разработка урока Великая сибирячка
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме
Урок проводится для учащихся 8 классов в игровой соревновательной форме. Тема урока: «Великая сибирячка» (река Обь).Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми средствами.
Учащиеся проходят 5 станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки. Обобщение проходит с использованием загадок, легенд, викторин, кроссвордов, творческой деятельности учащихся. В конце урока подводятся итоги и рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_velikaya_sibiryachka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие "Великая сибирячка"
Борискина Марина Николаевна
учитель истории МОУ «Ляминская СОШ»
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: урок – путешествие
Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми средствами. (Презентация, слайд 1)
Задачи урока:
- Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах одной из семи чудес Сургутского района – р. Обь.
- Развивающие:
- Развитие навыков описательной речи, овладение приёмами образного мышления
- Развитие умений отбирать необходимый материал, рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные:
- Воспитание любви к малой Родине, чувства гордости и восхищения её красотой, необходимости бережного отношения к природе. (Презентация, слайд 2)
Оборудование урока: карта ХМАО ( физическая и экономическая), лоция путешествия, выставка детских рисунков « Ее величество - Обь».
Урок с применением ИКТ.
Межпредметные связи: история, география, биология, ОБЖ
Ход занятия.
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по великой сибирской реке - Оби.
Его высочество – орел
Его сиятельство – солнце
Ее величество - Обь
II. Актуализация знаний
Наш Сургутский край необычайно красив… Необычайно красив он летом и зимой, ранней весной и золотой осенью. Прекрасны леса, реки и озера, многообразен животный мир. Вся жизнь людей, животных нашего края связаны с водой. Искренне почтительны к реке были наши предки. «Верх тоя же реки великия Оби…» Это из повести «О человеках незнаемых в восточной стране». Просвещенная Европа впервые услышала о ней как о «Великой реце» от посланника австрийского императора, побывавшего в Московии – в тот же год получила известие об открытии Америки Колумбом.
« Обь Великая пала в море в летнюю в раннюю зарю…» Именно так государственно величалась – почтенно – заглавной буквой – сибирская река в первые годы после официального присоединения Сибири к России. И чтобы не забыть величие нашей реки мы отправляемся в путешествие. (Презентация, слайд 3)
Лоция нашего путешествия перед вами. Мы должны остановиться на следующих станциях: историко –географическая, гидрологическая, биологическая, экологическая, безопасная.
Учитывая то, что вы любите соревноваться, параллельно с путешествием будем проводить турнир между командами. Команда Лямин и команда Тромъеган. А так как наша река особенная и протекает по хантыйской земле то на станциях нас встретят духи реки. Они будут смотреть за тем, правильно ли мы ведем себя во время путешествия. Все замечания они занесут в маршрутные листы каждой команде.
- Восприятие учебного материала
Путешествие начинается. Станция « Историко –географическая».
Нас встречает князь Федор Курбский. (Презентация, слайд 4)
- Здравствуйте ребята. Река Обь появилась на русских картах в начале 16 века, после моего похода через Уральские горы. Я исследовал левые притоки Оби и саму реку в верхнем течении, но моя карта была потеряна. И только в петровскую эпоху геодезист Петр Чигатов во время экспедиции «на восток до Беринга» смог нанести на карту всю реку от истока до устья.
А теперь проведем викторину: «Знакомая и незнакомая река»
- Где протекает река Обь? (по Западно - Сибирской равнине)
- Путешествие по реке начинается с ее имени. Существуют множества версий перевода нашей реки. Приведите примеры какие вы знаете? («снежная вода», «бабушка вода» с зырянского; «оби» из-за слияния Катуни и Бия; «вода» с таджикского)
- Исток реки (в горах Алтая, в месте слияния рек Бия и Катуни)
- Устье реки (Обская губа Карское море)
- Длинна реки (с Иртышем -5569 км, без – 3650 км)
Спасибо вам большое, порадовали князя. Желаю вам счастливого пути
Станция «Гидрологическая» (Презентация, слайд 5)
Я – Ас так величают меня коренные жители моих берегов. Я- большая река, мать своих притоков, зимой я засыпаю, чтобы проснуться весной. Я – текущая река прекрасно понимаю язык людей, могу радоваться и сердиться. Обращайтесь ко мне добрым словом и я помогу. И если человек не разгневал меня дурными поступками, ему нечего бояться.
Вам было дано домашнее задание: рассказать о моих правых и левых притоках. Пожалуйста, порадуйте меня. (Ребята рассказывают о реках Сургутского района).
Ведущий: Команды замечательно справились с домашним заданием и нам можно продолжить путешествие до станции « Биологическая».
Махар- Торун: А вот и я ! Что, не ждали?
Ребята: Ой! Кто это? Ой что это?
Махар- Торун: Махар- Торун, я, не узнали что ли ? В детстве по приданию я был проглочен рыбой и в ней я принял облик лягушки. С тех пор я охраняю рыбные запасы. А вы сюда чего явились?
Ведущий: Мы туристы путешествуем по реке Обь и ее притокам, много нового узнали, да и к тебе вот зашли.
Махар- Торун: По реке? Много нового? Это, наверное, очень интересно? А мне можно с вами?
Ведущий: Возьмем ее с собой?
Махар- Торун: Возьмите, я вам «живое серебро» обь – иртышья покажу. (Презентация, слайд 6)
Велика и щедра земля, раскинувшая в среднем течении реки Обь. Вековая тайга щедро одаривает людей древесиной, химическим сырьем, насыщает атмосферу живительным кислородом. Недра богаты нефтью и газом. Обилен и разнообразен животный мир этой земли. Но, пожалуй, самое уникальное богатство этого края – рыба, причем особо ценных видов: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Повсеместно водятся щука, язь, карась, окунь. Места для них тут благодатные: Обь – Иртышский бассейн крупнейший в мире. Море пресной воды и пищи, создают прекрасные условия для нагула рыб.
Ведущий: Ребята, вы уже догадались, что это за живое серебро называется? Махар- Торун: А я хочу проверить, как знают ребята наших рыб (Кроссворд)
1. Эта рыба от осетра отличается меньшими размерами, удлиненным острым носом. (стерлядь)
2. Эта рыба ярко окрашена зеленовато –желтого цвета с ярко красными грудными плавниками. (окунь)
3. Как называются места нереста рыб. (сор)
4. Какая рыба помогла Емеле в исполнении
желаний. (щука)
5.Какая рыба получила название от
слова «линять», т.к. вынутая из
воды. Она сейчас же
меняет окраску. (линь)
1 | с | т | е | р | л | я | д | ь | |||||||||||||||||||
2 | о | к | у | н | ь | ||||||||||||||||||||||
3 | с | о | р | ||||||||||||||||||||||||
4 | щ | у | к | а | |||||||||||||||||||||||
5 | л | и | н | ь |
- Ведущий: Махар- Торун ты доволен ответами ребят?
- Конечно, они смогли разгадать мой кроссворд.
Махар- Торун : А сейчас пусть отгадают загадку:
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Станция «Экологическая» (Презентация, слайд 7)
Культ – отыр (дух водоплавающей птицы): Это кто сюда добрел? Покой мой нарушил. А. это школьники? Ненавижу школьников!
- Они мне всегда пакости делают!
Ведущий : Мы дедушка туристы, по разным местам ходим, вот и на речку забрели. Проведи нас, пожалуйста, через нее!
Культ – отыр: Через речку говорите? А постройте в начале мост знаний и расскажите всем людям о том, как тяжело реке живется сейчас.
Рассказ об экологических проблемах р. Обь. Называют дети.Например:
- загрязнение нефтью (за годы эпопеи р. Обь «проглотила» 250 тыс. тонн нефти)
- гниющая древесина лесоповала
- коммунальные сбросы, бытовые отходы
-кислородное голодание обский «замор» рыб зимой
- исчезновение рыбных запасов и т.д.
Культ – отыр: Спасибо вам. А чтобы меня хоть немного порадовать из тех слов, что я вам сейчас назову, надо составить произведение об охране реки. Внимательно слушайте слова:
Река, вода, рыба, защита, красота, чистота (оценивается правильное и смешное).
Ведущий: Дедушка понравилось!
Культ – отыр: Да, очень. Теперь я вам помогу через речку вас переведу, но будьте осторожны вода таит много опасности.
Станция « Безопасная»( Презентация, слайд 8)
Лух: Ага, попались. Я Лух – дух реки. Я неукротим и неутомим, я тку вечную пряжу движения потока. Где я живу? (в водовороте)
Задание командам:
Составить алгоритм действий если человек попал в полынью (1 команда), начал тонуть в летнее время (2 команда)
- Обобщение знаний.(Презентация, слайд 9)
Ведущий: Но вот и подошло к концу наше путешествие. Много мы встретили на своем пути. И хочется порадовать нашими знаниями нашу реку Обь - великую сибирячку.
- Самая длинная река России
- Самая большая площадь водосбора
- Длинна ее притоков -200 тыс. км и можно 5 раз обернуть ее водами Землю по экватору
- 3 место в России по мощности водотока
- Самая спокойная: 4см на 1 км –средний уклон реки (у Волги -7см, у Енисея -30см)
- Самая рыбная река Сибири (3/4 сибирского улова )
- Самая щедрая по разнообразию рыбных пород (25 видов промысловых рыб)
- Самая трудолюбивая (за год переносит 50 мил. т ила и песка)
- Самая разветвленная в Евразии
- Самое «гнусное» место(35 видов комаров, 8 видов мошек, 7 видов мокрецов, 40 видов слепней)
- Рефлексия (Презентация, слайд 9)
На своих лоциях каждый нарисуйте человечка –моряка, если он улыбается то вам плавание по р. Обь понравилось, если серьезный – то не очень, а если грустит – то вам было скучно и не интересно.
Литература:
- География ХМАО: Учебное пособие для 8-9 классов.- М.: Экопрос, 2000.
- Захаров И.П. Географический словарь Сургутского района – Сургут: Внебюджетный экологический фонд Сургутского района, 1998.
- Никонов Г.И. «Живое серебро» Обь –Иртышья.- Тюмень: Софт – дизайн, 1998.
- Омельчук А.И. Ее величество Обь. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство, 1991
- Энциклопедия ХМАО том 2.- Ханты- Мансийск, 2000.
- www.dic.academis.ru
- www. myfhology.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока Великая сибирячка
Урок проводится для учащихся 8 классов в игровой соревновательной форме. Тема урока: «Великая сибирячка» (река Обь).Цель урока: формирование образа территории средствами игровыми сред...
разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"
Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции"
Методическая разработка "Уроки Великой Российской революции" включает технологическую карту урока и презентацию, разработана на основе ФГОС ООО. Может быть использована в качестве обобщающег...
Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания"
Разработка урока " Великий дар творчества: радость и красота созидания" 8 класс...
История России. разработка урока "Великие битвы ВОВ"
урок систематизации и обобщения знаний обучающихся по: ведущим событиям ВОВ, подвигах, героизму и мужеству Советских людей, цене победы. Подведение итогов исследовательских работ обучающихся по событи...
Разработка урока "Великие умы человечества"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Великие умы человечества" (УМК "Звездный английский", 6 класс). Тип урока: Комплексного применения знаний и умений.Дид...
Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы"
Методическая разработка урока "Великая Отечественная война - цена Победы" предназначена для проведения повторительно-обобщающего контроля в 10 классе....