Народные промыслы Тверского края
план-конспект урока краеведения (9 класс) по теме
мероприятие посвящено истории народных промыслов Тверского края с использованием местного краеведческого материала. Данную разработку можно использовать как музейный урок, классный час или как один из уроков в курсе исторического краеведения в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_tverskogo_kraya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные промыслы Тверского края
Цель: познакомить с историей развития промыслов края; дать представление о народных промыслах Старицкого района и села Берново; обобщить знания учащихся о видах народных промыслов тверского края; воспитывать уважение к народной культуре, чувство гордости за своих предков.
Оборудование: выставка ремесленных изделий из экспозиции школьного музея и домашних коллекций; раздаточные материалы о тверских промыслах; карточки для проверки знаний; иллюстративный ряд (через проектор); частушки и песня «Пряха» в исполнении учащихся; сообщения учащихся по промыслам Старицкого района.
Словарь урока: коклюшки, рубель, ендова, крашенинник
Эпиграф урока: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит»
Ход занятия:
- Актуализация знаний.
Звучат частушки:
- Мы Берновские ребята, 5. Моя прялка не прядет,
Интересно мы живем, Колесо не вертится.
Про народные ремесла Что-то милый не идет,
Вам частушки пропоем. Видно, долго сердится.
- Дайте лен, дайте лен, 6. Шила, шила сарафан -
49 веретен. Исколола пальчики.
Стану прясть – попрядывать, А надела сарафан -
На дружка поглядывать. За мной гурьбою мальчики.
- Шила милому кисет, 7. Сидит заяц на осине,
Вышла рукавица. Плетет лапти косяком,
Посмотри, мой дорогой, Чтобы наши ягодники
Какая мастерица. Не ходили босяком.
- Не стругает мой рубанок, 8. Мы не все частушки спели,
Не пилит моя пила, Знаем много их еще.
Ко мне милка не приходит, Приходите в гости снова,
И работа не мила. Мы другие вам споем.
Учитель:
- Как вы думаете, каким образом связаны между собой частушки и тема нашего занятия? (в частушках речь идет о занятиях людей, а тема – «Промыслы»)
- Что такое «промыслы»? (хозяйственные занятия крестьян, не связанные с с/х производством)
- Как вы думаете, почему крестьяне в 18- 19 веках стали активно заниматься промыслами? Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф урока будет пословица: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит»
(Малоземелье, плохие почвы, низкая урожайность, высокие налоги с крестьян и горожан, следовательно – невозможность прокормить свою семью только с/х).
- Крестьяне всех уездов занимались промыслами. Но были в общей массе такие мастеровые, что слава о них гремела по всей губернии, а то и по России. Даже у многих уездов Тверского края было свое «лицо», своя промысловая слава.
Задание: Назовите, какие промыслы процветали в городах нашего края. Приколите свой значок на карту области. (Учащиеся по очереди называют специализацию в уездах Тверского края и прикалывают к карте флажок с названием промысла).
- Вы получили листочки. На них вы напишите в левой части – что уже знаете о промыслах, а в правой части – по ходу работы на уроке – что узнали нового.
Что уже знаете о тверских промыслах | Что узнали нового о тверских промыслах |
- Постановка задачи.
Учитель:
- В нашей школе создан музей. Одна из его экспозиций посвящена народной культуре – истории, быту наших предков, ценностям русской национальной культуры. К таким ценностям относятся и народные ремесла, промыслы: вязание, вышивание, плетение, ткацкое мастерство, резьба по дереву… На сегодняшнем занятии мы должны познакомиться с историей некоторых тверских промыслов и достижениями тверских и старицких мастеров. В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему в нашем крае получили развитие именно эти промыслы? Какое они нашли продолжение в современной жизни края?
3. Основная часть занятия.
Учитель:
- О некоторых ремеслах вы уже слышали, о некоторых имеете лишь общее представление. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах с текстом исследовательской работы и составить свой рассказ по истории развития одного из тверских ремесел.
Работа в парах:
- Резьба и роспись по дереву
- Гончарное мастерство
- Кузнечное мастерство.
- Прядение, вышивание.
- Кружевоплетение.
Учащиеся работают с раздаточными текстами, составляют краткий рассказ о своем промысле.
Представление промысла:
Первая группа.
Приятно рукоделие для глаз - все
Что сперва прочувствовал нутром,
Известнейший в округе плотник Мазов
Изобразил пилой и топором.
Его дома просторны и воздушны,
А если посмотреть издалека,
То облака, как белые подушки,
Лежат легко у самого конька.
И мезонины вышиты узорно,
Как сказочные чудо – теремки.
Любой прохожий в том краю озерном
Узнает почерк мазовской руки.
Рассказ о резьбе и росписи по дереву.
По ходу рассказа показываются слайды с деревянной резьбой: изба с балконом, резные наличники, пряничные доски, рубеля, дуги, шкаф.
Сообщение о деревянном промысле Старицкого уезда и Берновской волости.
Показ слайдов: Старицкие прялки, короба, деревянная посуда.
Обращение к выставке из музейной коллекции: прялка, рубель,
Вторая группа.
Нет, тарелки – не безделки, Глянешь влево, глянешь вправо -
Словно люди – ты взгляни: Вот, торжественность храня,
Есть глубокие тарелки, Величавые, как павы,
Есть и мелкие они. Выплывают из огня…
Рассказ о гончарном мастерстве.
Показ слайдов: умывальник, кувшин и дойник, кубышка, глиняная игрушка.
Сообщение о гончарах Старицкого уезда.
Показ слайдов: кувшин, кубышки. Кувшин с личинами
Обращение к выставке из музейной коллекции: глечик, кувшин, и т.п.
Третья группа.
Рассказ о кузнечном мастерстве.
Показ слайдов: бак, дойник, котел для воды, хомуты.
Сообщение и старицких кузнецах.
Показ слайдов: светцы.
Обращение к выставке из музейной коллекции: кованные гвозди, рукомойник,
Четвертая группа.
Шили девушки золотые ковры,
Шили девушки для Руси дары.
То поют, звенят, не чисты ручьи,
То из золота я узор сплела,
То по бархату разлилась душа…
Рассказ о прядении и вышивании.
Показ слайдов: пояса, полотенца, рубахи, золотошвеи
Обращение к выставке из музейной коллекции: салфетки, рубахи, «дорожки»
Сообщение о красильно – набивном промысле в Старицком уезде.
Показ слайдов: набойные доски, узоры кубовой набойки, скатерть.
Шестая группа.
Окружают меня кружева,
Одуванчик дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном стекле.
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих, сквозных облаках,
В паутинке воздушной, лесной,
В невесомой тени кружевной.
Рассказ о кружевоплетении.
Показ слайдов: цветное кружево, подзоры.
Обращение к выставке из музейной коллекции: кружева, подзоры.
Рассказ жителя д. Воропуни о семейном промысле по изготовлению валенок.
- Обобщение.
- Итак, мы познакомились с ведущими промыслами нашего края. Скажите, а можем ли мы сказать, что промыслы 19 века и сегодня продолжают жить и процветать в среде современной хозяйственной деятельности? (Да. Сапожный промысел Осташкова и Кимр – в обувной фабрике; глиняные изделия в Корчеве – Конаковский фаянсовый завод; золотошвейное мастерство Торжка – золотошвейная фабрика и т.п.)
- А отдельные промыслы по деревням и городам сохранились? Какие? (вышивание, корзиноплетение, резьба и роспись по дереву, ткачество – половики, вязание, валяние валенок, ремонт и пошив сапог,..)
- Ну что же, занятие подошло к концу, давайте проверим, что вы узнали нового по истории и видам тверских промыслов. (проверка заполнения карточек)
Что уже знаете о тверских промыслах | Что узнали нового о тверских промыслах |
- Итог урока.
Дополнительный материал к уроку:
Промыслы Тверского края.
Сырье | Промысел |
Дерево | Резьба по дереву, рубка изб, деревянная посуда, орудия труда, плетение из бересты, ивовых прутьев, лыка |
Белый камень-известняк | Резьба по камню |
Глина | Гончарные изделия, игрушки – свистульки, кирпич. |
Лен | Ткачество, вышивание, кружевоплетение, |
Шерсть овечья | Валяние валенок, вязание |
Железо | Кузнецы, конская сбруя, |
Кожа | Обувь, седла, одежда |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные промыслы Пензенского края
Знакомство с местными промыслами нашего края, история их появления и современное развитие...
Рабочая программа курса "Технология" модуль "Народные обряды и культурные традиции Тверского края"
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и культурных традиций Тверского края. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают об обрядах и культуре Тверского края....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОВОЛЖСКОГО КРАЯ» (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)
Данное внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся конкретных представлений о народных промыслах Ставрополья на Волге. Учащиеся знакомятся с музеем народных промыслов Поволжского кра...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Внеклассное занятие по краеведению "Народные промыслы родного края"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае")
Непрерывная образовательная деятельность "Народная культура и промыслы Пензенского края" (по региональному проекту "Дошкольникам о родном крае"...
Народные промыслы нижегородского края
Ознакомительный материал по народным промыслам Нижегородского края...