"Эколого-краеведческий туризм"
рабочая программа по краеведению по теме
Программа для дополнительного образования занятий туризмом на три года обучения. Итоговым мероприятием каждого года является водный сплав-поход по рекам Прикамья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_g._ob.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный план туристско-краеведческого кружка
«Эколого-краеведческий туризм», руководитель Нечаева Т.В.
№ | Наименование тем и разделов | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение |
1.1 | История отечественного туризма | 7 | 6 | 1 |
1.2 | Правила поведения туристов | 7 | 5 | 2 |
2 | Туристско-бытовые навыки туриста |
2.1 | Основы безопасности в природной среде | 5 | 5 | - |
2.2 | Основы безопасности на улице и в микрорайоне | 5 | 2 | 3 |
2.3 | Личное снаряжение и уход за ним | 5 | 2 | 3 |
2.4 | Групповое снаряжение и уход за ним | 5 | 1 | 4 |
2.5 | Туристская группа в походе | 5 | - | 5 |
2.6 | Питание туристской группы | 5 | - | 5 |
3 | Культурное и природное наследие |
3.1 | Достопримечательности своего района | 18 | 3 | 15 |
3.2 | Памятники природы родного края | 30 | 10 | 20 |
3.3 | Экскурсии на предприятия района | 7 | 7 | - |
3.4 | Экскурсии в школьный музей (на разные экспоз.) | 4 | - | 4 |
4 | Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи |
4.1 | Личная гигиена туриста | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Оказание первой доврачебной помощи | 4 | - | 4 |
4.3 | Медицинская аптечка | 3 | - | 3 |
5 | Спортивно-оздоровительный туризм |
5.1 | Пешеходный туризм | 11 | - | 11 |
5.2 | Полоса препятствий пешеходного туризма | 15 | - | 15 |
5.3 5.4 | Лыжный туризм Водный туризм | 42
| - | 42 |
Итого | 180 (288) | 100 | 188 |
1. Введение
1.1 История отечественного туризма
Отечественные мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и путешественники родного края. Знакомство с туристами- старшеклассниками своей школы, своего микрорайона «Молодежный» и их деятельностью.
Практические занятия
Рассказы школьников о наиболее ярких впечатлениях, полученных от туристических экскурсий, походов за прошлый год. Подведение итогов 2-го года занятий, выяснение основных знаний, умений и навыков полученных за два года занятий. Постановка целей и задач на новый год занятий. Уточнение интересов и пожеланий занимающихся.
Просмотр электронной презентации по итогам летнего труда и отдыха.
1.2. Правила поведения туристов
Знакомство с историей и традициями общественно полезных дел школы, выполняемых туристами на экскурсиях и туристских прогулках. Кодекс чести туриста. Девиз: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья», «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».
Правила хорошего тона, взаимоотношения между девушками и юношами в туристической группе.
Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр.
Укрепление своего здоровья. Аккуратность, пунктуальность, соблюдение чистоты и порядка, правил культурного поведения в местах туристских прогулок и экскурсий. Уважение к местным традициям и обычаям.
Практические занятия
Туристская прогулка в лес с целью закрепления знаний и навыков межличностных взаимоотношений, поведения в природе, на улице и в транспорте, а также выявления навыков наблюдательности, вежливости, отзывчивости, доброты, внимания.
2. Туристско-бытовые навыки туриста
2.1 Основы безопасности в природной среде
Необходимость выполнения требований руководителя туристской группы; соблюдения тишины на привале и во время движения группы. Взаимопомощь и доброжелательность во взаимоотношениях в туристской группе – одно из условий безопасности.
Правила пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия при обнаружении не затушенных костров (сильного задымления) в лесу. Безопасность при сборе лекарственных растений, цветов, грибов, ягод. Требования безопасности при выполнении природоохранных мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов).
2.2. Основы безопасности на улице и в микрорайоне
Правила поведения на учебно-тренировочном полигоне. Порядок и правила использования снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов при занятиях на местности.
Правила безопасности на улице, в своем микрорайоне, в городе. Правила безопасного пользования общественным транспортом и поведения в нем. Знание телефонов аварийных служб.
Практические занятия
Действия в аварийной ситуации на улице, экскурсии, туристской прогулке, в походе.
2.3. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение туриста в однодневном походе, экскурсии, соревнованиях. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезоном года и погодными условиями. Особенности личного снаряжения для походов летних, зимних и в межсезонье и требования к нему: практичность, удобство и пр. Личная аптечка и ремонтный набор. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Упаковка рюкзака для похода. Уход за личным снаряжением и его своевременный ремонт. Предметы личной гигиены туриста (полотенце, мыло в футляре, зубная щетка в футляре, зубная паста и пр.)
Практические занятия
Укладка рюкзачка для туристского однодневного похода, размещение снаряжения в рюкзачке. Подготовка и регулировка рюкзака для похода. Ремонт личного снаряжения, знание назначения предметов личного ремнабора и правил обращения (работы) с ними.
2.4. Групповое снаряжение и уход за ним
Костровое снаряжение: котелки, таганок, костровой трос, саперная лопатка, топоры, пилы и рукавицы. Кухонное оборудование (клеенка, половники, ножи, терки, мешки и пакеты для упаковки продуктов). Палатки и тенты, их виды и назначение, устройство палаток и тентов, правила ухода за ними и их ремонт. Колышки и стойки для палатки и уход за ними. Снаряжение для зимнего туризма (палатка «Зима» и печка). Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения краеведческих, исследовательских заданий. Фотоаппараты, видеокамера в туристской группе. Аптечка и ремонтный набор. Маршрутные документы и туристские схемы и карты. Специальное снаряжение (веревки, карабины) и требования, предъявляемые к нему. Уход за снаряжением, сушка и ремонт. Распределение снаряжения между участниками похода, прогулки.
Практические занятия
Упаковка и распределение группового снаряжения между участниками туристской прогулки, похода. Выполнение завхозом по снаряжению своих обязанностей в период подготовки туристского мероприятия, во время его проведения и по его завершении.
Составление командиром и завхозом перечня необходимого группового снаряжения для туристского похода (зимнего и летнего). Распределение группового снаряжения, упаковка рюкзачков для совершения похода.
2.5. Туристская группа в походе
Практические занятия
Туристский учебный поход. Маршрут туристской группы. Движение в походной колонне, преодоление естественных препятствий в туристском однодневном походе (на прогулке). Скорость движения, темп и ритм. Интервал между туристами в группе. Тропление лыжни и смена тропящего в лыжном походе. Движение по склонам, в лесу, преодоление водных преград. Разведка пути движения и требования к знаниям и умениям юных разведчиков. Распорядок походного дня однодневного похода. Работа направляющего и замыкающего, разведчиков и штурмана, хронометриста группы. Организация привалов. Взаимопомощь в туристской группе.
2.6. Питание туристской группы
Практические занятия
Основные продукты питания для приготовления пищи в походе. Составление меню для однодневного туристского похода с расчетом требуемых продуктов. Хранение продуктов. Распределение продуктов в туристской группе. Завхоз по питанию туристской группы и его обязанности. Дежурные повара, их обязанности и организация дежурства.
Приготовление пищи в полевых условиях на костре (при участии и при контроле взрослых: родителей, педагога).
3. Культурное и природное наследие
3.1. Достопримечательности своего района.
3.2. Памятники природы своего района (края).
Достопримечательности своего района, охрана памятников истории, природы, культуры и архитектуры.
Памятники природы родного края. Редкие и исчезающие растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Растения и животный мир леса, луга, берега реки. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности в лесах, парках и других закрытых пространствах (по сезонам года).
3.3. Экскурсия на одно из предприятий района
3.4. Экскурсия в школьный музей
Практические занятия
Экскурсия на одно из предприятий района (ОАО «Камская ГЭС»). Подведение итогов экскурсии.
Экскурсия в школьный музей с целью ознакомления тематическими выставками историей родной школы.
4. Личная гигиена и оказание первой доврачебной помощи
4.1. Личная гигиена туриста
Практические занятия
Соблюдение правил личной гигиены на туристических прогулках и в походах, при организации перекусов. Личная гигиена на привале, при организации перекусов, приготовлении пищи и ее приеме. Гигиена ног в походе. Способы закаливания организма. Работа санитара в туристской группе. Простейшие приемы самомассажа и их выполнение после физических упражнений.
4.2. Оказание первой доврачебной помощи
Практические занятия
Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах. Требования к материалам для обработки ран и наложения повязок. Использование медикаментов и лекарственных растений.
Первая помощь при переломах конечностей. Правила обработки ран при укусах ядовитых насекомых.
4. 3. Медицинская аптечка
Практические занятия
Состав медицинской аптечки для туристской прогулки (индивидуальной и групповой). Упаковка и маркировка аптечки. Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки. Использование лекарственных растений для настоев и заварки чая.
5. Спортивно-оздоровительный туризм
5. 1. Пешеходный туризм
Способы безопасного преодоления препятствий с туристским рюкзачком. Организация движения группы в однодневном походе по пересеченной и засеченной местности. Подъем, траверс и спуск по склону с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по кочкам. Переправа через канавы, завалы. Переправа вброд. Оказание взаимопомощи. Переправ по бревну с наведением перил, снятие перил.
Практические занятия
Обработка практических умений и навыков преодоления естественных препятствий: канав, завалов, оврагов и др. Переправа через условное болото с наведением кладей (жерди). Переправа через условное болото по кочкам. Спуски, подъемы по пересеченной и залесенной местности. Просмотр сюжетов видеофильмов.
5. 2. Полоса препятствий пешеходного туризма
Технические и тактические основы преодоления препятствий. Соблюдение правил безопасности при преодолении этапов дистанции полосы препятствий. Оказание взаимовыручки и взаимопомощи. Личное, лично-командное, командное и сквозное прохождение полосы препятствий. Работа в связках (парами). Права и обязанности участника (спортсмена-туриста) и в команде на соревнованиях.
Практические занятия
Переправа с помощью «маятника», и другими способами. Анализ результатов (ошибок) прохождения дистанции.
5.3. Лыжный туризм
Уход за снаряжением (лыжами, лыжными палками, ботинками). Управление лыжами. Стойка лыжника. Передвижение скользящим шагом, повороты на месте и в движении, спуски и подъемы, попеременный двухшажный ход, подъем «лесенкой», и «елочкой». Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Тропление лыжни. Защита от ветра и снега. Правила перевозки лыж в транспорте.
Практические занятия
Подбор лыж и снаряжения. Выбор одежды для лыжной прогулки или занятий. Управление лыжами на месте: переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Хранение лыж и уход за ними. Обработка техники попеременного двухшажного хода, спуски и подъемы, перешагивание препятствий, преодоление препятствий (завалов) со снятием лыж. Организация привала с перекусом.
Литература
С.А. Торопов «По голубым дорогам Прикамья», Пермь, 2009 г.
Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.
Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Изд. Дом
«Вокруг света», 1994.
4. Дихтярев В.Я. Вся жизнь - поход. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
5. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты
и соревнования. – М.: Профиздат, 1984.
6. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных
ситуациях зимних условий. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
7. Смирнова Д.В.Программы для системы дополнительного образования
детей «Юные туристы-краеведы», Москва ЦДЮТиК, 2004.
8. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 9 класс. Воробьева Ю.Л.
АСТ, Астрель Москва, 2006.
9. Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному
туризму в России на 1998 – 2000 гг. – Выпуск 2. – М., 1998.
10. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. – М.:
Физкультура и спорт, 1987.
11. Журнал «География в школе»
12. Журнал «География для школьников»
13. Журнал «Вестник образования»
14. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/
Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области". Мною составл...
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
Создание эколого-краеведческой тропы Бирюса-Сафроновка
Данная работа описывает возможные работы с обучающимися на метсности. Такая форма работы даёт возможность для интеграции школьных предметов. На эколого-краеведческой тропе выбраны точки: река, л...
Эколого-краеведческая игра "Тропинками родного края"
Мероприятие для учащихся 8-9 классов...
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
эколого-краеведческий путеводитель "Маршрутами скифов"
Настоящий путеводитель имеет своей целью подготовку юных туристов и руководителей групп к проведению познавательных и безопасных путешествий. Степенной поход направлен на совершенствование физич...
Статья о районной эколого-краеведческой конференции "Моя малая Родина"
Ежегодно в Подольском муниципальном районе проводятся эколого-краеведческие конференции "Моя малая Родина", призванные активизировать поисково-исследовательскую деятельность обучающихся при изучении и...