Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории
методическая разработка (история, 8 класс) по теме

Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_pervoy_poloviny_h1hv..doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА    РОССИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х в.»

 

МБОУ СОШ № 15

Гулькевичский район Краснодарский край

Учитель: Пятиконова Татьяна Ивановна

Класс : 8

Тип урока: урок-воображаемая экскурсия

Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа в первой половине Х1Х века; воспитать у учащихся чувство гордости за достижения отечественной культуры

Опережающее задание:  группам учащихся по два человека дается задание  прочитать материалы учебника  и  дополнительную литературу, подготовить экскурсию о деятелях культуры  первой половины Х1Х века

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер и проектор; мультимедиапрезинтация по теме урока

ЛИТЕРАТУРА:

- СД  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Ч 1.М.,2001.

- Данилов А.А., Кусулина Л.Г. История России, Х1Х век: Учебник. 8 класс. М.2007.

- Христоматия по истории России. Ч. 2. М.,2005.

ПЛАН УРОКА:

I.Подготовительный этап экскурсии

II.Ход экскурсии

III.Подведение итогов экскурсии

                                             ХОД УРОКА

I.Подготовительный этап экскурсии

        На основании материалов, собранных учащимися создается мультимедийная презентация, которая используется на уроке.

        Включение компьютера и вход в программу презентаций PowerPoint.

      Один человек от  группы проводит экскурсию о деятелях культуры,  учитель выступает в качестве основного экскурсовода, который и связывает воедино выступления участников.

II. Ход экскурсии

      Вступительное слово учителя

      Уважаемые господа! Мы приглашаем Вас на экскурсию, где вы познакомитесь  с лучшими образцами изобразительного искусства и памятниками архитектуры

                                                                  2

первой половины Х1Х в., вы узнаете о жизни выдающихся художников и архитекторов этого периода, проходим в первый зал.

       Слово предоставляется первому учащемуся. ( На экране 1 слайд презентации – автопортрет К.П.Брюллова)

        Карл Павлович Брюллов (1799-1852гг.) был потомственным художником. В 1809-1821 гг. он учился в Петербургской академии художеств. В 1822 г. общество поощрения художников направило Брюллова за границу. В Италии он написал множество картин, таких , как «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». Известной картиной является его автопортрет. Творчество К.П.Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма и жизненности.

        ( На экране демонстрируется 2 слайд презентации – картина «Последний день Помпеи»)

         Нам представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал ее в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур – волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками. Художник был блестящим автором парадного портрета.( На экране демонстрируется 3 слайд – картина «Всадница»)

     Учитель приглашает второго выступающего. (На экране 4 слайд – автопортрет художника О.А.Кипренского)

     Орест Адамович Кипренский (1762-1836 гг.), русский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. В своих портретах он передавал глубокую духовность, сложную внутреннюю жизнь человека., творческую индивидуальность. Наиболее знаменитые произведения: «А.С.Пушкин», «Е.П.Ростопчина», «А.А.Челищев», «Е.Давыдова».

     (На экране 5 слайд – «Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова»)

      Продолжение выступления 2 ученика. (На экране 6 слайд – автопортрет В.А.Тропинина)

      Художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)один из основоположников романтизма в живописи России,  родился в семье крепостных графа И.И.Моркова. Хозяин позволил Тропинину посещать классы Академии художеств в Петербурге. Первые известные работы Тропинин написал на Украине, в имении Моркова. В это время он был уже зрелым мастером, написавшим работы «Старик нищий» и «Кружевница», на котором несколько идеализированно изображение человека из народа .( На экране 7 слайд – картина «Кружевница»). 

        В 20-40 годы он пишет множество портретов, в том числе портрет Пушкина А.С., портрет А.В.Тропинина (сына художника), портрет архитектора К.А.Тона. Всего художник создал более семисот работ.

       ( На экране 8слайд – «Портрет А.В.Тропинина», 9 слайд – «Портрет архитектора К.А.Тона»)

         Учитель приглашает третьего выступающего. (На экране 10 слайд – портрет А.А.Иванова )

         

                                                               3

     Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества

поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме. За картину «Явление Христа Марии Магдалине», написанную в 1834-1836 гг., Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал 20 лет, с 1837 по 1857 гг. (На экране демонстрируется 11 слайд – картина «Явление Христа народу»). Он создал множество набросков и этюдов, в деталях выписывая каждый образ. Размер картины -5,5 на 7,5 метра. Особенностью композиции является то, что Христа – смысловой центр картины,  он расположил в отдалении. В 1858 году Иванов привез свою картину в Петербург. В этом же году художник скончался.

     (На экране 12 слайд – картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис»)

     Аполлон изображен со своими любимцами, которых он впоследствии лишится. Гиацинт был случайно убит брошенным рукою бога диском, когда наблюдал за состязаниями. Кипарис был превращен в дерево, так как не мог утешиться после смерти любимого оленя.

     Третий выступающий продолжает экскурсию. (На экране 13 слайд – автопортрет П.А.Федотова)

         Павел Андреевич Федотов родился в семье отставного офицера в 1815 году. Окончил кадетский корпус. Во время учебы посещал рисовальные классы Академии художеств. Рисовал портреты однополчан и сцены из армейской жизни. В 1844 году Федотов выходит в отставку и полностью отдается рисованию. Он стал основоположником нового жанра – бытовой сатирической картины. Из-под его пера вышли картины «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», Анкор, еще анкор!», «Игроки». Последняя картина была написана художником незадолго до смерти в 1952г.

     ( На экране 14 слайд –картина «Сватовство майора»)

     Представленная картина называется «Сватовство майора». Ее написал художник Павел Андреевич Федотов. На картине изображена сцена появления жениха-офицера в купеческом доме. Купец, видимо, рад породниться с дворянством, смущенная же невеста пытается убежать. Майор находится в соседней комнате и виден только зрителям. Он стоит в бравой позе, подкручивая усы. Можно предположить, что женитьбой на дочери богатого купца майор хочет поправить пошатнувшееся из-за карточных проигрышей материальное положение. (15 слайд – «Свежий кавалер»)

    Учитель приглашает четвертого экскурсовода. (На экране 16 слайд – Казанский собор, архитектор А.Н.Воронихин)

           На экране изображен Казанский собор. В 1799г., по указу Павла 1, был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814 гг.) блестящий представитель зрелого классицизма и ампира в архитектуре. Воронихин был крепостным графа А.С.Строганова – президента Академии художеств. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург на учебу. В 1786 году ему дали вольную. Во время путешествия по Европе Воронихин изучал архитектуру. Строительство Казанского собора началось в 1801 году. Собор вытянут вдоль Невского проспекта, но удален от него. Площадь перед собором

                                                                        4

окружена колоннами. Вход в собор выполнен в виде шестиколонного портика с треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол, в перекрытии которого Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Собор был закончен и освящен в 1811 году. Позже в композицию площади были включены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли работы скульптора Б.И.Орловского.

        (На экране 17 слайд – портрет Захарова А.Д.)

     Андреян Дмитриевич Захаров родился в семье мелкого чиновника. В 1782 году закончил Академию художеств с большой золотой медалью. Затем стал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 году получил звание академика. Самая знаменитая его работа – это здание Адмиралтейства. (На экране 18 слайд – здание Адмиралтейства).В 1823 году здание было перестроено  по  проекту А.Д.Захарова. Здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделенных водным каналом, по которому в верфь заходили корабли. Главный фасад Адмиралтейства имеет протяженность более четырехсот метров. В центре здания находится башня, над которой возвышается купол и золотая «адмиралтейская игла». Здание украшено скульптурами и рельефами.

     (На экране 19 слайд – портрет К.И.Росси)

      Экскурсию продолжает пятый экскурсовод.

     Карл Иванович Росси (1775-1849 гг.), русский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих облик города: Русский музей (б.Михайловский дворец, 1819-1825гг.).( На экране 20 слайд – Михайловский дворец в Санкт-Петербурге). Он построен с площадью искусств. Еще архитектором были созданы Дворцовая площадь со зданиями и аркой бывшего Главного штаба(1819-1829 гг.),  Российский академический театр драмы с площадью Островского.

     (На экране 21 слайд – Красная площадь после реконструкции после пожара 1812 г.)

     Бове Осип Иванович (1784-1834 гг.), русский архитектор, представитель ампира. Главный архитектор комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812 года. На экране Красная площадь, реконструированная при участии О.И.Бове. С его участием создана театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.

     (На экране  22 слайд-портрет К.А.Тона)

     Выступает шестой экскурсовод.

Тон Константин Андреевич (1794-1881 гг.), русский архитектор. Создатель «русско-византийского стиля». Им был спроектирован Храм Христа Спасителя. (На экране 23 слайд – Храм Христа Спасителя)

      На экране изображен Храм Христа Спасителя. Храм был построен в 1837-1889 гг. архитектором Константином Тоном в честь победы над Наполеоном. Тон использовал мотивы русского средневекового зодчества. Архитектор выбрал эффектное место – излучину Москвы-реки недалеко от кремлевского ансамбля. Огромный храм с пятью главами, аркатурно-колончатым поясом дополняет собой исторический центр города. Храм был разрушен в 1931 году, и восстановлен на народные средства в 1995-2000гг. (На экране 24 слайд – Храм Христа Спасителя после восстановления).

                                                                 5  

       (На экране 25 слайд – Большой Кремлевский дворец)

      Большой Кремлевский дворец, построен по проекту К.А.Тона. До 1917 года – это резиденция российских императоров, место парадных приемов. Построен в 1839-1849 гг. В плане имеет вид каре с внутренним прямоугольным двором. На первом этаже личные покои российских императоров, это парадные комнаты, отделанные мрамором, малахитом, украшены лепниной, изделиями из бронзы и фарфора. На втором этаже парадные залы: Георгиевский, Владимирский, Екатерининский и др. В 1999 г. во дворце закончена реставрация, убравшая позднейшие советские наслоения.

     (На экране 26 слайд – Исаакиевский собор)

     Исаакиевский собор (Санкт-Петербург)-памятник архитектуры позднего классицизма. Был создан архитектором Августом Августовичем Монферраном (1786-1858 гг.), русским архитектором, французского происхождения. Собор заложен в честь Петра I и назван по имени святого Исаакия Далматского, день которого совпадает с датой рождения императора (30 мая старого стиля).

     (На экране 27 слайд – Дворцовая площадь с Александровской колонной и зданием Главного штаба (Санкт-Петербург)

     Александровская колонна - памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, была установлена в 1830-1834 гг. (архитектор А.А.Монферран) и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами аллегорического содержания. Венчает колонну бронзовая фигура ангела, его лицу приданы черты Александра I(скульптор Б.И.Орловский). Ангел попирает крестом змею – символ победы добра над злом.

     (На экране 28 слайд – памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве)

       На экране изображен памятник Минину и Пожарскому. Памятник выполнен скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835гг.) в 1804-1818гг. Он изначально стоял напротив Кремля. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского. В конце Х1Х века памятник был перенесен к Покровскому собору, где и стоит по сей день.

     III. Подведение итогов экскурсии

        В конце урока учитель оценивает выступления каждого докладчика, целесообразно поставить положительные оценки («хорошо», «отлично»).

Затем учитель, подводя итоги,  предлагает сыграть в игру по культуре первой половины Х1Х века , каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, набравшие более 10 баллов также получают положительные оценки.

  1. Кто был автором «Философских писем»:а) П.Я.Чаадаев; б)В.Г.Белинский; в)Н.Г.Чернышевский; г) А.С.Грибоедов.
  2. Высший церковный сан в православии: а) патриарх; б)митрополит; в)архимандрит; г) инок.
  3. Кого готовили в лицеях: а) штабных офицеров; б) придворных; в) высших государственных чиновников; г)разведчиков.
  4. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге: а)А.Н.Воронихин; б) О.Монферран; в) Дж.Кваренги; г)К.И.Росси.
  5. Крупнейший русский математик первой половины Х1Х века: а)П.Л.Чебышев; б) Н.И.Лобачевский; в) Ф.К.Магницкий; г) В.С.Якоби.
  6. Кто из этих путешественников участвовал  в первом в истории России кругосветном путешествии: а) Ф.Ф.Беллинсгаузен; б)М.П.Лазарев; в) В.М.Головнин; г)Ю.Ф.Лисянский.
  7. Кто из известных русских литераторов одновременно был выдающимся дипломатом и талантливым композитором: а) А.И.Герцен; б) М.Ю.Лермонтов; в) А.С.Грибоедов; г)А.С.Пушкин.
  8. Где был открыт в России первый ботанический сад: а) в Москве; б) в Крыму; в) в Одессе; г) в Петербурге.
  9. Кто был крупнейшим в России историком и еще был писателем: а) В.Н.Татищев; б) М.М.Щербатов; в) Н.М.Карамзин; г) Т.Н.Грановский.
  10. Русский художник, автор картины «Явление Христа  народу»: а) А.А.Иванов; б) О.А.Кипренский; в) К.П.Брюллов; г)П.А.Федотов.

Домашнее задание: написать сочинение  на тему: «Мое любимое произведение русской культуры первой половины Х1Х века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Урок истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века"

Конспект урока истории в 8 классе СКОУ 8 вида "Развитие науки и географические открытия в первой половине 19 века" с презентацией....

контрольные тесты по истории в 8 классе по теме "Россия в первой половине XIX века"

Контрольные тесты по истории в 8 классе по теме"Россия в первой половине XIX века"....

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

10 класс история ХМАО Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI – первой половине XV в.

Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI – первой половине XVв.I. «Пути за камень»II. В Югру за данью.III. Этнополитическая ситуация.IV. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо- во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Урок «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные ...

Итоговая контрольная работа по истории 10 класс _История первой половины XX века_.

Контрольная работа расщитана на учащихся 10 классов,...