Факультативный курс «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».
методическая разработка по краеведению (11 класс) на тему

Грачёва Ирина Николаевна

 

Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Учитывая специфику разговора, речь пойдёт именно о факультативном курсе по литературе, который так же, как и уроки, призван осуществить благую цель: формировать духовно развитую личность.

Введение в программу факультативного курса  «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» продиктовано тем, что воспитанники колонии плохо знают  историю, литературу  родного края, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, детальное знакомство с литературным процессом Приморского края. Предлагаемая программа направлена на ознакомление с творчеством писателей Приморья, на понимание проблем, поднятых ими в произведениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс «Литература Приморского    

             края ХХ – начала ХХI веков».

                      36 часов

    Пояснительная записка факультативного курса.

                                                                      Увидеть и познать свой край

можно либо своими глазами,

либо с помощью книги.

М.Ломоносов

Программа рассчитана на 36 часов (один час в неделю).  

        Предпочтительная форма организации учебного процесса – традиционный урок.

Предполагаемый курс направлен на углубленное изучение литературы; позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство литературы родного края в её лучших образцах. Данный курс позволяет учащимся старших классов познакомиться с творчеством Приморских писателей и поэтов-современников, получить представление об их жизненном и творческом пути.

Курс определяет практическую направленность обучения  – изучение литературы как искусства слова.

          Программа факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» является дополнительной и направлена на достижение следующих целей:

* воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родного края ;

* развитие представлений о специфике литературы Приморья; культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

* освоение текстов художественных произведений писателей Приморья; формирование общего представления об историко-литературном процессе Приморского края ХХ – начала ХХI веков”;

* совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Данный факультативный курс является одним из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, направлен на укрепление связи литературы с жизнью.

В основе содержания и структуры предлагаемого факультативного курса лежит концепция филологического образования. В целом курс ориентирован на художественное и социокультурное образование, призванное оказать помощь в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей и способностей.

 Задачи данного курса связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы родного края:

* формирование представлений о литературе родного края как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;

* осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Приморья;

* формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений приморских поэтов и писателей;

* формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к литературному наследию;

*  развитие потребности к самостоятельному изучению литературы родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся.

 

      Учащиеся должны знать:

1.Содержание изученных произведений писателей.

2.Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим краем.

Учащиеся должны уметь:

 1.Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений.

2.Анализировать произведения приморских авторов с точки зрения развития литературного процесса.

3.Формировать своё представление о литературе родного края как об особой форме освоения культурных традиций  Приморья, уметь грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к прочитанному.

4.Давать объективную оценку литературно-художественным произведениям приморских поэтов и писателей.

5. Уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Формирование в ученике «чувства малой родины», которому способствует программа данного факультативного курса, -- одна из важнейших сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий по изучению куса была целевая установка  не только на воспитание «местного патриотизма», а на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы литература и история родного края рассматривалась в связи с развитием литературы и истории всей нашей страны.

Тематическое планирование факультативного курса по литературе.

         «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».

                                               36 часов.


Тема

Кол-во

час.

Введение 2 часа

1.

Современная культурная жизнь Приморья.

1

2.

Особенности литературного процесса в Приморском крае.

1

Они были первыми  6 часов

Н.М.Пржевальский  1 час.

3.

Быт «инородческого» населения Уссурийского края в книге Н.М.Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае».

1

В.К.Арсеньев. 4 часа

4.

Мастерство В.К.Арсеньева – писателя.

1

5.

«Дерсу Узала» -- захватывающая книга о приключениях.

1

6.

Образ Дерсу Узалы – следопыта и охотника.

1

7.

Нетронутый цивилизацией мир гольда.(По повести В.К.Арсеньева «Дерсу Узала».

1

П.И.Гомзяков 1 час.

8.

П.И.Гомзяков – первый поэт г.Владивостока.  Стихи – хроники.

1

Творчество писателей -  гостей Приморья  

 5 часов

А.А.Фадеев  3 часа

9.

«Разгром» А.А.Фадеева – лучшее произведение периода Гражданской войны в Уссурийском крае.

1

10.

Реалистическое и романтическое в романе А.А.Фадеева «Разгром».

1

11.

Гуманизм абстрактный или классовый? (По роману А.А.Фадеева «Разгром»).

1

О.Мандельштам  1 час

12.

Трагедия поэта О.Мандельштама. Стихи мятежного поэта о «последнем приюте».

1

М.М.Пришвин 1 час

13.

«Женьшень» - поэма в прозе М.М.Пришвина, реквием о красоте Приморского края.

1

Творчество приморских писателей – лауреатов литературных премий и конкурсов   18 часов

.Творчество О.В.Аксининой и М.Бурмак 1 час

14.

Тема поэта и поэзии в творчестве О.В.Аксининой и М.Бурмак.

1

И.У.Басаргин 2 час.

15.

Таёжная тематика произведений И.У.Басаргина.

1

16.

«Жить одной судьбой с землёй – кормилицей» -- вечная тема писателя И.У.Басаргина.

1

А.А.Вахов  1 час

17.

«Всю жизнь с людьми». (По творчеству А.А.Вахова).

1

Н.С.Дункай 1 час.

18.

История удэгейского народа в произведениях Дункая Николая Семёновича.

1

Н.Захаров 1 час

19.

Нравоучительный смысл басен Н.Захарова.

1

А.А.Егоров.  1 час

20.

А.А.Егоров – «последний поэт деревни».

1

Л.Ефимиков 2 часа

21.

Тема любви – центральная тема творчества поэта Л.Ефимикова.

1

22.

Поэма «Восточный порт» Л.Ефимикова – документальный рассказ о людях и событиях.

1

С.В.Кабелев  1 час

23.

С.В.Кабелев – писатель, художник, знаток родного края.

1

                                         Л.Н.Князев  2 часа

24.

Морская тема – одна из центральных в творчестве писателя Л.Н.Князева.

1

25.

Нравственные проблемы человека морской судьбы в повести Л.Н.Князева «Последняя капля».

1

Г.М.Лысенко 1 час

26.

Дальневосточные мотивы в поэзии Г.М.Лысенко.

1

                                          Март В.Н. 1 час

27.

Март Венедикт Николаевич – заметная фигура в литературной жизни Дальнего Востока. Поэт и футуризм.

1

                                     Д.Д.Нагишкин    1 час

28.

Мотивы устного народного творчества народов Дальнего Востока в сказках Д.Д.Нагишкина.

1

                                       А. Несмелов  1 час

29.

Повествовательно-балладный характер стихотворений А.Несмелова.

1

Янковские  1 час

30.

Клан писателей Янковских. Жизнь и творчество.

1

 Е.И.Ященко 1 час.

31.

«Ничего нет краше, чем Приморье наше».  Е.И.Ященко – поэтесса и художница.

1

Детское литературное творчество  2 часа

32-33.

«У счастья глаза светятся». Детское литературное творчество Приморья.

1

Повторение 1 час    2 Рр

34.

Викторина «Путешествуя по страницам произведений писателей Приморья».

1

35- 36.

Рр   Итоговая творческая работа – сочинение «Любить свой край, гордиться им»..

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Зоогеография родного края"

Настоящая программа представляет собой дополнительный курс, построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения,  систематичности,  рассматривающего природные сообщества в...

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

программа факультативного курса "История Пермского края"

данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родног...

Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"

Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей ...

Программа факультативного курса «Природа Донского края»

Предлагаемая  программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...

факультативный курс "Литература родного края"

Рабочая  программа по литературе родного края представляет собой  документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;  учебно-тематический план; требо...

Программа факультативного курса «Литература родного края»

Программа факультативного курса «Литература родного края»...