Урок по рассказу С.Никитина "Чудесный рожок" 7 класс
материал по краеведению (7 класс) по теме
Урок по краеведению ( о создании хора владимирских рожечников)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sozdanii_hora_vladimirskih_rozhechnikov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ КРАЕВЕДЕНИЯ.
О создании хора владимирских рожечников
(по рассказу С. Никитина «Чудесный рожок»)
(урок для 6-7 классов)
учитель русского языка и
литературы МОУ-СОШ№2
Томилиной А.С.
о. Муром 2012 г.
ЦЕЛИ.
Обучающие: продолжить знакомство с творчеством С.Никитина, расширить знания о народном творчестве Владимирского края, в частности о создании первого владимирского хора рожечников.
Развивающие: продолжить развитие выразительности речи, самостоятельность, творческую активность учащихся, научить видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.
Воспитательные: вызвать чувство гордости за своих талантливых земляков, чувство сопричастности к ним, желание продолжить знакомство с культурой и искусством родного края.
Ход урока.
- Ребята, дома вы прочитали рассказ Сергея Никитина «Чудесный рожок». Что нового о своей малой родине вы узнали из этого рассказа?
( Мы узнали о том, как было положено начало первому хору владимирских рожечников, как они выступали в разных губерниях и даже побывали за границей.)
- Сколько повествователей в этом рассказе?
(Повествователь один, но сначала он рассказывает о себе, а затем передает историю слепого рожечника Матвея как бы с его слов).
-Найдите в рассказе описание звука рожка, когда автор впервые его услышал.
(« В той стороне, где по отдаленному лаю собак угадывалась деревня, заиграл пастуший рожок. Тоскливая, протяжная песня без слов, полная скорби о чем-то несбывшемся или навсегда потерянном, становилась все слышнее и явственней по мере нашего приближения. Это был напев знакомой русской песни о человеке, не нашедшем своей доли». И еще… «Рожок надрывался, плакал, повторял все ту же жалобу, все тот же вопрос или упрек кому-то:
Доля, моя доля, где ж ты?
Быть может, эта тоскливая песня была в слишком резком контрасте с умиротворением и тихой грустью, навеянными осенней охотой, но только мне показалось, что ее поет убогий духом, озлобленный человек, не сумевший превозмочь свое, пусть огромное, горе, понять доступную всем радость бытия и теперь в эгоистическом порыве мстящий людям, не зная сам за что». )
- Кто играл на рожке?
( Слепой рожечник Матвей)
- Как действовала эта музыка на товарища автора, Федора?
( Федор говорил: « От Матвеевых погудок я враз напьюсь. Так что не неволь, иди сам его слушай»)
- Найдите в тексте описание внешности Матвея.
( «Я нарочно стал раскуривать папиросу, чтобы лучше разглядеть Матвея. Оранжевый свет спички, отражаясь в неподвижный, стеклянных глазах слепого, ненадолго выхватил из темноты его лицо, в крупных чертах которого залегли глубокие тени, но я все же успел рассмотреть его. Это было корявое от старости лицо, вырубленное грубо и небрежно, как заготовка, с выражением настороженности и какого-то напряженного выжидания»)
-Что сказал Матвей о том, как надо играть на рожке?
(Играть надо с душой! Против души не сыграешь.)
- Из чего делали рожки?
(«На рожки у нас шло дерево разное – и береза, и липа, а покойный Кондратьев Николай Васильевич, умел работать их из можжевела…Дерево это прочное, грубое, звук в нем не вязнет, исходит чистым, неизмятым.»)
-А что он рассказал о самой игре на рожке? Какие тайны раскрыл?
( « Сам-то Николай Василич ох как ловко играл! Другой покраснеет, надуется, а этот свободно, легко выводит, точно своим голосом поет. Да и голос у него редкостный. Теперь везде гармонь, а раньше-то на свадьбах, на гулянках и на похоронах – все мы…Да. Умелыми-то рожечниками одна деревня перед другой хвасталась. Не всякий тебе сыграет. Тут, кроме умения, полагается силу в груди иметь, а на губе нужно мужур набить, мазоль эдакую, а то губа к рожку прикипает – с кровью рвешь…»)
- Сумел автор передать дословно рассказ Матвея? Почему Что сказано о речи Матвея?
(Я долго еще слышал это невнятное бормотанье, но постепенно речь его прояснилась, и он заговорил словами вескими, запоминающимися, точно брал каждое из них в щепоть и споро вкладывал его слушателю в ухо. Чувствуя себя бессильным передать живой колорит этой речи, через которую впервые столь осязательно удалось мне прикоснуться к прошлому, я расскажу о нем так, как оно представлялось мне в рассказе Матвея»)
- Из какой деревни родом Матвей?
(Из деревни Мишнево)
-Рядом с каким городом эта деревня находилась? Как вы узнали об этом?
(Рядом с Суздалем. Матвей, будучи пастухом, по воскресенья, оставив стадо на подпаска, любил уходить на большие базары в Суздале, толкаться там среди разного люда, приценяться к товарам.)
- Кто первым выдвинул идею создать хор рожечников?
( Тот самый односельчанин Матвея, Кондратьев Николай Васильевич, который слыл на деревне лучшим рожечником)
- Найдите в рассказе описание его внешнего вида.
(«…по красивому, опушенному мягкой подстриженной бородкой лицу Кондратьева прошла улыбка»)
- Из каких деревень приглашал Кондратьев рожечников?
(Из Мишнева, Суслова, Коверина, Горок, Машкова…)
-Кто такой Антон Картавов и какую роль он сыграл в судьбе становления хора?
(Антон Картавов и его жена Мотя пригласили рожечников в Москву, в Петербург и другие города на гастроли , оплатив им поездку и став их продюсерами. И уже летом 1889 года музыканты выступали в ресторанах и летних садах Петербурга.)
-Расскажите о встрече хора с императором Александром 111.
(Их привезли в карете, обитой внутри красным бархатом. Император слушал их на свежем воздухе, под липами Петергофского парка со всей своей семьей. Играли недолго. Потом император сам попробовал поиграть на рожке, но у него, конечно, ничего не получилось. Заплатил император за игру 150 рублей ассигнациями. По этому поводу Кондратьев сказал: «Иной купец в ресторане больше отвалит»)
- Что происходило с участниками хора за границей?
( Картавов пропил деньги и уехал, а им еле удалось заработать деньги на обратный путь, так как они не знали, где выступать и перед кем.)
-Из-за чего некоторые участники хора заболели черной меланхолией?
(Из-за тоски по родине).
-Опишите выступление хора в 1896 году на знаменитой Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
(Там им приходилось очень много выступать, так как было полно народа, было жарко, они уставали, работали в пыли, в духоте, почти без отдыха.
- Кого они там встретили?
(Максима Горького. Но тогда он был еще мастеровым красильного цеха Алексеем Пешковым)
- В скольких губерниях выступили рожечники?
( « Мы сорок шесть губерний объехали, всего нагляделись. Что и баять?»)
- Уже в начале рассказа нам стало известно, что Матвей, после того как ослеп, стал играть на рожке тоскливые мелодии. А когда рожок ожил и неожиданно пропел веселую, озорную песню?
(Когда его жена Мария родила долгожданного сына)
- Всегда ли Матвей жил в тоске?
(Нет. «Всегда он был за работой – в страдную пору даже косил, а зимой кустарничал – строгал ложки, гнул дуги, плел корзины, мастерил ульи. Чистоплотный, трудолюбивый и непоколебимо спокойный, он заставлял простить ему редкие приступы болезненной тоски, когда стонал и жаловался неразлучный с ним рожок, а он заводил излюбленный разговор страждущего русского человека о «душе».)
- Как повлияла на автора встреча с Матвеем?
(« С тех пор как я узнал Матвея, у меня появилась потребность
пожить иногда день - два у старика и вдохнуть тот «русский дух», который исходил от его рассказов, от песен его рожка, от всего его облика, какой, должно быть, принимали былинные богатыри в дни своей старости.»
«Может быть, встреча с Матвеем прибавила несколько живых , сообщающих аромат достоверности, подробностей к моим энциклопедическим сведениям о кондратьевском хоре владимирских рожечников, или дала материал для рассказа, который в ту пору я пытался писать, а может быть, заставила испытать чувство гордости за свой неиссякаемо талантливый народ?»)
- И мы с вами можем гордиться тем, что живем на старинной русской земле, богатой традициями и талантливыми людьми.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду этого рассказа. Найти материал о представителе Владимирской области, обладающем каким-либо мастерством, об
умельце какого-либо народного промысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс
Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы - прием предположений, «Инсерт», составление кластера...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Технологическая карта урока литературы "Рассказ Чехова "Хирургия"" 5 класс
Анализ рассказа А.П. Чехова "Хирургия"...