Факультативный курс «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».
методическая разработка по краеведению (11 класс) на тему
Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Учитывая специфику разговора, речь пойдёт именно о факультативном курсе по литературе, который так же, как и уроки, призван осуществить благую цель: формировать духовно развитую личность.
Введение в программу факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» продиктовано тем, что воспитанники колонии плохо знают историю, литературу родного края, а ведь опора на свои корни позволяет осознанно принять традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края, быть уверенным в завтрашнем дне, видеть перспективу и творить на благо малой Родины. Именно поэтому главная цель вводимого факультативного курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства кровного родства с её прошлым и настоящим, ощущения преемственности поколений, детальное знакомство с литературным процессом Приморского края. Предлагаемая программа направлена на ознакомление с творчеством писателей Приморья, на понимание проблем, поднятых ими в произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс «Литература Приморского
края ХХ – начала ХХI веков».
36 часов
Пояснительная записка факультативного курса.
Увидеть и познать свой край
можно либо своими глазами,
либо с помощью книги.
М.Ломоносов
Программа рассчитана на 36 часов (один час в неделю).
Предпочтительная форма организации учебного процесса – традиционный урок.
Предполагаемый курс направлен на углубленное изучение литературы; позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство литературы родного края в её лучших образцах. Данный курс позволяет учащимся старших классов познакомиться с творчеством Приморских писателей и поэтов-современников, получить представление об их жизненном и творческом пути.
Курс определяет практическую направленность обучения – изучение литературы как искусства слова.
Программа факультативного курса «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков» является дополнительной и направлена на достижение следующих целей:
* воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям родного края ;
* развитие представлений о специфике литературы Приморья; культуры читательского восприятия художественного текста; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
* освоение текстов художественных произведений писателей Приморья; формирование общего представления об историко-литературном процессе Приморского края ХХ – начала ХХI веков”;
* совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.
Данный факультативный курс является одним из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, направлен на укрепление связи литературы с жизнью.
В основе содержания и структуры предлагаемого факультативного курса лежит концепция филологического образования. В целом курс ориентирован на художественное и социокультурное образование, призванное оказать помощь в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей и способностей.
Задачи данного курса связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы родного края:
* формирование представлений о литературе родного края как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;
* осмысление литературы родного края как особой формы освоения культурных традиций Приморья;
* формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений приморских поэтов и писателей;
* формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к литературному наследию;
* развитие потребности к самостоятельному изучению литературы родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся.
Учащиеся должны знать:
1.Содержание изученных произведений писателей.
2.Личности знаменитых земляков (писателей и поэтов, связавших свою жизнь с нашим краем.
Учащиеся должны уметь:
1.Освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений.
2.Анализировать произведения приморских авторов с точки зрения развития литературного процесса.
3.Формировать своё представление о литературе родного края как об особой форме освоения культурных традиций Приморья, уметь грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к прочитанному.
4.Давать объективную оценку литературно-художественным произведениям приморских поэтов и писателей.
5. Уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.
Формирование в ученике «чувства малой родины», которому способствует программа данного факультативного курса, -- одна из важнейших сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе занятий по изучению куса была целевая установка не только на воспитание «местного патриотизма», а на то, чтобы помочь учащимся ощутить «малую родину» как частицу большой нашей Родины, чтобы литература и история родного края рассматривалась в связи с развитием литературы и истории всей нашей страны.
Тематическое планирование факультативного курса по литературе.
«Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».
36 часов.
№ | Тема | Кол-во час. |
Введение 2 часа |
1. | Современная культурная жизнь Приморья. | 1 |
2. | Особенности литературного процесса в Приморском крае. | 1 |
Они были первыми 6 часов |
Н.М.Пржевальский 1 час. |
3. | Быт «инородческого» населения Уссурийского края в книге Н.М.Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае». | 1 |
В.К.Арсеньев. 4 часа |
4. | Мастерство В.К.Арсеньева – писателя. | 1 |
5. | «Дерсу Узала» -- захватывающая книга о приключениях. | 1 |
6. | Образ Дерсу Узалы – следопыта и охотника. | 1 |
7. | Нетронутый цивилизацией мир гольда.(По повести В.К.Арсеньева «Дерсу Узала». | 1 |
П.И.Гомзяков 1 час. |
8. | П.И.Гомзяков – первый поэт г.Владивостока. Стихи – хроники. | 1 |
Творчество писателей - гостей Приморья 5 часов |
А.А.Фадеев 3 часа |
9. | «Разгром» А.А.Фадеева – лучшее произведение периода Гражданской войны в Уссурийском крае. | 1 |
10. | Реалистическое и романтическое в романе А.А.Фадеева «Разгром». | 1 |
11. | Гуманизм абстрактный или классовый? (По роману А.А.Фадеева «Разгром»). | 1 |
О.Мандельштам 1 час |
12. | Трагедия поэта О.Мандельштама. Стихи мятежного поэта о «последнем приюте». | 1 |
М.М.Пришвин 1 час |
13. | «Женьшень» - поэма в прозе М.М.Пришвина, реквием о красоте Приморского края. | 1 |
Творчество приморских писателей – лауреатов литературных премий и конкурсов 18 часов |
.Творчество О.В.Аксининой и М.Бурмак 1 час |
14. | Тема поэта и поэзии в творчестве О.В.Аксининой и М.Бурмак. | 1 |
И.У.Басаргин 2 час. |
15. | Таёжная тематика произведений И.У.Басаргина. | 1 |
16. | «Жить одной судьбой с землёй – кормилицей» -- вечная тема писателя И.У.Басаргина. | 1 |
А.А.Вахов 1 час |
17. | «Всю жизнь с людьми». (По творчеству А.А.Вахова). | 1 |
Н.С.Дункай 1 час. |
18. | История удэгейского народа в произведениях Дункая Николая Семёновича. | 1 |
Н.Захаров 1 час |
19. | Нравоучительный смысл басен Н.Захарова. | 1 |
А.А.Егоров. 1 час |
20. | А.А.Егоров – «последний поэт деревни». | 1 |
Л.Ефимиков 2 часа |
21. | Тема любви – центральная тема творчества поэта Л.Ефимикова. | 1 |
22. | Поэма «Восточный порт» Л.Ефимикова – документальный рассказ о людях и событиях. | 1 |
С.В.Кабелев 1 час |
23. | С.В.Кабелев – писатель, художник, знаток родного края. | 1 |
Л.Н.Князев 2 часа |
24. | Морская тема – одна из центральных в творчестве писателя Л.Н.Князева. | 1 |
25. | Нравственные проблемы человека морской судьбы в повести Л.Н.Князева «Последняя капля». | 1 |
Г.М.Лысенко 1 час |
26. | Дальневосточные мотивы в поэзии Г.М.Лысенко. | 1 |
Март В.Н. 1 час |
27. | Март Венедикт Николаевич – заметная фигура в литературной жизни Дальнего Востока. Поэт и футуризм. | 1 |
Д.Д.Нагишкин 1 час |
28. | Мотивы устного народного творчества народов Дальнего Востока в сказках Д.Д.Нагишкина. | 1 |
А. Несмелов 1 час |
29. | Повествовательно-балладный характер стихотворений А.Несмелова. | 1 |
Янковские 1 час |
30. | Клан писателей Янковских. Жизнь и творчество. | 1 |
Е.И.Ященко 1 час. |
31. | «Ничего нет краше, чем Приморье наше». Е.И.Ященко – поэтесса и художница. | 1 |
Детское литературное творчество 2 часа |
32-33. | «У счастья глаза светятся». Детское литературное творчество Приморья. | 1 |
Повторение 1 час 2 Рр |
34. | Викторина «Путешествуя по страницам произведений писателей Приморья». | 1 |
35- 36. | Рр Итоговая творческая работа – сочинение «Любить свой край, гордиться им».. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Зоогеография родного края"
Настоящая программа представляет собой дополнительный курс, построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения, систематичности, рассматривающего природные сообщества в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173120-1357479104.jpg)
Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....
программа факультативного курса "История Пермского края"
данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родног...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/30/picture-374634-1388391620.jpg)
Программа по факультативному курсу "Певцы донского края"
Данная программа создана мною на основе материала регионального компонента Ростовской области. Она знакомит детей с укладом жизни донских казаков. Дети знакомятся с произведениями известных писателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103357.jpg)
Программа факультативного курса «Природа Донского края»
Предлагаемая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре региональ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1188830-1574174445.jpg)
факультативный курс "Литература родного края"
Рабочая программа по литературе родного края представляет собой документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/03/picture-1224429-1583243214.jpg)
Программа факультативного курса «Литература родного края»
Программа факультативного курса «Литература родного края»...