дорога начиналась на «Большой земле» у деревни ___________и заканчивалась на западном берегу _________  ________у поселка _________

В город везли:

  1. продовольствие
  2. боеприпасы
  3. горючее________
  4. медикаменты_

Из города вывозили:

  1. больных
  2. раненых
  3. детей
  4. ценное оборудование

Весной, когда лед растаял, перевозки стали осуществляться на кораблях и баржах Ладожской военной флотилии из города______  ____  Командующий – адмирал _________

По дну _________  _____были проложены _________и кабель, подававший электроэнергию от ___________  ___.

Благодаря «Дороге жизни» _____________________________________

Конкурс V. «А музы не молчали»

Ведущий: С древних времен известно выражение: «Когда пушки говорят, музы молчат». Но во время Великой Отечественной войны стало ясно, что искусство нужно людям, оно помогало людям выстоять. Не молчали музы и в блокадном Ленинграде.

Поэтому наш следующий конкурс так и называется «А музы не молчали»

1. Стихи о блокаде

Ведущий

Когда началась война, многие поэты и писатели ушли на фронт и в ополчение, работали в редакциях фронтовых газет, писали рассказы и стихи…

Сейчас ребята из театральной студии прочтут вам стихи. Рядом с порядковым номером напишите фамилию автора стихотворения. (За каждый правильный ответ присуждается 1 очко)

Стихи читаются в следующем порядке:

  1. В.Инбер, «Бессмертие»)
  2. Ю. Воронов, «Блокада»
  3. Тихонов. («Киров с нами»
  4. Вс. Рождественский, (Адмиралтейство)
  5. М. Дудин. «Гвардейцам)
  6. О.Берггольц. «Осень 1941 года».

  1. «Угадай мелодию»

Ведущий:

Пережить тяготы блокады и фронтовой жизни людям в те годы часто помогали песни, многие из которых поются и в наши дни

Задание:

  1. Прослушайте мелодии песен военных лет. Что это за песня? (Под соответствующим номером напишите название или строчку текста)

(На фортепьяно исполняются мелодии песен, популярных в годы войны)

Песни:

«Смуглянка», «Священная война», муз. Александрова, «Синий платочек», «Темная ночь»; «Огонек», «Катюша;«Землянка», и др.

В игре предлагается угадать 5 песен, например:

  1. «Катюша»
  2. «Смуглянка»
  3. Землянка»
  4. «Синий платочек»
  5. «Священная война»

Ведущий:

Но в блокадном Ленинграде звучала и симфоническая музыка.

Прослушайте фрагмент известного музыкального произведения.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется это произведение? (1 очко)
  2. Кто автор? (1 очко)
  3. Когда состоялось его первое исполнение? (1 очко)
  4. В каком концертном зале? (1 очко)

Ответ: 7-я (Ленинградская) симфония, Шостакович, 9 августа 1942 г, в Большом зале Ленинградской филармонии.

Подведение итогов.

Члены жюри, в которое могут входить опытные педагоги-краеведы, методисты и педагоги ДДТ, ветераны ВОВ и жители блокадного. Ленинграда проверяют листы с ответами, подсчитывают очки и выявляют победителей.

Награждение. Победители награждаются почетными грамотами и подарками.


Приложение1

Стихи для конкурса

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна,

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

Но лишь разрывается воем,  

Сирены зовут на посты,

И бомбы свистят над Невою,

Огнем обжигая мосты.

  1. (Н.Тихонов). «Киров с нами»)

И ежели отныне захотят,

Найдя слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут – Ленинград,  

И все сольется в этом слове.

(В.Инбер «Бессмертие»)

В годы блокады, смерти, стужи

Она закутана чехлом,

Для нас хранила ясность ту же,

Сверкая  в воздухе морском.

Была в ней нашей воли твердость,

Стремленье в высь, в лазурь, в свет,

И несклоняемая гордость-

Предвестье будущих побед.

(Вс.Рождественский). «Адмиралтейство»)

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут,

Старинные знамена Петрограда.

(О.Бергольц). «Осень 1941 года».)

Умолкнет гром последнего раската,

Мы где-нибудь да встретимся опять,

Нам есть, о чем поговорить, ребята,

Нам есть, что вспомнить, что порассказать

Мороз такой, что спирт не отогреет,

Но кверху поднимается ладонь,

И голос командира: «Батарея!»

И следом оглушительно: «Огонь!»

(М. Дудин.) («Гвардейцам»)

 

В блокадных днях

Мы так и не узнали

 Меж юностью и детством

Где черта?…

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – паспорта.

И в этом нет беды.

Но взрослым людям, уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

(Ю. Воронов. «Блокада»)

Приложение 2.

Ответы на задания

  1. Тесты.

 Тест 1

За каждый правильный ответ – 1 очко, если решен весь тест, добавляется  2 очка

да

нет

да

да

нет

Тест 2

  1. Сопоставление дат и событий

За каждый правильный ответ – 1 очко, если решен весь тест, добавляется  2 очка

1

B

2

A

3

E

4

C

5

D

2. Уточнение дат. За каждый правильный ответ – 1 очко

08.09

22.01

18.01

07.02

27.01

Тест 3:2, (1 очко)

2.Зеленый пояс славы. (За каждый правильный ответ – 1 очко)

  1. Стихи

За каждый правильный ответ – 1 очко

1

Инбер

2

Ворон.

3

Тихон.

4

Рожд.

5

Дудин.

6

Бергг.

  1. Песни

За каждый правильный ответ – 1 очко

1.Катюша

2.Смуглянка

3.Землянка

4.Син. плат

5.Св. война

  1. 7-я симфония (1 очко), Шостакович, (1 очко),  9 авг. 1942г., (1 очко),  Большой зал Филармонии(1 очко)

  1. Эх, Ладога…(За каждый правильно заполненный «пропуск»– 1 очко, за заключение  до 3-х очков)

Рассказ о Дороге жизни

Во время блокады были перерезаны все сухопутные пути в Ленинград. Остался только один путь – через _Ладожское Озеро

12 сентября буксир «Орел» привел первые баржи с зерном и мукой к мысу Осиновец, где уже были построены причалы.

К концу ноября озеро замерзло. По льду пошли машины.

Движение грузовиков по льду открылось 22 ноября  1941года.

Дорога начиналась на «Большой земле» у деревни Кобона и заканчивалась на западном берегу _Ладожского Озера у поселка Ваганово

В город везли:

  1. продовольствие
  2. боеприпасы
  3. горючее________
  4. медикаменты_

Из города вывозили:

  1. больных
  2. раненых
  3. детей
  4. ценное оборудование

Весной, когда лед растаял, перевозки стали осуществляться на кораблях и баржах Ладожской военной флотилии из города Новая Ладога.  Командующий – адмирал Чероков

По дну Ладожского оэера были проложены трубопровод и кабель, подававший электроэнергию от Волховской ГЭС

Благодаря «Дороге жизни» _____________________________________

Литература:

  1. Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград, Энциклопедический справочник, СПб, 1992
  2. Баранов Н.В. Силуэты Блокады, Лениздат, 1982
  3. Ленинград в поэзии, Лениздат, 1957
  4. Павлов Д.В., «Ленинград в блокаде», советская Россия, М., 1969
  5. Соколов В.А., «Пулковский рубеж», СПб, Полрадис, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия: «900 дней блокады»

Цели мероприятия:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство пат...

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

Сценарий тематической линейки "Снятие блокады Ленинграда"

Целью материала является воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения, привлечение внимания к истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма, сознательности, сопричастности...

Сценарий мероприятия "900 дней блокады"

Данный сценарий был посвящен 900 дням мужества ленинградцев в блокаду....

Сценарий концерта, посвящённый снятию блокады Ленинграда

Праздничный концерт для блокадников и учащихся школы....

сценарий мероприятия "900 дней блокады"

классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда...

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....