Исследовательская работа . Номинация "Краеведение"
творческая работа учащихся (краеведение) по теме

 

Цель данной работы – изучение литературы по данному вопросу, анализ истории и последствий раскола для развития горнозаводского Урала, рассмотрение вопроса о существовании старообрядческих общин в Ашинском районе Челябинской области в наши дни.

 Задача работы- выяснить, есть ли на территории Ашинского района старообрядцы,  узнать , какова их историческая родина, сохранили ли они традиции предков, соблюдают ли заветы старой веры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_voprosu_o_staroobryadchestve_yuzhnogo_urala.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация

Летопись родного края

К вопросу

 о старообрядцах Ашинского района

Выполнил:

 ученица 9 класса

 МОУ СОШ №4  г. Миньяра

Устьянцева Анна.

г. Миньяр ул. Куйбышева 24-8

Научный руководитель:

Милованова Л.П., учитель

 русского языка и литературы.

                                                  Миньяр

2009 год

Содержание

I.  Введение …………………………………………………………………….2-3

II.Старообрядчество на Южном Урале:

        1. Согласия и толки старообрядцев Южного Урала……………..…..…3-4

        2. Численность староверов……………………………………………....4-5..        3. Социальный состав староверов……………………………………….5.

4. Старообрядцы Южного Урала в ХХ веке……………………………5-6

III.. Старообрядчество Ашинского района…………………………………….6-7

IV. Интервью с духовником симской старообрядческой общины Шалуповой Ксенией Андреевной………………………………………………………….7-10

V. Заключение…………………………………………………………………10.

VI. Библиография………………………………………………………………11

VII.Приложение

 

I. Введение.

Одним из главных вопросов современности является вопрос нравственности, духовности, возрождение народной традиционной культуры. Наша страна сейчас переживает тяжёлый кризис, который коснулся всех сфер жизни. Без сомнения, современная экономическая ситуация, а ещё больше связанное с ней изменение общественного сознания отразилось в отношении людей  к религии и наследию прошлого. В изменении неизбежным стало и  обновлении его духовной жизни. После долгого периода насильственного прививания атеизма, страна стремится к духовному возрождению: восстанавливаются храмы, вспоминаются духовные праздники, обряды, люди возвращаются к религии. И сегодня изучение вопросов, посвящённых церкви, религии переживают период второго рождения.

Интереснейшей и одной из наименее изученных проблем в истории русской православной церкви является  старообрядчество. Актуальность этому вопросу придаёт то, что до сих пор по всей территории России и за её пределами имеется множество приверженцев старообрядческой веры.

Как относиться к глубоко верующим русским людям, не согласившимся в середине XVII с несостоятельными решениями церковного собора 1666 – 1667 гг., который наложил проклятье на древнерусские религиозные обряды, посеял ужасное, по последствиям для русского православия, семя раздора? Если учесть, что спустя три столетия, в 1971 г., духовная власть соборно отреклась от своих ошибочных деяний и приняла диаметрально противоположное решение: «считать эти клятвы яко не бывшие». Каковы же истинные итоги многовечного спора и достаточно жёстких гонений на ревнителей древнего  благочестия?

Сейчас можно с большой определённостью констатировать, что положение старообрядцев в России, как церкви гонимой, привело к рождению мощного, наполненного христианским смирением и исповеднической твёрдостью «даже до смерти не имеющего аналога в мире религиозного движения в защиту старой веры, идеалов Святой Руси. Пожертвовав, отказавшись от  многого, приняв на себя двойной петровский налог, подчинившись ужасу носить цветные лоскутки  на кафтанах, (как внешние знаки своей глубинной верности старине), ревностные последователи древлего благочестия дали удивительные результаты своей работоспособностью, сплоченностью, организованной хозяйственной деятельностью,  пронизанной верой в Бога и стремлением жить по совести.

«Облик России, которую мы потеряли», в значительной мере сформирован старообрядцами. Уходя от преследования, они осваивали окраины империи: Кавказ, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В огромной стране они утверждали современные торгово-промышленные отношения: к началу XX в. в их руках находилось две трети частного российского капитала. И употребляли они его с пользой для Отечества.

В своё время Урал становится одним из центров миграции старообрядческого населения. Весомое присутствие старообрядцев на Урале обусловлено тем, что интенсивная  колонизация, связанная с промышленным освоением края, началась после раскола русского Православия

В изгнании старообрядцам не удалось сохранить единство своей идеологии. Культ староверов распался на многочисленные толки и согласия, многие из которых представлены на Урале (беглопоповцы, «австрийцы», последователи часовенного и поморского согласия и др.)

Цель данной работы – изучение литературы по данному вопросу, анализ истории и последствий раскола для развития горнозаводского Урала, рассмотрение вопроса о существовании старообрядческих общин в Ашинском районе Челябинской области в наши дни.

 Задача работы- выяснить, есть ли на территории Ашинского района старообрядцы,  узнать , какова их историческая родина, сохранили ли они традиции предков, соблюдают ли заветы старой веры.

В работе представлена география расселения староверов по территории Урала и, в частности, по Оренбургской губернии; карта нахождения старообрядческих общин на территории Челябинской области и Ашинского района; данные статистического учёта по количеству старообрядцев в различные периоды времени.

Старообрядство в современных условиях представляет громадный материал для изучения историками, этнографами, искусствоведами.

II. Старообрядчество на Южном Урале

1. Согласия и толки старообрядцев Южного Урала.

Алеврас Н.Н., Конючинко А.И. в книге « История Урала ХI-ХVIII вв.» отмечают. что более двух столетий, начиная с конца XVII в., Уральский регион являлся одним из крупнейших центров старообрядчества, не утратив этого значения и к началу ХХ в.

В VIII в. территория современной Челябинской области входила в состав Оренбургской губернии, а современный Ашинский район  Челябинской области – Уфимской губернии. В «Очерках истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий» (Екатеринбург. 2000г. Издательство Уральского государственного университета, редакция И.В. Починская) указывается,  что на территории Оренбургской губернии были распространены старообрядцы многих толков и согласий: федосеевцы, поморцы, часовенные, «австрийцы», дырники и многие другие. Но самыми распространенными были «австрийцы», часовенные и поморцы.  Опираясь на старообрядческие сочинения  ХVIII – ХIХ вв, документы государственных и церковных учреждений, авторы статьи утверждают, что опорным пунктом поморского согласия на Южном Урале в середине ХIХ в.  является поморская община в г. Златоусте  (одновременно здесь существовало более шести старообрядческих согласий и толков). Родоначальником её  является Стефан Кузьмич Тельминов. Златоустовские поморцы поддерживали тесные отношения с поморцами  Челябинска, где моленную содержала Мария Сергеевна Старцева. Из Златоуста поморское согласие распространилось по округе: в Кусу, Нязепетровск, Сатку, Тургояк.

Поморская община г. Златоуста принимала активное участие в полемике по вопросу о браке, которая волновала поморское согласие в ХIХ – начале ХХ в. В 50-ые г. ХIХ состоялись соборы в г. Златоусте и в селе Гагарье,  принявшие решение о допустимости бессвященнословных браков.

А.С. Пругавин в статье « Старообрядчество во второй половине  ХIХ в» ( М. 1904 ) пишет, что «австрийцы» - это относительное новое направление в старообрядчестве, возникшее  в первой половине ХIХ в.С середины ХIХ в. и вплоть до начала ХХ в. самыми известными  «австрийскими»  обителями на Урале был мужской скит близ

Златоуста на озере Тургояк и женский Никольский близ Миасса. По всей видимости, они были основаны старообрядцами ещё в ХVIII в. как беглопоповские монастыри.

«Австрийские» церкви были возведены в Кусинском заводе, в сёлах Корлаханове и  Рухтино, в деревне Нагулии Златоустовского уезда. В самом Златоусте общество старообрядцев, приемлющих белокриницкое священство составляло в конце  ХIХ приблизительно 300 человек. У них имелся каменный храм с «главою и крестом».

Кроме того, старообрядческие церкви находились в Челябинске, посёлках

Таяндшеском  и Погорельском. Самый южный молитвенный дом в епархии находился в г. Верхнеуральске.

В скиту на острове Пинаевом  на оз. Тургояк проживало до 20 иноков. По легенде, начало скитской жизни на острове положила некая Вера, бывшая, по преданиям, княгиней. Она прославилась своей подвижнической жизнью, и могила её почиталась старообрядцами как одна из святынь края. Позже здесь возникла мужская обитель, были устроены небольшая церковь, трапезная, кельи для монахов.

Среди насельников были представители уважаемых семей миасских староверов, были люди знатные и образованные.

Миасская старообрядческая церковь Белокриницкого («австрийского») согласия  стала центром  православия для 3 уездов

Оренбургской губернии. Прихожанами были жители более 30 селений и городов.Одним из самых многочисленных согласий были часовенные (беглопоповцы). Из-за преследований властями беглосвященства беглопоповцы перешли к бессвященнической практике. Подробно об этом процессе рассказывает В.И.Байдин в книге «Старообрядчество Урала и самодержавие» (Москва 1983 г.)

Для решения наиболее важных вопросов часовенные создавали собор. Он проходил в домах зажиточных  староверов. Наиболее влиятельным было слово наставника или попечителя общин, так же скитских старцев.

Старообрядцы-часовенные в основном  были расселены в Тобольской и Пермской губерниях, поэтому и в настоящее время на территории нашей области доля часовенных ниже «австрийцев» и поморцев. Лесные пустынножительства  до начала ХХ в. сохранили своё социальное и культовое значение.

В начале ХХ в. большим авторитетом у часовенных Урала обладали самые грамотные люди – начётчики. В это время при старообрядческих монастырях открываются школы, распространению образования способствовал журнал «Уральский старообрядец» (1915 – 1916г). Особенно активно распространенно образование часовенных в Пермской губернии.

2. Численность староверов.

Точных данных по учёту старообрядческого населения  невозможно привести по вполне очевидным причинам: староверы, не признавая существующую власть,  неохотно участвовали  в переписях населения; во-вторых, на протяжении всего существования раскола старообрядцы были вынуждены скрываться в дальних скитах и пустынях, в-третьих, многие старообрядцы скрывали свою приверженность к старой вере. Поэтому все данные о численности старообрядческого населения очень приблизительны.

Более двух столетий, начиная с ХVII в., Уральский регион являлся одним из крупнейших центров старообрядчества, не утратив этого значения и к началу ХХ в.

Несмотря на все усилия миссионеров  официальной православной церкви, численность старообрядцев составляла около 3 % всего населения Оренбургской и Уфимской губерний. Точных данных по учёту старообрядческого населения  невозможно привести по вполне очевидным причинам: староверы, не признавая существующую власть,  неохотно участвовали  в переписях населения; во-вторых, на протяжении всего существования раскола старообрядцы были вынуждены

скрываться в дальних скитах и пустынях, в-третьих, многие старообрядцы скрывали

свою приверженность к старой вере. Поэтому все данные о численности старообрядческого населения очень приблизительны.

Н.Н. Покровский в статье «Антифеодальный протест Урало-сибирских крестьян-староверов в ХVIIIв.» (Новосибирск, 1974 г.) пишет, что перепись 1897 г. показала, насколько далёкими от реальности были данные, собираемые официальной

церковью. Секретарь Пермской духовной консистории Вруцерич отмечал, что

раскольников в 4,5 раза больше, чем их число, указанное в официальных отчётах. В начале ХХ в. численность

старообрядцев увеличилась почти вдвое. Это связано с провозглашением Манифестом 17 апреля 1903 г. политике

веротерпимости. Рост старообрядческого населения отмечался во всём Уральском регионе. Староверы легализовались. Поэтому в начале ХХ в. их насчитывалось около 74138 человек.

3. Социальный состав староверов

Байдин, В.И. В  статье « Старообрядчество Урала и самодержавие (конец  XVIII – середина ХIХ вв.). - Свердловск, 1983 г.» отмечает что социальный состав староверов-уральцев был разнообразным: от крупных заводчиков до крепостных.

Владельцы крупнейших заводов на Южном Урале – Я.Коробков, В.Г. Мясников, Я.Б. и И.Б. Твердышев – были выходцами из купеческой среды и в основном все были старообрядцами.

Приверженцами старой веры были олопецкие металлурги, прибывшие на Урал управляющими казёнными заводами Вильямом де Гениным.

Большинство казаков Яицкого и Оренбургского войска были старообрядцами. Они являлись выходцами с Запорожья, Дона, Волги, Уфы, Самары.

4. Старообрядцы Южного Урала в ХХ веке

Челябинская область, наряду с Оренбургской, Пермской и Свердловской составляет Уральскую епархию староверов. В нашей области проживает несколько тысяч старообрядцев.  В Миассе  начали возводить большую каменную церковь. В настоящее время храм отстроен, а его настоятель Вячеслав (Зобынин) является представителем по Челябинской области воссозданной в 1999 г. Уральской епархии РПСЦ.

В 1994 г. образована  Челябинская городская старообрядческая община Русской Старообрядческой православной

церкви.

В 1994 г. в г. Магнитогорске создана старообрядческая община Русской Древнеправославной Поморской Церкви (беспоповцы)

В 2000 г. в г. Челябинске возникла религиозная организация православного христианского старообрядческого вероисповедания «Челябинская старообрядческая поморская община»

Общины порой насчитывают до 300 человек. Однако, в большинстве своём, живет старообрядцы локально, по несколько семей в общине. Подобные общины существуют во многих сёлах и деревнях области.

III. Старообрядчество Ашинского района

Когда и при каких обстоятельствах появились первые старообрядцы в нашем

районе, точно не установлено. Известно, что первыми жителями (кроме коренного населения – башкир) были переселенцы – крепостные  крестьяне, купленные сибирскими купцами Мясниковым и Твердышевым в Нижегородской области. Сами владельцы заводов, Мясников и Твердышев, были старообрядцами, хотя никогда открыто не демонстрировали неприятия официальной церкви. Они вели

вполне светскую жизнь, но их жёны были ревностными хранителями старой веры, они почти не выходили из дома, вели затворнический образ жизни.

Если учесть, что раскол Русской Православной церкви произошёл в 1652 г., а первые крестьяне-переселенцы появились на Урале в 1750 годах (Симский железоделательный завод был построен в 1761 г., а Миньярский – в 1764 г.), то можно сделать вывод, что старообрядчество на Южный Урал пришло вместе с переселенцами. Кроме того, через Южный Урал пролегал путь в Сибирь и на Дальний Восток беглых староверов, скрывающихся от властей.

Многие оставались здесь, организовывали скиты в труднодоступных местах (оз. Тургояк, Игнатьевская пещера и др.)

Как и на всём горнозаводском Урале, старообрядцы составляли 1/3 населения нашего района, были среди них и купцы – заводчики (Мясников, Твердышев), и мещане, но основную массу составляли крестьяне – около 63,7%.

Как нам удалось выяснить, на территории нашего района жили в основном старообрядцы-поморцы (беспоповцы), но встречались и «австрийцы», и часовенные, и «дырники», но их было сравнительно меньше . Поэтому и в наше время старообрядцы Ашинского района  - это, в основном, представители поморского согласия.

И.Бекетова.

Ещё в начале ХХ в. г. Миньяре, Симе, в селе Биянка были молельные дома. Из интервью с миньярскими и симскими староверами (Скарлыгина С.С., Шалупова Ксения Андреевна), со старожилами села Биянка нам удалось выяснить,

что своеобразным центром старообрядчества в нашем районе в 20-60 годы ХХ в. был хутор Шалуповка. Он располагался в живописном месте около пруда между селом Муратовка и станцией Кропачово.

Вначале там поселился старообрядец Н. Шалупов с семьёй. После раскулачивания в 1932 г. туда перебралась старообрядческая семья Федосовых из села Биянка. До раскулачивания эта семья, глубоко верующая, многодетная ( 3 сына и 2 дочери) основала старообрядческую общину в селе Биянка. Глава семьи, Федосов Иван Мирколаевич,  был старшим в общине. До середины ХХ в.  старообрядческая община села Биянка была многочисленной и крепкой в своей вере. Её составляли семьи Кузьмы Корякова (11 детей), Кащеева Митрофана Маркелыча, семья Шманиных, Сергеевых  и т.д. В годы советской власти моления проводились на мельнице у Федосовых тайно. Семьи были очень трудолюбивые, жили своим хозяйством, зачастую держали пчёл, работали в леспромхозе. Все строго

придерживались обычаев и традиций старой веры, держали пост, совершали молебны. Многие семьи были полностью старообрядческие, но были и смешанные

браки( одни из супругов – старообрядец, а другой – мирской). Браки эти не приветствовались, но если молодые люди любили друг друга, им разрешали венчаться при условии, что супруг(а) перейдёт в старообрядческую веру. Для совершения обрядов крещения, венчания, погребения, исповеди привозили наставника с хутора Шалуповки. В настоящее время в селе Биянка

старообрядческой общины нет. Старые люди умерли, молодёжь разъехалась.

Только Сергеев Михаил Григорьевич по-прежнему живёт в Биянке и является хранителем старой веры.

Как нам удалось выяснить, в г. Аше и Миньяре староверов почти не осталось.

Так, в Миньяре – две пожилые женщины Скарлыгина С.С. и Кудейко М. В.. Они принадлежат к старообрядцам - поморцам, но крепостью веры не отличаются, знают несколько молитв, крестятся двумя перстами, но посты полностью не держат, на моления не ходят. К наставнику ездят в г. Сим в особых случаях (на исповедь, на отпевание). О том, что на территории Миньяра проживали поморцы, свидетельствуют находки медных крестов и складней. Нам удалось выяснить, что они соответствуют традициям  старообрядцев-поморцев.

Так же и в Аше нет старообрядческой общины, старушки молятся дома, по возможности придерживаются старых обычаев и традиций.

Г. Сим в настоящее время – это центр старообрядчества нашего района. Нам удалось взять интервью у Шалуповой Ксении Андреевны, которая в настоящее время является наставницей  старообрядческой общины г. Сима.

IV. Интервью с Шалуповой Ксенией Андреевной

-Ксения Андреевна, расскажите, давно ли существует старообрядческая община г. Сим, какого она согласия и в чём особенности этого согласия?

 - Наша община относится к поморскому согласию. Мы беспоповцы. Особенности поморского согласия базируются на тезисе о том, что Антихрист уже пришёл в мир и духовно царствует в русской церкви со времён патриаршества Никона. С этого времени нет истинных таинств и истинного священства. Начало поморскому согласию в русском старообрядчестве было положено Выговским общежительством, основанным в 1694 г. Поморье во 2 половине XVII в. было одним из центров оппозиции реформам Никона. Основателями Выговского общежительства были монахи Соловецкого монастыря. Поморское согласие было очень распространенным на Урале. До недавнего времени очень большая поморская община была в г.Златоусте. Но сейчас поморцев там очень мало, старые умерли, а молодые не придерживаются нашей веры.

В Симе община образовалась давно. Раньше была молельня, но в годы советской власти её разрушили. Мы собирались молиться тайно дома. Наша община образовалась в середине ХХ в., когда мои родители переехали жить с хутора Шалуповка в Сим, это было в 60-ые годы. Мой отец, Андрей Сергеевич Шалупов, был организатором общины.

 - Сколько человек в вашей общине, какого возраста, пола?

 - Вообще в Симе около 150 старообрядцев – поморцев, но в общине состоят всего 15 человек. Это очень верующие люди, которые придерживаются всех обычаев. В

основном это женщины в возрасте старше 60 лет. Одна только 30 лет. Мы

собираемся на моления. Остальные старообрядцы молятся дома. К нам приходят на исповеди, на обряд погребения, отпевания.

 - Молодёжь на моления приходит? Приходится ли крестить детей?

 - Нет, к сожалению, молодежь к нам не идёт. Слишком строгая у нас вера: нельзя стричь волосы, брить бороду, одеваться нужно по-особенному: нельзя носить брюки, короткие юбки, голову нужно покрывать платком, нельзя пользоваться косметикой, есть в общественных местах. Очень строго насчёт спиртного: в праздники разрешается выпить виноградного вина или водки, но немного. « Вино сердце человеку веселит»,- сказано в Писании. Ни в коем случае нельзя курить. Да и сама вера у нас тяжёлая: и богослужения длинные, и посты строгие.

В условиях современного города воспитывать ребёнка в древних традициях совсем непросто. Если бы община жила обособленно, можно было бы и школу организовать. А в миру соблазнов для молодёжи много.

 - Расскажите, пожалуйста, какие обычаи и традиции вы сохраняете?

 - Всю жизнь молитва и работа – главные составляющие жизни старообрядцев. Молимся и вслух, и творим молитву в душе. Каждый день начинаем с молитвы, зажигаем лампадку у лика святого, и, перебирая лестовку, молимся «О всех и за вся». Молимся большой начал (15-20минут).Вечером, после трудов праведных, не ложимся спать, пока не поблагодарим Бога за прожитый день. Соблюдаем 4 поста:

Великий (с 5 или 6 марта по 23 апреля)

Летний (с14 августа по 15 сентября)

Петров (зависит, сколько дней от Пасхи длится мясоед)

Рождественский ( с 27 ноября по 1 января)

Особенно тяжёлый Великий пост, но ради умерщвления плоти и укрепления духа очень полезен.

- А какую роль играет старший в вашей общине?

- Старшего избирает община, ему все беспрекословно подчиняются. Он выполняет все службы, исповедует, отпевает. К, сожалению, никто сейчас не венчается и не крестит детей, но когда был жив отец, приходилось это делать. У старообрядцев только нельзя причащаться, т.к. не признают священников, а все остальные таинства, как у никонианцев.  Нам нельзя пользоваться одной посудой с мирскими, поэтому мы не посещаем места общественного

питания. В доме у каждого старообрядца есть посуда для мирских. Есть из одной посуды с ними не положено. У нас принято привечать всех путников и нищих.. У членов общины нет телевизоров, магнитофонов, радио, но некоторыми благами цивилизации  пользуемся – есть телефон, даже мобильный, стиральные машины и др. Это разрешено.  Членам общины не разрешается иметь некоторые профессии. Например, нельзя увлекаться танцами, быть клубным работником, барменом.  Если строго соблюдать традиции, то и к мещанской помощи обращаться нельзя, но это не получается. В воскресенья ни в коем случае нельзя работать, седьмой день надо

обязательно посвятить Богу.

- Ксения Андреевна, где проходят ваши моления? 

-  Собираемся у кого-нибудь из членов общины. Молельного дома нет, чаще

молимся и поём в частных домах, т. к. в казённых квартирах слышимость хорошая,

соседям может не понравиться,  да и из соседних квартир может слышаться музыка, а это мешает истинной молитве. Вместе собираемся на молитвы по воскресеньям и на праздники, а в остальные дни молимся у себя дома. И старые, и те, кто помоложе, кладут земные поклоны, как и положено, а не поясные, как никонианцы. В каждом старообрядческом доме существуют отдельные молитвенники, «Новый завет», написанный на старославянском языке, иконы. Иконы наши отличаются от никонианских. Они обязательно старые – ХVIII – ХIХ вв., написанные на дереве, все символы старой веры должны были изображены на них.

- Ксения Андреевна, есть ли в Симе представители других старообрядческих согласий?

- Есть. Знаю трёх часовенных и одного «австрийца» - Никифора. У них  совсем другая вера: Никифор-поповец. Я беседовала с ними, они просились молиться с нами, но община не согласилась. Также предлагали нам объединиться с новокрестцами, но мы тоже отказались от этого, хотим сохранить чистыми наши традиции, жить так, как жили наши отцы, не мешать нашу веру с другой.

- К.А., расскажите подробнее о каких-нибудь обычаях  старообрядцев, отличных от  православных традиций.

- Различия есть. Например, по иному отпевают покойника, кладут его ногами не к двери, а в передний угол. Перед тем, как опустить в могилу, трижды посолонь обносят гроб вокруг могилы. И песнопения у нас другие, поют не на один голос,  а на восемь голосов. Поэтому на отпевание усопших мы идём обязательно

ввосьмером. Мы не признаём новых святых, только древних. У нас очень интересный свадебный обряд. Особое значение приобретало благословение родителей, а также односельчан.

 - К. А., старообрядцев становится очень мало. В нашем районе их не наберётся и 200 человек. Молодёжи, детей совсем нет. Что же, придёт время, и старообрядчество исчезнет?

-  Да, об этом и в Священном Писании  говорится,  что истинной веры не будет. Антихрист сошёл на землю. Но в Уфе, в Москве, в Самаре старообрядцев много. Есть и дети, и молодёжь. Есть даже монастыри и воскресные школы, а вот у нас…

Во время интервью иконостас в доме Ксении Андреевны был завешан занавеской. Может случайно, а может хозяйка не захотела показывать мирским свои святыни. Ведь и на встречу с нами она согласилась только при условии, что мы не будем ни фотографировать, ни снимать на камеру, ни записывать. И ещё при нас начали собираться в её квартире женщины. Видимо пришло время воскресной молитвы.

V. Заключение

«Староверы! – вечно гонимые, вечно ссыльные…» - так Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» характеризует старообрядцев. Потомков тех, кто в 1653 г. не принял изменений, внесённых патриархом Никоном. Для кого-то староверы – это уже древняя история. А ведь они живут сейчас рядом с нами, соблюдая традиции и обычаи предков.

Заканчивая работу, можно сказать, что мы решили поставленные задачи:  рассмотрели вопрос о старообрядцах Южного Урала и Ашинского района в частности. В ходе работы была изучена масса литературы.

Особо хочется отметить интервью с нашими староверами, которые оказались душевными и чуткими людьми. Общение с ними помогло нам не только в плане сбора информации, но было очень интере5сно и познавательно встретиться с такими необычными людьми.

Эта работа многому нас научила: работе с источниками, оформлению материалов, умению брать интервью, коммуникабельности.

Реализована цель работы –.правдиво освещены вопросы о местных староверах.

Вывод: Симская община характеризуется как поморское согласие беспоповского толка.

На следующий год я планирую продолжить работу над темой: изучить обряды старообрядцев различных согласий.

Моя работа имеет практическое значение: она может быть использована на уроках истории и обществознания, в работе краеведческого кружка, служить  материалом для краеведческого музея. Кроме того, можно рассчитывать, что она будет способствовать воспитанию толерантного сознания детей и взрослых.

VI. Библиография

Алеврас, Н.Н., Конючинко, А.И. История Урала ХI-ХVIII вв.- Южноуральское книжное издательство. Челябинск. 2000 г.

Байдин, В.И. Старообрядчество Урала и самодержавие (конец  XVIII – середина ХIХ вв.). - Свердловск, 1983 г.

Вестник Челябинского университета. Серия 1. История 1./1998 г. Челябинск. Издательский дом Обухова.

Возвращение к истокам. - Миасс. 1999 г.

Журнал «Самарское староверие». ст. В.И. Столбинова «Древнеправославные традиции». 2005 г.

«История СССР с древнейших времён до наших дней», т. з.,  М 1967 г.

Кто есть кто в этом мире» - энциклопедический справочник, М. 2004 г.

   8.    Муравьёв, А.Н. История российской церкви. – М., 2002. – 512 с.

 Никольский, Н.М. История русской церкви.- Москва. 1985 г.

 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий» Екатеринбург 2000 г. Издательство Уральского государственного университета. Ред. И.В. Починская

   11.    Православная энциклопедия. – М., 2002. – 752с.

VII. Приложение

1. Таблица согласий


                                          Согласия





                        Поповцы                Беспоповцы





                           



Русская православная                Беглопоповцы



Старообрядческая церковь







Московская        Белокриницкая



метрополия           митрополия


2. Согласия беспоповцев


        Беспоповцы









                    По месту основания                                                                                  От особенностей учения                                                



                                                                                   По имени основателя



                                                             



                                                                     Аристовщина     Викуловщина           Дырники    Медальщики        



Ветковское                Поморское



согласие                        согласие        другие        Неплательщики  другие        Странники



        Рябиновщина


 3. Сравнительная таблица «Различия в обрядах и священном писании до и после Раскола» 

До реформы

После реформы

Крестились 2 пальцами 

Крестились 3 пальцами

Исус 

Иисус

Пели «аллилуйя» 2 раза 

Пели «аллилуйя» 3 раза

Земной поклон

Поясной поклон

Наступил 

Попрал

Девица 

Дева

Движение во время крестного хода вокруг алтаря по солнцу…

 Движение во время крестного хода вокруг алтаря против солнца…

4. Численность поморцев в Челябинской области


Губерния


Общее количество старообрядцев


Количество поморцев


Доля поморцев от общего числа старообрядцев.

Оренбургская

23 198

10 410

44,0

Пермская

112 354

10 509

8,9

Тобольская

33 084

7 810

24,0

5. Численность старообрядцев  г. Челябинска.

Года

1863

1894

1901

1911

Численность

в млн.

287

171

706

1893

6 . Социальный состав староверов-уральцев.

Сословия

Процентное соотношение сословий

Крестьяне

63,7%

Мещане

31,6%

Казаки

1,7%

Купцы

3%

        

7. Численность старообрядцев

Год

Численность

Источник


1853 г.


В Оренбургской губернии более 466 тыс. староверов. ( 32 тыс. в Уральской области)


Чернавский Н. «Оренбургская епархия в прошедшем и настоящем. Оренбург. 1902 г.

1860 г.

Более 64,3 тыс. человек в Уральской области

Пругавин А.С.. Старообрядчество во 2 половине ХIХ в.,1904 г

1897 г.

В Оренбургской и Уфимской губерниях – 38069 староверов / 3% от всего населения. На Уральских заводах – 5875 (от всего населения)

Статистический комитет Министерства внутренних дел, 1901 г.

Начало ХХ в.

Количество старообрядцев увеличилось вдвое – около 74138 чел.

8. . Таблица современных общин старообрядчества Челябинской области.

Община

Дата создания

Адрес

Родоначальники

Община Старообрядческой Русской Православной Церкви Миасса

6.04.92 

Миасс, ул.Березовская,90

Елисеев Б.М.

Религиозная организация православного христианского старообрядческого вероисповедания “Челябинская старообрядческая поморская община”

18.05.2000

454048, Челябинск, ул.Волгоградская, 26

Дружинина Ф.П.

Челябинская городская старообрядческая община Русской Старообрядческой православной Церкви

17.08.94 

454048, Челябинск, ул.Энгельса,38-52

Коростелева Н.Т.

Магнитогорская старообрядческая община Русской Древлеправославной Поморской Церкви (беспоповцы)

1.11.94 

Магнитогорск, пос.Некрасова, ул.Одесская,12

Соколова А.Е.

трансформация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...