рабочая программа История Елабуги
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Программа курса для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ «История Елабуги» является программой дополнительного образования детей, построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 7-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_elabugi.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
история Елабуги
Пояснительная записка
.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, говоря о приоритетных направлениях развития российского общества в области детства, отметил важный момент, как патриотическое воспитание.
Модернизация в российском обществе, в области образования влияет за собой изменение стандарта знаний, которые усваивают учащиеся школ. Составной частью таких знаний все больше становятся знание истории и культуры своей малой Родины. Изучение истории и культуры родного края служит развитию личности, его гражданской позиции и нравственности.
В проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено, что «наиболее системно , последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».Программа курса для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ «История Елабуги» является программой дополнительного образования детей, построена с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся 7-х классов и рассчитана на 1 год обучения, всего 34 часа в год и направлена на реализацию Инновационной образовательной программы Министерства образования и науки РТ «История родного края», утвержденной в рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килечек» - «Будущее».
История Елабуги – 35 часов, 1 час в неделю
Классы – 7А, Б, В
Цели и задачи курса:
- Обучающие:
-сформировать умения сравнивать, сопоставлять события и факты;
-расширить и углубить знания, полученные на уроках всеобщей и отечественной истории, литературы, музыки, ИЗО;
-помочь сформировать у учащихся целостное восприятие истории, культуры родного края как части истории страны и мира, осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-научить учащихся понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним.
2. Развивающие:
-развивать аналитическое мышление, устную речь;
-формировать умения работы с различными источниками;
-формировать умения излагать свои мысли.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории своего края;
-воспитывать осознание необходимости сохранения историко – культурного наследия.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории Елабуги с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории Елабуги;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников;
уметь
-соотносить даты событий отечественно истории и истории Елабуги с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать ---описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
-осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного опыта;
-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
-обладать необходимыми коммуникативными умениями;
-осуществлять контроль и самооценку;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Контролирующие элементы, заложенные в программе
I. Хронологические знания и умения:
1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источникам:
1 Читать историческую карту с опорой на легенду;
2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиям
1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащегося. Виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Вводный урок | 1 | урок усвоения нового материала | Знакомство с целями и задачами курса «История Елабуги»; с учебным пособием, содержанием учебника | беседа | знакомство с задачами, целями курса «История Елабуги»; история Елабуги – часть истории России и истории Татарстана; характеризовать источники | написать мини-сочинение «Елабуга в моей жизни» |
2 | География и природа Елабужского края | 1 | урок формирования новых знаний | Географическое расположение и природа Елабужского муниципального района. Археологическое наследие. | выступление учащихся ; работа с исторической картой (карта Татарстана); работа с учебником | объяснять понятия; использовать их при ответе; характеризовать и описывать географическое положение края; знать историю создания Национального парка «Нижняя Кама»; объяснять значение и значимость парка; характеризовать археологическое наследие Елабужского края. | п.1, вопросы, подготовить сообщение по 8 вопросу; индив – задание 6,7 |
3. | Ананьинская культурно – историческая общность. Ананьинцы. | 1 | комбинированный урок | Древнейший памятник. Облик ананьинца. Жилище ананьинцев. Занятия ананьинцев. Общественная жизнь и религиозные верования. | опрос, сообщения учащихся | называть ученых, занимавшихся исследованием и изучением Ананьинского могильника; рассказывать о жизни ананьинцев и их религиозных верованиях | п.2, , вопросы, вопросы 8 и 9(подготовить сообщение и кроссворд – на выбор) |
4. | Возникновение и развитие булгарского города Алабуга. | 1 | комбинированный урок | Освоение земель булгарами. Елабужское городище – уникальный памятник истории, археологии и архитектуры. | опрос тест | раскрывать об освоении края булгарами; объяснять, в чем заключается уникальность Елабужского городища; знать о происхождении названия «Елабуга»; характеризовать роль И.В. Шишкина в сохранении памятника; раскрывать назначение башни на территории городища. | п.3,вопросы, подобрать материал о Елабужском городище, используя дополнительную литературу |
5. | Легенды и были Елабужского городища. | 1 | урок - презентация | Историческая жемчужина. История изучения Елабужского городища. Легенды и были Елабужского городища. | рассказ исторический диктант | объяснять понятия и использовать их в рассказах; уметь объяснять, почему Елабуга – историческая жемчужина; знать историю изучения Елабужского городища, называть ученых, которые изучали и изучают Елабужское городище; знать легенды о городище | п. 4, кроссворд, индив – 4, 6 задания |
6 | Елабужский край в XIV – XVI в.в. | 1 | комбинированный урок | Золотоордынский период Волжской Булгарии. Казанское ханство. Население и занятия. | беседа | знать , в составе каких государств находилась Елабуга в XIII XVI в.в.; работать с исторической картой; называть занятия населения края; объяснять, почему торговля занимала ведущее место в жизни края | п.5, индив. – подготовить сообщение о Тамерлане и царице Сююмбике. |
7 | Дворцовое село Трехсвятское в XVI – XVIII в.в. | 1 | комбинированный урок | Село «Трехсвятское, что на Елабуге». Жители и их занятия. | беседа сообщения учащихся | Объяснять понятия; знать, где и когда образовалось дворцовое село Трехсвятское; почему оно получило такое название; рассказывать о жизни и занятиях жителей села; объяснять, в чем необычность села Трехсвятского | п. 6, вопросы |
8. | Крестьянские волнения XVIII века в Елабужском крае. | 1 | комбинированный урок | Причины крестьянских выступлений в России в XVIII веке. Акаевское восстание. Пугачев – предводитель крестьянского выступления. | беседа | называть причины крестьянских выступлений и причины активного участия в них населения края; рассказывать о ходе крестьянских выступлений; уметь характеризовать предводителей выступлений; работать с исторической картой | п.п.7, вопросы, подготовить сообщение о пребывании Пугачева в Елабужском крае или подготовить презентацию. Индив задание – подготовить сообщение о Стахеевых. |
9 | Уездная Елабуга в конце XVIII – XIX в.в. | 1 | комбинированный урок | Указы Екатерины II. Архитектурный облик уездной Елабуги. Хозяйственная жизнь Елабуги. Ремесла. Промыслы. | самостоятельная работа | объяснять значение понятий по теме; знать даты; рассказывать, как Елабуга получила статус города и герб; описывать застройки города Елабуга; характеризовать развитие промыслов и ремесла в крае | п.8, вопросы, индивид – подготовить презентации |
10 | Торгово – промышленная деятельность Стахеевых | 1 | комбинированный урок | История купечества. Династия Стахеевых. Благотворительная деятельность Стахеевых. | беседа | рассказывать о предпринимательской деятельности елабужских купцов; характеризовать благотворительную деятельность купцов и объяснять, почему они вкладывали большие средств а в развитие города; рассказать об органах управления в Елабуги и какое участие в этой работе принимали купцы | п.9, вопросы |
11 | Купцы – промышленники Ушковы. | 1 | комбинированный урок | Родоначальник династии Ушковых. Капитон Ушков – основатель химического завода. Благотворительность Ушковых. | тест | называть представителей династии Ушковых; рассказывать о химических заводах Ушковых; рассказывать о благотворительной деятельности Ушковых и об их вкладе в развитие Елабуги | п.10, вопросы |
12 | Купеческие династии Елабуги XIX века. | 1 | комбинированный урок | Купеческие династии Ушковых. | беседа рассказ | знать и объяснять понятия; характеризовать, какую роль сыграло елабужское купечество в истории России и Елабуги; рассказать об архитектурных сооружениях Елабуги, связанных с именами купцов; уметь подтверждать фактами события из жизни купцов | п.11, составить таблицу |
13 | Татарское купечество и интеллигенция Елабуги XIX века. | 1 | урок формирования новых знаний | Татарские купцы. Вклад татарских купцов в развитие Елабуги. Мечеть – духовный центр Татарской слободы. | беседа сообщение | уметь объяснять понятия; раскрывать роль татарских купцов в развитии Елабуги; характеризовать деятельность и благотворительность татарских купцов; рассказать о Татарской слободе и культурном центре Татарской слободы | п.12, вопросы |
14 | Культурная жизнь Елабуги во второй половине XIXека. | 1 | урок формирования новых знаний | Типография в Елабуги. Библиотечное дело. Народные чтения. Елабужский театр. | беседа работа с учебником | рассказывать о культурной жизни Елабуги во второй половине XIX в-– начала XX в; о типографском и библиотечном деле; называть, когда и какие библиотеки были открыты в Елабуге; оценить роль библиотек в культурной жизни города; рассказать о народных чтениях и о театре | п.13, вопросы |
15-16 | Развитие религии в Елабужском крае | 2 | комбинированный урок | Религия в Елабужском крае. Мусульманские святыни. Православные святыни. | беседа исторический диктант | знать и объяснять понятия; называть православный и мусульманские святыни Елабуги; раскрывать их роль в развитии края | п.14,15,вопросы,знать понятия |
17-18 | Развитие промышленности и торговли в Елабужском крае во второй половине XIX – начале XX в.в. | 2 | формирование новых знаний комбинированный урок | Торговля в Елабуге. Банки в Елабуге. Развитие промышленности и промыслов. Ярмарки Елабуги. | беседа понятийный диктант | знать и объяснять понятия; раскрыть роль торговли в развитии города; рассказывать о развитии промышленности и промыслов в крае; объяснять, как с торговлей и промышленностью было связано банковское дело; показать роль ярмарок в развитии города | п.16, вопросы, 6 и 8 - письменно |
19. | Надежда Андреевна Дурова. | 1 | музейный урок | Надежда Андреевна Дурова – женщина – воин. | сообщения | знать понятия; рассказать о детстве и юности Н.А. Дуровой; перечислить военные кампании, в которых приняла участие Н.А. Дурова; рассказать о литературной деятельности и переписке Н. Дуровой с А.С. Пушкиным; рассказывать о памятных «дуровских» местах в Елабуге; уметь проводить заочные и очные экскурсии по «дуровским» местам | п.17, задания 6,7,8,9 – на выбор |
20 | Иван Иванович Шишкин. Певец родной природы. | 1 | комбинированный урок | Детство и юность художника. Источники творчества. Зрелость. Наследие И.И. Шишкина. | рассказ экскурсия | знать и объяснять понятия; рассказывать о детстве и юности И.И. Шишкина; как семья повлияла на формирование личности будущего художника; называть картины, на которых запечатлена природа елабужских окрестностей | п.18, вопросы |
21. | Развитие образования в уездной и современной Елабуге. | 1 | комбинированный урок | Становление образования в конце XVIII – первой половине XIX в. Развитие образования во второй половине XIX в. Учебные заведения Елабуги. Учительство.Образование в современной Елабуге. | тест | рассказать о становлении и развитии образования в Елабуге, о деятельности учебных заведений Елабуги; уметь отличать ремесленные училища от реальных; раскрывать роль елабужских купцов в развитии образования в крае | п.19, знать понятия, индив подготовить краткое сообщение о своей школе. |
22 | История развития здравоохранения в Елабужском крае. | 1 | комбинированный урок | Здравоохранение в XVIII – XIX в.в. Медицина XX столетия. Становление советской медицины. Елабужская медицина сегодня. | беседа сообщение | знать историю развития здравоохранения Елабуги; рассказывать о первых больницах и аптеках города; показать, какую роль сыграли купцы в развитии здравоохранения; называть имена работников здравоохранения, оставивших свой след в истории города и здравоохранения; знать историю создания музея уездной медицины | п.20, вопросы, подготовить сообщение (индивидуал. задание) |
23. | В.М. Бехтерев – уроженец Елабужского уезда. | 1 | комбинированный урок | Детские годы. Годы учебы. Научные открытия. Казань и Санкт – Петербург в жизни В.М. Бехтерева. | диктант беседа сообщение | рассказывать о детстве и юности В.М. Бехтерева; о роли семьи в становлении личности будущего ученого; характеризовать казанский и петербургский периоды в жизни В.М. Бехтерева | п.21, вопросы, подготовит музейный час для начальной школы |
24-25 | Елабуга в начале XX в. | 2 | урок формирования новых знаний, комбинированный урок | Елабуга в начале XX века. Революция 1905-1907 г.г. События в Елабуге в 1917 г. Установление советской власти в Елабуге. Гражданская война | беседа рассказ | иметь представление о развитии края в начале XX в; рассказывать о событиях революций 1905 и 1917 гг и гражданской войны в крае; об участии жителей края в этих исторических событиях | п.22, вопросы |
26 | Елабуга в годы Великой Отечественной войны | 1 | комбинированный урок | Начало войны. Полководцы ВОВ – наши земляки. Герои Советского Союза. «Мишка – татар». Елабужанки – участницы ВОВ. | беседа сообщение | рассказывать о Елабуге в Великую Отечественную войну; какой вклад внес город и район в победу над фашистской Германией; рассказывать о полководцах ВОВ, об елабужанах – участниках ВОВ; о героях Советского Союза елабужанах; оценивать вклад елабужанках в победу; рассказывать о своей семье в ВОВ | п.23, подготовить сообщение «Моя семья и ВОВ». |
27 | Елабуга тыловая | 1 | комбинированный урок | Перестройка на военный лад. «Все для фронта! Все для победы!». Эвакуированные в Елабуге. Военнопленные в Елабуге. | тест | объяснять понятия; о жизни Елабуги в годы ВОВ; о судьбе эвакуированных в годы войны; о пребывании военнопленных в Елабуге; оценить роль тружеников тыла в войне и в победу | п.24, вопросы, индив 4,5,6. |
28 | М.И. Цветаева. Судьба поэта в истории Елабуги. | 1 | музейный урок | Испытания судьбы. М.И. Цветаева в Елабуге. Памяти Поэта. | тест рассказ | рассказать о жизни и литературном творчество М.И. Цветаевой; о последнем пристанище Поэта; | п.25, 7 - письменно |
29. | Развитие города на современном этапе | 1 | комбинированный урок | Город нефтяников. От КамТЗ до Свободной экономической зоны. ОЭЗ «Алабуга» | беседа | рассказывать о развитии промышленности в Елабуги после войны и на современном этапе; раскрыть роль нефтяников в развитии края; о первых нефтепроходцах; характеризовать экономическое развитие края на современном этапе | п.26, вопросы |
30-31 | Елабуга заповедная | 1 | урок - путешествие | Елабуга музейная. ЕГМЗ. Улицы Елабуги. | беседа экскурсия | объяснять и использовать понятия; знать когда и с какой целью создан ЕГМЗ; перечислять и рассказывать о музеях города, об археологических и архитектурных памятниках Елабуги; уметь проводить экскурсии по музеям и историческим местам города; оценивать роль ЕГМЗ в развитии и культурной жизни города, РТ и России | п.27-28, подготовить экскурсию по историческим местам и музеям города |
32 | Обобщающий урок | 1 | урок - презентация | презентация | подготовить презентацию |
33 | Обобщающий урок | 1 | урок - викторина | тест викторина | повторить и знать материал по истории Елабуги; подготовиться к зачету |
34-35 | урок - зачет | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа история 5 класс
Рабощая программа по истории 5 класс (от пояснительной до учебной литературы)...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 10-11 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...